Pedagogical means of formation of healthy lifestyle of students


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents the data of an anonymous survey of 770 students of the Samara University to study their attitude to a healthy lifestyle. Violations of the mode of work and rest, character of food, sleep, low physical activity, consumption of psychoactive substances are revealed. For the formation of skills of a healthy lifestyle, attracting attention to health and health care technology, protection principles in emergencies and first aid the staff of the Department uses conventional and interactive methods of teaching: the training and role-playing, debates, round tables, brainstorming, viewing, followed by a discussion themed art and documentary films, the decision of situational tasks. The inclusion in the training program of practical classes on temporary stopping of bleeding, practicing the skills of basic resuscitation on a dummy not only increases the interest of students in learning this discipline, but also really forms the skills of first aid. Concepts and acquired patterns, acquired skills, abilities, formed in the course of "Life Safety", students can use in the process of professional and social activities.

Full Text

Введение Система образования - это важная общественная структура, предназначенная для решения целого ряда социальных задач, важнейшей из которых является выра- ботка у учащихся системы специальных профессиональных и научных знаний. Вто- рая не менее важная задача - обучение молодых людей основам здорового образа жизни. От решения именно этой задачи зависит сохранение соматического, психиче- ского и социального здоровья подрастающего поколения. Эта задача с каждым го- дом становится все более актуальной, поскольку возрастает интенсивность вузов- ских нагрузок на студентов, повышается уровень их психоэмоционального напряже- ния, усиливается неблагоприятный прессинг со стороны экологической среды [1-4]. Обзор литературы Исследователи отмечают, что в условиях кризиса и общественных трансформа- ций, характерных для современной России, повышения риска и доли случайных факторов, опасных для организма, в сочетании с постепенной утратой традиционных форм ответственности социальных институтов за формирование здорового образа жизни забота о здоровье стала делом исключительно самого человека [5-8]. В этих условиях расширяется пространство альтернатив развития, необходимо- сти самостоятельного выбора жизненных ориентиров и организации образа жизни, выработки собственных ценностных предпочтений, что для молодых людей является сложной и трудно решаемой задачей. Поэтому возрастает роль преподавателей выс- шей школы, способных организовать социальную среду вуза таким образом, чтобы позитивно воздействовать на формирование у студенческой молодежи ценностных предпочтений в отношении культуры здоровья, что является согласно ФГОС ВО 3++ одной их главных составляющих универсальной компетенции безопасности жизне- деятельности [9]. Обучение в вузе - это период больших возможностей для молодого человека, его личностного роста и становления как будущего специалиста. Знания, которые будут в этот период получены, позволят ему занять определенное положение в об- ществе. Вне зависимости от профессиональной направленности любой специалист - прежде всего человек, для которого состояние собственного здоровья определяет его возможности. В этот период организм еще молод, способен быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, компенсировать неблагоприятные воздействия, что не позволяет заболеваниям переходить в хронические формы. Кроме того, осо- бенности деятельности мозга в этом возрасте дают возможность максимально усво- ить и запомнить большой объем информации, при этом еще не утрачено «детское» любопытство постигать мир и желание учиться [5]. Материалы и методы. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных компетенций студентов С целью оценки знаний студентов в вопросах здорового образа жизни и их от- ношения к ним нами проведено анонимное анкетирование 770 студентов Самарского университета (345 юношей и 425 девушек) в возрасте от 16 до 22 лет. Изучались час- тота и характер питания, продолжительность сна, отношение к спорту, закаливаю- щим процедурам, наличие свободного времени и предпочтения занятий студентов в это время, а также их отношение к психоактивным веществам. Изучение характера питания студентов выявило проблемы режима питания (не- достаточная кратность, длительные интервалы между приемами пищи, несоответст- вующее количество калорий на прием), дефицит энергии и микронутриентов (вита- минов и минералов), несбалансированность между собой основных пищевых ве- ществ, недостаток в рационе продуктов определенных групп (фруктов и овощей, рыбы, молочных продуктов). На фоне уменьшения потребления хлеба и зерновых молодые люди испытывают недостаток поступления в организм растительных ма- сел. Положительными особенностями структуры питания студентов являются огра- ничение животных жиров и простых сахаров, что соответствует рекомендациям нут- рициологов. Обращает на себя внимание общая для всех анкетируемых тенденция организо- вывать свой режим и характер питания, полагаясь на «модные» интернет- рекомендации, а не на индивидуальные особенности организма: индивидуальный хронотип, тип обмена веществ, наличие реальной оценки веса и т. д. Нами обнаружено, что 44 % девушек и каждый третий юноша недосыпают (продолжительность сна составляет 5-6 часов). Юноши в два раза чаще девушек за- нимаются спортом и используют закаливающие процедуры. Стараются соблюдать режим дня всего 17-18 % молодых людей. Ничего не делают для сохранения своего здоровья одинаково часто и девушки, и юноши (каждый десятый). К сожалению, нехватку времени на учебу большая часть респондентов (71,9 %) компенсирует именно сокращением сна. Среди студентов пробовали курить 90,5 % юношей и 64,1 % девушек, из них курят постоянно 54,8 % и 35,1 % соответственно. Впервые попробовали курить в возрасте до 10 лет 38,2 % юношей и 12,6 % девушек. Чуть больше половины юно- шей и почти каждая четвертая девушка выкуривают от 3 до 10 сигарет в сутки, а 10,9 % юношей и 5,7 % девушек - до пачки сигарет в день. В этом возрасте полу- чают удовольствие от курения каждый второй юноша и каждая вторая девушка. У 10 % девушек курение вошло в привычку. Стаж курения юношей составляет в среднем 8,3±2,2 года, у девушек - 5,7±2,1 лет. Мотивацией к курению у большин- ства студентов явились: желание не отстать от сверстников и боязнь показаться не- современным - 26 %, получение удовольствия - 25 %, снятие напряжения - 24 %, любопытство - 15 %, привычка - 10 %. Практически все опрошенные студенты (96,4 % юношей и 97,0 % девушек) со- общают о том, что они попробовали спиртные напитки. В 18,5 % случаев у юношей и в 7,7 % у девушек это произошло в возрасте до 10 лет. Отдают предпочтение пиву 71,4 % юношей и 32,1 % девушек, 65,2 % девушек потребляют вино, каждый третий юноша предпочитает крепкие спиртные напитки. Результаты исследования Давая оценку полученным результатам, следует отметить, что применительно к молодежи вредные привычки становятся, с одной стороны, олицетворением взрос- лого поведения (в средствах массовой информации постоянно идет скрытая реклама алкоголя и табачных изделий, хотя и имеется предупреждение о вреде курения), с другой - одним из способов разрешения социально-психологических проблем. Не случайно среди основных поводов для курения и употребления алкоголя студенты назвали «облегчение общения», «снятие усталости, стресса». Сигарета и алкоголь благодаря рекламе и средствам массовой информации рассматриваются молодыми людьми как средство против стресса. Таким образом, отношение молодых людей к вопросам здорового образа жизни далеко от идеального. Подобные данные получены в ряде подобных исследований [10, 11]. Поэтому для привлечения внимания студентов к вопросам здоровья, здоро- вого образа жизни и здоровьесберегающим технологиям, принципам защиты в чрез- вычайных ситуациях и оказания первой помощи сотрудники кафедры используют такие методики преподавания, как учебные и ролевые игры, диспуты, круглые сто- лы, мозговые штурмы, просмотр с последующим обсуждением тематических худо- жественных и документальных видеофильмов. Особый интерес вызывают практиче- ские занятия по десмургии (технике наложения повязок), временной остановки кро- вотечения и отработке приемов базовой реанимации на манекене. Такое разнообра- зие позволяет заинтересовать студентов, заставляет воспринимать информацию с разных сторон, вносит элемент «нетрадиционности» обучения в вузе и реально формирует навыки оказания первой помощи. В настоящее время проблема правильности оказания первой помощи находится в режиме «коррекции». Возникает много вопросов, неточностей, касающихся юри- дической и медицинской составляющих. Согласно данным анкетирования подав- ляющее большинство студентов (91,4 %) хотело бы овладеть первичными навыками, однако их останавливает «страх ответственности» и «возможность навредить из-за отсутствия умений». Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ [12] первая помощь определяется как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образова- ния, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н [13] определе- ны всего 8 состояний и 11 мероприятий первой помощи, научиться выполнять кото- рые может каждый. Все мероприятия первой помощи укладываются в простой, чет- кий и легко запоминаемый алгоритм действий. Сотрудники кафедры благодаря на- личию медицинского образования адаптируют программу обучения принципам пер- вой помощи для студентов немедицинских специальностей, дают теоретическое обоснование каждому действию на доступном языке и контролируют правильность выполнения мероприятий первой помощи в режиме реального времени. Важным моментом является разъяснение студентам опасности самолечения и бездумного применения лекарств. В настоящее время перечень мероприятий по оказанию первой помощи исключает использование лицами, не имеющими меди- цинского образования, любых лекарственных препаратов. В связи с этим их изъяли из автомобильных аптечек. Однако наличие в средствах массовой информации по- стоянной рекламы различных медикаментозных средств, доступность их в аптеках, особенности менталитета наших сограждан сводят на нет данный запрет. Помимо юридической ответственности при оказании первой помощи, опасность неграмотно- го применения лекарств и неадекватные действия при различных неотложных со- стояниях терапевтического и хирургического профиля, часто встречающихся в по- вседневной жизни, могут привести к трагическим последствиям. Студенты с интере- сом постигают данные знания, так как изначально именно их отсутствие ограничи- вало стремление обучиться навыкам первой помощи. Кроме этого, разбираются си- туации из жизни, например тактика поведения при травмах, полученных на природе, когда при ушибе достаточно ограничиться наложением фиксирующей повязки и хо- лода и продолжить отдых, а при вывихе или переломе - обязательна госпитализация. В 2017 году на базе Казанского федерального университета была организована I Всероссийская олимпиада по оказанию первой помощи для медицинских и неме- дицинских вузов. Студенты Самарского университета стали одной из команд- первооткрывателей, попробовавшей свои силы в теоретических и практических за- даниях, максимально приближенных к реальным условиям и проходивших в симу- ляционном центре на различных манекенах. Данный факт подтверждает необходи- мость и реальность обучения студентов принципам оказания первой помощи. Для улучшения качества усвоения информации и комплексного контроля со- ставлено огромное количество ситуационных задач, способствующих выработке дисциплины, собранности, формированию последовательности (алгоритма) дейст- вий в различных критических ситуациях [14]. Характер учебных задач помогает преподавателям оценить уровень подготовки студентов по различным параметрам. Многие ситуационные задачи требуют знания сразу нескольких тем, поэтому сту- дент, правильно ответивший на вопросы, демонстрирует усвоение материала по це- лому разделу. Такой вид обучения интересен студентам, максимально приближен к различным жизненным ситуациям, что впоследствии помогает найти правильный выход в экстренных случаях. В настоящее время актуальной является работа с молодежью по профилактике социальных болезней, к которым относятся туберкулез, ВИЧ-инфекция, СПИД, ви- русные гепатиты и инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). На кафедре эти вопросы разбираются со студентами всех направлений и специальностей. При этом используются различные методы обучения: игры, диспуты, тренинги, мозговые штурмы. В частности, предлагается ситуационная задача в виде «театрализованного представления» [15]. Для этого каждому студенту присваивается имя участника за- дачи, и по мере изложения ситуации они выходят к доске и кладут руку на плечо того участника, с которым по условиям задачи имеют контакт. По мере чтения зада- чи среди студентов раздаются смешки, но по мере формирования «грозди» виногра- да, которую создают «веточки» (руки) контактов среди участников задачи, происхо- дит осмысление ситуации. В ходе рассмотрения предложенной ситуации студенты решают вопрос, с какими патологическими состояниями приехал каждый участник и с каким набором заболеваний уехал. Нужно написать выводы, которые они для себя извлекли после разбора данной ситуации. Несмотря на кажущуюся ясность, не все студенты способны с ними справиться. Разбор задания дает студентам возможность более полно раскрыть личностное отношение к предложенной ситуации. Обсуждение обычно ведется активно, огова- риваются различные варианты, отстаиваются моральные принципы отдельных уча- стников задачи, что дает возможность разорвать цепочку передачи ИППП, а также выявить группы риска этих заболеваний. Студенты вовлекаются в разбор, что позволяет полно и глубоко осветить под- нимаемые вопросы. В конце занятия проводится тестовый контроль, показывающий глубину проработки данной темы. Данные вопросы должны рассматриваться не только со студентами, но и в беседах со старшеклассниками общеобразовательных школ, чтобы обратить внимание на здоровье, поведение и профилактику данных за- болеваний. Особое внимание уделяется вопросам эпидемиологии - науке об инфекционных заболеваниях, их возникновении, течении, способах защиты и мерах профилактики. Ан- тропонозные, зоонозные, кишечные, социальные, детские инфекции - все это результат неправильного поведения, отсутствия знаний элементарных способов защиты и профи- лактических мероприятий от возбудителей различных инфекций. В освоении учебного материала помогает разбор ситуационных заданий и тестовый контроль. С огромным вниманием студентами прослушиваются лекции по психогигиене и факторах, влияющих на психическое здоровье. Неустойчивость психических реак- ций, недостаточный жизненный опыт этого возраста требует обсуждения данных вопросов, способствуя укреплению психического здоровья у вступающих во взрос- лую жизнь молодых людей. Подробно раскрываются проблемы межличностных и производственных отношений, развития стрессовых ситуаций и способы восста- новления. Серьезное внимание уделяется обучению студентов принципам рациональной и безопасной организации учебы, рабочего места, отдыха. Предлагается рассмотреть наличие потенциальных и реальных опасностей в процессе обучения в вузе, а также в последующей профессиональной деятельности, разработать мероприятия по их минимизации. С точки зрения физиологических особенностей работы организма разъясняется необходимость регулярного 8-ми часового сна, соблюдения режима питания, основанного на индивидуальном подходе, ежедневных рекреационных ме- роприятий. Объясняется принцип работы организма при умственном и физическом труде, понятия работоспособности, утомления и переутомления. Каждый студент анализирует свой жизненный уклад в течение недели и разрабатывает реальные ме- роприятия по улучшению качества своей жизни. Разбираются варианты рекреацион- ных возможностей в период обучения и сессии. Активное участие принимают студенты в проведении различных диспутов. Наиболее обсуждаемые темы - табакокурение, наркомания, алкоголизм среди моло- дежи, на которых вскрываются причины, побуждающие употреблять указанные ток- сические вещества, развеиваются мифы о минимальном вреде «легких» сигарет, сла- боалкогольных и энергетических напитков. Особый интерес вызывает ролевая игра «Суд над табаком». На кафедре имеются спирограф и спирометры. Исследование функции внешнего дыхания непосредственно на занятии позволяет провести срав- нительный анализ показателей у курящего и некурящего студента и сделать соответ- ствующие выводы. Одной из актуальных тем является планирование семьи, контрацепция. Студен- ты - будущие родители. Обладая определенными знаниями и умениями, они гра- мотно и бережно подойдут к вопросам планирования семьи, смогут правильно орга- низовать свой быт, психологическую атмосферу, обучат своих детей заботливо от- носится к личному и общественному здоровью. Студенты готовят презентации, доклады на интересующие молодых людей те- мы, связанные с сохранением и укреплением здоровья, что позволяет выявить новые направления, требующие более детального рассмотрения в настоящее время: сооб- щения о клонировании, стрессе и его влиянии на организм, о загадках сна, экологи- ческом туризме, о пользе и вреде бодибилдинга и пауэрлифтинга, различных диетах, вредных и полезных продуктах, негативном влиянии на организм сотовых телефо- нов и многие другие. Большой интерес вызывают проблемы экологии, вопросы влияния экологии на здоровье человека и воздействия человека на природу. Красной нитью на семинарах проходит мысль о том, что «здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем». Среди обучающихся - много талантливых, неординарных студентов, относя- щихся к дисциплине неформально, понимающих ее значимость: они составляют кроссворды, сочиняют стихотворения на темы безопасной жизни, придумывают си- туационные задачи, принимают участие в исследовательской работе, в студенческих конференциях и олимпиадах Обсуждение и заключение Таким образом, комплексный подход, затрагивающий практически все основ- ные направления жизнедеятельности человека, помогает сформировать у студентов целостную картину организации своей жизни. Использование в курсе обучения та- ких современных методов, как ролевые игры, диспуты, кейс-стади, эвристические беседы, позволяет студентам приблизиться к реалиям жизни и попытаться найти вы- ход из сложившихся заданных повседневных и экстремальных ситуаций. Такие за- нятия всегда проходят с огромным интересом, активным участием студентов и спо- собствуют лучшему усвоению материала, приобретению навыков и умений, что не- обходимо любому человеку в процессе жизнедеятельности. Опыт преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Самар- ском университете показывает, что включение в программу обучения медицинских разделов формирует у студентов более полное и глубокое понимание основ здоро- вья, основных категорий и понятий безопасной жизни и безопасности жизнедеятель- ности; помогает идентифицировать опасности и оценивать риски в жизни и в сфере своей профессиональной деятельности; способствует овладению основными мето- дами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Понятия и усвоенные закономерности, приобретенные навыки и умения, спо- собности, сформированные в курсе «Безопасность жизнедеятельности», студенты могут использовать в процессе профессиональной и социальной деятельности.
×

About the authors

Irina G. Kretova

Samara University

Email: igkretova@gmail.com
Doc. Med. Sci., Professor, Professor of Human and Animal Physiology Department 34, Moskovskoye shosse, Samara, Russian Federation, 443086

Olga V. Belyaeva

Samara University

Email: belyaeva_ssu@mail.ru
Cand. Med. Sci., Associate Professor of Human and Animal Physiology Department. 34, Moskovskoye shosse, Samara, Russian Federation, 443086

References

  1. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. - М., 2012. - 252 с.
  2. Здоровый образ жизни - фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е. Норкина, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко // Молодой ученый. - 2014. - № 18-1. - С. 64-65.
  3. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Научное мнение. - 2012. - № 4. - С. 133-137.
  4. Михайлова С.В., Садретдинова И., Федосеева Я. Здоровье студентов - социальная ценность государства // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52244 (дата обращения: 07.06.2018).
  5. Крылатов С.А. Оценка здоровья студенческой молодежи: по результатам эмпирических исследований // Гуманитарный вектор. - 2013. - № 1 (33). - С. 98-103.
  6. Пузанова Ж.В., Вялов И.С. Условия обучения в вузе и их влияние на здоровье студентов // Общество, социология, психология, педагогика. - 2014. - № 4. - С. 12-14.
  7. Будукоол Л.К. Социально-гигиенические факторы образа жизни студентов // Гигиена и санитария. - 2015. - № 5. - С. 95-97.
  8. Дорофеев С.Б., Бабенко А.И. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения // Здравоохранение Российской Федерации. - 2015. - № 6. - С. 44-47.
  9. Косцова Е.А., Беляева О.В., Кретова И.Г. Возможности использования электронного обучения в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 апреля 2017 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. - С. 262-265.
  10. Пузанова Ж.В., Чеховский И.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) // Вестник РУДН. Сер. Социология. - 2014. - № 4. - С. 135-150.
  11. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН) // Социологические исследования. - 2017. - № 8 (401). - С. 88-94.
  12. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  13. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  14. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 71-77.
  15. Имашева Н.Б. Опыт внедрения игрового моделирования на итоговом занятии по отдельным разделам ОМЗ // Внутривузовский мониторинг качества образования: труды конференции. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - С. 45-47.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Kretova I.G., Belyaeva O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies