Имплицитный эффект в экспериментальном изучении девиантного поведения подростков
- Авторы: Хусаинова С.В.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал)
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 93-102
- Раздел: Психология образования
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/623659
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.8
- ID: 623659
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Девиантное поведение в подростковом возрасте отмечалось родителями, педагогами и философами во все исторические времена, но имело описательный характер. Это социальное явление обрело актуальность для общества в связи с урбанизацией, а стало быть, с высокой плотностью расселения на ограниченной территории. Научное изучение общественно значимого феномена столкнулось с трудностями выявления неочевидных внутренних и средовых мотиваторов, побуждающих субъектов к отклоняющемуся поведению. Психологическая проблема усматривается в выявлении и валидной регистрации неявных факторов, стимулирующих субъекта к социально неодобряемым поступкам. Цель проведенного исследования – экспериментально выявить скрытые переменные, предрасполагающие к снижению отклонений в поведении подростков. Объект изучения – девиантное подростковое поведение. Задача – регистрировать имплицитный эффект, снижающий результат воздействия в коррекционном тренинге. В опытах участвовали 43 волонтера в возрасте 14–15 лет. По наблюдаемым поведенческим признакам они были разделены на две группы: группа лиц с предпосылками девиантного поведения и группа с общественно приемлемым поведением. Для диагностических процедур были подобраны методики Басса – Дарки, Спилбергера – Ханина, В. Зунга и программа коррекции девиантности Г.И. Макартычевой. Достоверность результатов определялась по критериям Манна – Уитни и Вилкоксона, а также вычислялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате у подростков с предпосылками к девиантному поведению зафиксирован имплицитный эффект – фасилитация (эффект Зайонца) в форме повышения тревожности в ситуации групповых коррекционных занятий.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В настоящее время изучению отклоняющегося поведения уделяется большое внимание со стороны российских и зарубежных исследователей. Отмечается рост числа непредсказуемых реакций на воздействия социума: депрессивности, тревожности, агрессивности, враждебности личности.
В ХХ веке государственные службы проводили превентивную работу с подростками, склонными к девиантному поведению. Внимание ученых привлекает современная эпоха, насыщенная событиями, провоцирующими новые формы реактивного поведения молодежи. Узкая направленность на решение частных задач не позволяет исследователям показать системность причинно-следственных связей девиантности в объяснении его сложной социальной природы [1–3].
Обзор литературы
Одно из разрабатываемых направлений – теория психологической безопасности образовательной среды, снижающая риски ее участников. Теория направлена на формирование удовлетворенности личностно-доверительными отношениями, на сохранение психического и социального здоровья в педагогическом взаимодействии [4, 5]. Внесена своя лепта исследователями [6–8], объясняющими поведение субъектов из группы риска, которые манифестируют свою суверенность, нонконформизм, автономию.
Изучение поведенческих паттернов экспериментальным методом требует планирования и контроля переменных, объясняющих поведенческие отклонения. Одни предлагают рассматривать психофизиологическую составляющую отклонений, объясняя их проявления биологическими предпосылками. Другие с позиции психологических факторов определяют природу девиантности с опорой на врожденный интеллект. Также одной из контролируемых переменных признается воспитание детей в неблагополучных семьях. Основной признак его возникновения у подростка – деформация социальных связей. Выявлены и описаны критерии, сепарирующие паттерны девиантности от уголовно наказуемых поступков [9–11]. Обоснованы внутренние детерминанты подростковой девиантности: неразвитый потенциал субъектной регуляции, самоуправления, рефлексии и коррекции своих достижений [12, 13]. Показана мотивационная доминанта подросткового периода, в котором выстраиваются ролевые отношения подчинения-доминирования, возрастные ограничения, морально-нравственные ценности [14].
Таким образом, в настоящее время обозначена особая проблема изучения причин проявления отклоняющегося поведения подростков, состоящая из разных форм незнания, которые могут выступить критериями коррекции в экспериментальном исследовании: недостаточная осведомленность о законодательных, правовых, культурных нормах, о личностных особенностях, психофизиологических возможностях, возрастных кризисах и др.
Стремление практикующих психотренеров получить быстрый ожидаемый коррекционный результат вызывает сомнение, ибо краткосрочный групповой тренинг не углубляется до субъектных паттернов, «консервированных» еще в раннем детстве. Катамнез состояний волонтеров, прошедших тренинг, подтверждает, что они относятся к подобным занятиям как ни к чему не обязывающему времяпрепровождению.
Цель проведенного нами исследования – экспериментально выявить скрытые переменные, предрасполагающие к снижению отклонений в поведении подростков.
Задача – регистрировать имплицитный эффект, снижающий результат воздействия в групповом коррекционном тренинге.
Теоретико-методологическая значимость исследования заключается в развитии концепции междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека [15].
Практическая значимость исследования определена актуальностью изучения девиантного поведения в подростковом возрасте. Полученные результаты могут быть использованы исследователями в области изучения отклонений в поведении: психологами, педагогами-психологами, практиками, проводящими психологическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению.
Материалы и методы
Для изучения изменения переживаний подростков использованы методы анализа, синтеза, интерпретации и теоретического описания результатов. В определении различий результатов экспериментальной и контрольной групп использовался статистический U-критерий Манна – Уитни, Т-критерий Вилкоксона, коэффициент корреляции r Спирмена.
Выборку составили обучающиеся в количестве 43 человек в возрасте 15 лет. Использовались методика изучения агрессии Басса Дарки; методика изучения личностной и ситуативной тревожности Спилбергера – Ханина; методика депрессии В. Зунга в адаптации Т.И. Балашовой [16], программа коррекции девиантного поведения подростков Г.И. Макартычевой [17].
Результаты исследования
Успешная работа с отклонениями в поведении обуславливается методичным сопровождением подростка на протяжении всего времени пребывания его в образовательной организации. Методы коррекции в основном включают в себя индивидуальные консультации, тренинги развития, семейное взаимодействие, императивные меры, создание адаптационного климата в группе.
Важно то, что программа коррекции отклонений в поведении подростков должна быть методологически обоснована. Специалисты, которые будут проводить работу с обучающимися группы риска, должны обладать необходимыми личностными качествами для субъект-субъектного взаимодействия. Кроме того, девиантные отклонения имеют различную природу, что подразумевает индивидуальный подход не только в обучении, но и в групповых занятиях.
Ход эксперимента. В процессе изучения отклоняющегося поведения было проведено экспериментальное исследование, где проводилась работа по снижению агрессии, депрессии и тревожности подростков с выраженными отклонениями в поведении. В эксперименте участвовали 22 подростка, склонных к девиантному поведению, и 21 обычных подростка.
На первом этапе была проведена диагностика отклонений в поведении у групп обычных подростков и у групп склонных к отклонениям в поведении по трем заявленным методикам.
На рис. 1 показано, что физическая и вербальная агрессия, подозрительность и чувство вины выражены в высоких показателях. У подростков, склонных к девиантному поведению, отмечен высокий уровень косвенной агрессии, а также негативизм, обида. Уровень агрессии выше, чем у обычных подростков. Выявлен высокий индекс агрессивности 21,07 ±2,41, что говорит о наличии деструктивных тенденций. Высокий индекс враждебности 8,92±0,99 у склонных к девиантному поведению указывает на реакцию, развивающую у подростка негативные оценки людей.
Рис. 1. Гистограмма средних показателей агрессивного поведения подростков: 1 – физическая агрессия; 2 – косвенная агрессия; 3 – раздражение; 4 – негативизм; 5 – обида; 6 – подозрительность; 7 – вербальная агрессия; 8 – чувство вины
Подростки с девиантным поведением демонстрируют высокий индекс агрессивности, враждебности и тревожности (личностной и ситуативной). Можно констатировать тот факт (рис. 2), что личностная и ситуативная тревожность проявляется в двух группах – обычных и склонных к девиантному поведению. Но у подростков с девиантным поведением уровень личностной и ситуативной тревожности значимо выше.
Рис. 2. Гистограмма показателей тревожности подростков: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты обычных подростков
На рис. 3 показатели депрессии (49,28±0,95) у подростков, склонных к девиантному поведению, указывают на наличие у них сниженного настроения.
Рис. 3. Гистограмма показателей депрессии подростков: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты обычных подростков
Выявлено, что девиантные подростки склонны к физическим нападениям, обиде, косвенной агрессии, подозрительности, негативизму и чувству вины. В конфликтных ситуациях физическая агрессия у склонных к девиантному поведению возрастает. Словесные оскорбления – это следствие непринятия нормативных правил поведения, что проявляется в агрессивном самовыражении, криках и угрозах.
На основании полученных результатов склонных к девиантному поведению выявлены взаимосвязи индекса враждебности, депрессии и личностной тревожности (Кр. Спирмена r = 0,68 при уровне значимости р≤0,05). Выявлено, что при повышении личностной тревожности у одних подростков следует реакция враждебности, у других – повышается уровень депрессии.
На втором этапе была проведена тренинговая программа по уменьшению и коррекции эмоциональных проявлений подростков с отклонением в поведении. Программа включает в себя 9 занятий.
На третьем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика по выявлению результатов программы, направленной на снижение отклонения в поведении подростков. По окончании программы ее участники выполнили контрольные нормативы по методам диагностики, которые проводились перед коррекцией.
С использованием Т-критерия Вилкоксона выявлено снижение по показателям агрессивности, враждебности, кроме подозрительности (личностное качество, которое выражается в мнительности и склонности обвинять за свои опасения другого человека).
Выявлено (рис. 4) снижение негативизма, проявляющееся в понимании социальной нормативности, рефлексивности, физических нападений и обидчивости (р≤0,05).
Рис. 4. Гистограмма агрессивного поведения подростков, склонных к девиантному поведению: 1 – физическая агрессия; 2 – косвенная агрессия; 3 – раздражение; 4 – негативизм; 5 – обида; 6 – подозрительность; 7 – вербальная агрессия; 8 – чувство вины
По окончании программы регистрировалось усиление ситуативной тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению (рис. 5). Сравнительный анализ результатов тревожности у двух групп подростков показал значимые различия (Манна – Уитни U эмп. = 5,5 при значимости р≤0,05).
Рис. 5. Гистограмма тревожности подростков до и после коррекционной программы: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты подростков, не склонных к девиантности
По завершении коррекционной программы [17] изменения диагностических показателей статистически проверены на достоверность по методике В. Зунга и U-критерию Манна – Уитни (Uэмп = 4,5, при р≤0,05). Индикатор позитивного состояния повысился.
В ходе коррекционной программы эксперты вели включенное наблюдение за поведением волонтеров. Отмечено, что подростки с повышенной тревожностью многократно уточняют, с какой целью и для кого нужно выполнять задания, и только после разъяснений включаются в деятельность. В противном случае молча саботируют исполнение.
Выявлено, что задания с неочевидными для них целями вызывают настороженность у девиантных подростков, а нередко и отторжение. Следует учесть, что авторитетами не признанной официально субкультуры общества они инструктированы скрывать свою причастность к сообществу. По его уставу разглашение правил корпорации карается жестоко. Поэтому диагностические процедуры с этой категорией волонтеров требуют осторожности со стороны психологов и постановки в инструкциях камуфлированных целей тестовых заданий. Принцип дифференциации подхода к испытуемому [18] позволяет установить сферу ментального опыта волонтера, а принцип предельности – субъективную проблему, вызывающую его поведенческие отклонения [19]. При системном изучении личности выстраивается не только ее структура. Субъект рассматривается в индивидуальном развитии с учетом влияющих на него средовых и внутренних факторов [20].
Обсуждение и заключение
Для достижения достоверности экспериментальное исследование личности должно системно затрагивать все планы ее развития. В ходе групповой коррекционной работы с девиантными подростками обнаружился скрытый эффект фасилитации (эффект Зайонца) со всеми его характеристиками, что усиливает тревожность волонтера и снижает его индивидуальную результативность.
Экспериментальное исследование указывает на необходимость проведения коррекционных программ по снижению негативных переживаний подростков. Индивидуальная работа с подростками должна затрагивать все уровни развития личности, так как ее успешность зависит от системности планирования работы педагогов-психологов, а это – включение в план коррекционных программ, игр, работы с родителями и учет ведущей позиции образовательной организации для успешного сотрудничества в воспитательном процессе. Сопровождение подростков на всех возрастных ступенях позволит описать психологические особенности их поведения и определит уровень развития обучающихся.
Дальнейшие исследования необходимо направить на изучение тревожности, которую можно рассматривать как маркер развития внутренних переживаний, приводящих к отклонению в поведении.
Об авторах
Светлана Владимировна Хусаинова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал)
Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_husainova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8121-0549
SPIN-код: 4019-9327
Scopus Author ID: 58122706200
ResearcherId: AAE-9508-2019
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Россия, 420039, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Исаева, 12Список литературы
- Dollard J., Miller N.E., Doob L.W., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven, CT, US: Yale University Press, 1939. 228 р.
- Skinner B. Operant Behaviour. History of Foreign Psychology, 30s–60s of the XX century. Moscow, 1986. 85 р.
- Cornell D., Sheras P., Gregory A., Fan X. A Retrospective Study of School Safety Conditions in High Schools Using the Virginia Threat Assessment Guidelines Versus Alternative Approaches. School Psychology Quarterly. 2009. No. 24 (2). Pp. 119–129. doi: 10.1037/a0016182
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, ٢٠٠٢. – 275 с.
- Bradshaw C.P., Waasdorp T.E., Debnam K.J., Johnson S.L. Measuring school climate in high schools: A focus on safety, engagement, and the environment. Journal of School Health. 2014. No. 84 (9). Рp. 593–604. doi: 10.1111/josh.12186
- Гапонова С.А., Девятьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек. Преступление и наказание. – 2020. – Т. 28 (1–4), № 3. – С. 462–463.
- Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2019. – № 25. – С. 149–154.
- Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография. – М.: ИП Петросян, 2022. – 446 с.
- Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О. и др. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций. – М.: МГППУ, 2018. – 112 с.
- Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и право. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 95–109. [Электронный ресурс]. – URL: http://search.proquest.com/docview/204636372?accountid=35419 (дата обращения: 14.10.2023). doi: 10.17759/psylaw.2018080107
- Briere F.N., Pascal S., Dupere V., Janosz M. School Environment and Adolescent Depressive Symptoms: A Multilevel Longitudinal Study. Pediatrics. 2013. No. 131 (3). Рр. 702–708. http://search.proquest.com/docview/204636372?accountid=35419 (accessed July 21, 2023).
- Barnard-Brak L., Paton V.O., Lan W.Y. Self-regulation across time of first-generation online learners. Research in Learning Technology. 2010. No. 18 (1). Рр. 61–70.
- Khusainova S.V., Palekha Y.S. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. Seville, Spain, 2019. Рр. 3670–3675.
- Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / Под ред. О.Н. Истратовой. – Таганрог: Южный федеральный университет, 2015. – 176 с.
- Хусаинова С.В. Концепция междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 5 (154). – С. 244–253.
- Хусаинова С.В. Психодиагностическое и технологическое обеспечение изучения отклоняющегося поведения. – Казань: Изд-во Института педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. – 125 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации. – М. [и др.]: Питер, 2007. – 448 с.
- Хусаинова С.В. Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении человека // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 4 (147). – С. 241–246.
- Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 274 с. (Достижения в психологии).