Этапы цифровой трансформации университета 4.0 в работах зарубежных учёных

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важнейшей частью преобразования университетов в Университет 4.0 является цифровая трансформация, которая на сегодняшний день разворачивается наряду с тенденциями интернационализации и экспорта образования. Данные процессы актуализируют опыт зарубежных университетов по вопросу цифровой трансформации. Цель статьи – описать и систематизировать знания об этапах цифровой трансформации университета, представленные в работах зарубежных ученых. Авторы проанализировали исследования, проведенные в университетах стран Латинской Америки, Испании, Румынии за последние 4 года. В изученных работах цифровая трансформация понимается как целенаправленно организованный комплексный процесс, не ограниченный цифровизацией и информатизацией. Опыт цифровой трансформации зарубежных университетов позволяет проследить целый ряд направлений: развитие инфраструктуры, человеческого капитала, инноваций и сетевого взаимодействия с организациями-партнерами. Исследованные работы характеризует идея об уникальности процесса цифровой трансформации каждого конкретного университета. Практическая значимость статьи состоит в систематизации знаний об этапах цифровой трансформации в трудах зарубежных ученых.

Полный текст

Введение

За последние пять лет отмечается рост числа исследований, посвященных трансформации университета на фоне разворачивающейся Четвертой промышленной революции [1]. Лейтмотивом данных исследований выступает связь между новыми потребностями цифрового общества и неизбежностью преобразований в сфере высшего образования. Ответом на новый социокультурный контекст стала концепция Университет 4.0. В зарубежной науке Университет 4.0 характеризуется как концепция интеграции современных цифровых технологий в университетское образование, при которой продуктивное взаимодействие человека и технологий нацелено на решение актуальных проблем сообщества и разработку инноваций [2].

Сегодня все интенсивнее интегрируются в университетское образование инструменты анализа больших данных (Big Data), машинного обучения (Machine Learning), систем искусственного интеллекта для индивидуализации процесса обучения, а также развития новых педагогических технологий («перевернутый класс», смешанное обучение, онлайн-обучение) [3]. Данные нововведения позволяют вывести процесс обучения за пространственно-временные рамки аудиторных занятий, индивидуализировать его с учетом потребностей обучающихся, увеличить степень автономности обучающихся, развить их навыки работы с данными, что в конечном итоге влияет на компетентность будущих специалистов современного рынка труда [4].

Университет 4.0 является концепцией преобразований современного университета, при которой процесс цифровизации сопутствует изменениям на различных уровнях: организационном, инновационно-педагогическом и социокультурном. Цифровая трансформация университета – процесс, который в существенной степени обуславливает переход к новой ступени развития современного университета – Университет 4.0.

Обзор литературы

Исследования отечественных ученых за последние годы вносят существенный вклад в разработку проблемы сущности преобразований современного университета. Широко разработана периодизация ступеней развития университета от Университета 1.0 общества доиндустриального типа до Университета 4.0 современной эпохи [5–9]. Несмотря на то, что у авторов разнятся подходы к уточнению временных рамок каждой из ступеней, Университет 4.0 единогласно характеризуется как концепция будущего, активно воплощаемая в действительность на сегодняшний день. Указывается, что обучение будущих специалистов в современной России выходит за рамки ранее существовавших ограничений: развивается глобальная образовательная среда [10], создаются сетевые образовательные структуры [11]. Передовые педагогические практики нацелены на обучение студентов проектной и инновационной деятельности [12]; процесс обучения персонифицируется с использованием цифровых технологий [13].

В отечественных исследованиях последних лет цифровая трансформация как актуальный феномен раскрывается в аспекте цифровой зрелости университета [14], приводится опыт цифровой трансформации российских университетов [15, 16], описывается опыт внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс [17]. Например, Э.В. Гарифуллина и др. предлагают сетевую модель этапов цифровой трансформации университета. Результатом такой трансформации становится создание единой цифровой среды в университете. Для ее создания предполагается работа специально организованного и обученного комитета на базе университета по разработке дорожной карты, привлечению поставщиков и инвесторов и на финальных этапах – внедрение новой IT-инфраструктуры и обучение пользователей [18].

Актуальность обращения к знаниям и опыту, представленному в зарубежных исследованиях, обусловлена происходящими процессами интернационализации (развитие экспорта образования, развитие международного сетевого взаимодействия университетов, рост числа иностранных студентов в российских вузах). Таким образом, цель нашего исследования – описать и систематизировать знания об этапах цифровой трансформации университета, представленные в работах зарубежных ученых.

Материалы и методы

Методами исследования являются анализ и обобщение зарубежных научных трудов, посвященных этапам цифровой трансформации университета в рамках концепции Университет 4.0. Теоретической основой статьи стали работы отечественных исследователей, посвященные сущности трансформации университета в Университет 4.0 (В.С. Ефимов, А.В. Лаптева; О.К. Минева, Э.В. Полянская; А.Ю. Нестеров и др.), а также работы зарубежных ученых из Латинской Америки, Испании и Румынии по проблеме осуществления этапов трансформации современного университета (В. Авалос-Браво, Г. Гроссек, С. Мартинес-Перес, А. Роф).

Результаты исследования

Исследование ученых из университета г. Жироны (Испания), посвященное комплексному рассмотрению цифровой трансформации современного университета, указывает на трудности в выделении основных ее этапов [19]. Процесс трансформации, согласно авторам, сопряжен с рядом рисков и вызовов, которые индивидуальны для каждого университета, и единая стратегия трансформации не может быть применима. Тем не менее авторы предлагают ориентироваться на опыт различных университетов для его осмысления и применения в рамках конкретно взятого университета.

Авторы понимают цифровую трансформацию как комплексный стратегический процесс, охватывающий всю образовательную организацию, и предлагают в своем исследовании дорожную карту, опираясь на которую представится возможным простроить стратегию цифровой трансформации конкретного университета. На этапе диагностики предлагается установить текущее состояние развития цифровизации в университете, используя различные аналитические возможности, в том числе цифровые инструменты анализа данных. Далее происходит отбор необходимых цифровых технологий в соответствии с ключевыми целями и стратегическими направлениями трансформации университета. На третьем этапе происходит апробация выбранных технологий, на четвертом – принимается решение об их окончательном внедрении с основой на принципы результативности и целесообразности. Пятый этап относится к непосредственному внедрению цифровых технологий в образовательную среду университета. Авторы описывают процесс цифровой трансформации университета как открытый процесс; на каждом из указанных этапов возможно появление новых путей и возможностей. В связи с этим процесс трансформации волнообразен, при этом непрерывен.

Группа ученых Национального политехнического университета г. Мехико (Мексика) приводит результаты работы стратегических сессий по разработке плана цифровой трансформации университета [20].

Под цифровой трансформацией университета в узком смысле исследование понимает развитие всех форм взаимодействия человека и технологии, а в широком – совокупность всех изменений, которые влечет за собой развитие цифровых технологий в обществе. Цифровая трансформация, согласно авторам, – это процесс, который необходимо рассматривать в комплексном аспекте трансформации университета в Университет 4.0.

Разработанный план цифровой трансформации университета включает в себя шесть «параллельных» приоритетных направлений развития, каждый из которых подчинен главному направлению – Образование 4.0. Для каждого из направлений очерчен стратегический план трансформации университета, представленный в табл. 1.

 

Таблица 1

План трансформации университета в Университет 4.0 по В. Авалос-Браво, Х. Торо-Гонсалес, А.Д. Торрес-Ривера

№ п/п

Приоритетное направление трансформации университета

Стратегические действия в рамках реализации приоритетного направления

1

Образование 4.0

1. Развитие цифровой компетентности сотрудников университета и профессорско-преподавательского состава

2. Расширение инфраструктурной базы университета для реализации Образования 4.0

3. Пересмотр учебных программ с целью обеспечения их соответствия требованиям цифровой экономики

4. Развитие практико-ориентированного обучения

5. Проработка нормативно-правовой базы Образования 4.0

6. Расширение возможностей университета за счет использования виртуальных пространств для научно-исследовательской, учебной и практической подготовки обучающихся

7. Внедрение новых педагогических практик с использованием цифровых технологий

8. Внесение изменений в систему оценки успеваемости

2

Актуализация потребностей общества в образовании

Развитие предпринимательской культуры университетского сообщества для создания инноваций, значимых на уровне страны

3

Развитие человеческого капитала

Пересмотр системы рекрутинга и стимулирования деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов

4

Равенство и инклюзивность для качественного образования

Обеспечение доступа к образовательным, общественным, спортивным и культурным возможностям университета

5

Управление Университетом 4.0

Трансформация системы внутренних и внешних коммуникаций университета на основе задач Образования 4.0

6

Инфраструктура и оборудование

Разработка и осуществление плана обеспечения необходимыми технологиями и инфраструктурными возможностями, соотносящимися с задачами Образования 4.0

 

Иное рассмотренное нами исследование ученых из Испании и Мексики посвящено цифровой трансформации университетов Перу, Мексики, Чили, Аргентины и Бразилии. Материалом для анализа стала информация, полученная в ходе организованных собеседований с должностными лицами, отвечающими за процессы информатизации, учебный процесс, а также с профессорско-преподавательским составом университетов [21]. Авторы предлагают пять уровней цифровой зрелости университета, позволяющих установить текущее состояние вопроса и построить необходимую стратегию действий. На первом уровне в университете представлена лишь минимальная ИКТ-инфраструктура, а процессы по ее развитию не организованы. В образовательном и управленческом процессе не учитываются глобальные тренды цифровизации. На втором уровне делаются несистематические движения в сторону цифровизации. Присутствует минимальная ИКТ-инфраструктура для поддержки организационных процессов, а в учебный план могут быть включены курсы по развитию соответствующих компетенций. На этом уровне в университете нет четкого плана цифровой трансформации, а действия в данном направлении осуществляются лишь для достижения точечных целей. На третьем уровне в университете присутствует план трансформации, а также осуществляет деятельность специально организованное подразделение. Участникам образовательного процесса предоставляется возможность специализированного обучения цифровым навыкам, в том числе в рамках образовательных программ. Используются цифровые образовательные ресурсы. На четвертом уровне цифровые технологии встраиваются в образовательный процесс. Поощряются действия профессорско-преподавательского состава по разработке цифровых образовательных ресурсов и иные инициативы, связанные с преобразованием учебного процесса на основе цифровых технологий. Цифровые навыки участников образовательного процесса развиваются на систематической основе. На пятом уровне использование потенциала цифровых технологий в образовательном процессе максимально. Процесс обучения индивидуализируется, участники образовательного процесса самостоятельно принимают решения об использовании различных цифровых инструментов в обучении.

Результатом исследования стала разработанная дорожная карта цифровой трансформации университета, позволяющая определить стратегию действий на каждом из пяти уровней цифровой зрелости. Цифровая трансформация охватывает, согласно авторам, три направления: ИКТ (ICT), образовательные технологии (LKT) и организационно-управленческие действия (OCT) (табл. 2).

 

Таблица 2

Дорожная карта цифровой трансформации университета по уровням цифровой зрелости С. Мартинес-Перес, Г. Родригес-Абития

 

1

2

3

4

5

ICT

Создание минимальной ИКТ-инфраструктуры

Создание соответствующих подразделений;

развитие ИКТ-инфраструктуры

Создание плана цифровой трансформации университета; создание цифровой образовательной среды

Определение плана цифровой трансформации как основного плана развития университета; введение услуги аренды компьютеров для обучающихся; оборудование учебных помещений; централизация управления цифровыми процессами в университете

Мониторинг, последующие шаги по совершенствованию процесса

LKT

Обучение участников образовательного процесса основам цифровой грамотности

Внесение повышения квалификации по развитию цифровых навыков в индивидуальный план преподавателей; внесение курсов по развитию соответствующих компетенций в учебные планы

Разработка системы поощрений за вклад в создание цифровых образовательных ресурсов университета; регулярная диагностика и развитие цифровых навыков участников образовательного процесса

Повышение квалификации преподавателей в вопросе педагогических инноваций в цифровой среде; внедрение цифровых технологий в образовательный процесс в качестве его неотъемлемой части

OCT

Внедрение базового ПО в образовательный и управленческий процессы

Создание цифровых образовательных ресурсов, баз данных, электронных библиотек; внедрение специализированного ПО, необходимого для процесса обучения по тем или иным специальностям

Разработка механизмов развития цифровых ресурсов и инноваций в образовательном процессе

Разработка механизмов поддержки образовательного процесса на основе цифровых технологий; индивидуализация обучения; введение цифровых инструментов аналитики

 

Группа румынских ученых рассматривает процесс цифровой трансформации университета на примере Западного университета Тимишоары (WUT) [22]. Согласно авторам, цифровая трансформация подталкивает университет к смене парадигмы на организационном, социокультурном и технологическом уровнях, что связано с необходимостью выработки «мышления нового типа» у участников образовательного процесса.

Исследователи приводят разработанную стратегию цифровой трансформации WUT, которая включает в себя целый ряд направлений развития:

  1. ориентация участников образовательного процесса на его качественное улучшение с использованием цифровых технологий;
  2. ревизия педагогических практик с учетом новых требований к специалистам на рынке труда цифровой эпохи;
  3. создание на базе университета команды специалистов из различных подразделений, профессорско-преподавательского состава и внешних экспертов для работы над проблемами цифровой трансформации;
  4. внедрение практики систематического улучшения цифровых платформ университета;
  5. развитие сетевого взаимодействия университета с организациями-партнерами;
  6. внедрение инструментов цифровой аналитики;
  7. разработка мобильных приложений для улучшения образовательного процесса;
  8. обеспечение системы цифровой безопасности;
  9. внедрение систем искусственного интеллекта в процесс приемной кампании посредством запуска чат-ботов для предоставления информации абитуриентам;
  10. внедрение облачных технологий в инновационную деятельность университета;
  11. привлечение капитала для поддержки цифровой трансформации университета;
  12. развитие цифровой культуры участников образовательного процесса посредством распространения информации в медиа-ресурсах.

Обсуждение и заключение

Направленность современной государственной политики на интернационализацию российского образования обуславливает научно-теоретическую актуальность использования российскими университетами опыта цифровой трансформации зарубежных университетов. Основываясь на данном опыте, университеты – экспортеры образования могут выстраивать стратегию адаптации иностранных студентов к учебному процессу с учетом сопоставления знаний о «цифровой зрелости» в данном российском университете и в университетах стран, из которых прибыли обучающиеся. Изучение опыта зарубежных университетов по рассматриваемому вопросу имеет потенциал формирования международного сотрудничества университетов в реализации совместных проектов и инноваций, в обмене знаниями в форме проведения телеконференций, семинаров, разработки программ повышения квалификации.

Таким образом, по результатам изучения опыта университетов Латинской Америки, Испании, Румынии, представленного в научных публикациях за последние четыре года, мы можем выделить ряд основных положений.

Во-первых, рассмотренные нами исследования зарубежных ученых объединяет идея о разграничении понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация», при которой первый термин охватывает непосредственно внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, а второй – совокупность преобразований образовательного процесса, обусловленных внедрением цифровых технологий. Именно образовательный процесс единогласно указывается в качестве ключевого звена цифровой трансформации университета.

Во-вторых, рассмотренные в работах ученых планы цифровой трансформации показывают необходимость работы по целому ряду направлений. Среди таких направлений указывается развитие инфраструктуры, человеческого капитала, инклюзивности образования, инноваций и сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

В-третьих, авторами указывается на трудности в определении универсального плана цифровой трансформации университета, однако опыт каждого из образовательных учреждений уникален. Изучение такого опыта позволит построить оптимальную стратегию цифровой трансформации для каждого конкретного университета.

×

Об авторах

Елена Николаевна Белова

Сибирский федеральный университет

Email: belovaen@list.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Информационные технологии обучения и непрерывного образования», Институт педагогики, психологии и социологии

Россия, 660041, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Екатерина Юрьевна Андрюшкина

Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.yu.andryushkina@gmail.com

старший преподаватель кафедры «Латинский и иностранные языки»

Россия, 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, зд. 1

Список литературы

  1. Moraes E. et al. Integration of Industry 4.0 technologies with Education 4.0: advantages for improvements in learning. Interactive Technology and Smart Education. 2022. https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ITSE-11-2021-0201/full/html (accessed August 25, 2023).
  2. Halili S.H. Technological advancements in Education 4.0. The Online Journal of Distance Education and e-Learning. 2019. Vol. 7. No. 1. Pp. 63–69.
  3. Gueye M.L., Expósito E. University 4.0: The Industry 4.0 paradigm applied to Education. IX Congreso Nacional de Tecnologías en la Educación. 2020. https://univ-pau.hal.science/hal-02957371/ (accessed September 01, 2023).
  4. Fisk P. Education 4.0. The future of learning will be dramatically different, in school and throughout life. 2017. www.peterfisk.com/2017/01/future-education-youngeveryone-taught-together/ (accessed February18, 2023).
  5. Нестеров А.Ю. Проблемы управления знаниями в университете четвертого поколения // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 1 (34). – С. 189–192.
  6. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т. 21. – № 1. – С. 16–29.
  7. Фадеев А.С., Змеев О.А., Газизов Т.Т. Модель университета 4.0 // Педагогическое обозрение. – 2020. – № 2 (30). – С. 172–178. doi: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178.
  8. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
  9. Минева О.К., Полянская Э.В. Модель «Университет 4.0» версия 2 пролога цифровой эпохи // Вестник ТГПУ. – 2022. – № 5 (223). – С. 67–75.
  10. Третьякова Н.В., Карманова А.В. Перестройка педагогического процесса в высшей школе как ответ на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-1. – С. 196–199.
  11. Белова Е.Н. Развитие ключевой управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 65–71.
  12. Канарейко Д.А. Модель универсальных навыков SKILLS 4.0 // Общество, экономика, управление. – 2020. – № 3. – С. 64–68.
  13. Паскова А.А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – № 4. – С. 100–107. doi: 10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106.
  14. Ершова И.В., Енькова Е.Е. Цифровая зрелость как показатель успешности цифровой трансформации университета // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2022. – № 12 (100). – С. 20–29. doi: 10.17803/2311-5998.2022.100.12.020-029.
  15. Кондюкова Е.С. и др. Цифровой университет: факторы трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 10-1 (100). – С. 143–147. doi: 10.23670/IRJ.2020.100.10.027.
  16. Гачко Г.А. и др. Цифровая трансформация университета (из опыта Гродненского государственного университета имени Янки Купалы) // Университет образовательных инноваций. – 2019. – № 2. – С. 6–16.
  17. Сафиуллин М.Р., Красина И.В., Бронская В.В. Цифровые инструменты подготовки менеджеров в информационной среде вуза: опыт цифровой трансформации Казанского федерального университета // Вестник НЦБЖД. – 2022. – № 4 (54). – С. 120–133.
  18. Гарифуллина Э.В. Этапы цифровой трансформации университета // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 1 (38). – С. 67–72. doi: 10.55421/2499992X_2022_1_67.
  19. Rof A., Bikfalvi A., Marques P. Digital Transformation in Higher Education: Intelligence in Systems and Business Models. Intelligent Systems in Digital Transformation. Ed. by C. Kahraman, E. Haktanır. Cham: Springer Nature Switzerland, 2023. Рр. 429–452. doi: 10.1007/978-3-031-16598-6_18.
  20. Avalos-Bravo V., Toro-Gonzalez J., Torres-Rivera A.D. Digital Transformation of Higher Education: Mexico City-IPN as a Practical Case. Telematics and Computing. Ed. by M.F. Mata-Rivera, C. Barra-Huidobro, R. Zagal-Flores. Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. Рр. 352–363.
  21. Martínez-Pérez S., Rodríguez-Abitia G. A Roadmap for Digital Transformation of Latin American Universities. Radical Solutions for Digital Transformation in Latin American Universities, Lecture Notes in Educational Technology. Ed. by D. Burgos and J.W. Branch. Cham: Springer Nature Switzerland, 2021. Рр. 19–36. DOI:.
  22. Grosseck G., Malita L., Madalin B. Higher Education Institutions Towards Digital Transformation – The WUT Case. European Higher Education Area: Challenges for a New Decade. Ed. by A. Curaj, L. Deca, R. Pricopie. Cham: Springer Nature Switzerland, 2020. Рр. 565–581. doi: 10.1007/978-3-030-56316-5_35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Белова Е.Н., Андрюшкина Е.Ю., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.