Permanent education throughout life as the aim and result


Cite item

Full Text

Abstract

The modern characteristics of the labor market are its instability and uncertainty, so the constant development and self-development of a specialist, his professional growth is a necessity. One of the most important documents in the legal framework defining the sphere of education in the Russian Federation emphasizes the training and retraining of specialists for most sectors of economic and social development. The priority is the requests of modern youth for highly gualified and growing demands for educational services, focusing on the direction of training and retraining of scientific teaching staff because the training of specialists of various specialties and areas of professional activity degends on them. The young people today have the opportunity to choose an educational organization. The system of additional professional education was more popular, as it provides an opportunity for professional self-improvement, and getting a new specialty, carrying out the process of continuous professional self-determination, based on the "education throughout life". All this is an undeniable advantage of additional professional educationPermanenteducation helps to change the nature of interaction from the position of "Student- Teacher" to the position of "TEACHER of the FUTURE" such as digital, inspiring, knowledgeable, enthusiastic, guardian of wisdom - "STUDENT of the FUTURE" as self-managed. The article proposes a structural and functional model of education of the future, which provides everyone with the opportunity to choose an individual educational trajectory as an institutionalized support for learning and development throughout life.

Full Text

Введение В современной России государственная образовательная политика находится в условиях постоянного обновления нормативно-правовой базы, регулирующей от- ношения в сфере образования, способы реализации новых быстро изменяющихся постулатов (федеральные целевые программы, приоритетные национальные проек- ты), цель которых заключается в обеспечении продвижения и развития российского образования. В частности, «Центром стратегических разработок» и «Высшей шко- лой экономики» опубликован доклад «Двенадцать решений для нового образования» в апреле 2018 года, где говорится о том, что в эпоху жесткой конкуренции и гло- бальной размытости будущего оказываются в выигрышном положении те страны, которые главный упор делают на развитие индивидуального потенциала каждой личности, что в совокупности формирует образ целого государства, обеспечивает его социальное и культурное развитие, его геополитическое положение в условиях быстротечных и сложно предсказуемых изменений. Ведущую роль в этой новой по- вестке играет образование. В документе указано: то, что происходит в настоящее время в различных образовательных организациях начиная c детского сада и закан- чивая вузами, определит положение России к 2050 году. Следовательно, необходим поиск возможностей и определение конкретных путей для стойкого усиления вклада сферы образования в технологическую модернизацию, рост экономики страны, ее социальную устойчивость. Результат должен привести к росту качества жизни каж- дого гражданина России [20]. Подтверждение данного факта мы находим в выступлениях и интервью совре- менных ученых. Так, например, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор ФИРО, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова А. Асмолов отмечает: «Мы привыкли, что образование - это пере- дача знаний и навыков от учителя к ученику. Но в мире, где каждый день появляют- ся новые технологии, такая система становится неэффективной. Все чаще мы стал- киваемся с задачами, которые до этого никто не решал. Чтобы успешно с ними взаимодействовать, мы должны обладать готовностью к любым изменениям жизни и новым технологиям. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо непрерывное образование и самообразование» [1]. Обзор литературы Проблема непрерывного образования не нова. Вопрос взаимодействия личности и социокультурной среды в системе непрерывного образования рассматривался Л.П. Алексеевой, вопрос тесной связи развития личности и непрерывного образования - И.В. Виноградовым и Ю.В. Укке. Прогнозы дальнейшего развития системы непрерыв- ного образования освещены в научных исследованиях Б.С. Гершунского, над аспектами образования в период зрелости работали Е.П. Тонконогая, Е.И. Огарев и др. Пути развития непрерывного образования США рассматривает Ю. Левитская в монографиях и статьях по проблемам инноватики [3]. Во многих странах, в том числе и в России, долгое время вопросы нововведений рассматривалась лишь в рам- ках экономических исследований. В связи с этим представляют интерес работы Н.И. Лапина, исследования А.И. Пригожина, где научно доказывается и обосновы- вается теория инновационного процесса как сложная система синтеза всех стадий данного процесса, а также приводятся его разработки по социальным вопросам ин- новатики. Материалы и методы Теоретическое изучение монографий и публикаций позволило проанализиро- вать проблему непрерывного образования на протяжении всей жизни и разработать модель образования будущего. Методологическим регулятивом модели образования будущего являются синер- гетический, деятельностный и креативный методологические подходы [14]. Синергетический подход Принцип демократического взаимодействия: увеличение прав и ответственности обучающегося и преподавателя, равная позиция субъектов взаимодействия, их содея- тельность, возможность для обучающегося самостоятельно определять цель, отбирать содержание и методы работы, поощрение активности и инициативности обучающегося. Правила, вытекающие из данного принципа: получение позитивного отклика от результатов творческого взаимодействия; признание образования как одной из высших ценностей; формирование культуры сотрудничества. Принцип творческой активности: осознанная деятельность обучающегося, его активная жизненная позиция, а также стремление к научному осмыслению знаний, самостоятельный выбор путей решения проблемных вопросов, проявление интереса к познанию нового. Правила, вытекающие из данного принципа: поиск, стремление определить первопричины побуждает обучающихся к са- мостоятельной постановке вопросов; осознанная активность обучающихся мотивирует их к участию в дискуссии, беседе по волнующим вопросам; активное оперирование приобретенными учащимися знаниями и умениями. Деятельностный подход Принцип Docendo discimus («Уча - учимся сами») предполагает прогнозирова- ние освоения учебной деятельности. Правила, раскрывающие данный принцип: обеспечение участия обучающихся в творческом поиске на занятиях разных видов; систематическое включение обучающихся в непрерывную творческую обра- зовательную среду; обеспечение открытого общения и взаимодействия; побуждение к критическому мышлению, выбор адекватных альтернатив; актуализация умений адекватной самооценки и оценки своих возможностей. Рефлексивный принцип требует опоры на креативно-рефлексивный анализ в учебной деятельности обучающегося, получение им персонального опыта рефлек- сивных действий и аналитических умений. Правила, связанные с данным принципом, следующие: обогащение опыта необходимой рефлексии, т. е. актуализация различных сто- рон креативно-образовательной деятельности; обогащение содержания рефлексии через получения опыта творческой обра- зовательной деятельности; конструирование рефлексивной образовательной среды; обучение гипотетическому предположению путей решения проблем; приоритет важности рефлексивного опыта и личностных рефлексивных умений; формирование рефлексивно-креативной культуры личности. Креативный подход Принцип творческой самореализации раскрывает процесс взаимодействия в единстве самообъектирования и самосубъектирования («наблюдение», «нахожде- ние» себя в окружающем социуме, в богатстве культурно-исторических ценностей, в межличностных отношениях, к построению которых личность непосредственно была причастна). Правила, вытекающие из данного принципа: опора на личностные индивидуальные особенности и профессиональные умения; формирование умений прогнозировать пути решения проблем. Принцип психологической комфортности требует максимально возможного снятия стрессовых факторов образовательного процесса, включения обучающегося на занятии в атмосферу, которая обеспечивает условия для его самораскрытия, в которой он чувствует себя творцом и разработчиком образовательного процесса. Из данного принципа вытекают следующие правила: избегать появления у обучающегося психологических комплексов; при изучении нового материала создавать ситуацию успеха для каждого обу- чающегося: «я могу»; обеспечивать получение опыта решения трудностей, оказания помощи в про- движении вперед; признавать в обучающемся самобытную и неповторимую личность, имеющую право равного общечеловеческого взаимоотношения с другими обучающимися; понимать многообразие ресурсов обучающихся и уметь их раскрывать, оказы- вать им помощь в самопознании; выстраивать межличностные взаимоотношения с позиции доверия к обучаю- щемуся в течение всего взаимодействия; учитывать внутренние побудительные мотивы, определяющие поведение и деятельность обучающегося; строить роль преподавателя во взаимодействии с обучающимися с позиции эксперта по важным для них вопросам, избегая позиции «ревизора», «справочника». 3. Результаты исследования Согласно деятельностному, креативному и синергетическому подходам сфор- мулированы цель (переход к непрерывному образованию на протяжении всей жиз- ни) и результат (инициативность и предпринимательские способности как институ- ционально оформленная поддержка процессов обучения и развития на протяжении всей жизни) образования будущего. Исходя из цели статьи для нас является главным то, что большинство исследователей придерживаются мнения о понимании сути об- разования будущего путем расшифровки персональной установки на «обучение на протяжении всей жизни», на самообразование и саморазвитие. Данный факт являет- ся, на наш взгляд, одним из перспективных направлений исследования. Однако сто- ит отметить, что в данном направлении исследований сделаны еще только первые шаги, большинство вопросов открыты, не решены и даже не обозначены. Центральным блоком модели образования будущего является сотрудничество учителя и ученика, креативный характер их взаимодействия. Разнообразие, свобод- ный доступ к качественным информационным образовательным материалам при- влекают ведущих специалистов для удовлетворения образовательных потребностей обучающегося и определяются структурой взаимодействия «учитель будущего» (цифровой, вдохновляющий, знающий, увлеченный, хранитель мудрости) - «ученик будущего» (самоуправляемый). Подчеркнем то, что особо ценно для «ученика будущего» в рамках креативного взаимодействия с «учителем будущего»: информационные технологии: блоги (сервисы, позволяющие субъектам обра- зования вести личный дневник или журнал) как платформы социального взаимодей- ствия, обусловливающие совместное создание и редактирование сетевого контента, обмен информацией, ссылками и мультимедийными документами; веб-задания: проблемно-поисковые задания на основе сетевых ресурсов (веб- квесты), предполагающие критическое осмысление информации и научно- исследовательскую деятельность; проблемные задания творческого типа (или веб- проекты), результатом которых являются веб-публикации; тематические (аннотиро- ванные) списки ссылок на текстовые документы по исследуемой проблематике (или их самостоятельное создание); мультимедийные альбомы, подразумевающие само- стоятельное создание образовательного продукта с отобранного преподавателем те- матического набора ссылок на мультимедийные сетевые ресурсы; коллекции приме- ров, нацеленных на развитие критической оценки полученной информации. Обсуждение и заключение Результатом реализации структурно-функциональной модели образования бу- дущего (см. рисунок) является инициативность и предпринимательские способности как институционально оформленная поддержка процессов обучения и развития на протяжении всей жизни. Предполагаем, что переход к непрерывному образованию на протяжении всей жизни будет возможным при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимодействие «учитель будущего» (цифровой, вдохновляющий, знающий, увле- ченный, хранитель мудрости) - «ученик будущего» (самоуправляемый) и способных удовлетворить запросы и потребности современного человека. Модель образования будущего. Результат: инициативность и предпринимательские способности как институционально оформленная поддержка процессов обучения и развития на протяжении всей жизни
×

About the authors

Nadezhda N. Elhova

Orenburg Teachers Training College named after N.K. Kalugin

Email: enn7609@mail.ru
Lecturer 1, Volgogradskaya Str., Orenburg, Russian Federation

Evgeny V. Krotov

Orenburg Theological Seminary

Email: geo_pedagog@mail.ru
Lecturer 17, Chelyuskintsev Str., Orenburg, Russian Federation

Raisa B. Rudakova

Orenburg Teachers Training College named after N.K. Kalugin

Email: Rain00X@mail.ru
Lecturer 1, Volgogradskaya Str., Orenburg, Russian Federation

References

  1. Асмолов А.Г. Гонки за будущим: образование как индустрия возможностей // Учительская газета. - 29 августа 2017. - № 35.
  2. Баранова И.В., Скибицкий Э.Г. Инновационная деятельность в высшей школе: тенденции и перспективы развития // Сибирская финансовая школа. - 2011.
  3. Белякова С.А., Иванова А.А. Проблемы построения системы управления непрерывным образованием // Проблемы развития высшей школы. - 2014. - № 2.
  4. Введенский В.Н. Высшее профессиональное образование в условиях необратимой глобализации // Alma Mater. - 2013. - № 2.
  5. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
  6. Далабаев Ж.К. Образование для всех на протяжении всей жизни - современный приоритет времени // Педагогический мир. - 2012. - № 11.
  7. Двуличанская Н.Н. Особенности компьютерного тестирования при оценке качества знаний обучающихся в системе непрерывного образования (Методика и методология обучения) // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 4.
  8. Золотарева Н.М. Интеллектуализация деятельности и образования (Философия образования) // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2011. - № 2.
  9. Игошев Б.М. Современное образование: проблемы и решения (Образование: ракурсы и грани) // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2011. - № 10.
  10. Кузнецова Ю. Социальные инновации: прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль // Проблемы теории и практики управления. - 2015.
  11. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модульный подход в системе высшего образования. Основы структурализации и метапознания. - М.: РИВШ, 2016.
  12. Масалова Ю.А. Процесс формирования качества человеческих ресурсов на уровне вуза // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 6.
  13. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С.А. Беляков, В.С. Вахштайн, В.А. Галичин, А.А. Иванова, Е.А. Карпухина, Т.Л. Клячко, Д.Л. Константиновский, Д.Ю. Куракин, Е.А. Полушкина, Ю.А. Яхин; науч. рук. А.Е. Карпухина; Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». - М.: МАКС Пресс, 2006. - 340 с.
  14. Рындак В.Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39).
  15. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 207 c.
  16. Фадейкина Н.В., Толысбаев Б.С., Канапинов С.Б. Роль высшей школы в развитии национальной инновационной системы и достижении стратегических целей государства: опыт России и Казахстана // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 6. - С. 81-87.
  17. Фильченкова И.Ф. Методологические основы вовлечения преподавателей вуза в инновационную деятельность // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции (Пермь, 09.11.2017): в 4 ч. - Стерлитамак, 2017. - С. 153-155.
  18. Цибизова Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования // Интеграция образования. - 2013. - № 10.
  19. Чорная А.Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013.
  20. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Elhova N.N., Krotov E.V., Rudakova R.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies