Имплицитный эффект в экспериментальном изучении девиантного поведения подростков

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Девиантное поведение в подростковом возрасте отмечалось родителями, педагогами и философами во все исторические времена, но имело описательный характер. Это социальное явление обрело актуальность для общества в связи с урбанизацией, а стало быть, с высокой плотностью расселения на ограниченной территории. Научное изучение общественно значимого феномена столкнулось с трудностями выявления неочевидных внутренних и средовых мотиваторов, побуждающих субъектов к отклоняющемуся поведению. Психологическая проблема усматривается в выявлении и валидной регистрации неявных факторов, стимулирующих субъекта к социально неодобряемым поступкам. Цель проведенного исследования – экспериментально выявить скрытые переменные, предрасполагающие к снижению отклонений в поведении подростков. Объект изучения – девиантное подростковое поведение. Задача – регистрировать имплицитный эффект, снижающий результат воздействия в коррекционном тренинге. В опытах участвовали 43 волонтера в возрасте 14–15 лет. По наблюдаемым поведенческим признакам они были разделены на две группы: группа лиц с предпосылками девиантного поведения и группа с общественно приемлемым поведением. Для диагностических процедур были подобраны методики Басса – Дарки, Спилбергера – Ханина, В. Зунга и программа коррекции девиантности Г.И. Макартычевой. Достоверность результатов определялась по критериям Манна – Уитни и Вилкоксона, а также вычислялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате у подростков с предпосылками к девиантному поведению зафиксирован имплицитный эффект – фасилитация (эффект Зайонца) в форме повышения тревожности в ситуации групповых коррекционных занятий.

Полный текст

Введение

В настоящее время изучению отклоняющегося поведения уделяется большое внимание со стороны российских и зарубежных исследователей. Отмечается рост числа непредсказуемых реакций на воздействия социума: депрессивности, тревожности, агрессивности, враждебности личности.

В ХХ веке государственные службы проводили превентивную работу с подростками, склонными к девиантному поведению. Внимание ученых привлекает современная эпоха, насыщенная событиями, провоцирующими новые формы реактивного поведения молодежи. Узкая направленность на решение частных задач не позволяет исследователям показать системность причинно-следственных связей девиантности в объяснении его сложной социальной природы [1–3].

Обзор литературы

Одно из разрабатываемых направлений – теория психологической безопасности образовательной среды, снижающая риски ее участников. Теория направлена на формирование удовлетворенности личностно-доверительными отношениями, на сохранение психического и социального здоровья в педагогическом взаимодействии [4, 5]. Внесена своя лепта исследователями [6–8], объясняющими поведение субъектов из группы риска, которые манифестируют свою суверенность, нонконформизм, автономию.

Изучение поведенческих паттернов экспериментальным методом требует планирования и контроля переменных, объясняющих поведенческие отклонения. Одни предлагают рассматривать психофизиологическую составляющую отклонений, объясняя их проявления биологическими предпосылками. Другие с позиции психологических факторов определяют природу девиантности с опорой на врожденный интеллект. Также одной из контролируемых переменных признается воспитание детей в неблагополучных семьях. Основной признак его возникновения у подростка – деформация социальных связей. Выявлены и описаны критерии, сепарирующие паттерны девиантности от уголовно наказуемых поступков [9–11]. Обоснованы внутренние детерминанты подростковой девиантности: неразвитый потенциал субъектной регуляции, самоуправления, рефлексии и коррекции своих достижений [12, 13]. Показана мотивационная доминанта подросткового периода, в котором выстраиваются ролевые отношения подчинения-доминирования, возрастные ограничения, морально-нравственные ценности [14].

Таким образом, в настоящее время обозначена особая проблема изучения причин проявления отклоняющегося поведения подростков, состоящая из разных форм незнания, которые могут выступить критериями коррекции в экспериментальном исследовании: недостаточная осведомленность о законодательных, правовых, культурных нормах, о личностных особенностях, психофизиологических возможностях, возрастных кризисах и др.

Стремление практикующих психотренеров получить быстрый ожидаемый коррекционный результат вызывает сомнение, ибо краткосрочный групповой тренинг не углубляется до субъектных паттернов, «консервированных» еще в раннем детстве. Катамнез состояний волонтеров, прошедших тренинг, подтверждает, что они относятся к подобным занятиям как ни к чему не обязывающему времяпрепровождению.

Цель проведенного нами исследования – экспериментально выявить скрытые переменные, предрасполагающие к снижению отклонений в поведении подростков.

Задача – регистрировать имплицитный эффект, снижающий результат воздействия в групповом коррекционном тренинге.

Теоретико-методологическая значимость исследования заключается в развитии концепции междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека [15].

Практическая значимость исследования определена актуальностью изучения девиантного поведения в подростковом возрасте. Полученные результаты могут быть использованы исследователями в области изучения отклонений в поведении: психологами, педагогами-психологами, практиками, проводящими психологическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению.

Материалы и методы

Для изучения изменения переживаний подростков использованы методы анализа, синтеза, интерпретации и теоретического описания результатов. В определении различий результатов экспериментальной и контрольной групп использовался статистический U-критерий Манна – Уитни, Т-критерий Вилкоксона, коэффициент корреляции r Спирмена.

Выборку составили обучающиеся в количестве 43 человек в возрасте 15 лет. Использовались методика изучения агрессии Басса Дарки; методика изучения личностной и ситуативной тревожности Спилбергера – Ханина; методика депрессии В. Зунга в адаптации Т.И. Балашовой [16], программа коррекции девиантного поведения подростков Г.И. Макартычевой [17].

Результаты исследования

Успешная работа с отклонениями в поведении обуславливается методичным сопровождением подростка на протяжении всего времени пребывания его в образовательной организации. Методы коррекции в основном включают в себя индивидуальные консультации, тренинги развития, семейное взаимодействие, императивные меры, создание адаптационного климата в группе.

Важно то, что программа коррекции отклонений в поведении подростков должна быть методологически обоснована. Специалисты, которые будут проводить работу с обучающимися группы риска, должны обладать необходимыми личностными качествами для субъект-субъектного взаимодействия. Кроме того, девиантные отклонения имеют различную природу, что подразумевает индивидуальный подход не только в обучении, но и в групповых занятиях.

Ход эксперимента. В процессе изучения отклоняющегося поведения было проведено экспериментальное исследование, где проводилась работа по снижению агрессии, депрессии и тревожности подростков с выраженными отклонениями в поведении. В эксперименте участвовали 22 подростка, склонных к девиантному поведению, и 21 обычных подростка.

На первом этапе была проведена диагностика отклонений в поведении у групп обычных подростков и у групп склонных к отклонениям в поведении по трем заявленным методикам.

На рис. 1 показано, что физическая и вербальная агрессия, подозрительность и чувство вины выражены в высоких показателях. У подростков, склонных к девиантному поведению, отмечен высокий уровень косвенной агрессии, а также негативизм, обида. Уровень агрессии выше, чем у обычных подростков. Выявлен высокий индекс агрессивности 21,07 ±2,41, что говорит о наличии деструктивных тенденций. Высокий индекс враждебности 8,92±0,99 у склонных к девиантному поведению указывает на реакцию, развивающую у подростка негативные оценки людей.

 

Рис. 1. Гистограмма средних показателей агрессивного поведения подростков: 1 – физическая агрессия; 2 – косвенная агрессия; 3 – раздражение; 4 – негативизм; 5 – обида; 6 – подозрительность; 7 – вербальная агрессия; 8 – чувство вины

 

Подростки с девиантным поведением демонстрируют высокий индекс агрессивности, враждебности и тревожности (личностной и ситуативной). Можно констатировать тот факт (рис. 2), что личностная и ситуативная тревожность проявляется в двух группах – обычных и склонных к девиантному поведению. Но у подростков с девиантным поведением уровень личностной и ситуативной тревожности значимо выше.

 

Рис. 2. Гистограмма показателей тревожности подростков: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты обычных подростков

 

На рис. 3 показатели депрессии (49,28±0,95) у подростков, склонных к девиантному поведению, указывают на наличие у них сниженного настроения.

 

Рис. 3. Гистограмма показателей депрессии подростков: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты обычных подростков

 

Выявлено, что девиантные подростки склонны к физическим нападениям, обиде, косвенной агрессии, подозрительности, негативизму и чувству вины. В конфликтных ситуациях физическая агрессия у склонных к девиантному поведению возрастает. Словесные оскорбления – это следствие непринятия нормативных правил поведения, что проявляется в агрессивном самовыражении, криках и угрозах.

На основании полученных результатов склонных к девиантному поведению выявлены взаимосвязи индекса враждебности, депрессии и личностной тревожности (Кр. Спирмена r = 0,68 при уровне значимости р≤0,05). Выявлено, что при повышении личностной тревожности у одних подростков следует реакция враждебности, у других – повышается уровень депрессии.

На втором этапе была проведена тренинговая программа по уменьшению и коррекции эмоциональных проявлений подростков с отклонением в поведении. Программа включает в себя 9 занятий.

На третьем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика по выявлению результатов программы, направленной на снижение отклонения в поведении подростков. По окончании программы ее участники выполнили контрольные нормативы по методам диагностики, которые проводились перед коррекцией.

С использованием Т-критерия Вилкоксона выявлено снижение по показателям агрессивности, враждебности, кроме подозрительности (личностное качество, которое выражается в мнительности и склонности обвинять за свои опасения другого человека).

Выявлено (рис. 4) снижение негативизма, проявляющееся в понимании социальной нормативности, рефлексивности, физических нападений и обидчивости (р≤0,05).

 

Рис. 4. Гистограмма агрессивного поведения подростков, склонных к девиантному поведению: 1 – физическая агрессия; 2 – косвенная агрессия; 3 – раздражение; 4 – негативизм; 5 – обида; 6 – подозрительность; 7 – вербальная агрессия; 8 – чувство вины

 

По окончании программы регистрировалось усиление ситуативной тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению (рис. 5). Сравнительный анализ результатов тревожности у двух групп подростков показал значимые различия (Манна – Уитни U эмп. = 5,5 при значимости р≤0,05).

 

Рис. 5. Гистограмма тревожности подростков до и после коррекционной программы: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты подростков, не склонных к девиантности

 

По завершении коррекционной программы [17] изменения диагностических показателей статистически проверены на достоверность по методике В. Зунга и U-критерию Манна – Уитни (Uэмп = 4,5, при р≤0,05). Индикатор позитивного состояния повысился.

В ходе коррекционной программы эксперты вели включенное наблюдение за поведением волонтеров. Отмечено, что подростки с повышенной тревожностью многократно уточняют, с какой целью и для кого нужно выполнять задания, и только после разъяснений включаются в деятельность. В противном случае молча саботируют исполнение.

Выявлено, что задания с неочевидными для них целями вызывают настороженность у девиантных подростков, а нередко и отторжение. Следует учесть, что авторитетами не признанной официально субкультуры общества они инструктированы скрывать свою причастность к сообществу. По его уставу разглашение правил корпорации карается жестоко. Поэтому диагностические процедуры с этой категорией волонтеров требуют осторожности со стороны психологов и постановки в инструкциях камуфлированных целей тестовых заданий. Принцип дифференциации подхода к испытуемому [18] позволяет установить сферу ментального опыта волонтера, а принцип предельности – субъективную проблему, вызывающую его поведенческие отклонения [19]. При системном изучении личности выстраивается не только ее структура. Субъект рассматривается в индивидуальном развитии с учетом влияющих на него средовых и внутренних факторов [20].

Обсуждение и заключение

Для достижения достоверности экспериментальное исследование личности должно системно затрагивать все планы ее развития. В ходе групповой коррекционной работы с девиантными подростками обнаружился скрытый эффект фасилитации (эффект Зайонца) со всеми его характеристиками, что усиливает тревожность волонтера и снижает его индивидуальную результативность.

Экспериментальное исследование указывает на необходимость проведения коррекционных программ по снижению негативных переживаний подростков. Индивидуальная работа с подростками должна затрагивать все уровни развития личности, так как ее успешность зависит от системности планирования работы педагогов-психологов, а это – включение в план коррекционных программ, игр, работы с родителями и учет ведущей позиции образовательной организации для успешного сотрудничества в воспитательном процессе. Сопровождение подростков на всех возрастных ступенях позволит описать психологические особенности их поведения и определит уровень развития обучающихся.

Дальнейшие исследования необходимо направить на изучение тревожности, которую можно рассматривать как маркер развития внутренних переживаний, приводящих к отклонению в поведении.

×

Об авторах

Светлана Владимировна Хусаинова

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал)

Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_husainova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8121-0549
SPIN-код: 4019-9327
Scopus Author ID: 58122706200
ResearcherId: AAE-9508-2019

доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела

Россия, 420039, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Исаева, 12

Список литературы

  1. Dollard J., Miller N.E., Doob L.W., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven, CT, US: Yale University Press, 1939. 228 р.
  2. Skinner B. Operant Behaviour. History of Foreign Psychology, 30s–60s of the XX century. Moscow, 1986. 85 р.
  3. Cornell D., Sheras P., Gregory A., Fan X. A Retrospective Study of School Safety Conditions in High Schools Using the Virginia Threat Assessment Guidelines Versus Alternative Approaches. School Psychology Quarterly. 2009. No. 24 (2). Pp. 119–129. doi: 10.1037/a0016182
  4. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, ٢٠٠٢. – 275 с.
  5. Bradshaw C.P., Waasdorp T.E., Debnam K.J., Johnson S.L. Measuring school climate in high schools: A focus on safety, engagement, and the environment. Journal of School Health. 2014. No. 84 (9). Рp. 593–604. doi: 10.1111/josh.12186
  6. Гапонова С.А., Девятьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек. Преступление и наказание. – 2020. – Т. 28 (1–4), № 3. – С. 462–463.
  7. Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2019. – № 25. – С. 149–154.
  8. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография. – М.: ИП Петросян, 2022. – 446 с.
  9. Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О. и др. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций. – М.: МГППУ, 2018. – 112 с.
  10. Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и право. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 95–109. [Электронный ресурс]. – URL: http://search.proquest.com/docview/204636372?accountid=35419 (дата обращения: 14.10.2023). doi: 10.17759/psylaw.2018080107
  11. Briere F.N., Pascal S., Dupere V., Janosz M. School Environment and Adolescent Depressive Symptoms: A Multilevel Longitudinal Study. Pediatrics. 2013. No. 131 (3). Рр. 702–708. http://search.proquest.com/docview/204636372?accountid=35419 (accessed July 21, 2023).
  12. Barnard-Brak L., Paton V.O., Lan W.Y. Self-regulation across time of first-generation online learners. Research in Learning Technology. 2010. No. 18 (1). Рр. 61–70.
  13. Khusainova S.V., Palekha Y.S. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. Seville, Spain, 2019. Рр. 3670–3675.
  14. Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / Под ред. О.Н. Истратовой. – Таганрог: Южный федеральный университет, 2015. – 176 с.
  15. Хусаинова С.В. Концепция междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 5 (154). – С. 244–253.
  16. Хусаинова С.В. Психодиагностическое и технологическое обеспечение изучения отклоняющегося поведения. – Казань: Изд-во Института педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. – 125 с.
  17. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
  18. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации. – М. [и др.]: Питер, 2007. – 448 с.
  19. Хусаинова С.В. Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении человека // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 4 (147). – С. 241–246.
  20. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 274 с. (Достижения в психологии).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Гистограмма средних показателей агрессивного поведения подростков: 1 – физическая агрессия; 2 – косвенная агрессия; 3 – раздражение; 4 – негативизм; 5 – обида; 6 – подозрительность; 7 – вербальная агрессия; 8 – чувство вины

Скачать (87KB)
3. Рис. 2. Гистограмма показателей тревожности подростков: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты обычных подростков

Скачать (200KB)
4. Рис. 3. Гистограмма показателей депрессии подростков: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты обычных подростков

Скачать (70KB)
5. Рис. 4. Гистограмма агрессивного поведения подростков, склонных к девиантному поведению: 1 – физическая агрессия; 2 – косвенная агрессия; 3 – раздражение; 4 – негативизм; 5 – обида; 6 – подозрительность; 7 – вербальная агрессия; 8 – чувство вины

Скачать (76KB)
6. Рис. 5. Гистограмма тревожности подростков до и после коррекционной программы: 1 – результаты подростков, склонных к девиантному поведению; 2 – результаты подростков, не склонных к девиантности

Скачать (209KB)

© Хусаинова С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах