Development of subjectivity of future teachers in the course of professional training



Cite item

Full Text

Abstract

The values of public life in the twenty first century have changed dramatically. For successful socialization, specialists need: critical thinking, readiness for changes, reasonableness of their dispositions, conscious decision making, and active management of the situation. Psychologists have designated this set of personal qualities as subjectivity. At all times, it has not lost its professional significance for teachers, and today compliance with the challenges of the era is becoming relevant for them. Subjectivity of future teachers trained in colleges and universities should be considered as an adaptive quality of personality that requires creativity of mind and behavior. Debates about the psychological content of subjectivity, its types, and determinants of formation and change have not clearly defined it as a theoretical category of scientific psychology. The purpose of the conducted empirical research is to identify the types of subjectivity of future teachers in educational activities. We studied the development of subjectivity of future teachers in the learning process. It was assumed that the dominant type of consciousness of the student determines the configuration of its subjectivity, which can be changed in the course of training. Subjectivity is presented as a psychological construct integrally describing the ability of a personality to voluntarily change oneself and the surrounding reality. The criteria distinguishing it from consciousness are value-meaning orientation and self-regulation, which are revealed in transformational activity. Subjectivity was researched in 314 students of pedagogical universities and technical schools during four years of their studies. The type of prevailing consciousness was diagnosed by the indicators «active» and «contemplative» and communicativeness - by the indicators «communicability» and «reflectivity». The results are presented as graphic profiles of subjectivity, which are classified into four types according to the dominating indicator: «philosopher», «organizer», «facilitator» and «teacher»; the types were further described. The psychological support of the students was performed with a view of increasing their subjectivity. This was achieved via trainings promoting consciousness, social activity, self-concept, and aspirations. The final diagnostics of the future teachers showed subjectivity increase by the above indicators: in the group of technical school students - from 17 to 32%, in the group of full-time university students - from 16 to 22 %, in the group of university students by correspondence - from 12 to 23 %.

Full Text

Введение Современное образование требует от личности будущего педагога актив- ной жизненной позиции, осознания значимости профессии, социальной адап- тивности, гибкости в приобретенных навыках. Для развития этих качеств при обучении в колледжах и университетах личность концептуально должна уметь произвольно изменять себя соответственно вызовам эпохи [1] и стремиться к самореализации. Идея саморазвития личности в деятельности была обозначена А.В. Брушлинским как субъектность [2] и получила импульс к изучению в аспектах социальном, педагогическом, онтогенетическом [3-6]. Результаты изучения введенного психологического конструкта в общем виде однозначно не разрешили проблему детерминант развития субъектности. Цель проведенного нами эмпирического исследования - выявить типы субъектности будущих педагогов в их учебной деятельности. Предмет изучения - развитие субъектности будущих педагогов в процес- се их обучения. Гипотеза исследования: доминирующий тип сознания обуча- емого определяет конфигурацию субъектности, которая в учебной деятельно- сти может изменяться в тренинге. Обзор литературы Категория субъектности рассматривает человека в единстве его биопси- хосоциальной сущности, смещая акценты с изучения отдельных явлений пси- хики на целостное изучение человека. Смысловая нагрузка этой категории, введенной в научный аппарат, привела к множественности ее авторских ин- терпретаций. В.В. Столин [7] рассматривает субъектность как интегральное свойство психики человека; Е.Н. Волкова [8] - как способность изменять себя и внешнюю реальность; А.К. Осницкий [9] - как активность, обнаруживае- мую в деятельности; В.А. Татенко [10] - как самотворчество личности; О.А. Конопкин [11] - как способность человека к самодетерминации своего бытия; Ф.Г. Ивлева [12] - как некоторый нематериальный продукт межличностного взаимодействия педагога с обучаемым. Наряду с перечисленными дефиници- ями сложились непривычные для психологии представления Г.С. Прыгина [13] о субъектности как о переживаниях индивида, стимулирующих к актив- ному познанию внешней и внутренней реальности своего бытия. Ф.Г. Муха- метзянова [14] отмечает необходимое условие - готовность обучаемого при взаимодействии с педагогом синтонно интериоризировать его субъектность. Как считает Б.А. Сосновский [15], пестрота рожденных дефиниций вызвана не только эмпирическим измерением локальных индикаторов этого целост- ностного образования, но и стремлением исследователей обозначить его как обобщенную характеристику функционирующей личности. Анализ приведенных работ позволяет заключить, что непосредственное измерение субъектности как психосоциального явления затруднительно вви- ду несовершенства диагностического инструментария, притом что сущност- ное наполнение понятия размыто. Подчас оно используется без четкого опре- деления, трактуется как атрибут субъекта или употребляется в контексте его эквивалента. Количественный контент-анализ определений, выполненный О.А. Ленглер [4], показал, что субъектность - это атрибут личности с акцен- том в дефинициях на продуктивную сторону деятельности индивида. Подводя итоги теоретического анализа субъектности, осмелимся дать обобщающую формулировку ее дефинициям. Субъектность - это кон- структ психологического содержания, интегрально описывающий способ- ность личности осознанно-произвольно изменять себя и внешнюю реаль- ность. Посредством этого аппаратурно не фиксируемого конструкта иссле- дователи пытаются объяснить поведенческие реакции, способствующие вы- полнению человеком какой-либо функции. Критерии, выделяющие субъект- ность как атрибут осознания, - саморегуляция и ценностно-смысловая ориен- тация, проявляющиеся в активно-преобразующей деятельности. Не вдаваясь в существующие концепции сознания, при эмпирическом выявлении типов субъектности обучаемых мы опирались на представления Г.В. Акопова [16] о двух факторах сознания - свободе и контакте. Ранее проведенный нами [17] корреляционный анализ эмпирического изучения типов сознания у обучае- мых с дефектами зрения привел к заключению: фактору «свобода» в про- странстве субъектности по психологическому содержанию эквивалентны со- зерцательный и деятельностный типы сознания, а фактору «контакт» - ком- муникативный и рефлексивный типы. Материалы и методы В исследовании добровольно приняли участие 314 обучаемых гумани- тарным специальностям в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова. В их числе 33 студента-заочника, 147 студентов очного отделе- ния и 134 учащихся колледжа. Возраст волонтеров - от 16 до 45 лет. Для достижения поставленной цели использовался инструментарий: тест преобладающего типа сознания Г.В. Акопова и Т.В. Семеновой [18]; комплексная психологическая диагностика общения [19]; пятифакторный опросник осознанности Р.А. Байера с соавторами [20]; тренинги, развивающие социальную активность, осознанность выбора своей профессии, самооценку и коррекцию притязаний. Результаты Диагностика всего массива волонтеров, проведенная по указанным мето- дикам, показана графически в виде неправильных четырехугольников, трансформирующихся в зависимости от преобладания тех или иных показа- телей. Профили субъектности даны в ортогональных координатах: коммуни- кабельность - рефлексивность и деятельность - созерцание. Кластерный ана- лиз сепарировал генеральную совокупность по доминантному фактору созна- ния в четыре типа. По своему психологическому содержанию конфигурациям субъектности присвоены обозначения: «философ», «организатор», «учитель», «фасилитатор» (рис. 1-4). Деятельность Коммуникабельность image Рефлексивность Созерцание Рис. 1. Конфигурация субъектности типа «философ» «Философ» склонен к интеллектуальной деятельности, к осознанному наблюдению. Субъектность обучаемых с таким типом сознания сублимиру- ется в творческую научную или литературную деятельность. Эти личности сензитивны, рефлексивны, с обостренным восприятием, склонны распозна- вать глубинные взаимосвязи в наблюдаемых явлениях, имеют задатки анали- тического мышления. В происходящие события активно не вмешиваются и с высокой достоверностью прогнозируют их развитие. Деятельность Коммуникабельностьimage Рефлексивность Созерцание Рис. 2. Конфигурация субъектности типа «организатор» «Организатор» - активная, деятельная личность с высоким коммуникатив- ным потенциалом и эмоциональным интеллектом (EQ). Субъектность будущих педагогов подобного типа обычно проявляется в управленческой деятельности. Монотонная рутинная работа их угнетает, для самореализации им постоянно тре- буется интерперсональное взаимодействие. Они становятся организаторами част- ных образовательных фирм, директорами учебных учреждений, менеджерами по связям с общественностью, классными руководителями, администраторами. Деятельность Коммуникабельностьimage Рефлексивность Созерцание Рис. 3. Конфигурация субъектности типа «учитель» Субъектность типа «учитель» проявляется в повышенной зависимости от восприятия социальной ситуации. Это экстернально ориентированные лично- сти, чутко реагирующие на экспектации своего окружения и опасающиеся их не оправдать. В совместной деятельности они склонны занимать родитель- скую позицию с менторскими тенденциями: наблюдать, анализировать, по- могать, передавать свой опыт другим. Среди своих сокурсников выделяются более широкой эрудицией. Отличительная поведенческая черта - накапли- вать и транслировать знания другим. В решении учебных задач обучаемые обращаются за помощью обычно к ним. «Учителя» разрешают возникшие вопросы методично, толково и обстоятельно. Самооценка таких студентов адекватная, притязания невысокие. Будущие педагоги с преобладанием опи- санного типа субъектности имеют требуемые для этой профессии задатки. Избранному роду занятий остаются верными на длительном отрезке жизни: это воспитатели, учителя, методисты. Деятельность Коммуникабельностьimage Рефлексивность Созерцание Рис. 4. Конфигурация субъектности типа «фасилитатор» «Фасилитатор» - личность с обостренной рефлексией и развитой эмпати- ей, ярче проявляющимися в ситуации интерперсонального группового обще- ния. При фоновой диагностике профиль ее субъектности оказался ближе к гармоничному (если такой вообще существует в реальности), соразмерно спроецировавшись на оси коммуникабельность - рефлексивность и созерца- ние - деятельность. Последующие групповые тренинги верифицировали фо- новые показатели. Появление «фасилитатора» в кругу однокурсников отмечается оживлени- ем группы. Это эмоциональный лидер, не узурпирующий управленческие функции в групповом тренинге, но его реплики, а иногда и едкие замечания изменяют ход рассуждений и направление действий команды. Не вмешиваясь в процедуру и не нарушая регламента работы, ему удается ненавязчиво скон- центрировать внимание участников на целях и содержании задания. Среди обучаемых фасилитаторы встречаются как единичные субъекты. Была разработана программа психологических тренингов, направленных на развитие субъектности, в частности таких ее детерминант, как осознан- ность, социальная активность, самооценка и уровень притязаний. Тренинги продолжительностью 1,5 часа проводились один раз в месяц. Программа реа- лизовывалась в группах студентов университета и учащихся колледжа. Было проведено 12 тренинговых занятий. Данные фоновой психодиагностики по комплексу методик до и после тренинга (формирующего эксперимента) разбивались на три уровня (низ- кий - средний - высокий), а для сопоставления переводились в единую про- центильную шкалу. Число участников тренинга (в процентах), осознавших произошедшие с ними изменения, показаны в виде гистограмм для трех по- пуляций обучаемых (рис. 5). image До После Колледж До После Вуз (очное отделение) До После Вуз (заочное отделение) image Рис. 5. Число обучаемых, отрефлексировавших свою субъектность: уровень осознанности до и после формирующего эксперимента Статистическая достоверность произошедших изменений проверялась для каждой популяции по адекватному для поставленной задачи G-критерию знаков (см. таблицу). В завершающей диагностике только у высокорефлексивных обучаемых отмечены изменения в осознании своей субъектности: в группе учащихся колледжа - с 17 до 32 %, в группе очного обучения студентов университета - с 16 до 22 %, в студенческой группе заочного обучения - с 12 до 23 %. Достоверность изменений показателей субъектности после тренинга Показатель Учащиеся колле- джа Студенты-очники университета Студенты- заочники университета Gкр. p≤0,01 Gэмп. Gкр. p≤0,01 Gэмп. Gкр. p≤0,01 Gэмп. Социальная активность 0 2 1 2 1 3 Самооценка 14 12* 8 7* 3 4 Притязания 11 9* 7 5* 3 2* Тип сознания Деятельный 10 15 7 9 3 5 Созерцающий 13 18 6 10 3 6 Коммуникативный 9 12 7 11 2 4 Рефлексивный 11 8* 8 5* 3 4 Обсуждение и заключение Предположение о возможности изменить субъектность в тренинге не оправдало ожиданий. Гипотеза подтвердилась частично. Типы сознания, предопределяющие конфигурацию субъектности, в учебной деятельности практически остаются неизменными. В то же время зафиксированы импли- цитно присутствующие возрастные различия в готовности к изменениям (см. таблицу). В ранней юности у учащихся колледжа происходит активное разви- тие личности. Они ориентированы на самопознание и открыты изменениям своей субъектности. В более зрелом возрасте у студентов заочного обучения, уже состоявшихся педагогов, когда их Я-концепция обозначилась в основных контурах, трансформация представлений о себе встречает внутреннее сопро- тивление. Статистически значимым изменениям подвергся лишь уровень осо- знанности своего «Я» (см. рис. 5) с сопутствующими изменениями самооцен- ки и притязаний (см. таблицу). Детерминантой изменений выступает рефлек- сивный тип сознания. Субъектность человека - это не феномен психики. Она представляет пси- хологический конструкт по определению, который непосредственной фикса- ции не поддается. Субъектность сродни паттерну - консервативному узору поведения, кристаллизованному подсознательными адаптивными алгоритма- ми еще в дошкольном детстве. Она ярко проявляется не повседневно, а в кри- зисах жизни. Ее конфигурация по типам доминирующего сознания может ра- дикально преобразиться вследствие пережитой личностью психической травмы с угрозой здоровью и жизни. В рутинной обыденности изменению в тренинге подвержен только теоретически включенный в нее тип сознания - рефлексивность, что нами было экспериментально показано. Субъектность, диагностированная в обучении любой профессии, особен- но при жестком отборе в профилированные военные учебные заведения, поз- волит личности осознать, отыскать свою нишу в пространстве социума и с меньшими потерями адаптироваться к вызовам своего окружения. Но это - задача уже педагогического содержания.
×

About the authors

Vera S. Gorynina

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Email: vera.gorynina@gmail.com
postgraduate student of Psychology and Pedagogy Faculty. 42, Moskovskaya st., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russian Federation

Il’dar M. Yusupov

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Email: knyaz5491@mail.ru
Dr. of Psych. Sci., Professor of Development Psychology and Psycho- physiology Department. 42, Moskovskaya st., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russian Federation

References

  1. Heckman J.J., Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour economics, 2012. No. 19 (4). 451-464 рр.
  2. Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 110-121.
  3. Абульханова К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2 (46). - С. 80-95.
  4. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 440-442. URL: https://moluch.ru/archive/46/5654
  5. Дьяков С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учеб. пособие; 3-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 528 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/1037572
  6. Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография. - Ростов/нД: Изд-во ЮФУ, 2010. - 328 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/550882
  7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
  8. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис.. докт. психол. наук / Рос. акад. образования, Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной. - М., 1998. - 308 с.
  9. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.
  10. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 3. - С. 23-34.
  11. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 148-150.
  12. Ивлева Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: дис.. канд. психол. наук / ИПК работников образования РТ. - Казань, 2000. - 176 с.
  13. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности. - Наб. Челны: Изд-во НГПУ, 2018. - 268 с.
  14. Мухаметзянова Ф.Г. Становление образовательной и профессиональной субъектности студента // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: Сб. науч. тр. - Казань, 2004. - С. 53-59.
  15. Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 1994. - С. 3-10.
  16. Акопов Г.В. Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки): метод. разработка. - Самара: Сам. гос. пед. ун-т, 2004. - 44 с.
  17. Горынина В.С. Преобладающий тип сознания лиц с нарушениями зрения и без нарушений зрения в терминах дихотомии «созерцание - деятельность» // Вестник Удмуртского университета. - 2018. - № 1. - C. 54-63. URL: http://ru.philosophy.vestnik.udsu.ru/archive/show/3-2018-1-7
  18. Созерцание: диагностический инструментарий. Диагностика склонности к созерцанию: метод. разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015. - 52 с.
  19. Комплексная психологическая диагностика общения: метод. разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015. - 30 с.
  20. Baer R.A., Smith G.T., Hopkins J. et all. Five Facet Mindfulness Questionnaire. Using Self-Report Assessment Methods to Explore Facets of Mindfulness. SAGE Journals, 2006. No. 13. 27-45 рр. URL: http://dx.doi.org/10.1177/1073191105283504

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Gorynina V.S., Yusupov I.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies