Перспективные модели развития учебно-воспитательной деятельности воскресных школ
- Авторы: Санников М.А.1
-
Учреждения:
- Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова
- Выпуск: Том 15, № 4 (2018)
- Страницы: 142-150
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52408
- ID: 52408
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Раскрываются теоретико-методологические основы деятельности воскресных школ на приходах Русской православной церкви на основе религиозного и светского подходов к пониманию сути религиозного воспитания детей. На основе анализа философской и педагогической литературы, характеризующей деятельность воскресных школ, автор предлагает несколько моделей учебно-воспитательной деятельности: воскресного школьного дополнительного образования, внешкольного воскресного обучения и педагогического сопровождения детей на приходе, проходящих в настоящее время экспериментальную апробацию на приходах Ижевской епархии. Впервые в научный оборот вводятся статистические и архивные данные о численности и времени образования церковно-приходских воскресных школ до революции 1917 года на территории современной части Удмуртии, входившей в состав Вятской губернии, а также статистические данные их современного состояния. На основе архивных и статистических данных приводится анализ феномена их деятельности, сравниваются подходы, цели и задачи деятельности. Автор, исследуя динамику современного развития учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, описывает содержание наиболее перспективных ее моделей с учетом развития современных педагогических технологий, оставляя содержательную часть учебно-воспитательного процесса в духе православной педагогической культуры.
Полный текст
Введение Тенденция развития и реформирования системы религиозного образования и воспитания, начатых в России в 90-х годах прошлого века в условиях меняющегося социокультурного общества, вынуждает в настоящее время пересматривать классические модели организации учебно-образовательного процесса в воскресных школах. Происходит это в силу того, что отечественная система духовно-нравственного воспитания, оказавшаяся в вакууме после известных событий 1990-х годов, потеряла ориентир нравственного воспитания, а открывшиеся возможности религиозно-нравственного воспитания на приходах Русской православной церкви не смогли в полной мере восполнить его в силу дефицита учебных программ и пособий, отсутствия подготовленных специалистов, проблемы организации самой приходской и богослужебной жизни приходов и других причин. В эпоху беспрецедентных по своему масштабу реформ Александра I, когда многовековой уклад жизни абсолютного большинства жителей страны бесповоротно менялся, когда вопрос о народном образовании в самом широком смысле приобрел небывалую прежде важность, духовенство, как и в прежние времена, взяло на себя в еще большем масштабе пастырскую обязанность учить народ. В первом в России руководстве по пастырскому богословию, книге «О должностях пресвитеров приходских», указано, что «учить народ долг не только епископа, но и пресвитера, не только собственный и необходимо потребный, но и первейший» [1]. Не забывая о примере учения народа Иисусом Христом, православное духовенство с 60-х годов XVIII века начало повсеместно открывать школы грамоты и церковно-приходские воскресные школы с целью «сближения образованных людей с людьми рабочего класса… главная же задача воскресных школ состоит в том, чтобы пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», - писал в XIX веке Н.Д. Ушинский [2]. По состоянию на 1884 год в ведении Вятского епархиального училищного совета на территории современной Удмуртии находилось не более 100 воскресных школ [3]. Главной и первостепенной задачей в условиях тотальной безграмотности и новыми реалиями жизни крестьян в утвержденном «Положении о начальных народных училищах» значилось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Таким образом, воскресная школа давала возможность детям из различных сословий (в основном из крестьян) получить элементарные знания, необходимые для дальнейшей жизни. Анализ исторической и теоретической литературы позволяет выделить основные противоречия: между востребованностью исторического опыта появления и тенденций развития воскресных школ в условиях реформирования системы духовно- нравственного воспитания и недостаточной изученностью данной темы; между современным духовно-нравственным состоянием общества и недооценкой роли воскресных школ, сохраняющих ценностные основания воспитания в духе православия; между современным состоянием воскресных школ и необходимостью дальнейшего совершенствования стратегии воспитания, психолого-педагогических парадигм формирования личности подростков, характеризующихся разрозненностью обучающих программ и методов. Обзор литературы В отечественной историко-педагогической литературе Н.Д. Ушинский [2], С.И. Миропольский [4], П.Ф. Каптерев [5], Н.Г. Чернышевский [6], М.К. Лемке [7] и другие рассматривают воскресные школы с их становления и развития, ставят проблемы, касающиеся отдельных аспектов их деятельности (периодичность, организация, практика). В свою очередь Е. Звягинцев, И. Красноперов, В.А. Вахтеров, А.Д. Вольфсон и другие, рассуждая о ранних формах внешкольного образования, выводят воскресную школу на первое место как структуру, дающую возможность для развития жизненных сил простого народа. Вопросы обучения и воспитания в воскресной школе, ее педагогический потенциал изучали и поднимали в своих трудах И.М. Красноперов, А.Д. Вольфсон, Н.В. Константинова, Я.В. Абрамов, Л.В. Сурова, Е.А. Никитская, С.Ю. Дивногорцева, Л.А. Марченко, Т.В. Косолапова и другие. В настоящее время поиску роли и места воскресных школ в образовательном пространстве посвящены диссертационные работы Е.А. Никитской, Т.В. Косолаповой, И.Ф. Парамонова, Н.В. Константиновой, Н.М. Белых, В.А. Симора, Н.Л. Чумахиной, А.В. Агеевой, Л.А. Марченко и ряда других. Суть развития личности ребенка также рассматривается в философии и может быть выражен нами в следующих концепциях: философский натурализм (Ж.-Ж. Руссо), отрицающий какое бы то ни было абсолютное начало в человеке. Природа рассматривается как главное начало, которому подчинен человек, но в свою очередь человек предназначен к ее преобразованию; русский педагогический натурализм (Л.Н. Толстой, И.Н. Горбунов-Посадов, К.Н. Вентцель и др.) провозглашавший ведущую роль в развитии ребенка его природных способностей. Суть воспитания в данной философской концепции сводится к координации и гармонизации природоопределенных процессов развития; философия диалектико-материалистического направления (Н.А. Рубакин, П.А. Кропоткин, М. Вебер и др.), характеризующая учение о личности как совокупность общественных отношений и, как следствие, всестороннее ее развитие. Философия образования (С.И. Гессен, М.М. Рубинштейн, А. Фишер, К.Е. Вентцель, Б. Рассел и др.) определяет развитие личности как естественный процесс, заложенный в человеке природой с момента его рождения. Таким образом, «довольно популярные концепции практически не объясняют и не интересуются внутренним духовным миром человека» [8], что отличает учебно- воспитательный процесс воскресных школ от подобных им общеобразовательных школ и центров дополнительного образования. Ни для кого не секрет, что воскресные школы на приходах до революции и в настоящее время являются структурными подразделениями православной общины. Как мы отметили ранее, задача воскресных школ до революции состояла в «утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний» для воспитанников абсолютно неграмотных, не умеющих ни писать, ни читать. Документы по дореволюционным воскресным школам республики, отраженные в фондах Центрального государственного архива Удмуртии, показывают, что воспитатели и первые учителя, хотя и имели «первоначальные полезные знания», сами зачастую писать не умели [9]. Подавляющим числом учителями в воскресных школах состояли члены церковного притча, затем крестьяне и местные мещане. Задача «сейчас» мыслится простыми обывателями, прихожанами храмов, а зачастую самими преподавателями воскресных школ в «утверждении в народе религиозных и нравственных понятий». Целью деятельности воскресных школ в соответствии с утвержденным 25.12.2012 «Положением о деятельности воскресных школ для детей Русской православной церкви на территории Российской Федерации» в настоящее время являются: «- в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской православной церкви - содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту; в контексте системы государственных нормативных актов Российской Федерации - осуществление обучения религии и религиозное воспитание последователей в целях совместного исповедания и распространения православной веры, что является признаком религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уставом Русской православной церкви, Уставом прихода, монастыря Русской православной церкви» [10]. Таким образом, воскресная школа в настоящее время, исходя из определений российского законодательства и Устава религиозных организаций, не является образовательной организацией, выполняя при этом учебно-воспитательные функции по религиозно-нравственному воспитанию детей. Современная социально-экономическая ситуация, проблемы духовно- нравственного состояния общества, потеря традиции семейного воспитания подталкивают воскресные школы к повышению качества учебно-образовательного процесса путем поиска новых форм и методов организации своей деятельности. До революции 1917 года дети приходили в школу неграмотными, тогда как сейчас они с легкостью ориентируются в образовательном пространстве и порой опережают своими знаниями современной техники и ПК учителя на приходе. Только объединение ресурсов различных образовательных систем позволит современной воскресной школе обеспечить главную идиому цели деятельности, а именно «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Учебная программа современной воскресной школы идентична программе дореволюционной, состоявшей из классических дисциплин: Закона Божия, славянского чтения и письма (сейчас заменено на церковно-славянский язык), а также пения. В этом мы видим приверженность традициям былого и неизменность вероучительной истины русского православия. Для того чтобы воспитанник имел возможность самостоятельно принимать ответ- ственные решения в ситуации информационного выбора, прогнозируя при этом воз- можные последствия принятого решения, воскресные школы должны интегрироваться в современные модели образования. В современных социальных условиях, когда любая информация, любая модель поведения доступна подростку, важен выбор такого направ- ления развития системы образования и воспитания в воскресной школе, которое учиты- вало бы необходимость продуктивной адаптации к произошедшим в обществе и госу- дарстве изменениям и имело в перспективе своего развития повышение качества дея- тельности и стабильности дальнейшего развития. Материалы и методы Материалом исследования педагогических условий формирования нравственных представлений учащихся воскресной школы в рамках проводимой работы стали: материалы фондов библиотек Республики, Национальной электронной библиотеки и Российской государственной библиотеки; нормативно-правовые акты Российской империи и Российской Федерации в области образования, свободы совести и религиозных объединений, документы Священного Синода Русской православной церкви; научно-методические, историко-педагогические источники; классические труды по педагогике; статьи, пособия, монографии, относящиеся к исследуемой теме. Для получения объективной информации, а также с целью доказательности выдвигаемых положений применялись общенаучные, историко-педагогические, сравнительно-педагогические, логико-структурные и ретроспективные методы исследования. Результаты исследования Анализ диссертационных работ по теме исследования позволяет разделить существующие воскресные школы на две неравномерные группы: Школы, находящиеся в состоянии стабильного и устойчивого развития. Данная категория школ демонстрирует высокие результаты своей деятельности, мобильность в принятии решений и готовность к конструктивным изменениям как в учебно-воспитательном, так и структурном процессе. Школы, испытывающие дефицит разнообразных ресурсов. Они не готовы в силу ряда факторов ни к структурным изменениям, ни к применению разного рода педагогических технологий в своем образовательном процессе. Именно с учетом приведенных выше позиций нами предлагается конструктивное изменение системы религиозного образования и воспитания, реализуемое в рамках опытно-экспериментальной работы в воскресных школах на основе следующих моделей. Модель 1. «Воскресное школьное дополнительное образование детей» В основе предлагаемой модели лежит интеграция основного общего образования в учебно-воспитательный процесс воскресной школы с целью создания единого образовательного процесса. Идеи интеграций различных образовательных систем в отечественной науке поднимались в трудах В.А. Горского, Т.И. Кареевой, М.А. Архандеевой, И.Г. Абрамова, Б.А. Титова, И.Г. Корнева и других. В условиях активной социализации подростков и их активной жизненной позиции данная модель приобретает особый смысл и значение. Предлагаемая нами интеграция ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей воспитанника и обеспечение вариативности его образовательных траекторий, их развития и расширения. Общие, профессиональные и междисциплинарные компетенции, полученные подростком в общеобразовательной школе, он может применить в воскресной школе. Например, знания русского языка могут лечь в основу изучения церковно-славянского и дать расширенные представления о его развитии. Компетенции, полученные на уроках естествознания, биологии, химии, физики, астрономии и др., могут лечь в основу изучения воспитанником Священного Писания. Примеров интеграции множество, главная их идея - в предметных, метапредметных и личностных результатах освоения содержания проводимой учебно-воспитательной работы, что сближает деятельность приходской школы с внеурочной деятельностью общеобразовательной школы. Модель 2. «Внешкольное воскресное обучение детей» Для наиболее полного содействия уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставления православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщения его к Священному Писанию и церковному Преданию целесообразно создание центров интеллектуального и творческого развития воспитанников, отличного от школьного. В предлагаемой модели должна формироваться такая структура учебно- воспитательной деятельности, которая ориентировала бы воспитанника на перспективный профессиональный выбор, способствовала бы его интеллектуальному и творческому развитию, а не только «знаниевому подходу» в учебно-воспитательной деятельности. «Интерес урока, в данном случае по П.Ф. Каптереву, прежде всего будет зависеть от содержания данной науки, качества научного материала и характера его связи и распорядка материала науки» [11]. Путем проб и ошибок в ходе разнообразных экспериментов, обсуждений, научной и творческой работы воспитанник, руководимый своим учителем, должен прийти к пониманию преподаваемых основ духовной культуры православия. В воскресных школах, которые построены в рамках предлагаемой модели, в результате учебно-воспитательной деятельности будет сформирован широкий спектр педагогических условий для духовно-нравственного развития воспитанников. Непременным положительным эффектом также будет являться обновляющаяся с учетом развития науки и техники материальная база. Такой подход к учебно- воспитательной деятельности позволит удовлетворить любой запрос воспитанника и его родителя в рамках концепции личностно-ориентированного образования с опорой на христоцентричность в учебном процессе (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Ш.А. Амонашвили и другие). «Концептуальная база такого обучения, - пишет И.С. Якиманская, - в отличие от традиционной состоит в том, что при проектировании личностно-деятельностной основы информация, задаваемая для усвоения, выступает в качестве не цели, а средства» [12] учебно-воспитательной деятельности воскресной школы. Модель 3. Модель педагогического сопровождения воспитанников на приходе Актуальность данной модели учебно-воспитательной деятельности воскресной школы объясняется тем, что реалии современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность и «умение делать известное дело» [13], о котором писал в XIX веке К.П. Победоносцев, а активность и инициативность воспитанника. Именно эти качества необходимо целенаправленно и последовательно формировать с самого раннего возраста, поскольку их развитость, положенная на основу духовной составляющей, может формировать у воспитанника готовность принимать взвешенные решения в самых сложных жизненных ситуациях. Идеи учения об активности в отечественной педагогической науке разработаны в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.П. Аристоваа, Л.П. Станкевича, Т.И. Шамовой и других. Основная отличительная особенность данной модели учебно-воспитательной деятельности воскресной школы заключается в свободном ее посещении, отсутствии домашних заданий и оценивания успеваемости воспитанников. «Могучая сила… формирования человека посредством воспитания проявляется не только в том, что он, осваивая исторически сложившийся опыт человечества, современные средства и способы деятельности, становится культурным, обученным и воспитанным, но и в том, что в процессе этого освоения он приобретает новые свойства развития - воспитуемость и обучаемость» [14], - писал Б.Г. Ананьев, рассуждая о воспитании детей. Главной целью модели в данном случае будут являться педагогические условия формирования активности воспитанников средствами религиозно-нравственной культуры православия. В зависимости от выбранной модели учебно-воспитательной деятельности можно решить проблемы досуговой, репродуктивно-подражательной, творческой, поисково-исследовательской активности воспитанников. Развитие творческой активности подростка представляет итоговый результат предложенной модели, когда ее становление происходит равномерно и постепенно, когда она выстроена в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и самоопределения подростка, основанного на личном опыте и православном вероучении. Обсуждение и заключение Таким образом, предложенные нами идеи организации развития системы учебно-воспитательной деятельности воскресных школ в совокупности с механизмами их реализации могут способствовать достижению эффективности духовно-нравственного воспитания детей в системе религиозного образования. Свободный выбор одной или нескольких предложенных моделей учебно- воспитательной деятельности дает возможность педагогическому коллективу построить адекватную конкретным условиям систему обучения детей религии и, с другой стороны, повышает ответственность педагогов за свою работу. В настоящее время предложенные модели учебно-воспитательной деятельности проходят апробацию в воскресных школах городских и сельских поселений. Это позволит определить эффективность реализации какой-либо модели в зависимости от численности населения, возможностей прихода, уровня подготовки педагогического состава, а также доступности получения детьми дополнительного образования в других учреждениях. Анализ первых результатов исследования свидетельствует об актуальности заявленной нами темы, направленной на расширение педагогических условий реализации стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, рост охвата обучающихся за счет активного вовлечения воспитанников в творческую, проектно-исследовательскую деятельность, расширение возможности индивидуального развития способностей каждого воспитанника. Однако следует отметить, что предложенные нами модели не снимают в полной мере существующее противоречие между ростом требований к системе религиозного образования и воспитания и необходимостью повышения творческой активности и деятельности самих воскресных школ. На разрешение этого противоречия будет направленна наша дальнейшая работа по совершенствованию системы учебно-воспитательной деятельности воскресных школ.×
Об авторах
Максим Алексеевич Санников
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова
Email: maxi.udm@gmail.com
преподаватель института непрерывного профессионального образования, аспирант Россия, 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7
Список литературы
- О должностях пресвитеров приходских. - М.: Сретенский монастырь, 2004. - 21 с.
- Ушинский Н.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 65 с.
- Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности в Вятской епархии за 1886/7 учебный год // Вятские Епархиальные Ведомости. - 1888. - № 2. - С. 59.
- Миропольский С.И. Школа и общество. Частная Харьковская женская воскресная школа. - СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1892. - 106 с.
- Каптерев П.Ф. История русской школы // Педагогика. - 1994. - № 6. - 75-78 с.
- Чернышенко Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф. Смирнова; сост. А.В. Плеханов. - М.: Педагогика, 1983. - 336 с.
- Лемке М.К. Очерки освободительного движения «шестидесятых годов». - СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1908. - 505 с.
- Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 85 с.
- Центральный государственный архив Удмуртской Республики, Ф. 59, Оп. 1, Д. 13, Л. 23.
- Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. - 296 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
- Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 220 с.
- Победоносцев К.П. Народное просвещение // Московский сборник. - М.: Синодальная тип., 1901. - 318 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969. - 338 с.
Дополнительные файлы
