IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF STUDENT INDEPENDENT WORK BY INTODUCTION OF CLOUD STORAGE TECHNOLOGY


Cite item

Abstract

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF STUDENT INDEPENDENT WORK BY INTRODUCTION OF CLOUD STORAGE TECHNOLOGY

Full Text

В условиях современного информационного общества актуальность проблемы поиска информации постепенно снижается в связи с развитием и распространением сети Интернет. Практически любую информацию сегодня можно получить, введя информационный запрос. В то же время проблема актуальности информации, ее соответствия решению поставленной задачи, наоборот, приобретает большое значение. В связи с отсутствием контроля за информацией, размещаемой в сети Интернет, пользователи зачастую получают неактуальные, устаревшие, противоречивые данные. Эти факторы стоит учитывать и в образовательном процессе в связи с тем, что сеть Интернет становится основным источником дополнительной и вспомогательной информации для студентов. Так, например, большое количество несертифицированной информации в сети Интернет затрудняет самостоятельный поиск студентами необходимого актуального материала, часто вводит их в заблуждения, в конечном итоге снижая результативность самостоятельной работы студента. Стоит отметить, что на сегодняшний день самостоятельная работа студентов практически не подразумевает контроля за уровнем актуальности получаемой информации. В условиях стремительно растущего ритма жизни возрастает и необходимость сокращения времени, затраченного на поиск информации. Если до появления и развития сети Интернет необходимую актуальную информацию студенты могли получить в библиотеке, то сейчас этот источник информации утратил свою привлекательность из-за больших временных затрат на поиск информации. Также не редкость, что в связи с проблемами финансирования учебные библиотеки могут не закупить актуальные издания, что при систематическом повторении приводит учебную базу в неактуальное состояние относительно современных требований. В связи с этим появилась необходимость оптимизации процесса самостоятельного обучения студента с учетом современных особенностей и возможностей информационного общества, а также негативных последствий беспрепятственного распространения неактуальной для образовательных целей информации в сети Интернет. В рассматриваемом вопросе можно выделить ряд противоречий. 1. Списки источников информации для студентов тщательно подбираются, обсуждаются и подготавливаются, но доступ к этим актуальным источникам затруднен в сравнении с более современными для информационного общества ресурсами. 2. Современные источники информации более доступны для студентов, но информация, полученная из них, часто оказывается неактуальной, не соответствующей решению проставленной задачи, что затрудняет процесс обучения студентов, привнося неправильное понимание. 3. В традиционной системе образования предусмотрен определенный объем времени на самостоятельное обучение студентов, но контроль получения знаний в процессе такого обучения затруднен, не имеет критериев оценки, что не позволяет с точностью определить, на каком этапе находится проблема в представлении материала. В связи с этим возникает проблема - существующая система образования в недостаточной степени учитывает управление и контроль информации, самостоятельно получаемой студентами из несертифицированных источников в процессе самостоятельной работы. Исходя из проблемы можно сформулировать цель работы, а именно - повысить производительность труда студентов в процессе самостоятельной работы путем внедрения современных информационных технологий. При этом необходимо повысить степень актуальности получаемой информации, а также повысить уровень контроля за самостоятельно изучаемой информацией. В качестве объекта исследования выступает организация самостоятельной работы студентов, а предметом исследования является процесс управления самостоятельной работой студентов. Можем также сформулировать гипотезу исследования - проведя курс занятий с целью практической проверки облачных хранилищ в системе образования, можно будет оценить дальнейшие тенденции развития этого направления. В ходе исследования результативности самостоятельной работы студентов необходимо решить следующие задачи: - провести эксперимент, основой которого является предоставление лекций, заданий для самостоятельной работы, дополнительной информации студентам в виде электронного хранилища (облачное хранилище) в качестве части учебного процесса; - провести опрос среди студентов, которые участвовали в эксперименте, выявить потребности и предпочтения в процессе получения и обработки информации; - оценить результативность использования облачных хранилищ в процессе самостоятельной работы студентов. В рамках данного исследования был проведен эксперимент среди студентов заочного факультета, обучающихся по специальности 030602 «Связи с общественностью». В силу специфики заочного обучения студенты заочного факультета при работе над домашними заданиями редко используют информационные ресурсы университета, такие как библиотека, и все чаще пользуются информационными ресурсами сети Интернет. В рамках эксперимента со студентами заочного факультета было проведено аудиторное занятие, на котором в традиционном виде была прочитана лекция и предоставлен для выполнения ряд практических заданий, входящих в программу по дисциплине. Ряд заданий был также выдан для самостоятельной работы. Базовая информация, необходимая для самостоятельного выполнения заданий, была подготовлена в электронном виде и размещена на так называемом облачном хранилище от компании Яндекс. Хранилище «Яндекс. Диск» - это своего рода электронное хранилище, доступ к которому предоставляется по «ссылкам». Редактирование файлов в таких хранилищах осуществляется автором, но также доступ к работе над файлами может быть предоставлен другим пользователям [1]. Для работы с облачными сервисами пользователю необходимо техническое устройство, имеющее выход в Интернет (компьютер, ноутбук, мобильное устройство и т. д.). Кроме облачного хранилища есть и более сложные технические системы, но для текущей задачи в их использовании нет необходимости [2; 3; 4; 5; 6]. Возможности облачного хранилища позволяют отследить уникальные данные по взаимодействию студента с учебным материалом: время доступа, общее количество просмотров, количество уникальных скачиваний [7]. На основе этих данных и данных о количестве студентов в группе можно сделать вывод о количестве человек, приступивших к выполнению задания. Подробнее такие возможности рассмотрены в таблице. Возможности при использовании систем облачного хранилища в процессе обучения Предоставляемые возможности Способ использования Плюсы от использования Получение данных об использовании информации Получение информации о том, где и когда студент начал выполнять задание Фактический контроль по каж-дому заданию и времени на его выполнение Контролируемый доступ к разделам информации Предоставление доступа определенным студентам Предоставление разнонаправ-ленных заданий Осуществление вложений Вложение видео, анимации, презентаций, архивов, ска-нированных материалов Предоставление четких и ярких примеров, которые могут пред-ставить информацию в интерак-тивном, понятном виде Отправка сообщения владельцу хранилища Отправка студентом элек-тронного сообщения пре-подавателю при непонят-ной ситуации в процессе выполнения задания Возможность задавать вопросы во внеучебное время В рамках эксперимента был также выявлен уровень взаимодействия студентов с предлагаемой информацией. К каждому заданию для самостоятельной работы была составлена подробная инструкция, размещенная внутри архивированной папки, скачиваемой студентами с облачного хранилища. Помимо базовой информации, необходимой для выполнения задания, внутри содержатся дополнительные материалы (изображения, таблицы, графики, курс лекций, практические материалы). Подобная организация задания для самостоятельной работы позволяет выявить факт взаимодействия студентов с информацией. Не пройдя предлагаемый преподавателем алгоритм действий над заданием (скачать файл, прочитать инструкцию, прочитать задание, прочитать необходимые материалы для выполнения задания, выполнить задание), студенты не смогут выполнить задание правильно. Облачное хранилище также связано с электронной почтой, поэтому любой студент, имеющий электронный почтовый ящик, может связаться с преподавателем и задать конкретный вопрос по выполняемому заданию. В качестве промежуточных результатов эксперимента можно отметить следующие:  возможности ресурса «Яндекс.Диск» позволили отследить тот факт, что архивы с заданием были скачаны всеми студентами опытной группы;  посредством электронной почты преподавателю был задан один вопрос о выполнении задания;  все студенты опытной группы выполнили задание в поставленные сроки;  качество выполнения задания соответствует уровню, изложенному в про-грамме. Для анализа результативности эксперимента среди студентов опытной группы было проведено анкетирование с целью выявить их потребности и предпочтения в процессе получения и обработки информации. Студентам была предложена анонимная анкета, состоящая из 4 закрытых и 4 открытых вопросов. Первый вопрос позволил выявить наиболее удобные каналы коммуникации с преподавателем (рис. 1). Анализируя схему, можно сказать, что для студентов-заочников приоритетным каналом коммуникации являются социальные сети, то есть опосредованное общение с преподавателем в режиме онлайн. Рис. 1. Приоритетные каналы для коммуникации с преподавателем Второй вопрос позволил выявить наиболее актуальные для студентов каналы получения учебной информации (рис. 2). Анализируя схему, можно сказать, что наиболее актуальными для студентов-заочников являются электронные каналы получения учебной информации, живое же общение с преподавателем в формате лекций не представляет большого интереса. Следующие вопросы анкеты относились непосредственно к проведенному эксперименту. Цель вопросов - выяснить степень удобства для студентов работы с облачными хранилищами, а также уровень понятности задания и инструкции к нему. Все параметры получили высокий уровень оценки со стороны студентов, участвующих в эксперименте. Средний балл по оценке студентами удобства системы облачных хранилищ составляет 8,6 из 10. Полученные данные свидетельствуют об актуальности использования облачных хранилищ в процессе самостоятельной работы студентов. Рис. 2. Степень актуальности каналов получения учебной информации Путем анкетирования, однако, было выявлено, что понимание инструкции по выполнению задания представляет определенную сложность для студентов. 10 % студентов испытывали трудности с интерпретацией инструкции. Данная проблема могла возникнуть в результате того, что студенты скачали архив с заданием не напрямую с облачного хранилища, а получили через одногруппников. Результаты проведенного анкетирования показывают, что на данный момент качество инструкции по выполнению задания является главным недостатком в работе при использовании облачных хранилищ, она нуждается в оптимизации. Инструкция - это единый комплекс, которому необходимо уделять особое внимание. Исходя из собранных данных можно сделать вывод о целесообразности внедрения и реализации самостоятельной работы студентов с использованием облачных хранилищ. Рассмотрим актуальность внедрения предлагаемой самостоятельной работы студентов с точки зрения преподавателя. Выделим следующие преимущества: 1. Легкость доступа к информации. Предоставление большего объема информации. 2. Оптимизация учебного процесса, а именно сокращение времени, требуемого для предоставления материала студентам. 3. Восприятие актуальной информации - той информации, которая тщательно подбирается и подготавливается преподавателем. 4. Равномерность восприятия информации студентами. Избегание эффекта информационной перенасыщенности. 5. Возможность переноса лекцией для студентов заочных факультетов в раздел самостоятельной работы и реализации аудиторных занятий в виде практик. 6. Возможность проводить оценку процесса самостоятельного изучения ин-формации, мониторинга работы всех студентов. 7. Возможность сдавать/проверять работы без непосредственного контакта студента и преподавателя. Это минимальный списков преимуществ при реализации облачной системы хранения и обмена информации для образовательного процесса. Но предлагаемая организация самостоятельной работы студентов имеет также и недостатки: 1. Визуализация затруднена в автономном режиме. Создавать отдельный видеоряд для преподаватели будет очень затратно в отношении ресурсов. Но есть предметы, которые невозможно объяснить без непосредственного участия преподавателя. 2. Учебного материала недостаточно для успешного выполнения задания. Необходима подготовка инструкции, которая будет понятна студентам и исключит вероятность ошибки. 3. С одной стороны, может показаться, что такой способ предоставления информации лишает студентов возможности осуществлять ее поиск самостоятельно. Но необходимо понимать, что в данном случае студентам предоставляется базовый объем данных, на который должен быть настроен информационный каркас в процессе свободного поиска информации студентами. Уже сегодня мы можем сказать, что использование облачных хранилищ необходимо для оптимизации процесса обучения студентов. Благодаря использованию облачных хранилищ, а также облачных технологий можно реализовать дополнительные элементы контроля, помощь студентам в процессе самостоятельного изучения учебной информации и этапность ее восприятия. К тому же в сравнении с традиционными лекциями увеличивается объем информации, необходимой для правильного выполнения задания. Возможности облачных хранилищ и облачных технологий при внедрении в образование позволят определить, на каком этапе при изучении самостоятельного материала у субъекта профессиональной подготовки возникает проблема. Так, например, можно определить, в какое время студент выполнял задание (утром, днем, за пару часов до занятия). Использование таких систем оставляет студентам свободу в поиске информации и выборе ее источника, так как на самом облаке находится необходимый минимум информации, некая основа для понятия мате-риала. По нашему мнению, такой подход позволит студентам понимать суть работы с информацией из других источников, видеть ее отличия от уже известной им информации, которая по сути является базой для восприятия дальнейших знаний по изучаемому вопросу [8]. Для преподавателей крайне важно развивать навыки использования новых информационных и коммуникационных технологий, чтобы привить студентам умение применять ИКТ на практике. Студентам же необходимо наращивать компетентности в области ИКТ, чтобы активно участвовать в учебном процессе. В современной системе образования применение облачных сервисов необходимо для совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования. Одна из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом его интересов, способностей и потребностей. С этой целью для преподавателей должно быть организовано дистанционное обучение на курсах повышения квалификации. В рамках решения данной проблемы могут быть использованы все модели, применяемые в рамках организации обучения студентов. А именно:  создание учебных групп на базе каждого курса повышения квалификации;  организация календаря учебных задач на курс с возможностью автоматического оповещения группы об их наступлении и последующей отметки об их выполнении;  размещение учебных материалов с возможностью их обновления в текущем файле (внесение дополнений, добавление комментариев к отдельным элементам содержания в случае затруднений при их выполнении у большинства участников группы). В связи с этим кафедрой психологии и педагогики СамГТУ в настоящий момент ведется разработка концепции нового подхода к организации самостоятельной работы студентов с использованием облачных хранилищ.
×

About the authors

Alexandr A. Isaev

Samara State Technical University

Email: alexander.isaev2016@ya.ru

Tatiana M. Plekhanova

Samara State Technical University

Email: politeh@li.ru

References

  1. Инструкция по использованию «Яндекс. Диск» // https://legal.yandex.ru/disk_termsofuse/
  2. Облачные сервисы для современных библиотекарей // http://www.unkniga.ru /bibliotechnology/biblioinnovatoin2/2061-oblachnye-servisy-dlya-sovremennyh-bibliotekarey.html
  3. Официальный сайт облачного сервиса «HipChat» // https://www.hipchat.com/
  4. Официальный сайт облачного сервиса «Microsoft Azure» // http://azure.microsoft.com/ru-ru/
  5. Официальный сайт облачного сервиса «QuestionPoint» // http://www.questionpoint.org/
  6. Официальный сайт облачного сервиса «Sugarsync» // https://www.sugarsync.com/
  7. Ромашова О. «Облачные» технологии в образовании // http://wiki.vspu.ru/workroom/tehnol/index
  8. Тенденции развития облачных хранилищ // http://saas.ru/news/~k-shkol-nym-uchiebnikam-vypustiat-mobil-nyie-onlain-prilozhieniia~1619

Copyright (c) 2015 Isaev A.A., Plekhanova T.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies