Doctoral education in the UK (Brunel University experience)



Cite item

Full Text

Abstract

The past decade has seen a number of fundamental changes that have affected the Russian higher education and doctoral education in particular. Currently, there is a large number of problems related to the content and structure of doctoral degree programs. The analysis and study of the UK experience in organizing doctoral education programs can be used to solve some of these problems. Brunel University is one of the most prominent UK universities with strong academic traditions aimed at training highly qualified researchers. The article describes the main types and contents of doctoral degree programs, supervision principles, educational and research activities of a PhD student and the procedures for the viva process at Brunel University. Through analyzing the Brunel University experience, the authors summarize the factors that contribute to the leading position of the university in the UK and EHEA and provide close links between industry, doctoral education and research.

Full Text

Введение Современное общество - это общество знаний и информации (knowledge- based society) [1], экономическое развитие которого зависит от образованных людей, способных генерировать новые идеи и эффективно внедрять их в жизнь. Подготовка и обучение таких людей является актуальной задачей для любого государства, и особенно подготовка специалистов в различных научных обла- стях знаний. Подготовка высококвалифицированных научных кадров осуществ- ляется в аспирантуре как отдельной ступени образовательного процесса, система и структура которой варьируется в зависимости от страны. В настоящее время в России интенсивно обсуждаются вопросы, связанные с трехуровневой системой высшего образования: бакалавриат или специалитет, магистратура и аспирантура [2-4]. Процесс развития первых двух уровней выс- шего образования протекает достаточно быстро и эффективно. Развитие систе- мы аспирантуры как третьей ступени образовательного процесса усложняется и замедляется тем, что традиционно российская наука была отдельным элементом внутри высшего образования, не зависящим от каких-либо ограничивающих временных и содержательных факторов [5]. Поэтому комбинирование старой советской системы и нового содержания образовательных программ по направ- лениям подготовки аспирантуры - достаточно длительный и сложный процесс. Для решения большого количества проблем, связанных с современным состоя- нием образовательного процесса в российской аспирантуре, необходим анализ уже существующих зарубежных практик, хорошо зарекомендовавших себя в области науки и образования. Одним из примеров может служить система высшего образования Вели- кобритании. Великобритания занимает лидирующие позиции в этой области. В рейтинге лучших университетов мира (QS WorldUniversityRankings) [6] Кембриджский университет, Оксфордский университет, Университетский колледж Лондона и Имперский колледж Лондона находятся в десятке пер- вых. Такая сильная позиция высших учебных заведений невозможна без раз- вития науки, а значит, и без развития аспирантуры. Для более детального обзора структуры, системы, содержания образова- тельного процесса подготовки аспирантов, а также организации их исследо- вательской деятельности был выбран Университет им. Брюнеля, на основе которого создана сильная научная школа, ориентированная на промышлен- ность и бизнес как на внутреннем, так и на международном уровне. Обзор литературы В научной российской и зарубежной литературе опубликовано большое количество статей, касающихся развития высшего образования в Великобри- тании и аспирантуры в частности. Временем зарождения аспирантуры в Великобритании можно считать ко- нец XIX века. Первая степень доктора наук была введена в Даремском уни- верситете в 1882 году, что повлекло за собой развитие аспирантуры в других английских университетах [7]. Основные этапы развития аспирантуры описаны в работах английских ученых [8, 9]. Первый этап (1917-1945 г.) представляет собой этап разработки и реали- зации программ аспирантуры в университетах Великобритании, вызванных необходимостью привлечь к себе американских и канадских ученых, которые до этого периода предпочитали университеты Германии, имеющей уже раз- витую систему присуждения научных степеней высшей категории. Второй этап (1945-1970 г.) стал этапом восстановления высшего образо- вания в целом и докторантуры в частности. Послевоенное время характеризу- ется резким скачком в развитии науки и промышленности, что привело к уве- личению числа защит научных диссертаций. Третий этап (1970-2003 г.) характеризовался постоянным ростом количества докторских диссертаций во всех университетах Великобритании. В этот период наличие докторской степени становится обязательным для профессорско- преподавательского состава. В конце 80-х годов начинаются реформы в связи с необходимостью более строгого контроля научной деятельности аспирантов и ограничения окончания аспирантуры и защиты диссертаций по времени. Началом становления современной системы аспирантуры можно считать 2003 год, с которого начинается этап модернизации аспирантуры в Велико- британии [10]. С этого периода проводится реорганизация профессиональной подготовки научных и инженерных кадров, основной задачей которых стано- вится продвижение инновационных технологий, направленных на развитие экономики Великобритании. С этой целью в университетах Великобритании была разработана система повышения квалификации и профессиональной переподготовки не только для молодых ученых, но и для преподавателей старшего поколения. В образовательный процесс были включены дополни- тельные дисциплины, нацеленные на развитие навыков академического письма, презентационной деятельности, использования компьютерных тех- нологий и интернет-ресурсов для научных целей [11]. Были разработаны но- вые образовательные стандарты, направленные на развитие личностных, коммуникативных компетенций, а также компетенций, характеризующих навыки управления карьерой [8, 12]. Все это позволило отойти от узкоспециализированной системы подготов- ки научных кадров и создать условия для подготовки специалистов, способ- ных коммерциализировать результаты своих исследований и успешно реали- зовывать себя в научной и профессионально-прикладной областях. В Великобритании исторически сложилась система трехступенчатого обра- зования, включающая в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. После каждой ступени образования обучающийся может получить квалификацию в соответствии с Национальной квалификационной схемой (NQF - National Quali- fications Framework), которая присваивается на основании полученных знаний на определенном этапе образования [13]. Особенности обучения в бакалавриате и магистратуре описаны в работах российских авторов [14, 15]. В Великобритании существуют три типа степени доктора наук: академи- ческая докторская степень; профессиональная докторская степень; почетная докторская степень. Для получения академической докторской степени соискатель должен опубликовать результаты исследования, имеющие теоретическую направлен- ность и вносящие определенный вклад в науку. Профессиональная доктор- ская степень присуждается соискателям, чей вклад в науку имеет реальную прикладную направленность. Почетная докторская степень присуждается за значительный вклад в различные области жизни человека, такие как культу- ра, история, экономика и т. д. [16]. Для поступления в аспирантуру необходимо наличие степени магистра искусств, наук, философии или степень бакалавра, подтверждающаяся ди- пломом с отличием, высокие баллы предыдущих этапов обучения и наличие рекомендаций с предыдущего места обучения. Срок обучения в аспирантуре составляет не менее 2 лет, максимум - 4 года для программ полного обучения (full-time PhD). Если диссертация не будет защищена в течение 4 лет, аспи- ранта исключают из программы обучения без права защиты научной работы в будущем. Для подготовки аспирантов в британских университетах создают- ся докторские школы (graduateschools). Докторская степень присуждается университетом, который имеет на это право [17]. Значимость научной степе- ни зависит от уровня, качества и количества опубликованных научных работ. Некоторые исследования посвящены взаимосвязи образования, науки и промышленности в Великобритании [18, 19]. На основании анализа англий- ских исследований и отчетов авторы статьи [19] перечислили основные про- блемы, ограничивающие развитие сотрудничества между наукой и промыш- ленностью в Великобритании, а также способы их решения. Финансовая под- держка со стороны правительства и бизнеса Великобритании позволяет уни- верситетам организовывать специальные подразделения для централизован- ного управления и контроля процессами передачи научных знаний бизнес- партнерам и создавать благоприятную основу для развития сотрудничества между академическим миром и промышленностью [20]. Кроме того, вокруг университетов создаются научные парки и бизнес-инкубаторы. В настоящее время в Великобритании насчитывается более 75 научных парков, успешно функционирует Ассоциация научных парков Великобритании (UKSPA) [21]. Для поддержки научных парков создана целая система финансирования как от правительства, так и от внешних партнеров, которая успешно окупается благодаря интенсивному сотрудничеству таких центров с промышленностью и бизнесом. На основе анализа российской и зарубежной литературы можно сделать вывод, что английские университеты заинтересованы в подготовке высоко- квалифицированных научных кадров, обладающих глубокими знаниями определенных научных дисциплин, а также способных проводить качествен- ные научные исследования, приводящие к значительным результатам в вы- бранной области науки. Рассмотрим более детально структуру, содержание и этапы обучения в аспирантуре на примере Университета им. Брюнеля. Материалы и методы Основные материалы статьи были собраны на основе методов анализа и обобщения информации о подготовке аспирантов в Университете им. Брюнеля (Brunel University London), а также личного участия одного из авто- ров статьи в данном процессе. Университет был основан в 1966 году и назван в честь знаменитого бри- танского инженера Изамбарда Кингдома Брюнеля. В настоящее время в уни- верситете функционируют три колледжа, основной задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов в области инженерии, проектирования, естествознания, медико-биологических наук, бизнеса и об- ществознания. В университете активно ведется научная работа, основной це- лью которой является развитие новых методов и технологий, удовлетворяю- щие экономическим и социальным нуждам общества. Научные исследования проводятся в тесном сотрудничестве с промышленным сектором как на реги- ональном, так и на международном уровне. В 2014 году в Университете были созданы три научно-исследовательских института: Institute of Environment, Health and Societies (улучшение качества окру- жающей среды и здравоохранения, а также развитие инновационной инже- нерной и проектной деятельности для медицинских и социальных нужд); Institute of Energy Futures (проектирование систем нагрева и охлажде- ния, а также разработка источников энергии и топлив с учетом экологических вопросов); Institute of Materials and Manufacturing (изучение характеристик матери- алов и структур, а также разработка технологий их производства). Исследовательская деятельность внутри институтов основывается на междисциплинарном подходе, позволяющем объединить исследователей, ра- ботающих в различных областях знаний. В 2014-2015 учебном году благодаря разработке научных проектов и их успешному внедрению институты получили 30,8 млн фунтов стерлингов от различных финансовых организаций. Количество научных сотрудников составляло 330 человек. 102 млн фунтов стерлингов было получено за счет грантовой деятельности, что позволило начать развитие 150 новых научных проектов. На основании проведенных исследований было опубликовано бо- лее 600 научных статей в высокорейтинговых журналах и заключено 25 но- вых соглашений на совместную деятельность с внешними партнерами. Все это позволило занять 25-ю позицию в мировом рейтинге университетов по версии Times Higher Education [22]. В зависимости от финансирования обучение в аспирантуре может осу- ществляться при финансовой поддержке университета (тема исследования и период обучения определяются университетом, период обучения обычно со- ставляет не более трех лет) и без финансовой поддержки университета (ис- следование может выполняться при поддержке грантов, тема исследования не устанавливается университетом, а выбирается соискателем, срок обучения не должен превышать 4 лет). Наряду с традиционным обучением в аспирантуре в университете пред- лагается целый ряд программ по так называемой комплексной аспирантуре (Integrated PhD). По окончании этой программы аспирант получает научную степень доктора наук и диплом об окончании аспирантуры в научной обла- сти, соответствующей выбранной предметной специализации. Обучение длится 4-5 лет и направлено на развитие научной деятельности и профессио- нальную подготовку в определенной области знаний. Данные программы особенно подходят для иностранных студентов, ко- торые нуждаются в дополнительной адаптации к образовательной системе Великобритании, и для студентов, не имеющих степени магистра или специ- альных навыков для проведения исследовательской деятельности. Основу комплексной аспирантуры составляет научный проект, которому посвящаются все четыре года обучения. Кроме этого, в первые три года аспи- ранту предлагается целый ряд дисциплин, направленных на развитие науч- ных и профессиональных компетенций, а также на получение узкоспециали- зированных знаний, связных с научным исследованием аспиранта: теория и практика исследовательской деятельности; проектирование, методы и анализ исследовательской деятельности; распространение результатов научной деятельности; управление научными проектами, руководство и саморазвитие; обмен знаниями, области применения научных результатов и их влияние; дополнительные дисциплины, связанные с предметными областями научного исследования аспиранта. Программы комплексной аспирантуры разработаны таким образом, что- бы совместить профессиональное образование и научную деятельность. Про- фессиональное обучение заключается в посещении вышеуказанных дисци- плин, при успешной сдаче которых аспирант получает диплом о завершении аспирантуры. Научная деятельность аспиранта завершается защитой диссер- тации и получением степени доктора наук. Такое обучение позволяет подго- товить высококвалифицированного научного работника, обладающего навы- ками ученого, способного качественно проводить научную работу, и профес- сионала, четко определяющего необходимость, значимость и внедряемость полученных научных результатов. В такой системе обучения четко отслежи- вается развитие soft skills и hard skills [24], что соответствует современным требованиям, предъявляемым к выпускникам аспирантуры. В зависимости от занятости аспирант может выбрать программы с пол- ным (full-time) или заочным (part-time) обучением в аспирантуре. Для про- грамм комплексной аспирантуры предусмотрена только полная форма обуче- ния с посещением всех занятий и курсов. В аспирантуру могут поступить все желающие, имеющие диплом бака- лавра со средним баллом от 60 до 100 % (First or Upper Second Class Honours degree). Для иностранных соискателей необходим диплом с квалификацион- ной степенью, соответствующей требованиям высшего образования Велико- британии. Кроме этого, для иностранных студентов вводится требование к знанию английского языка, уровень которого должен быть от 6 до 6,5 бал- лов по стандартам международного экзамена IELTS (International English Language Testing System), что соответствует уровню Upper-Intermediate по ев- ропейской шкале оценивания. Для поступления в аспирантуру соискатель должен подготовить ряд до- кументов, одним из которых является описание научного исследования объе- мом от 500 до 1000 слов. Соискатель должен включить в описание своего научного исследования следующую информацию: область и тему научных интересов, включая примерный список науч- ных вопросов, на которые необходимо ответить в ходе исследования, а также основные причины, приведшие к выбору этой научной области; наиболее важные проблемы, которые необходимо решить в ходе иссле- дования; оценку того вклада, который данное исследование может внести в изучаемую область знаний; методы, которые необходимо использовать для решения этих проблем; данные, подтверждающие важность исследования, и методы их описания и анализа; место проведения исследования; библиографический список, любые ссылки на литературные источники, которые были использованы для обоснования необходимости данного иссле- дования. Все соискатели должны пройти собеседование, которое проводится ко- миссией, состоящей не менее чем из двух представителей профессорско- преподавательского состава, один из которых должен быть независимым экс- пертом, а второй - потенциальным руководителем будущего аспиранта. Во время собеседования с соискателем обсуждаются такие вопросы, как тема его потенциальной научной работы, причина интереса к ней у соискателя, ожида- емый период завершения научного проекта, режим и форма обучения, уро- вень английского языка. Кроме этого, собеседование дает возможность оце- нить, насколько потенциальный научный руководитель и кафедра готовы оказать необходимую поддержку будущему аспиранту в соответствии с вы- бираемым научным направлением, а также наличием оборудования и ресур- сов. Результатом собеседования является протокол, в котором описывается все происходившее и выносится заключение о возможности принятия или непринятия соискателя на кафедру для проведения научной работы в каче- стве аспиранта. В приемную комиссию передается протокол, на основании которого соискателю готовят письмо с предложением учебы, содержащее информацию о команде научных руководителей, регистрации, образователь- ной программе, доступе к оборудованию, денежных взносах, стипендии, фи- нансировании и дате начала обучения. Первые четыре недели обучения являются вводным периодом для более легкой и быстрой адаптации аспиранта в новой для него среде и роли. На базе университета, кафедры и учебного отдела проводятся различные мероприя- тия, включающие в себя знакомство с отделом аспирантуры и кафедрой, определение местоположения необходимых университетских отделов и структур, вводный обзор по библиотеке и введение в локальную компьютер- ную сеть университета для дальнейшего использования ее ресурсов, встречу с командой научных руководителей и другими профессорами и студентами кафедры. Аспиранту выдается контрольный лист, в котором отмечаются все виды деятельности и мероприятия, запланированные на этот период. Особое внимание в этот период уделяется международным студентам, которым про- цесс адаптации дается тяжелее всего. В университете молодым исследователям предоставляется возможность создания своей собственной индивидуальной траектории саморазвития и обучения, которая зависит от их исследовательской деятельности. Однако развитию некоторых навыков, касающихся фундаментальных знаний, также уделяется большое внимание, особенно на первой стадии образовательного процесса, что впоследствии влияет на качество научного проекта и его ре- зультаты. Поэтому для аспирантов первого года обучения вводится обязательный обучающий курс, включающий в себя изучение безопасности жиз- недеятельности и научных методов исследования, оформление литературного обзора, а также дополнительные аспекты исследования на кафедре или фа- культете. Различные семинары и обучающие курсы проводятся на уровне ка- федры, факультета и университета. Учебная программа, координируемая учебным отделом, включает в себя также ежегодную серию развивающих се- минаров, которые аспиранты должны посещать в обязательном порядке. Ас- пирантам также предлагаются индивидуальные дополнительные занятия по академическому письму и математике. Для расширения контактов и знаком- ства с другими исследованиями внутри университета проводятся семинары и конференции с приглашением ученых, на которых аспиранты могут обсу- дить различные научные вопросы и представить результаты своей исследова- тельской работы. Кроме этого, аспиранты должны представлять свои науч- ные результаты за пределами университета через участие в различных науч- ных конференциях и публикацию статей, на что выделяется дополнительное финансирование. Документы в аспирантуру принимаются в течение всего года. Аспиранты могут начать свое обучение в начале любого месяца в году, если их исследо- вательская работа не связана с грантовыми обязательствами, которые уста- навливают конкретные сроки начала и окончания проекта. Наиболее удобным временем для начала обучения в аспирантуре считаются октябрь или январь. Исключением могут являться программы комплексной аспирантуры (Integrat- ed PhD), включающие в себя учебные дисциплины, начало занятий по кото- рым определяется аспирантом и научными руководителями. Исследовательская работа аспиранта проводится под руководством ко- манды, состоящей из трех научных руководителей: Principal Supervisor (основной научный руководитель); Secondary Supervisor (дополнительный научный руководитель); Research Development Advisor (руководитель-куратор). Основной научный руководитель выбирается из числа профессорско- преподавательского состава университета и является экспертом в узкоспеци- ализированной области знаний, касающейся темы научного исследования ас- пиранта. Он отвечает за руководство научным проектом, контроль публика- ционной активности и подготовку диссертационной работы аспиранта. Как правило, основной научный руководитель должен иметь опыт успешного ру- ководства аспирантами. Дополнительный научный руководитель может не являться экспертом в специализированной области знаний, касающихся научного проекта аспи- ранта. Обычно роль дополнительного научного руководителя играют моло- дые специалисты для более детального ознакомления с новой для них обла- стью науки. Как только накопленные знания и опыт позволяют им полноценно принимать участие в руководстве аспирантами, грань между основным и дополнительным научными руководителями стирается. Руководитель-куратор - это сотрудник университета, имеющий степень док- тора наук, который следит за тем, чтобы содержание программы, а также обору- дование и программное обеспечение полностью удовлетворяли научным и обра- зовательным требованиям аспиранта. Как правило, этот руководитель может да- вать необходимые советы по траектории личного развития аспиранта. Все члены команды руководителей работают вместе для слаженного кон- троля и руководства исследовательской работой аспиранта. Кроме этого, в команду руководителей может быть включен представитель промышленно- сти в качестве внешнего научного консультанта, особенно если исследова- тельский проект касается промышленных запросов. Аспирант должен регу- лярно встречаться с научными руководителями для обсуждения вопросов и проблем, касающихся выполнения исследовательской работы. Кроме не- официальных встреч за учебный год должно быть не менее восьми офици- альных встреч, после каждой из которых готовится протокол с указанием во- просов, которые обсуждались в ходе встречи. В целом все научные руководители дают рекомендации, необходимые для успешного завершения научного проекта, которые включают в себя сле- дующие аспекты: принципы научной работы, касающиеся изучаемой дисциплины; стандартные требования к работе в соответствии с квалификационными целями; соответствие требованиям кодекса университетских правил, разрабо- танного для обучающихся в аспирантуре (Codeof Practice) [25]; планирование исследовательской программы в соответствии с времен- ными рамками выполнения научного проекта; методы исследовательской деятельности; развитие академических и профессиональных навыков; правила техники безопасности; вопросы этики, интеллектуальной собственности, проблемы нарушения норм научной работы; оформление диссертации и корректировка научной работы в соответ- ствии с требованиями экзаменационной комиссии. Научные руководители проходят программы повышения квалификации и тренинги, соответствующие их роли при руководстве аспирантом, которые проводятся Brunel Educational Excellence Centre (BEEC) в университете. В университете установлены строгие временные рамки подготовки и по- дачи заявки на защиту диссертационной работы. Период подготовки и сдачи научной диссертации зависит от программы и формы обучения (см. таблицу). Регистрация научной диссертации должна производиться строго в указанные сроки, если на их нарушение нет уважительных причин и обстоятельств. Для соблюдения строгих сроков выполнения исследовательской работы и отслеживания ее качества в университете разработана система контроля ра- боты и учебы аспиранта. В первую очередь аспирант заполняет план иссле- довательской деятельности в онлайн-режиме, где отмечаются основные кон- трольные точки, которые состоят из официальных встреч с руководителями, а также отчетов о проделанной работе. При несоблюдении требований и сро- ков, указанных в этом плане, аспирант может быть исключен из аспирантуры. Временные рамки подготовки и регистрации диссертационной работы Программа Количество месяцев, после которых можно подавать диссертацию на регистрацию Минимальное Оптимальное Максимальное Программы полного обучения в аспирантуре (Full-time) Традиционная аспирантура 24 36 48 Комплексная аспирантура 36 48 60 Профессиональная аспирантура 30 36 60 Программы заочного обучения в аспирантуре (Part-time) Традиционная аспирантура 48 72 96 Профессиональная аспирантура 48 72 84 До начала официальной подачи документов на защиту аспирант передает черновой вариант диссертации основному научному руководителю для про- верки. После этого диссертационная работа проходит проверку на ориги- нальность и плагиат через электронную систему, предоставляемую универси- тетом. Далее работа передается на рассмотрение внешнему и внутреннему рецензентам, которые готовят предварительные рецензии на предоставлен- ную научную работу. Содержание рецензий строго конфиденциально и дово- дится только до членов диссертационной комиссии и независимого председа- теля комиссии. Защита диссертации проходит в строго приватной обстановке в присут- ствии только членов диссертационного совета и аспиранта, который должен лично представить свою научную работу. Научные руководители не имеют права присутствовать на защите аспиранта, если на это нет официального уведомления и разрешения от аспиранта. Вся процедура защиты заранее ого- варивается на предварительной встрече. Как правило, защита начинается с презентации аспиранта, целью которой является краткое ознакомление всех присутствующих с научной работой. После вводной презентации начинается более глубокое обсуждение исследования, в котором могут принять участие только члены диссертационного совета. Председатель совета играет роль наблюдателя, который следит за соблюдением всех требований и процедур защиты. Ему необязательно знакомиться с диссертацией заранее и задавать вопросы аспиранту. При этом он не имеет права влиять на решение комиссии. После обсуждения аспирант должен выйти из помещения, где проводится защита, чтобы дать возможность членам комиссии обсудить исследователь- скую работу и вынести основное решение. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде и передано аспиранту. Если члены совета приходят к выводу, что диссертация не соответствует требованиям к присуждению научной степени, то защита считается неудач- ной и аспирант не получает научной степени. В некоторых случаях диссерта- ция может быть направлена на доработку, если существует возможность за- вершить определенные методологические вопросы. На доработку диссерта- ции дается 12 месяцев, после которых аспирант должен представить свой научный проект на повторную защиту. Если диссертация отвечает всем требованиям, то совет выносит рекомен- дацию о присуждении соответствующей научной степени аспиранту. Как правило, диссертационная работа нуждается в некоторых поправках. В этом случае совет может дать возможность аспиранту внести все необходимые корректировки в течение шести последующих месяцев и снова представить ее на рассмотрение совета. Аспиранты, успешно прошедшие процедуру защиты, должны предоста- вить электронный вариант научной диссертации в библиотеку университета. С этого момента материалы диссертации находятся в открытом доступе и мо- гут использоваться для некоммерческих научных или образовательных целей, если только они не защищены соглашением о конфиденциальности, в соот- ветствии с которым научные результаты диссертации могут быть обнародо- ваны не ранее чем через пять или более лет после защиты. Высокий уровень научной деятельности университета позволяет привле- кать молодых специалистов на программы обучения в аспирантуре. В насто- ящее время в Университете им. Брюнеля обучается около 1150 аспирантов, большинство из которых являются иностранными студентами. Некоторые кафедры имеют более 100 аспирантов. Например, на кафедре электроники и электротехники (Electronic and Electrical Engineering Department) обучается более 100 аспирантов. В 2018 году 47 аспирантов этой кафедры успешно за- вершили аспирантуру, что говорит о высоком показателе защит диссертаци- онных работ и подтверждает успешность действующей системы аспирантуры в университете. Результаты исследования На основе анализа литературных данных и интернет-источников по во- просам организации, структуры, видам и особенностям подготовки аспиран- тов в Великобритании, а также изучении опыта Университета им. Брюнеля в этой области можно сделать вывод, что основными факторами качествен- ной подготовки научных кадров высшей категории являются: разумное совмещение традиционных и современных образовательных технологий, позволяющих подготовить высококвалифицированных научных работников, способных реализовывать поставленные научные задачи и нахо- дить практическое применение исследовательским результатам; тесное сотрудничество науки и промышленности; система группового научного руководства; строгий контроль образовательной и научной деятельности аспиранта на протяжении всего периода обучения; строго ограниченный период подготовки научной работы и ее защиты; финансовая поддержка научной деятельности со стороны правительства и промышленности. Обсуждение и заключение Мировая практика показывает, что обучение в аспирантуре направлено на развитие у соискателей определенных навыков, которые могут быть ис- пользованы как в научной и образовательной, так и в узкоспециализирован- ной области знаний. Кроме этого, аспиранты должны быть готовы к решению профессиональных проблем при переходе из одной области деятельности в другую, что делает их более конкурентоспособными, более гибкими в вы- боре траектории своей будущей карьеры и увеличивает благоприятные фак- торы их дальнейшего роста, а значит, и положительного влияния на экономи- ку страны в целом. Выпускников аспирантуры можно встретить теперь не только в академической университетской среде, но также в правительстве, бизнесе и промышленности. Для достижения поставленных целей программы аспирантуры разраба- тываются таким образом, чтобы создать все условия для исследовательской деятельности соискателя, а также обеспечить его знаниями в определенной предметной области. Необходимо организовать систему подготовки аспиран- тов и модернизировать содержание образовательных программ таким обра- зом, чтобы обеспечить качественное развитие не только научных и предмет- ных компетенций, но и так называемых softskills и transferableskills, направ- ленных в том числе на личностный рост и саморазвитие будущего ученого. Строгий официальный контроль обучения и деятельности аспирантов в университетах Великобритании является необходимым фактором, позволяющим строго регламентировать время подготовки научной работы и увели- чить количество успешных защит. Опыт Великобритании в организации научного руководства аспирантом является наиболее интересным и существенным для подготовки качественной научной работы аспиранта. Организация специальных программ повышения квалификации для научных руководителей является одним из требований, позволяющим развивать педагогические навыки профессоров, задачей кото- рых является не только организация научной деятельности, но также разви- тие личностных и коммуникативных компетенций аспиранта, необходимых для качественного выполнения научных и профессиональных задач. Одним из основных требований, предъявляемых к современным универ- ситетам, является развитие тесного сотрудничества между наукой и промыш- ленностью. Шаги, предпринимаемые правительством Великобритании, пред- ставителями бизнеса и самими университетами, показывают хорошие резуль- таты и могут быть взяты в качестве примера для развития российской науки, направленной на коммерциализацию результатов исследований и внедрение их в производство.
×

About the authors

T. Kalganova

Brunel University

Email: Tatiana.Kalganova@brunel.ac.uk
Dr. Sci., Professor of Electronics and Computer Technologies Department Brunel University London, Uxbridge, UB8 3PH, United Kingdom

Elvira E. Valeeva

Kazan National Research Technological University

Email: elviravaleeva75@yandex.ru
Cand. Tech. Sci., Associate Professor of Foreign Languages in Professional Communication Department 68, Karl Marx str., Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420015

Yulia N. Ziyatdinova

Kazan National Research Technological University

Dr. Ped. Sci., Head of Foreign Languages in Professional Communication Department 68, Karl Marx str., Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420015

Irina G. Obukhova

Moscow Institute of Physics and Technology

Email: obukhova/ig@mipt.ru
International Relations and Projects Specialist 99, Institutskiy per., Dolgoprudny, Moscow Region, Russia, 141701

References

  1. Chunfang Zhou. Handbook of Research on Creative Problem-Solving Skill Development in Higher Education (Aalborg University, Denmark). - 2017. - 632 p.
  2. Дюжакова М.В. Актуальные проблемы развития высшего образования России на современном этапе // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 4 (22). - С. 168-170.
  3. Абросимов А.А., Зайвый В.В. Сравнительная оценка показателей развития студентов специалитета и бакалавриата // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 4(40). - C. 21-33.
  4. Романов Д.А. Иноязычные компетенции в рамках технических направлений подготовки магистров // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 6. - С. 58-61.
  5. Рыбакова В.В. Аспирантура в России: между наукой и образованием // Социология образования. - 2015. - № 1. - С. 13-23.
  6. QS World University Rankings [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018, свободный.
  7. Barnes T. Higher Doctorates in the UK. - UK Council for Graduate Education. 2013 p. 28.
  8. Nerad M., Evans B. (2014). The continuing evolution of the research doctorate. In Globalization and Its Impacts on the Quality of PhD Education: Forces and Forms in Doctoral Education Worldwide. - Sense Publishers, Rotterdam. - 2014. - 237 p.
  9. Simpson R. The Development of the PhD degree in Britain, 1917-1959 and since. An evolutionary and Statistical History in Higher Education. - Edward Mellon Press, New York. 2009. 760 p.
  10. Roberts G.G. SET for Success: the supply of people with science, technology, engineering and mathematic skills: The report of Sir Gareth Roberts’ Review / G.G. Roberts. London: HM Treasury, 2002 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/+/http:/www.hmtreasury.gov.uk/d/robertsreview_introch1.pdf, свободный.
  11. Арефьев П.Г. Публикационная активность: возможности роста за счет деятельности авторов // Университетская книга. - 2013. - № 11. - С. 80-86.
  12. Improving standards in postgraduate research degree programs: A report to the higher education funding councils of England, Scotland and Wales. London, UK: Higher Education Funding Council for England [Электронныйресурс] / Режим доступа: http://www.hefce.ac.uk/pubs/hefce/2003/03_23.htm, свободный.
  13. Keevy J., Chakroun B. Level-setting and recognition of learning outcomes: The use of level descriptors in the twenty-first century. - Paris, UNESCO. - 2015. - 204 p.
  14. Лощилова М.А. Профессиональное и высшее образование Великобритании // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2 (10). - С. 55-59.
  15. Черников А.С. Особенности магистратуры Великобритании // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1. - № 2 (37). - С. 164-175.
  16. Бутенко О.С., Бутенко В.С. Подготовка кадров высшей квалификации в системе высшего образования зарубежных стран (опыт компаративного исследования) // Вестник высшей школы. Образование за рубежом. - 2014. - № 12. - С. 101-105.
  17. Скоробогатова М.Р. Тенденции развития системы подготовки научных кадров в Великобритании // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Сер. Проблемы педагогики средней и высшей школы. - 2014. - Т. 27 (66). - № 3. - С. 81-98.
  18. Grady R., Pratt J. The UK Technology Transfer System: Calls for Stronger Links Between Higher Education and Industry // Journal of Technology Transfer. - 2000. - № 25. - P. 205-211.
  19. Гибсон М., Афонин А.Ю. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 4(32). - С. 53-66.
  20. Research and knowledge exchange funding for 2018-19. Recurrent grants and formula capital allocations [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://re.ukri.org/documents/2018/research-and-ke-funding-2018-19/, свободный.
  21. Британский опыт создания и управления технопарками. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cibfund.ru/files/ uk_technoparks.pdf?t=fl&id=74, свободный.
  22. Research institutes. First annual report 2014/15 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://issuu.com/brunel/docs/brunel_001_annual_report_compositio, свободный.
  23. Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль «жестких» (hard skills) и «мягких» (soft skills) компетенций в профессиональной деятельности // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 12 (72). - С. 58-62.
  24. Code of Practice for Research Degrees [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.brunel.ac.uk/about/quality-assurance/documents/pdf/code-of-practice-for-research-degrees.pdf, свободный.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Kalganova T., Valeeva E.E., Ziyatdinova Y.N., Obukhova I.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies