Особенности развития речи детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Нарушения речевого развития у детей представляют собой междисциплинарную проблему, которая актуальна в настоящее время и требует изучения вероятных факторов риска. Среди причин возникновения патологии речи некоторые исследователи выделяют и способ родоразрешения. В статье приведены данные эмпирического исследования особенностей развития речи у детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения и не имевших при рождении перинатальной патологии. Исследование проводилось на выборке 104 детей раннего возраста, из них 77 детей, рожденных естественным способом, и 27 детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения. В ходе исследования были использованы методы наблюдения, опроса родителей и тестирования детей с использованием методик «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста» (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.) и «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» (адаптированный вариант шкалы KID-R и RCDI -2000). Результаты исследования позволяют сделать вывод от том, что дети, рожденные с помощью операции кесарева сечения, не имеют статистически значимых отличий от детей, рожденных естественным способом, по всему возрастному диапазону. При этом анализ динамики развития речи показал, что в начале раннего возраста имеются качественные различия в развитии активной речи между группами, но концу раннего возраста эти различия нивелируются. Также стоит отметить, что при анализе развития активной речи в каждой группе было выявлено значительное количество детей, имеющих отставание в развитии, что требует дополнительно анализа причин и проведения необходимой коррекционной работы с ними.

Полный текст

Введение

В настоящее время в здравоохранении и перинатальной психологии распространено понятие «современные перинатальные технологии». Данные технологии направлены на создание условий «естественных» родов, способствующих физиологической и психологической адаптации матери и ребенка, полноценному гармоничному развитию детей с момента рождения [1; 2].

При этом в России в среднем по стране 25–30 % родов заканчиваются кесаревым сечением [3]. Показания для операции сейчас расширены в интересах плода. Но причины такой статистики не всегда кроются в медицинской сфере. Все больше женщин выбирают кесарево сечение как наиболее безболезненный и безопасный способ родов [2].

При этом актуальной является проблема раннего выявления нарушений в развитии ребенка, значимость которого связана с возможностью осуществления успешной коррекции отклонений в силу пластичности головного мозга ребенка в раннем возрасте.

Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи ребенка. Развитие речи ребенка включает две формы: понимание речи и активную речь. При этом следует отметить тот факт, что понимание речи предшествует развитию активной речи [4]. В раннем детстве совершенствуется понимание речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Становится возможным рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения – предложения становятся распространенными [5].

Дети обращают особое внимание на слова и выражения, которые наиболее тесно связаны с тем, что они делают и думают в конкретный момент. По этой причине словарный запас, приобретаемый в самом раннем возрасте, весьма своеобразен и отражает темы и переживания повседневной жизни ребенка. Говоря о развитии речи ребенка, исследователи упоминают термин «лексический взрыв». При этом нет единого мнения о данном феномене, сроках его появления и причинах. Те дети, у которых «лексический взрыв» не был отмечен, демонстрируют постепенное развитие речи с множественными мелкими несинхронизированными изменениями [6; 7].

Ученые и практики отмечают, что современные дети начинают говорить в среднем в 2–2,5 года. А одной из причин того, что современные дети раннего возраста испытывают затруднения в речевом общении, является то, что большинство родителей мало общаются с детьми, практически не читают им книг [8]. При этом задержка развития речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативно-социальной сфер. Было выявлено, что для детей с нарушением речи характерен более низкий уровень развития восприятия [9], сформированности основных операций мышления [10], отмечаются трудности восприятия эмоциональных состояний окружающих и адекватного выражения собственных эмоций [11], возникают сложности с социализацией [12]. Нарушения речи у детей представляют собой сложную междисциплинарную проблему, которая не теряет своей актуальности и требует осмысленного поиска вероятных факторов риска.

Обзор литературы

На сегодняшний день накоплен большой объем данных о роли тех или иных факторов в возникновении патологии речи, что позволило объединить выявленные закономерности в следующие группы [13; 14]: отягощенный семейный анамнез, медико-биологические особенности (перинатальные условия; факторы, ослабляющие соматическое здоровье детей; особенности, не изменяющие соматического статуса детей, но имеющие корреляцию с возникновением речевых нарушений (например, леворукость)) и психосоциальные факторы.

В настоящее время большое внимание научного общества уделяется изучению перинатальных факторов, влияющих на развитие речи ребенка. Некоторые эмпирические данные свидетельствуют о том, что преждевременные роды, гипоксия или низкая масса тела могут привести к нарушениям в развитии речи [15; 16]. По данным других исследований было установлено, что факторы риска (низкий вес при рождении, низкий балл по шкале Апгар, неоптимальный возраст матери, наличие врожденных заболеваний, нарушенный срок гестации) чаще наблюдаются у детей с языковыми расстройствами, чем у детей с типичным речевым развитием [17].

Среди перинатальных факторов находит свое место и способ родоразрешения. Так, при ретроспективном анализе А.В. Синельщиковой, Н.Н. Масловой в группу повышенного риска развития речевых расстройств отнесли детей, в перинатальном анамнезе которых достоверно чаще встречались такие факторы, как анемия беременных (р=0,020); недоношенность менее 35 недель (р=0,015); крупный плод (р=0,026); операция кесарева сечения как возможный вариант родоразрешения (р=0,047) [18]. В исследовании Jelena Tešić, Mile Vuković, Mirjana Korlaet, Sofija Vuković (2023) были выявлены наиболее распространенные факторы риска для детей с нарушениями речевого развития, такие как кесарево сечение, прием матерями во время беременности медикаментов, преждевременные роды, асфиксии и инфекции новорожденного [19; 20].

Обзор отечественных и зарубежных исследований показывает, что некоторые авторы относят детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения, к группе риска [21; 22]. У таких детей недостаточно сформированы кинестетическая чувствительность, кинетическая организация движений, правополушарная переработка визуальной информации, внимание, пространственное мышление, речь [5, 23–28]. Однако существуют альтернативные исследования, доказывающие, что рождение путем кесарева сечения слабо связано с более низкими общими когнитивными способностями [29; 30].

Исследования, посвященные изучению механизма повреждающего воздействия кесарева сечения на формирование речи, являются малочисленными, поскольку влияние данной операции на организм ребенка изучено не до конца. Тем не менее основным патогенетическим звеном вполне закономерно признается состояние гипоксии плода [31]. К возникновению гипоксического состояния плода во время проведения операции кесарева сечения могут приводить применение общего наркоза и акушерские травмы.

Известно, что в связи с высокой степенью дифференцировки тканей наиболее уязвимой при недостатке кислорода является нервная система, особенно головной мозг. Логично предположить, что центры речи как филогенетически новые структуры мозга, возникшие в связи с появлением второй сигнальной системы, повреждаются одними из первых, что приводит в дальнейшем к нарушению формирования речевой функции [32]. Такой механизм объясняет появление общего недоразвития речи.

Исследование И.В. Зелениной показало, что у детей в возрасте 7 лет, рожденных с помощью операции кесарева сечения, уровень развития речи ниже, чем у детей, рожденных естественным путем [25].

А.С. Денисенко было проведено исследование детей в возрасте 5–6 лет, по результатам которого было выявлено, что в группе детей с общим недоразвитием речи достоверно чаще встречаются дети, рожденные путем кесарева сечения, чем дети, рожденные естественным способом [33].

В исследованиях Ю.В. Ревякиной, И.В. Ярославцевой, проведенных на детях раннего возраста (2 года 7 месяцев – 3 года), делается вывод, что у ребенка, рожденного с помощью абдоминального способа родоразрешения, пассивный и активный словарь не соответствует возрастной норме. Ребенок задает мало вопросов и редко обращается за помощью к взрослому [5].

В настоящее время в нашей стране отсутствуют актуальные психологические исследования, посвященные данной проблеме. При этом активно растет интерес к ее изучению со стороны специалистов в области акушерства и гинекологии. Публикации последних лет в этой области посвящены в основном самому методу родовспоможения путем кесарева сечения, его последствиям и анестезии. Это еще раз доказывает, что медицинское научное сообщество стремится к развитию медицинских технологий, позволяющих снижать риски различных осложнений при оперативном вмешательстве.

На наш взгляд, в контексте психического развития детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения, важно изучать также речевое развитие детей. В связи с этим нами организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого стало изучение развития речи детей раннего возраста, рожденных с помощью операции кесарева сечения, не имеющих при рождении перинатальной патологии.

Материалы и методы

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: наблюдение, опрос родителей, тестирование детей. Использовались следующие методики:

  1. «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста» (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.) [34]. Это один из первых российских тестов психического развития. В 70-е годы эти авторы впервые в России разработали методы диагностики, тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года. К.Л. Печорой разработан метод количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания. С этой целью методика позволяет выделить 5 групп развития.
  2. «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» (шкалы KID-R и RCDI -2000) предназначена для оценки уровня развития детей раннего возраста, возрастной диапазон от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. Форма проведения – индивидуальная, заполнение родителями вопросника на основе наблюдения за поведением ребенка в естественной жизненной ситуации. Диагностическая методика «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет» является адаптированным вариантом двух диагностических шкал:
– шкала KID – Кентская шкала оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), разработанная группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер;
– шкала RCDI – шкала оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).

Обе шкалы обладают достаточной надежностью и валидностью, информация об этом представлена в научных статьях. Авторы обеих шкал передали АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» права на перевод, адаптацию, стандартизацию и распространение шкал. Сотрудники Института раннего вмешательства в течение 6 лет (1994–2000 гг.) осуществляли работу по адаптации шкал для русскоязычных специалистов и созданию на их основе компьютерной диагностической методики «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет».

Эмпирическое исследование было проведено в 2020–2023 гг. на базе МОУ ДОУ «Детский сад № 23» г. Перми, детской клиники «Медси», детского центра дополнительного образования «Солнышко» г. Перми. Матерям была предоставлена информация о целях и задачах исследования, условиях его проведения, заключалось письменное соглашение для участия в исследовании. Далее психолог проводил диагностику развития ребенка (30–40 минут в зависимости от возраста) в присутствии матери, в это же время им было предложено ответить на вопросы анкет. По окончании процедуры с родителями была проведена консультация по результатам диагностики и предоставлены рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

Были сформированы две группы испытуемых:

  1. Основную группу составили 27 детей, зачатых естественным способом и рожденных с помощью операции кесарева сечения.
  2. Контрольную группу составили 77 детей, зачатых и рожденных естественным способом.

Дети обеих групп рождены в срок от одноплодной беременности и имели при рождении баллы по шкале Апгар не ниже 7, беременность протекала без патологии. Общая выборка при этом составила 104 ребенка. Границы возраста детей обеих групп на момент исследования – 12–36 месяцев. Средний возраст в основной группе – 24,2 месяца, в контрольной группе – 22,6 месяца. Между группами нет существенных отличий по половозрастным и основным социально-демографическим показателям, таким как количество детей в семье, возраст родителей, образование родителей, экономическое положение в семье, язык общения в семье, количество детей, посещающих ясли/детский сад. Такое выравнивание групп было важно для того, чтобы при дальнейшем их сравнительном исследовании исключить влияние этих факторов (табл. 1, 2).

 

Таблица 1. Половозрастные показатели в группах, %

Способ

родоразрешения

Пол ребенка

Возраст ребенка

Девочки

Мальчики

1-й год

(12–14 мес.)

2-й год

(15–24 мес.)

3-й год

(25–36 мес.)

Естественный

49,4

50,6

19,5

35,1

45,5

Кесарево сечение

29,6

70,4

11,1

40,7

48,1

 

Таблица 2. Социально-демографические показатели в группах, %

Способ

родоразрешения

Количество

детей в семье

Экономическое положение семьи

Язык общения

в семье

1

2

3 и более

Хорошее

Среднее

Плохое

Русский

Русский

и другой

Естественный

53,0

31,8

15,1

48,5

51,5

0,0

97,1

2,9

Кесарево сечение

68,2

18,2

13,6

50,0

45,5

4,5

87,5

12,5

 

Среди матерей в исследовании приняли участие 90 человек, из них 22 человека – матери детей из основной группы, 68 человек – матери детей из контрольной группы. Остальные не заполнили анкеты по оценке уровня развития детей, но при этом предоставили согласие на обследование детей психологом. Средний возраст матерей в основной группе – 31,9 лет, в контрольной – 32,9 лет.

В ходе изучения речевого развития детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения, были использованы методы математической статистики. Для оценки частоты встречаемости признаков был применен частотный анализ. Оценка характера распределения производилась с помощью теста Колмогорова – Смирнова. При сравнении средних использовался непараметрический критерий Манна – Уитни. Для определения различий в распределении признаков применялся критерий Фишера.

Результаты исследования

В каждой группе был проанализирован уровень развития активной и пассивной речи (табл. 3, 4). Диагностика уровня развития пассивной речи согласно методике Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт в каждой группе проводилась у детей в возрастном диапазоне с 12 до 29 месяцев, а диагностика развития активной речи – у детей с 15 до 36 месяцев.

 

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа понимания речи у детей

Понимание речи

Частота встречаемости, %

Критерий

Фишера

р,

значимость*

Естественный

способ

Кесарево

сечение

Задержка в развитии на

2 эпикризисных срока

1,6

0,0

0,775

1,0

Задержка в развитии на

1 эпикризисный срок

3,2

0,0

Опережение и

нормальное развитие

95,2

100,0

* Различия значимы, если р ≤ 0,05.

 

Данные результаты показывают, что при оценке уровня развития понимания речи и активной речи не выявлено значимых различий в обеих группах, но при этом около 40 % детей в каждой группе имеют отставание в развитии активной речи.

 

Таблица 4. Результаты сравнительного анализа активной речи у детей

Активная речь

Частота встречаемости, %

Критерий

Фишера

р,

значимость*

Естественный

способ

Кесарево

сечение

Задержка в развитии на

2 эпикризисных срока

3,9

3,7

0,179

1,0

Задержка в развитии на

1 эпикризисный срок

37,7

37,0

Опережение и нормальное

развитие

58,4

59,3

* Различия значимы, если р ≤ 0,05.

 

Для изучения динамики развития речи в рамках исследования был использован метод возрастных срезов: 1-й год (возрастной диапазон с 12 до 14 месяцев), 2-й год (возрастной диапазон с 15 до 24 месяцев), 3-й год (возрастной диапазон с 25 до 36 месяцев) (табл. 5, 6).

 

Таблица 5. Результаты сравнительного анализа развития понимания речи у детей в возрастных срезах

Понимание речи

Частота

встречаемости, %

Критерий

Фишера

р,

значимость*

Естественный

способ

Кесарево

сечение

1 год

(12–14

мес.)

Задержка в развитии на

2 эпикризисных срока

0,0

0,0

  

Задержка в развитии на

1 эпикризисный срок

0,0

0,0

Опережение и

нормальное развитие

100,0

100,0

2 года

(15–24

мес.)

Задержка в развитии на

2 эпикризисных срока

0,0

0,0

0,148

1,0

Задержка в развитии на

1 эпикризисный срок

3,7

0,0

Опережение и нормальное развитие

96,3

100,0

3 года

(25–36

мес.)

Задержка в развитии на

2 эпикризисных срока

5,0

0,0

0,929

1,0

Задержка в развитии на

1 эпикризисный срок

5,0

0,0

Опережение и

нормальное развитие

90,0%

100,0%

*Различия значимы, если р ≤ 0,05.

 

Таблица 6. Результаты сравнительного анализа развития активной речи у детей в возрастных срезах

Активная речь

Частота встречаемости, %

Критерий

Фишера

р,

значимость*

Естественный

способ

Кесарево

сечение

1 год

(12–14

мес.)

Задержка в развитии

на 2 эпикризисных срока

0,0

0,0

0,400

1,0

Задержка в развитии

на 1 эпикризисный срок

46,7

66,7

Опережение и

нормальное развитие

53,3

33,3

2 года

(15–24

мес.)

Задержка в развитии

на 2 эпикризисных срока

0,0

0,0

0,209

0,729

Задержка в развитии

на 1 эпикризисный срок

44,4

36,4

Опережение и

нормальное развитие

55,6

63,6

3 года

(25–36

мес.)

Задержка в развитии

на 2 эпикризисных срока

8,6

7,7

0,229

1,0

Задержка в развитии

на 1 эпикризисный срок

28,6

30,8

Опережение и

нормальное развитие

62,9

61,5

*Различия значимы, если р ≤ 0,05.

 

При анализе данных можно сделать выводы, что значимых различий в динамике развития речи между группами нет. При этом стоит отметить, что в группе детей, рожденных естественным способом, к концу раннего возраста 10 % детей имеют отставание в понимании речи. Что касается активной речи, то динамика развития аналогична в обеих группах и концу раннего возраста процент детей, имеющих отставание в развитии, снижается с 46,7 до 37,2 % в группе естественно рожденных детей и c 66,7 до 38,5 % в группе детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения. При этом стоит отметить, что в начале раннего возраста процент детей, имеющих отставание в развитии активной речи, на 20 % выше в группе рожденных с помощью кесарева сечения, чем в группе рожденных естественным способом.

Далее были проанализированы ответы матерей по оценке уровня развития речи их детей в каждой группе. С помощью непараметрического критерия Манна – Уитни произведено сравнение средних показателей в каждой группе (исследуемые признаки не подчинялись закону нормального распределения). При сравнительном анализе уровня развития речи детей в группах по всему исследуемому возрастному диапазону не было выявлено значимых различий между группами. Данные представлены в табл. 7.

 

Таблица 7. Результаты сравнительного анализа развития речи детей в связи со способом рождения, полученные на основе опроса родителей

Шкала

Среднее значение

Критерий

Манна – Уитни

р, уровень

значимости*

Группа –

естественный

способ

Группа –

кесарево

сечение

Развитие речи

44,4

48,91

673

0,481

*Различия значимы, если р ≤ 0,05.

 

Обсуждение и заключение

Сравнительный анализ результатов диагностики понимания речи и активной речи по всему исследуемому возрастному диапазону не выявил статистически значимых различий между группами. При анализе результатов в возрастных срезах также не было выявлено статистически значимых связей, но в тоже время были выявлены различия на основе качественного анализа. Они проявляются в том, что в начале раннего возраста процент детей, имеющих отставание в развитии активной речи, выше в группе детей, рожденных с помощью кесарева сечения. При анализе ответов родителей средние показатели развития речи по всему исследуемому возрастному диапазону не имеют существенных отличий в группах.

Таким образом, в целом развитие речи детей, рожденных в срок от одноплодной беременности с помощью операции кесарева сечения и имеющих при рождении баллы по шкале Апгар не ниже 7, не имеет статистически значимых отличий от развития речи детей, рожденных естественным способом, по всему возрастному диапазону. При этом анализ динамики развития в группах показал, что в начале раннего возраста имеются качественные различия в развитии активной речи между группами, а концу раннего возраста различия между группами нивелируются. Также стоит отметить, что при анализе развития активной речи в обеих группах было выявлено значительное количество детей, имеющих отставание в развитии, что требует дополнительного анализа причин и проведения необходимой коррекционной работы с ними.

В связи с тем, что развитие речи тесно взаимосвязано со всеми психическими процессами (ощущением, восприятием, памятью, вниманием и мышлением), недостатки речевого развития отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Таким образом, мы считаем необходимым в дальнейшем изучить влияние способа родовспоможения на особенности когнитивного и эмоционального развития детей.

×

Об авторах

Екатерина Александровна Бабина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: katushaosa@yandex.ru

аспирант кафедры психологии развития

Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

Светлана Юрьевна Жданова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: svetlanaur@gmail.com

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология развития»

Россия, 614068, Пермь, ул. Букирева, 15

Список литературы

  1. Оленева М.А. Эффективность внедрения современных перинатальных технологий в оптимизации здоровья матерей и новорожденных: дис. ... канд. мед. наук. – М., 2006. – 115 с.
  2. Жданова С.Ю., Бабина Е.А. К вопросу о влиянии перинатального периода на психическое развитие детей раннего возраста // Развитие человека в современном мире. – 2021. – № 2. – С. 22–30.
  3. Сухих Г.Т., Серов В.Н. Сборник тезисов Пленума правления Российского общества акушеров-гинекологов и XIII Регионального научно-образовательного форума «Мать и Дитя». – М., 2020. – 238 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mediexpo.ru/fileadmin/user_upload/content/pdf/thesis/md2020reg-abstracts.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
  4. Barre N., Morgan A., Doyle L.W. Language abilities in children who were very preterm and/or very low birth weight: a meta-analysis // J Pediatr. 2011. Vol. 158 (5). Pр. 766–774.
  5. Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 30–38.
  6. Елисеева М.Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего возраста как стимул развития морфологии // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. – Екатеринбург, 2015. – № 4. – С. 65–75.
  7. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста / под ред. Л.В. Токарской: колл. монография. – Екатеринбург, 2019. – 206 с.
  8. Криницкая О.И. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010.
  9. Карпушкина Н.В., Золотова И.С. Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–4. – С. 288–291.
  10. Вудмаска О.А., Морозова В.В. Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2014. – Т. 1. – № X. – С. 24–27.
  11. Гринина Е.С., Жигалкина К.Г. Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева, О.В. Кощеева. – Саратов: Саратовский источник, 2017. – С. 311–315.
  12. Бахчеева Е.Н., Никитина С.А., Будилова В.Ю. Особенности социализации детей с тяжелыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № Т35. – С. 18–21.
  13. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г. и др. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей // Практическая медицина. – 2013. – № 1 (66). – С. 117–120.
  14. Резцова Е.Ю., Черных А.М. Анализ генеалогического, акушерско-биологического и социального анамнезов дошкольников с речевыми нарушениями // Новые исследования. – 2010. – С. 55–65.
  15. Vuković M. Diferencijalne karakteristike jezičkih poremećaja kod dece. II Kongres logopeda Srbije: Govorno-jezički poremećaji razvojnog doba. Beograd, 2015. Zbornik radova. Udruženje logopeda Srbije, Beograd, 2015; 11–36.
  16. Korpilahti P., Kaljonen A., Jansson-Verkasalo E. Identification of biological and environmental risk factors for language delay: The Let’s Talk STEPS study. Infant Behav Dev 2016; 42:27–35.
  17. Stanton-Chapman L., Chapman D.A., Bainbridge N.L., Scott K.G. Identification of early risk factors for language impairment. Res Dev Disabil 2002; 23(6): 390–405.
  18. Синельщикова А.В., Маслова Н.Н. Ведущие перинатальные факторы, оказывающие влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста // Медицинский альманах. – 2014. – № 3 (33). – С. 95–97.
  19. Maksimović S. Učestalost carskog reza kod majki dece sa poremećajima govora, jezika, učenja i ponašanja. Tematski zbornik radova: Specifičnost oštećenja sluha – nove tendencije. 2020; 31–48.
  20. Tešić J. et al. The relationship between risk factors and speech-language disorders in children aged four to six years. Biomedicinska istraživanja. 2023. Vol. 14. No. 1.
  21. Лозинская А.В. Анализ особенностей психического развития детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2007 г. / Под. ред. В.А. Москвина. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. – С. 49–53.
  22. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.
  23. Герман Д.Г., Михлин В.М., Королькова Н.М. и др. Динамика нервно-психического развития детей, родившихся с помощью кесарева сечения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2008. – № 9. – C. 12–24.
  24. Горячева Т.Г., Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010 г. / под. ред. В.А. Москвина. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. – С. 37–43.
  25. Зеленина И.В. Особенности когнитивной сферы у детей 7 лет, рожденных с помощью планового кесарева сечения // European Social Science Journal. – 2016. – № 6. – С. 236–241.
  26. Кошелева Е.А. «Кесарята»: психологические особенности подростков, рожденных путем кесарева сечения // Психологическая газета. – 1997. – № 10 (25). – С. 41–54.
  27. Султанова А.С. Последствия кесарева сечения для психического онтогенеза ребенка // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода: учеб. пособие / сост. А.Н. Васина. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – С. 223–232.
  28. Цыбелова Э.М. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия у доношенных новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения: дис. ... канд. мед. наук. – Иркутск, 2009. – 169 с.
  29. Ahlqvist V.H. et al. Caesarean section and its relationship to offspring general cognitive ability: a registry-based cohort study of half a million young male adults. Evidence-Based Mental Health. 2022. Vol. 25. No. 1. Рр. 7–14.
  30. Curran E.A. et al. Birth by caesarean section and school performance in Swedish adolescents-a population-based study. BMC pregnancy and childbirth. 2017. Vol. 17. No. 1. Рр. 1–10.
  31. Тумаева Т.С., Герасименко А.В., Балыкова Л.А. Постнатальная перестройка центральной гемодинамики у детей, рожденных оперативным путем // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2015. – № 1. – С. 32–37.
  32. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и патологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
  33. Денисенко А.С. Роль кесарева сечения в формировании ОНР и логоневрозов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – № 10. – С. 137–138.
  34. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / под ред. В.А. Доскина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://karagai-edu.ru/upload/versions/24502/37724/Metodika_diagnostiki_NPR_polnyj_variant.pdf 2023 (дата обращения: 14.12.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бабина Е.А., Жданова С.Ю., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах