information-didactic basis for the formation of common cultural competences of bachelors of technique and technologies by facilities of foreign language


Cite item

Abstract

The article discusses a set of cultural competencies that should be possessed by graduates of the technical University, as well as requirements to the levels of their development. It also presents information-didactic basis for the formation of common cultural competences in the process of teaching students a foreign language, the structure of which contains: a basic textbook for students of engineering and technology in foreign language, package interdisciplinary educational complexes, scientific and popular scientific journals, Internet resources in this subject area. The article gives a short description of a basic textbook, intended for the professional education of English for students of speciality 020201 "Fundamental and applied chemistry", a profile of preparation is "Pharmaceutical chemistry" of the chemical-technological faculty.

Full Text

В результате социально-экономических преобразований в России основным ресурсом становится высококвалифицированный человеческий капитал-специалисты, обладающие такими качествами, как мобильность, конкурентоспособность, умение применять свои знания и навыки в постоянно изменяющихся условиях, способность к самообразованию, коммуникабельность, креативность, самостоятельность, ответственность и решительность.Потребность в инновационном развитии общества приводит к необходимости внесения соответствующих инноваций в процесс подготовки специалистов. Меняющийся социальный контекст учебной деятельности студентов, динамизм процессов глобализации и информатизации требуют пересмотра ценностно-смысловых приоритетов профессионального образования. Креативность и умение учиться становятся наиболее востребованными качествами выпускников технических вузов [1, 2].В этой связи своевременным и актуальным стало принятие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения ФГОС ВПО-3 и 3+, которые уделяют большое внимание формированию у студентов - будущих специалистов - профессиональных и общекультурных компетенций. Этот принципиально новый подход к обучению в вузе ориентирует на формирование таких компетенций у будущих специалистов, которые определяются как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной предметной области. Они должны способствовать социальной мобильности выпускника и его конкурентоспособности.Начальным этапом разработки системы развития и формирования обще- культурных компетенций у студентов технического вуза является обоснование совокупности таких общекультурных компетенций ОК(И), которые могут быть сформированы в процессе их обучения иностранному языку. С этой целью нами были проанализированы состав и содержание общекультурных компетенций, представленных в ФГОС-3 по 15 направлениям подготовки академических и прикладных бакалавров техники и технологий, проводимой в Самарском государственном техническом университете. Интересно отметить, что в образовательных стандартах разных направлений подготовки бакалавров, число общекультурных компетенций различное. Так, в стандарте подготовки бакалавров направления 14.04.00 «Электроэнергетика и электротехника» содержится 9 общекультурных компетенций, по направлению«Нефтегазовое дело» - 9, а по направлению 18.03.01 «Химическая технология» - 7. Естественно, что во всех образовательных стандартах со- держится базовая общекультурная компетенция, которая и определяет цель и ожидаемый результат включения учебной дисциплины «Иностранный язык» в планы подготовки бакалавров. Приведем принятую нами версию дефиниции этой компетенции и присвоим ей индекс ОК(И)-Б: владение иностранным языком для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления иноязычных коммуникаций на профессиональном уровне.Очевидно, что в процессе освоения иностранного языка, у студентов могут быть развиты и сформированы и другие общекультурные компетенции, рассматривая иностранный язык как средство получения и использования за-рубежной научно-технической, культурологической и социально- экономической информации, как средство осуществления межкультурных и иноязычных коммуникаций с зарубежными учеными и специалистами, с деятелями науки и культуры, как средство использования ресурсов глобальной сети Internet в соответствующих областях предметных знаний [3].Мы считаем, что научно-обоснованное закрепление за учебной дисциплиной, в рассматриваемом случае за дисциплиной «Иностранный язык», ответственности за формирование любой, в рассматриваемом случае общекультурной компетенции, должно проводиться на основании нижеследующих трех условий.Дефиниция «компетенция» должна быть лаконичной, четкой, детализирована в действиях, обеспечивающих её реализацию в образовательном процессе и корректное измерение. Поэтому необходимо произвести картирование компетенций (термин «картирование» заимствован у разработчиков образовательных стандартов [4]), то есть нахождение более точной их формулировки, отвечающей вышеперечисленным требованиям.В некоторых компетентностных матрицах бакалавров техники и технологий ответственность за формирование одной конкретной компетенции закреплена за 12-15 и более формирующими её учебными дисциплинами. Однако априори очевидно, что в этом случае весовые коэффициенты большинства из этих дисциплин теоретически будут составлять десятые или сотые доли от общего ресурса сформированности компетенции. А это значит, что численные значения весовых коэффициентов большинства таких дисциплин практически будут лежать внутри зоны ошибок измерения эмпирическими методами (тестирования, анкетирования, контрольных вопросов). Исходя из этого, ответственность за формирование той или иной компетенции не следует возлагать на более, чем 5-7 учебных дисциплин, а в качестве учебных дисциплин использовать лишь такие, которые вносят вклад в формирование компетенции с коэффициентом веса не менее (0,1-0,15).Аксиоматично, что формирование общекультурных компетенций в процессе обучения студентов иностранному языку может быть осуществлено только за счет разработки и использования междисциплинарных дидактических комплексов, то есть за счет содержательной интеграции дисциплины«Иностранный язык» с учебными дисциплинами гуманитарного и социально- экономического циклов.Основное содержание информационно-дидактической базы формирования общекультурных компетенций сосредоточено в соответствующих меж- дисциплинарных дидактических комплексах, синтезированных за счет содержательной интеграции базовой дисциплины «Иностранный язык» с дисциплинами «Культурология» (МДК-1), «Физическая культура» (МДК-2),«История» (МДК-3), «Социология» (МДК-4) и «Экология» (МДК-5) и представленных на рисунке.Междисциплинарные дидактические комплексы хотя и являются локально самостоятельными дидактическими компонентами, но входят в структуру базовой дисциплины как её учебные модули.Культурология Экология МДК1 Физическая культура МДМКД5К5 Учебная дисциплина«Иностранный язык» МДК2 История МДК4 МДК3 СоциологияСостав и структура логических связей междисциплинарных комплексов Содержательный состав модуля МДК-1 составляют следующие дидактические единицы/учебные элементы:знаменитые исторические памятники и архитектурные сооружения мира;гениальные российские писатели и поэты и их выдающиеся произведения;наиболее знаменитые литературные произведения писателей и поэтов зарубежных англоязычных стран.Содержательный состав модуля МДК-2:физическая культура как метод и средство поддержания и укрепления здоровья человека;физиологические и психологические основы физической культуры и здоровья человека;двигательная активность в профессиональной деятельности человека. Состав междисциплинарного дидактического модуля МДК-3:выдающиеся открытия и изобретения в науке и технике (в осваиваемой студентами предметной области);российские ученые, писатели и общественные деятели - лауреаты Нобелевских премий;Самара - вторая столица страны в годы Великой Отечественной войны, самарские Парады Памяти 1941 года.Содержательный состав модуля МДК- 4:социальная среда и социализация личности;экологическая культура как социальное явление;народы, проживающие в Среднем Поволжье, особенности их культуры, обычаев, обрядов. Национальные культурные автономии и центры в Самарской области.В состав модуля МДК-5 входят следующие учебные элементы:глобальные проблемы окружающей среды и устойчивого развития;основы экологического права и профессиональной ответственности за соблюдение экологических норм и правил;социальные институты и организации в сфере экологической безопасности.Междисциплинарные дидактические комплексы связаны между собой, как это видно из рисунка, структурно-логическими связями, которые обеспечивают последовательность и преемственность не только содержания модулей, но и методов их изложения студентам и способов их освоения студентами.Информационно-дидактическая база формирования ОК(И). Основными блоками информации, на базе которых формируются общекультурные компетенции является содержание вузовского курса иностранного языка, который имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом меж- дисциплинарных связей с дисциплинами гуманитарного и социально- экономического циклов. Содержание УМК по дисциплине «Иностранный язык» для специалистов сферы химических технологий по направлениям бакалавриата (020100, 020300, 240100) предполагает применение студентами фоновых технических и социокультурных знаний в освоении иностранного языка, а языковые коммуникативные умения, которые формируются в процессе его изучения, расширяют возможности студентов участвовать в учебно- исследовательской деятельности. Дисциплина «Иностранный язык» представляет базовый этап в общей системе поэтапной подготовки студентов к профессиональной коммуникации на иностранном языке и по цели, содержанию и методам обучения тесно связана с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла. Большое значение в структуре информационно-дидактической базы занимает содержание меж- дисциплинарных дидактических комплексов МДК-1, МДК-2, МДК-3, МДК- 4,МДК-5, рассмотренные нами ранее. Процесс формирования ОК(И) у студентов, обучающихся по химико-технологическим направлениям бакалавриата сопровождается и поддерживается авторским учебным пособием «Chemistry in Medicine». [5].При разработке данного учебного пособия мы опирались на работы своих коллег по кафедре, применяющих в своей педагогической практике креативные технологии. [6, 7, 8].В базовом учебном пособии «Chemistry in Medicine» речь идет не просто о переводе типографских текстов, а о создании совершенно новых дидактических средств. Создание каждого юнита - непростая и творческая работа, требующая от преподавателя не только владения иностранным языком, но и определенных знаний в области специальных предметов.Оно построено на аутентичных текстах и посвящено не только истории развития фармакологии, но и последним достижениям в создании новых лекарственных средств, менее токсичных, с минимум побочных эффектов, а так же проблемам современной фармакологии и их решению.Все упражнения в пособии основываются на текстах. Это не только всем известные упражнения по обучению иностранным языкам, сводимые к операциям заполнения пропусков, перестановки, множественного выбора, удаления лишнего элемента, но и задания, требующие от студента определенных знаний в сфере его будущей деятельности: сравнительные таблицы, анализ различных производственных технологий и т.д. В модуль также включены некоторые игровые задания, кроссворды и тесты для того, чтобы учащиеся могли отвлечься от серьезных упражнений и отдохнуть - всем известно, что игра помогает сделать процесс обучения более привлекательным.Материал и его распределение в курсе обучения перестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, который способствует проявлению творческих возможностей и создает предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.Это лишь малые возможности одного из курсов, которые помогают преподавателю по-новому взглянуть на его задачу и осуществление им учебного процесса. Обсуждая проблемы и принимая решения, обучающийся становится активным участником процесса обучения, он получает и усваивает намного больше информации, связанной непосредственно со сферой его будущей профессиональной деятельности.Итак, представленная в статье система формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза в процессе их обучения иностранному языку находится на стадии её поэтапного внедрения в учебный процесс при подготовке бакалавров по направлениям 020100, 020300, 240100 на химико-технологическом факультете СамГТУ. Однако результаты экспериментальной апробации некоторых структурных звеньев системы (используемой информационно-дидактической базы, реализуемых педагогических технологий) и процесс формирования ряда общекультурных компетенций ОК(И) подтверждают целесообразность её использования. Так, например, проведенный в 2014/2015 учебном году формирующий эксперимент показал следующую динамику роста уровня сформированности компетенции ОК(И)- Б у студентов экспериментальной группы 2-ого курса: на начало учебного года сформированность компетенции на базовом уровне была у 86% студентов, на повышенном уровне - у 14% , в конце учебного года эти соотношения, соответственно стали 73%:27%. Аналогичная картина имеет место и с уровнями сформированности компетенции ОК(И)-1: в начале эксперимента на базовом уровне она составляла 82%, на повышенном - 18%, в конце эксперимента на базовом уровне - 66%,на повышенном - 34%. Таким образом, педагогический эксперимент свидетельствует об эффективности и целесообразности использования представленной в статье информационно-дидактической базы.
×

About the authors

Irina V. Vlasova

Samara State Technical University

Email: elet800@mail.ru
lecturer, Department of Foreign Languages 244 Molodogvardeiskaya str., 443100

Arina V. Banartseva

Samara State Technical University

senior lecturer, Department of Foreign Languages 244 Molodogvardeiskaya str., 443100

References

  1. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 315 с.
  2. Психология и педагогика высшей школы/ Л.Д. Столяренко [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 620 с.
  3. Нестеренко В.М., Ионесов В.И. Человек в системе пространственно-временных связей: проекции и вызовы социокультурной коммуникации. - Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2013. - № 2(20). - С. 142-148.
  4. Борисова Н.В., Азарова Р.Н., Кузов В.Б. Проектирование компетентностно- ориентированных основных образовательных программ как основа качества высшего профессионального образования // Сб. докладов междунар. науч.-практ. конф. «Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии». - МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - С. 59-65.
  5. Банарцева А.В., Власова И.В. Chemistry in Medicine. Учебное пособие. Самара:Самар. гос. техн. ун-т, 2015. - 100 с.
  6. Рожнова Е.А., Симакова С.М. К вопросу об использовании интерактивных форм в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе.- Вестник Самарского государственного технического университета.Серия «Психолого-педагогические науки». - 2013. - № 1(19). - С. 123-129.
  7. Власова И.В. Метод проектов как активная образовательная технология обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013.- № 2(20). - С. 28-33.
  8. Лабзина П.Г. Развитие креативного мышления студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер.Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 63-66.

Copyright (c) 2015 Vlasova I.V., Banartseva A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies