Сетевая форма как инструмент повышения качества образования в условиях цифровизации

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное образовательное сообщество в условиях цифрового мира рассматривает сетевую форму реализации образовательных программ как инструмент повышения качества образования. Сетевая форма реализации образовательных программ как инновационная деятельность в школах — участниках регионального проекта «Современная школа» основана на использовании ресурсов нескольких образовательных организаций с целью устранения дефицитов собственно базовой организации. Сетевая форма позволяет максимально широко использовать материально-технические и инфраструктурные ресурсы, обновленные за счет поставки цифрового оборудования и качественно нового обучения педагогических кадров. В статье обосновывается актуальность внедрения сетевой формы реализации образовательных программ. Представлены результаты ежеквартального мониторинга образовательных организаций, в которых созданы центры образования «Точка роста», реализующие программы цифрового профиля, в том числе с применением сетевой формы и дистанционных образовательных технологий. Предметом исследования является образовательная деятельность школ по реализации программ цифрового профиля, в том числе в сетевой форме. Определены модели реализации образовательных программ в сетевой форме с использованием оборудования центров образования «Точка роста», предложены управленческие решения для повышения качества реализации программ в сетевой форме. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и управленческой практике. Рассматриваемые в статье вопросы являются предметом активного обсуждения в педагогическом сообществе и актуальны в связи с необходимостью искать новые пути повышения качества образования и формы управления качеством и процессом реализации программ в сетевой форме.

Полный текст

Введение

В национальном проекте «Образование» [1] сетевой форме реализации образовательных программ уделено особое внимание. Во-первых, сетевая форма предложена как один из инструментов влияния на качество образования; в мероприятиях федерального проекта «Современная школа» это механизм вовлечения различных организаций в процесс формирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося, в том числе благодаря использованию ресурсов смежных участников образовательной деятельности. Во-вторых, сетевая форма рассматривается как инструмент расширения возможностей образовательной организации и использования ресурсов центров образования «Точка роста» для обучающихся других образовательных организаций, при этом им предоставляется доступ к высокооснащенным местам для освоения программ учебных предметов «Технология», а также для получения дополнительного образования по программам цифровой направленности [2].

Нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность, конкретизируют понятие «сетевая форма» и содержат рекомендации образовательным организациям по ее внедрению [3–5]. Однако до сих пор не выстроены алгоритмы и модели взаимодействия между участниками сетевого сообщества с примерами и шаблонами локальных актов. По данным мониторинговых исследований, проведенных ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» по заказу департамента образования Ярославской области (2019–2020 гг.), существует острая потребность в таких методических документах. Кроме того, необходимо повышение квалификации руководителей центров образования в области современных гуманитарных и цифровых компетенций, в том числе и по направлениям сетевых форм реализации программ цифровой направленности.

1. Обзор литературы

Понятие «сетевая форма» введено в педагогическую практику в связи с принятием в 2012 г. ФЗ-273 «Об образовании» (статья 15) [3], который определяет базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. С 1 июля 2020 г. Федеральным законом № 403-ФЗ введена в действие новая редакция статьи 15 ФЗ-273, в которой обозначена возможность реализации отдельных модулей образовательных программ, что открывает широкие возможности для образовательных организаций, особенно по предмету «Технология» и тем учебным дисциплинам, которые требуют хорошо оснащенных мест ученика и квалифицированных педагогических кадров.

В связи с актуальностью и неразработанностью проблемы реализации программ в сетевой форме был выпущен Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» [6], который утвердил новый порядок. Данные законодательные нормы действуют с 23 сентября 2020 г. В этом документе используется новый термин — «сетевая образовательная программа», под которым понимается образовательная деятельность, осуществляемая по программе, которая реализуется с использованием сетевой формы, и посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы. Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней или направленностей.

Научными разработками в области реализации программ в сетевой форме занимались ведущие ученые: А.В. Золотарева, А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, А.А. Пинский, И.М. Реморенко, А.И. Рожков и др. Были выделены модели сетевого взаимодействия: горизонтальная, вертикальная и смешанная [7–9, 17–19]. Для повышения качества образования необходимо расширение перечня сетевых партнеров, которых в соответствии с актуальными правовыми нормами следует называть организациями — участниками сетевой формы реализации образовательных программ. К ним могут относиться организации общего и дополнительного образования, дошкольные образовательные учреждения, учреждения высшего и среднего профессионального образования и др. Таким образом, организации-участники могут отличаться по организационно-правовой форме, могут быть как российскими, так и иностранными, иметь различную ведомственную подчиненность [6].

Для организации сетевой формы заключают договор, в котором описано взаимодействие организаций и использование ресурсов в целях реализации сетевой образовательной программы [11]. Сетевые образовательные программы направлены на создание образовательного пространства, отвечающего индивидуальным потребностям обучающегося и современным запросам общества. Сетевые образовательные программы обеспечивают условия для организации широкой практики с применением современного цифрового оборудования и использованием ресурсов нескольких организаций для создания нового, уникального продукта [12–16, 20, 21].

В настоящее время сетевая форма реализации образовательных программ для школ не является обязательной: в соответствии с ФЗ-273 она должна применяться образовательными организациями только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения качественного уровня реализации программы. Для школ — участников регионального проекта «Современная школа» такая необходимость прописана в типовом Положении о центрах образования [5], а также предложены показатели реализации проекта, среди которых названы сетевые формы, которые рассматриваются как инструмент влияния на качество образования в области цифровых и гуманитарных компетенций школьников сельских образовательных организаций. Для усиления практической направленности обучения центры образования цифрового и гуманитарного профилей были обеспечены современным оборудованием; для расширения зоны возможных пользователей данного ресурса перед школами была поставлена задача разработки и реализации сетевых образовательных программ совместно с другими образовательными организациями. Важно отметить, что для улучшения качества образования необходимо более детальное изучение проблем реализации программ в сетевой форме.

2. Материалы и методы

Цель исследования — описать опыт реализации образовательных программ цифровой и гуманитарной направленности в сетевой форме в центрах образования «Точка роста» Ярославской области и выделить меры для повышения эффективности взаимодействия образовательных организаций по реализации программ в сетевой форме.

В качестве материала исследования рассматривались результаты мониторинга эффективности деятельности центров образования. Методы исследования — систематизация и обобщение данных.

Ежеквартальный мониторинг включает в себя анализ обязательной для размещения на сайте образовательной организации информации, данные самообследования образовательной организации, данные внешнего выездного аудита школ — участников проекта. Показатели мониторинга соответствовали заданным минимальным значениям из паспорта проекта «Современная школа». Обратим внимание на следующие показатели [2]:

–численность и доля обучающихся 5–9-х классов по предметной области «Технология» на обновленном оборудовании;

–численность и доля обучающихся по предметной области «Информатика» на обновленном оборудовании;

–численность обучающихся, охваченных дополнительными образовательными программами на базе центров «Точка роста» цифрового профиля;

–количество человек, использующих инфраструктуру центра для дистанционного образования;

–численность обучающихся по основным образовательным программам, реализуемым в сетевой форме.

Мониторинг проводился в течение марта–июня 2021 г. в три этапа.

Первый шаг мониторинга — определение на заседании рабочей группы регионального проекта критериев для проведения мониторинга.

Второй шаг — организация и проведение мониторинга. Образовательные организации представляли информацию о фактически достигнутых значениях показателей реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ за 1-й (в марте 2021 г.) и 2-й (в июне 2021 г.) кварталы 2021 г. в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданных в 2020 г.

Третий шаг мониторинга — анализ результатов и выработка предложений по повышению эффективности реализации образовательных программ.

В Ярославской области на 31 марта 2021 г. созданы и функционируют 42 центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 17 муниципальных районах. В сельской местности и малых городах центры образования являются структурными подразделениями школ.

В 100 % образовательных организаций разработана нормативная база, включая Положение о деятельности центра, в котором отражены задачи реализации программ в сетевой форме.

3. Результаты исследования

В результате проведенного мониторинга были получены данные, отражающие реальную картину, фактическое состояние и основные показатели деятельности центров в части обеспечения качества реализации образовательных программ.

Приведем полученные данные (рис. 1).

 

Рис. 1. Данные мониторинга деятельности центров образования «Точка роста» за 1-й и 2-й кварталы 2021 г.

 

Численность детей, обучавшихся по предметной области «Технология» на обновленной материально-технической базе центра «Точка роста», в 1-м квартале 2021 г. составила 3168 человек, а во 2-м — 4857 человек. Данный показатель вырос в связи с плановым решением образовательных организаций ввести в 4-й четверти учебного года (что соответствует 2-му кварталу) изучение разделов «Робототехника и среда конструирования», «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды», «3D-графика и черчение» и др. с использованием современного цифрового оборудования.

Численность детей, обучавшихся по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Информатика» на базе центра «Точка роста», составила в 1-м квартале 2021 г. 5711 человек, во 2-м — 5725 человек.

Дополнительными общеразвивающими программами на обновленной материально-технической базе центра «Точка роста» охвачены 3750 (1-й квартал) и 4485 (2-й квартал) школьников, из них 1616 человек занимались по дополнительным программам цифрового профиля.

Анализ рабочих программ учебных предметов «Технология», «Информатика» и программ дополнительного образования цифрового профиля, размещенных на сайтах образовательных организаций, позволил выделить приоритетные тематические направления. Так, востребованными являются знания и практические навыки в сфере цифровых технологий, робототехники, использования программного обеспечения в различных профессиях. Это определяет предметно-тематическое содержание учебного курса и преобладающие виды активной учебно-познавательной деятельности обучающегося. В указанных программах заложено использование современных методов преподавания, организация проектной деятельности, кейс-методы, работа на современном высокотехнологичном оборудовании, что обеспечивает развитие гибких компетенций у обучающихся.

Образовательная деятельность организована таким образом, чтобы большая часть теоретического материала осваивалась в рамках работы над кейсом. При этом кейсы построены на решении реальных практико-ориентированных задач, включающих в себя различные элементы и технологии (мозговой штурм, дизайн-мышление, латеральное мышление, ТРИЗ и др.), направленные на развитие гибких компетенций у обучающихся.

Использование инфраструктуры центров «Точка роста» для дистанционного образования связано с развитием цифровой культуры пользователей в данных образовательных организациях в период пандемии, общее количество пользователей составило 1356 (в 1-м квартале) и 2488 человек (во 2-м квартале).

Использование современных информационных технологий, средств обучения, учебного оборудования, высокоскоростного Интернета и других ресурсов центра служит повышению уровня качества и доступности образования вне зависимости от местонахождения образовательной организации. Образовательные организации, на базе которых открыты центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», образуют региональную сеть. Это позволило реализовать образовательные программы в сетевой форме для обучающихся других организаций, которыми в 1-м квартале охвачены 1390 человек, а во 2-м квартале — на 694 человека больше.

Договоры о сетевой форме реализации образовательных программ заключены в 14 из 42 школ-респондентов; школами-участниками стали еще 16 образовательных организаций.

На основании данных мониторинга можно выделить две модели реализации программ в сетевой форме в центрах образования «Точка роста». Первая модель — горизонтальная (рис. 2), в которой участниками становятся две равноправные образовательные организации: «школа — школа».

 

Рис. 2. Модель реализации образовательной программы в сетевой форме в муниципальном районе с использованием ресурсов центров образования

 

Объединение образовательных организаций в единую сеть внутри муниципального района образует общую ресурсную базу, что позволяет оптимизировать кадровые, материальные и финансовые ресурсы. Объединение педагогических и управленческих практик стимулирует горизонтальное обучение и профессиональное развитие педагогов. Можно полагать, что школы — участники сети образуют стратегическую коалицию, что обусловлено планированием реализации программ в будущем учебном году (это отметили 16 из 42 респондентов). Отметим, что вопрос финансовых механизмов реализации образовательных программ остается непроработанным. Проблемой является и загруженность базовой организации. Подключение к решению вопроса о реализации программ учебного предмета «Технология» в сетевой форме представителей муниципальных органов исполнительной власти и муниципальных методических служб позволило обеспечить выполнение плановых показателей проекта, а главное — обеспечить доступ к современному цифровому оборудованию обучающимся отдаленных школ муниципального района.

Вторая модель реализации программ в сетевой форме носит смешанный характер: в ней участвуют не только школы, но и организации дополнительного образования, IT-куб, «Кванториум» и организации среднего и высшего профессионального образования (рис. 3).

 

Рис. 3. Смешанная модель реализации образовательной программы в сетевой форме в муниципальном районе с использованием ресурсов центров образования

 

Выстраивание сетевого взаимодействия, а точнее, сетевой формы реализации программ данными участниками обусловлено наличием иного, более продвинутого цифрового оборудования, более квалифицированных специалистов, а также более высокого спроса на их услуги. Отметим, например, заинтересованность Ярославского градостроительного колледжа в услугах «Кванториума» по реализации программ в сфере технологии и информатики. Задача выстраивания индивидуальной образовательной траектории, расширения спектра программ дополнительного образования, а также сопровождения и поддержки детей, проявивших интерес и склонность к получению образования цифровой направленности, может быть решена в рамках второй, смешанной модели. При условии отдаленности потребителя (обучающегося) и организации-участника возможно применение дистанционных образовательных технологий, поскольку налаживание связей с географически дальними организациями (например, школами) сдерживается значительными транспортными затратами, что также влияет на успешность и количество проектов, реализуемых в сетевой форме.

Анализ ответов на вопрос о причинах, которые ограничивают участие школы в сетевой программе, позволил сделать вывод о том, что для устойчивости и эффективности сети центров необходимы: наличие общего, постоянно обновляемого и оперативно пополняемого информационного ресурса; слаженность действий школ-участников, а также выполнение договоренностей. Что касается экономических преимуществ, то нам кажется важным обратить внимание на качественные изменения образовательной среды — расширение информационно-методических и кадровых ресурсов образовательной организации при реализации программ в сетевой форме.

Обсуждение и заключение

Данные мониторинга подтвердили гипотезу о том, что реализация образовательных программ в сетевой форме подразумевает коренную перестройку системы управления образовательной деятельностью, позитивные изменения в отношении восприятия и целей создания новых сущностей — центров образования «Точка роста».

Эффективность взаимодействия образовательных организаций в процессе реализации программ в сетевой форме может быть достигнута путем принятия следующих социально-психологических и организационно-содержательных мер:

–пропаганда идей повышения качества образования, опыта их реализации;

–актуализация проблем ресурсного обеспечения школ, решение которых возможно только при условии интеграции ресурсов нескольких организаций;

–создание условий для самореализации обучающихся, педагогов и других участников образовательных отношений;

–стимулирование педагогических и управленческих кадров к разработке и реализации сетевых образовательных программ;

–постоянное обновление содержания программ с учетом развития внешних партнеров и сети школ;

–формирование современных цифровых компетенций педагога, а также компетенций в сфере использования цифровых и педагогических технологий для трансформации образования;

–внедрение системы горизонтального обучения и наставничества для профессионального развития всего коллектива;

–создание координационного совета и выдвижение специалиста, ответственного за реализацию программ в сетевой форме внутри и вне школы, в муниципальных районах;

–организация самоанализа деятельности и создание внутришкольной системы оценки качества реализации программ в сетевой форме;

–осуществление мониторинга деятельности по реализации программ в сетевой форме, а также контроля ее результатов.

Благодарности: автор выражает благодарность ректору ГАУ ДПО ЯО ИРО А.В. Золотаревой, специалистам ГКУ ЯО «Агентство», управленческим командам школ — участниц регионального проекта «Современная школа».

Acknowledgements: the author expresses her gratitude to the rector of the Institute for the Development of Education A.V. Zolotareva, the specialists of the Agency and the management teams of the schools participating in the regional project «Modern School» from the educational organizations of the Yaroslavl region.

×

Об авторах

Наталья Владимировна Шляхтина

Институт развития образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: shlyakhtinanv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7655-2288
SPIN-код: 1426-4770
Scopus Author ID: 1085896
ResearcherId: AAE-5187-2021

руководитель центра образовательного менеджмента

Россия, Ярославль

Список литературы

  1. Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 18.06.2021).
  2. Паспорт федерального проекта «Современная школа» [Электронный ресурс]. – URL: https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/Современная+школа.pdf/82dc2bf1-04ce-9d57-5f14-6f94d1bce9aa (дата обращения: 18.06.2021).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c (дата обращения: 18.06.2021).
  4. Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339097/ (дата обращения: 18.06.2021).
  5. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02 вн) [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-subektov-rossiiskoi-federatsii-po-voprosam-realizatsii (дата обращения: 18.06.2021).
  6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/ (дата обращения: 01.04.2021).
  7. Захарова М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-formy-setevogo-vzaimodeystviya-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 17.06.2021).
  8. Зуева М.Л. Сетевая модель непрерывного технологического образования: школа, колледж, детский технопарк «Кванториум» // Образовательная панорама: Ярославская область: пространство образовательных возможностей. ГАУДПО ЯО ИРО. – 2019. – № 2 (12). – С. 31–41 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42469283 (дата обращения: 17.06.2021).
  9. Как школе стать эффективной: управление переходом школы в эффективный режим работы: метод. пособие / Под. ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/project/shnor-shnsu/MP_Upravlenie-perekhodom-EHR.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
  10. Каньшин А.Е. Сетевые формы реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2021. – № XVI [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-formy-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-s-ispolzovaniem-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 17.06.2021).
  11. Костылева Е.Д. Применение правовых норм в процессе реализации образовательной деятельности в современных условиях // Дистанционное обучение: методы и приемы: Сборник статей / Отв. ред. И.С. Юхнова. – Н. Новгород, 2020. – С. 120–125 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44521685 (дата обращения: 17.06.2021).
  12. Кузнецов А.С. Сетевое взаимодействие в профессиональной подготовке студентов: организация внеучебной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – № 76 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-v-professionalnoy-podgotovke-studentov-organizatsiya-vneuchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.06.2021).
  13. Ластовкина Д.А. Сетевые взаимодействия в рамках регионального сообщества // Society and Security Insights. – 2021. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-vzaimodeystviya-v-ramkah-regionalnogo-soobschestva (дата обращения: 17.06.2021).
  14. Логинова А.Н., Киселева Т.Г. Сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности // Внешкольник. – 2018. – № 2 (182). – С. 19–23 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34876003 (дата обращения: 17.06.2021).
  15. Логинова А.Н. Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 2 (113). – С. 8–14 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-setevoy-formy-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm (дата обращения: 17.06.2021).
  16. Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // Электронное обучение в непрерывном образовании – 2018: V Международная научно-практическая конференция. – Ульяновск: УГТУ, 2018. – С. 249–256 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35383331 (дата обращения: 17.06.2021).
  17. Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение. Ч. 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2004. – № 4. – С. 39–55.
  18. Реморенко И.М., Рожков А.И. Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ в сфере педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 3–4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-primeneniya-setevoy-formy-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-v-sfere-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.06.2021).
  19. Серафимович И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. – 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 14–26 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37145356 (дата обращения: 17.06.2021).
  20. O’Hara J., Shevlin P., Brown M., Mcnamara G. Educational networks: a key driving force for school development in a time of crisis and change. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. Рр. 2003. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/09/shsconf_ec2020_02003.pdf (accessed June 21, 2021).
  21. O’Hara J., Shevlin P., Brown M., Mcnamara G. Operating educational networks in Northern Ireland: the EQI shaped professional learning network. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. Рр. 2003. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/09/shsconf_ec2020_01003.pdf (accessed June 21, 2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Данные мониторинга деятельности центров образования «Точка роста» за 1-й и 2-й кварталы 2021 г.

Скачать (99KB)
3. Рис. 2. Модель реализации образовательной программы в сетевой форме в муниципальном районе с использованием ресурсов центров образования

Скачать (199KB)
4. Рис. 3. Смешанная модель реализации образовательной программы в сетевой форме в муниципальном районе с использованием ресурсов центров образования

Скачать (232KB)

© Шляхтина Н.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.