Педагогические средства формирования здорового образа жизни студентов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены данные анонимного анкетирования 770 студентов Самарского университета по изучению их отношения к ведению здорового образа жизни. Выявлены нарушения режима труда и отдыха, характера питания, сна, низкая физическая активность, потребление психоактивных веществ. Для формирования навыков здорового образа жизни, привлечения внимания к здоровьесберегающим технологиям, принципам защиты в чрезвычайных ситуациях и оказания первой помощи сотрудники кафедры используют классические и интерактивные методики преподавания: учебные и ролевые игры, диспуты, круглые столы, мозговые штурмы, просмотр с последующим обсуждением тематических художественных и документальных видеофильмов, решение ситуационных задач. Включение в программу обучения практических занятий по десмургии, временной остановке кровотечения, отработке навыков базовой реанимации на манекене не только повышает интерес у студентов к обучению данной дисциплине, но и реально формирует навыки оказания первой помощи. Понятия и усвоенные закономерности, приобретенные навыки и умения, способности, сформированные в курсе«Безопасность жизнедеятельности», студенты могут использовать в процессе профессиональной и социальной деятельности.

Полный текст

Введение Система образования - это важная общественная структура, предназначенная для решения целого ряда социальных задач, важнейшей из которых является выра- ботка у учащихся системы специальных профессиональных и научных знаний. Вто- рая не менее важная задача - обучение молодых людей основам здорового образа жизни. От решения именно этой задачи зависит сохранение соматического, психиче- ского и социального здоровья подрастающего поколения. Эта задача с каждым го- дом становится все более актуальной, поскольку возрастает интенсивность вузов- ских нагрузок на студентов, повышается уровень их психоэмоционального напряже- ния, усиливается неблагоприятный прессинг со стороны экологической среды [1-4]. Обзор литературы Исследователи отмечают, что в условиях кризиса и общественных трансформа- ций, характерных для современной России, повышения риска и доли случайных факторов, опасных для организма, в сочетании с постепенной утратой традиционных форм ответственности социальных институтов за формирование здорового образа жизни забота о здоровье стала делом исключительно самого человека [5-8]. В этих условиях расширяется пространство альтернатив развития, необходимо- сти самостоятельного выбора жизненных ориентиров и организации образа жизни, выработки собственных ценностных предпочтений, что для молодых людей является сложной и трудно решаемой задачей. Поэтому возрастает роль преподавателей выс- шей школы, способных организовать социальную среду вуза таким образом, чтобы позитивно воздействовать на формирование у студенческой молодежи ценностных предпочтений в отношении культуры здоровья, что является согласно ФГОС ВО 3++ одной их главных составляющих универсальной компетенции безопасности жизне- деятельности [9]. Обучение в вузе - это период больших возможностей для молодого человека, его личностного роста и становления как будущего специалиста. Знания, которые будут в этот период получены, позволят ему занять определенное положение в об- ществе. Вне зависимости от профессиональной направленности любой специалист - прежде всего человек, для которого состояние собственного здоровья определяет его возможности. В этот период организм еще молод, способен быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, компенсировать неблагоприятные воздействия, что не позволяет заболеваниям переходить в хронические формы. Кроме того, осо- бенности деятельности мозга в этом возрасте дают возможность максимально усво- ить и запомнить большой объем информации, при этом еще не утрачено «детское» любопытство постигать мир и желание учиться [5]. Материалы и методы. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных компетенций студентов С целью оценки знаний студентов в вопросах здорового образа жизни и их от- ношения к ним нами проведено анонимное анкетирование 770 студентов Самарского университета (345 юношей и 425 девушек) в возрасте от 16 до 22 лет. Изучались час- тота и характер питания, продолжительность сна, отношение к спорту, закаливаю- щим процедурам, наличие свободного времени и предпочтения занятий студентов в это время, а также их отношение к психоактивным веществам. Изучение характера питания студентов выявило проблемы режима питания (не- достаточная кратность, длительные интервалы между приемами пищи, несоответст- вующее количество калорий на прием), дефицит энергии и микронутриентов (вита- минов и минералов), несбалансированность между собой основных пищевых ве- ществ, недостаток в рационе продуктов определенных групп (фруктов и овощей, рыбы, молочных продуктов). На фоне уменьшения потребления хлеба и зерновых молодые люди испытывают недостаток поступления в организм растительных ма- сел. Положительными особенностями структуры питания студентов являются огра- ничение животных жиров и простых сахаров, что соответствует рекомендациям нут- рициологов. Обращает на себя внимание общая для всех анкетируемых тенденция организо- вывать свой режим и характер питания, полагаясь на «модные» интернет- рекомендации, а не на индивидуальные особенности организма: индивидуальный хронотип, тип обмена веществ, наличие реальной оценки веса и т. д. Нами обнаружено, что 44 % девушек и каждый третий юноша недосыпают (продолжительность сна составляет 5-6 часов). Юноши в два раза чаще девушек за- нимаются спортом и используют закаливающие процедуры. Стараются соблюдать режим дня всего 17-18 % молодых людей. Ничего не делают для сохранения своего здоровья одинаково часто и девушки, и юноши (каждый десятый). К сожалению, нехватку времени на учебу большая часть респондентов (71,9 %) компенсирует именно сокращением сна. Среди студентов пробовали курить 90,5 % юношей и 64,1 % девушек, из них курят постоянно 54,8 % и 35,1 % соответственно. Впервые попробовали курить в возрасте до 10 лет 38,2 % юношей и 12,6 % девушек. Чуть больше половины юно- шей и почти каждая четвертая девушка выкуривают от 3 до 10 сигарет в сутки, а 10,9 % юношей и 5,7 % девушек - до пачки сигарет в день. В этом возрасте полу- чают удовольствие от курения каждый второй юноша и каждая вторая девушка. У 10 % девушек курение вошло в привычку. Стаж курения юношей составляет в среднем 8,3±2,2 года, у девушек - 5,7±2,1 лет. Мотивацией к курению у большин- ства студентов явились: желание не отстать от сверстников и боязнь показаться не- современным - 26 %, получение удовольствия - 25 %, снятие напряжения - 24 %, любопытство - 15 %, привычка - 10 %. Практически все опрошенные студенты (96,4 % юношей и 97,0 % девушек) со- общают о том, что они попробовали спиртные напитки. В 18,5 % случаев у юношей и в 7,7 % у девушек это произошло в возрасте до 10 лет. Отдают предпочтение пиву 71,4 % юношей и 32,1 % девушек, 65,2 % девушек потребляют вино, каждый третий юноша предпочитает крепкие спиртные напитки. Результаты исследования Давая оценку полученным результатам, следует отметить, что применительно к молодежи вредные привычки становятся, с одной стороны, олицетворением взрос- лого поведения (в средствах массовой информации постоянно идет скрытая реклама алкоголя и табачных изделий, хотя и имеется предупреждение о вреде курения), с другой - одним из способов разрешения социально-психологических проблем. Не случайно среди основных поводов для курения и употребления алкоголя студенты назвали «облегчение общения», «снятие усталости, стресса». Сигарета и алкоголь благодаря рекламе и средствам массовой информации рассматриваются молодыми людьми как средство против стресса. Таким образом, отношение молодых людей к вопросам здорового образа жизни далеко от идеального. Подобные данные получены в ряде подобных исследований [10, 11]. Поэтому для привлечения внимания студентов к вопросам здоровья, здоро- вого образа жизни и здоровьесберегающим технологиям, принципам защиты в чрез- вычайных ситуациях и оказания первой помощи сотрудники кафедры используют такие методики преподавания, как учебные и ролевые игры, диспуты, круглые сто- лы, мозговые штурмы, просмотр с последующим обсуждением тематических худо- жественных и документальных видеофильмов. Особый интерес вызывают практиче- ские занятия по десмургии (технике наложения повязок), временной остановки кро- вотечения и отработке приемов базовой реанимации на манекене. Такое разнообра- зие позволяет заинтересовать студентов, заставляет воспринимать информацию с разных сторон, вносит элемент «нетрадиционности» обучения в вузе и реально формирует навыки оказания первой помощи. В настоящее время проблема правильности оказания первой помощи находится в режиме «коррекции». Возникает много вопросов, неточностей, касающихся юри- дической и медицинской составляющих. Согласно данным анкетирования подав- ляющее большинство студентов (91,4 %) хотело бы овладеть первичными навыками, однако их останавливает «страх ответственности» и «возможность навредить из-за отсутствия умений». Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ [12] первая помощь определяется как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образова- ния, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н [13] определе- ны всего 8 состояний и 11 мероприятий первой помощи, научиться выполнять кото- рые может каждый. Все мероприятия первой помощи укладываются в простой, чет- кий и легко запоминаемый алгоритм действий. Сотрудники кафедры благодаря на- личию медицинского образования адаптируют программу обучения принципам пер- вой помощи для студентов немедицинских специальностей, дают теоретическое обоснование каждому действию на доступном языке и контролируют правильность выполнения мероприятий первой помощи в режиме реального времени. Важным моментом является разъяснение студентам опасности самолечения и бездумного применения лекарств. В настоящее время перечень мероприятий по оказанию первой помощи исключает использование лицами, не имеющими меди- цинского образования, любых лекарственных препаратов. В связи с этим их изъяли из автомобильных аптечек. Однако наличие в средствах массовой информации по- стоянной рекламы различных медикаментозных средств, доступность их в аптеках, особенности менталитета наших сограждан сводят на нет данный запрет. Помимо юридической ответственности при оказании первой помощи, опасность неграмотно- го применения лекарств и неадекватные действия при различных неотложных со- стояниях терапевтического и хирургического профиля, часто встречающихся в по- вседневной жизни, могут привести к трагическим последствиям. Студенты с интере- сом постигают данные знания, так как изначально именно их отсутствие ограничи- вало стремление обучиться навыкам первой помощи. Кроме этого, разбираются си- туации из жизни, например тактика поведения при травмах, полученных на природе, когда при ушибе достаточно ограничиться наложением фиксирующей повязки и хо- лода и продолжить отдых, а при вывихе или переломе - обязательна госпитализация. В 2017 году на базе Казанского федерального университета была организована I Всероссийская олимпиада по оказанию первой помощи для медицинских и неме- дицинских вузов. Студенты Самарского университета стали одной из команд- первооткрывателей, попробовавшей свои силы в теоретических и практических за- даниях, максимально приближенных к реальным условиям и проходивших в симу- ляционном центре на различных манекенах. Данный факт подтверждает необходи- мость и реальность обучения студентов принципам оказания первой помощи. Для улучшения качества усвоения информации и комплексного контроля со- ставлено огромное количество ситуационных задач, способствующих выработке дисциплины, собранности, формированию последовательности (алгоритма) дейст- вий в различных критических ситуациях [14]. Характер учебных задач помогает преподавателям оценить уровень подготовки студентов по различным параметрам. Многие ситуационные задачи требуют знания сразу нескольких тем, поэтому сту- дент, правильно ответивший на вопросы, демонстрирует усвоение материала по це- лому разделу. Такой вид обучения интересен студентам, максимально приближен к различным жизненным ситуациям, что впоследствии помогает найти правильный выход в экстренных случаях. В настоящее время актуальной является работа с молодежью по профилактике социальных болезней, к которым относятся туберкулез, ВИЧ-инфекция, СПИД, ви- русные гепатиты и инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). На кафедре эти вопросы разбираются со студентами всех направлений и специальностей. При этом используются различные методы обучения: игры, диспуты, тренинги, мозговые штурмы. В частности, предлагается ситуационная задача в виде «театрализованного представления» [15]. Для этого каждому студенту присваивается имя участника за- дачи, и по мере изложения ситуации они выходят к доске и кладут руку на плечо того участника, с которым по условиям задачи имеют контакт. По мере чтения зада- чи среди студентов раздаются смешки, но по мере формирования «грозди» виногра- да, которую создают «веточки» (руки) контактов среди участников задачи, происхо- дит осмысление ситуации. В ходе рассмотрения предложенной ситуации студенты решают вопрос, с какими патологическими состояниями приехал каждый участник и с каким набором заболеваний уехал. Нужно написать выводы, которые они для себя извлекли после разбора данной ситуации. Несмотря на кажущуюся ясность, не все студенты способны с ними справиться. Разбор задания дает студентам возможность более полно раскрыть личностное отношение к предложенной ситуации. Обсуждение обычно ведется активно, огова- риваются различные варианты, отстаиваются моральные принципы отдельных уча- стников задачи, что дает возможность разорвать цепочку передачи ИППП, а также выявить группы риска этих заболеваний. Студенты вовлекаются в разбор, что позволяет полно и глубоко осветить под- нимаемые вопросы. В конце занятия проводится тестовый контроль, показывающий глубину проработки данной темы. Данные вопросы должны рассматриваться не только со студентами, но и в беседах со старшеклассниками общеобразовательных школ, чтобы обратить внимание на здоровье, поведение и профилактику данных за- болеваний. Особое внимание уделяется вопросам эпидемиологии - науке об инфекционных заболеваниях, их возникновении, течении, способах защиты и мерах профилактики. Ан- тропонозные, зоонозные, кишечные, социальные, детские инфекции - все это результат неправильного поведения, отсутствия знаний элементарных способов защиты и профи- лактических мероприятий от возбудителей различных инфекций. В освоении учебного материала помогает разбор ситуационных заданий и тестовый контроль. С огромным вниманием студентами прослушиваются лекции по психогигиене и факторах, влияющих на психическое здоровье. Неустойчивость психических реак- ций, недостаточный жизненный опыт этого возраста требует обсуждения данных вопросов, способствуя укреплению психического здоровья у вступающих во взрос- лую жизнь молодых людей. Подробно раскрываются проблемы межличностных и производственных отношений, развития стрессовых ситуаций и способы восста- новления. Серьезное внимание уделяется обучению студентов принципам рациональной и безопасной организации учебы, рабочего места, отдыха. Предлагается рассмотреть наличие потенциальных и реальных опасностей в процессе обучения в вузе, а также в последующей профессиональной деятельности, разработать мероприятия по их минимизации. С точки зрения физиологических особенностей работы организма разъясняется необходимость регулярного 8-ми часового сна, соблюдения режима питания, основанного на индивидуальном подходе, ежедневных рекреационных ме- роприятий. Объясняется принцип работы организма при умственном и физическом труде, понятия работоспособности, утомления и переутомления. Каждый студент анализирует свой жизненный уклад в течение недели и разрабатывает реальные ме- роприятия по улучшению качества своей жизни. Разбираются варианты рекреацион- ных возможностей в период обучения и сессии. Активное участие принимают студенты в проведении различных диспутов. Наиболее обсуждаемые темы - табакокурение, наркомания, алкоголизм среди моло- дежи, на которых вскрываются причины, побуждающие употреблять указанные ток- сические вещества, развеиваются мифы о минимальном вреде «легких» сигарет, сла- боалкогольных и энергетических напитков. Особый интерес вызывает ролевая игра «Суд над табаком». На кафедре имеются спирограф и спирометры. Исследование функции внешнего дыхания непосредственно на занятии позволяет провести срав- нительный анализ показателей у курящего и некурящего студента и сделать соответ- ствующие выводы. Одной из актуальных тем является планирование семьи, контрацепция. Студен- ты - будущие родители. Обладая определенными знаниями и умениями, они гра- мотно и бережно подойдут к вопросам планирования семьи, смогут правильно орга- низовать свой быт, психологическую атмосферу, обучат своих детей заботливо от- носится к личному и общественному здоровью. Студенты готовят презентации, доклады на интересующие молодых людей те- мы, связанные с сохранением и укреплением здоровья, что позволяет выявить новые направления, требующие более детального рассмотрения в настоящее время: сооб- щения о клонировании, стрессе и его влиянии на организм, о загадках сна, экологи- ческом туризме, о пользе и вреде бодибилдинга и пауэрлифтинга, различных диетах, вредных и полезных продуктах, негативном влиянии на организм сотовых телефо- нов и многие другие. Большой интерес вызывают проблемы экологии, вопросы влияния экологии на здоровье человека и воздействия человека на природу. Красной нитью на семинарах проходит мысль о том, что «здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем». Среди обучающихся - много талантливых, неординарных студентов, относя- щихся к дисциплине неформально, понимающих ее значимость: они составляют кроссворды, сочиняют стихотворения на темы безопасной жизни, придумывают си- туационные задачи, принимают участие в исследовательской работе, в студенческих конференциях и олимпиадах Обсуждение и заключение Таким образом, комплексный подход, затрагивающий практически все основ- ные направления жизнедеятельности человека, помогает сформировать у студентов целостную картину организации своей жизни. Использование в курсе обучения та- ких современных методов, как ролевые игры, диспуты, кейс-стади, эвристические беседы, позволяет студентам приблизиться к реалиям жизни и попытаться найти вы- ход из сложившихся заданных повседневных и экстремальных ситуаций. Такие за- нятия всегда проходят с огромным интересом, активным участием студентов и спо- собствуют лучшему усвоению материала, приобретению навыков и умений, что не- обходимо любому человеку в процессе жизнедеятельности. Опыт преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Самар- ском университете показывает, что включение в программу обучения медицинских разделов формирует у студентов более полное и глубокое понимание основ здоро- вья, основных категорий и понятий безопасной жизни и безопасности жизнедеятель- ности; помогает идентифицировать опасности и оценивать риски в жизни и в сфере своей профессиональной деятельности; способствует овладению основными мето- дами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Понятия и усвоенные закономерности, приобретенные навыки и умения, спо- собности, сформированные в курсе «Безопасность жизнедеятельности», студенты могут использовать в процессе профессиональной и социальной деятельности.
×

Об авторах

Ирина Геннадьевна Кретова

Самарский университет

Email: igkretova@gmail.com
доктор медицинских наук, профессор кафедры «Физиология человека и животных» Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34

Ольга Владимировна Беляева

Самарский университет

Email: belyaeva_ssu@mail.ru
кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Физиология человека и животных» Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. - М., 2012. - 252 с.
  2. Здоровый образ жизни - фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е. Норкина, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко // Молодой ученый. - 2014. - № 18-1. - С. 64-65.
  3. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Научное мнение. - 2012. - № 4. - С. 133-137.
  4. Михайлова С.В., Садретдинова И., Федосеева Я. Здоровье студентов - социальная ценность государства // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52244 (дата обращения: 07.06.2018).
  5. Крылатов С.А. Оценка здоровья студенческой молодежи: по результатам эмпирических исследований // Гуманитарный вектор. - 2013. - № 1 (33). - С. 98-103.
  6. Пузанова Ж.В., Вялов И.С. Условия обучения в вузе и их влияние на здоровье студентов // Общество, социология, психология, педагогика. - 2014. - № 4. - С. 12-14.
  7. Будукоол Л.К. Социально-гигиенические факторы образа жизни студентов // Гигиена и санитария. - 2015. - № 5. - С. 95-97.
  8. Дорофеев С.Б., Бабенко А.И. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения // Здравоохранение Российской Федерации. - 2015. - № 6. - С. 44-47.
  9. Косцова Е.А., Беляева О.В., Кретова И.Г. Возможности использования электронного обучения в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 апреля 2017 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. - С. 262-265.
  10. Пузанова Ж.В., Чеховский И.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) // Вестник РУДН. Сер. Социология. - 2014. - № 4. - С. 135-150.
  11. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН) // Социологические исследования. - 2017. - № 8 (401). - С. 88-94.
  12. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  13. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  14. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 71-77.
  15. Имашева Н.Б. Опыт внедрения игрового моделирования на итоговом занятии по отдельным разделам ОМЗ // Внутривузовский мониторинг качества образования: труды конференции. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - С. 45-47.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кретова И.Г., Беляева О.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.