Psychological characteristics of strong-willed qualities of athletes of team and individual sports


Cite item

Full Text

Abstract

Sports activity as one of many types of human activity is considered as a form of professional activity in which there is a professional formation and development of the personality with all signs inherent in it.The purpose of the study was to establish specific manifestations of volitional qualities in athletes of team and individual sports. The study used a systematic approach to the study of the properties of the personality, including the eight-component model, developed byA.I. Krupnov, where each property of the personality contains a cognitive, dynamic, setting-target, motivational, regulatory, emotional, evaluative and productive components. On the basis of this model features of such strong-willed qualities as persistence and organization at athletes of team and individual sports were revealed. As research methods used: bibliographic review of foreign and domestic psychological literature, testing, quantitative and qualitative analysis of empirical data.In particular, it was found that the perseverance of athletes in individual sports is manifested in the intentions of a personal nature, the desire to realize themselves, improve their financial situation, to be independent and independent. The persistence of team sports athletes is manifested in the desire to help others, in bringing the planned business to the end and in perseverance. As for organization, the athletes of individual sports is aimed more at the plant and interests of a personal nature, while the athletes of team sports with more focus on the interests of a public nature, they prefer order, often take the lead in organizing and preparing new cases, as well as carefully control and check themselves in the course of any work.

Full Text

Введение Существует достаточно много исследований, посвященных анализу особенно- стей личности спортсменов, а также психологических факторов, определяющих ус- пешность в том или ином виде спорта. Большое внимание уделяется также проблеме исследования и формирования волевых качеств личности спортсменов как наиболее значимых для достижения высоких спортивных результатов. Спортивная деятельность предъявляет повышенные требования к волевым каче- ствам личности, поскольку она протекает в сложных, стрессогенных условиях. В связи с данным обстоятельством исследование проблемы волевых качеств спорт- сменов, представленности их в структуре других профессионально важных (для спорта) качеств приобретает особое значение. Актуальность обращения к проблеме особенностей волевых качеств у спортсменов обуславливается тем, что в настоящее время крайне мало исследований, посвященных сравнению выраженности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта с позиции ком- плексного подхода. С целью исследования психологических особенностей волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта нами организовано эм- пирическое исследование таких базовых свойств личности, как настойчивость и ор- ганизованность. Гипотеза исследования состояла в том, что проявление настойчивости и органи- зованности у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта будет отли- чаться своей спецификой. В частности, у спортсменов командных видов спорта и в настойчивости, и в организованности будут доминировать переменные, связанные с открытостью социуму (общественно значимые цели, социоцентричность, экстер- нальность и пр.), в то время как у представителей индивидуальных видов спорта бу- дут выражены такие переменные, как лично значимые цели, эгоцентричность, ин- тернальность, личные трудности. Эмпирическое исследование помогает решить следующие задачи: во-первых, вы- явить особенности проявления настойчивости и организованности спортсменов в командных и индивидуальных видах спорта; во-вторых, установить различия в проявлении этих качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в организации консультационной работы спортивного психолога с тренерами и спортсменами. Обзор литературы В психологии под волей понимается сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью с преодолением при этом внутренних и внешних пре- пятствий. Обычно выделяют силу воли как некую обобщенную способность в пре- одолении трудностей, возникающих на пути достижения цели. Воля человека харак- теризуется определенными качествами. К таким качествам относят выдержку и са- мообладание, выражающиеся в умении сдерживать собственные чувства, не совер- шать импульсивные и необдуманные поступки, в способности управлять собой, а также заставлять себя идти к поставленной цели [2], т. е. настойчивость и органи- зованность при выполнении различных видов деятельности. Настойчивость - это базовое системное психологическое качество личности, которое способствует появлению стремления к достижению цели в самых трудных для человека ситуациях, позволяя ему взять себя в руки для достижения нужного результата. Рассматривая настойчивость как базовое волевое качество личности, авторы от- мечают наличие двухкомпонентной структуры настойчивости в достижении постав- ленной перед испытуемыми цели: умственный компонент и физический компонент [10]. Умственный компонент включает оценку особенностей и сложности выпол- няемого задания, а также необходимого времени на его выполнение. Физический компонент подразумевает осуществление выбора: выполнить ли простое, неинтерес- ное задание, но в привычных условиях, или выполнить интересное, усложненное задание, но в некомфортных, непривычных условиях. В спортивной, как и в любой другой деятельности, оба компонента настойчивости необходимы для преодоления человеком как внутренних, так и внешних препятствий. Другое важное волевое качество личности - организованность. Организован- ность - это такое качество, которое требует приложения больших волевых усилий, сильного характера. Это соблюдение дисциплины, самоконтроль, способность заста- вить себя заниматься, например, спортом, ходить на спортивные секции, а не играть с друзьями или смотреть телевизор; т.е. способность делать не то, что «хочу», а то, что «надо» [8]. Под организованностью Н.И. Рейнвальд понимает умение ставить цели, плани- ровать и контролировать свою деятельность, доводить начатое до конца, управлять своими интеллектуальными и физическими возможностями [7]. Организованность рассматривается как нравственно-психологическое качество личности, раскрывающее регуляторную функцию психики, которое проявляется в отношении человека к различным видам деятельности, в том числе и к себе самому (самоорганизованность) [3]. Кроме того, Р.В. Ершова определяет организованность «как системное свойство личности, включающее в себя единство мотивационно- смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающее макси- мальную эффективность в упорядочивании, планировании и реализации действий при минимальном расходовании времени и средств» [1, с. 11]. Рассматривая это качество с точки зрения спортивной деятельности, под орга- низованностью мы понимаем такое качество личности, которое помогает человеку быть собранным, тщательно контролировать себя, правильно распределять время и уделять нужное его количество на занятия спортом, управлять своими интеллекту- альными и физическими возможностями, так как помимо физических качеств для достижения успеха в спортивной деятельности нужна правильная стратегия, на- строй, контроль эмоциональных проявлений и т. д. Определяющее значение для настоящего исследования имеет комплексный под- ход А.И. Крупнова. С начала 1990-х годов в рамках его научной школы проводится комплексное изучение базовых свойств личности, в том числе настойчивости и ор- ганизованности. Данная концепция содержит восьмикомпонентную модель строения свойств личности, включающую следующие компоненты: установочно-целевой, динамиче- ский, мотивационный, когнитивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, эмо- циональный и регуляторно-волевой. В свою очередь, каждый компонент содержит по две переменные (гармоническую и агармоническую), позволяющие дать более содержательную характеристику свойству личности. В качестве гармонических переменных выступают: общественно значимые цели в установочно-целевом компоненте; энергичность в динамическом компоненте; со- циоцентричность в мотивационном компоненте; осмысленность в когнитивном ком- поненте; предметность в продуктивном компоненте; операциональные трудности в рефлексивно-оценочном компоненте; стеничность в эмоциональном компоненте; интернальность в регуляторно-волевом компоненте. К агармоническим переменным относятся: личностно значимые цели в устано- вочно-целевом компоненте; аэнергичность в динамическом компоненте; эгоцен- тричность в мотивационном компоненте; осведомленность в когнитивном компо- ненте; субъектность в продуктивном компоненте; трудности в реализации свойств личности в рефлексивно-оценочном компоненте; астеничность в эмоциональном компоненте и экстернальность в регуляторном-волевом компоненте [4, 5]. Материалы и методы В рамках исследования использовались психодиагностические тест-опросники А.И. Крупнова «Настойчивость» и «Организованность». Рассмотрим кратко суть этих тест-опросников. «Настойчивость». Тест позволяет выявить особенности проявления различных переменных настойчивости личности (в аспекте оппозиции их полюсов: гармониче- ского и агармонического). В качестве стимульного материала выступают восемь бланков, которые позволяют оценить степень выраженности свойств личности, опи- сывающих настойчивость: «личностные цели - общественные цели», «эгоцентрич- ность - социоцентричность», «осведомленность - осмысленность», «субъектность - предметность», «аэнергичность - энергичность», «астеничность - стеничность», «экстернальность - интернальность», «личностные трудности - операциональные трудности». «Организованность». Позволяет определить степень выраженности каждого из восьми компонентов организованности: целевого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного и рефлексивно- оценочного. В качестве стимульного материала выступают 8 бланков в соответствии с обо- значенными выше компонентами. Таким образом, результаты диагностики позволя- ют выявить показатели выраженности всех восьми компонентов организованности по указанным выше переменным. Следует отметить, что данные психодиагностические методики адаптированы под отечественную выборку, валидны, надежны и могут быть использованы для сбора соответствующей информации. В данном исследовании приняли участие 60 человек. В качестве субъектов ис- следования выступили 30 спортсменов, занимающихся командным видом спорта - футболом, а также 30 спортсменов, занимающихся индивидуальным видом спорта - боксом. Выборка исследования формировалась из числа спортсменов мужского пола в возрасте от 18 до 24 лет. При анализе результатов исследования использовались средства математической статистики, программный пакет Statistica 10.0. (статистический критерий Манна - Уитни и описательная статистика). Результаты исследования Рассмотрим полученные результаты исследования психологических особенно- стей волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. Обратимся к результатам диагностики с использованием теста «Настойчивость». Соотношение средних показателей представлено в табл. 1. Таблица 1 Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных настойчивости у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта* Переменные Командные виды спорта (Хср) Индивидуальные виды спорта (Хср) U-критерий p Общественно значимые цели 32,3 28,3 350,0 0,14 Личностно значимые цели 31,9 34,9 327,0 0,07 Социоцентричность 27,5 24,9 398,0 0,45 Эгоцентричность 22,0 31,8 148,0 0,01 Осмысленность 34,8 32,7 379,5 0,30 Осведомленность 28,4 31,8 348,0 0,13 Предметность 30,7 31,9 415,5 0,62 Субъектность 22,5 35,9 86,0 0,01 Энергичность 34,4 38,9 272,0 0,01 Аэнергичность 22,1 23,4 413,0 0,59 Стеничность 38,9 43,2 222,5 0,01 Астеничность 12,0 13,2 404,0 0,50 Интернальность 28,6 32,0 341,5 0,11 Экстернальность 30,6 31,0 421,5 0,68 Операциональные трудности 28,1 21,1 303,0 0,03 Личностные трудности 17,9 23,6 290,5 0,02 * Выделены показатели со статистически значимыми различиями. Прежде всего следует отметить, что выбор общественно значимых или личност- но значимых целей никак не связан с тем, к какому индивидуальному или команд- ному виду спорта принадлежат спортсмены. Этот факт, на наш взгляд, еще раз пока- зывает, что выбор тех или иных целей спортивной деятельности - скорее вопрос мо- рально-ценностных установок каждого спортсмена. Но в индивидуальных видах спорта личностно значимые цели все же превалируют над общественно значимыми. Это говорит о том, что настойчивость спортсменов индивидуальных видов спорта направлена на совершенствование себя, на реализацию своей мечты, поддержание своего здоровья, одним словом - это намерения личностного характера. Настойчи- вость спортсменов-индивидуалов побуждается намерением самоопределиться и реа- лизовать себя, улучшить свое материальное положение, а также стремлением к са- мостоятельности и независимости. В этом плане интересно то, что показатель социоцентричности также одинаково выражен у спортсменов обеих групп, однако показатель эгоцентричности у спорт- сменов-индивидуалов значимо выше (U=148,0 при р≥0,01), чем у спортсменов, за- нимающихся командными видами спорта. В показателях переменных когнитивного компонента осмысленности и осве- домленности нет значимых различий между спортсменами командных и индивиду- альных видов спорта, однако в командных видах спорта осмысленность превалирует над осведомленностью, что, на наш взгляд, важно для эффективного взаимодейст- вия. В индивидуальных же видах спорта осмысленность и осведомленность находят- ся практически на одном уровне. В продуктивном компоненте настойчивости пока- затель переменной предметности одинаково выражен у спортсменов обеих групп, однако показатель субъектности у спортсменов-индивидуалов значимо выше (U=86,0 при р≥0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. Согласно А.И. Крупнову, это можно интерпретировать так, что спортсмены- индивидуалы, как правило, стремятся к достижению своей цели, редко откладывают запланированные дела и предпочитают активно решать проблемы, нежели ждать, пока они сами собой разрешатся. Рассмотрим динамический компонент настойчивости. Показатель аэнергично- сти выражен одинаково у спортсменов обеих групп, однако показатель энергичности у спортсменов-индивидуалов значимо выше (U=272,0 при р≥0,01), чем у спортсме- нов, занимающихся командными видами спорта, так как эти спортсмены при осуще- ствлении намеченного дела чаще испытывают позитивные чувства, такие как ра- дость, гордость, оптимизм. При этом в обеих группах энергичность превалирует над аэнергичностью, поскольку сами занятия спортивной деятельностью предполагают активность и энергичность. В эмоциональной составляющей настойчивости показатель астеничности выра- жен одинаково низко у спортсменов обеих групп (при этом в обеих группах стенич- ность значительно превалирует над астеничностью). Отсутствие различий очевидно, так как мы обсуждаем именно спортивную деятельность, уже предполагающую дос- таточно высокий уровень стеничности, однако показатель стеничности у спортсме- нов-индивидуалов значимо выше (U=222,5 при р≥0,01), чем у спортсменов, зани- мающихся командными видами спорта. Эти различия, возможно, связаны с тем, что нами в качестве индивидуального спорта были выбраны именно боксеры, то есть представители достаточно жесткого и опасного вида спорта. Поскольку в показателях переменных регулятивного компонента интернально- сти и экстернальности нет значимых различий в командных и индивидуальных ви- дах спорта и обе переменные выражены практически на одном уровне, можно сде- лать вывод, что особенности локуса контроля Дж. Роттера не оказывают существен- ного влияния на эффективность спортивной деятельности. Что же касается рефлексивно-оценочного компонента настойчивости, то в груп- пе командных видов спорта показатель операциональных трудностей значимо выше (U=303,0 при р≥0,03), чем у занимающихся индивидуальными видами спорта; кроме того, у этих спортсменов показатель операциональных трудностей значительно пре- валирует над показателем личностных трудностей. Это связано с тем, что спортсме- ны командных видов спорта не всегда могут проявлять настойчивость в ситуации дефицита времени и быстро сосредоточиться на конкретном задании. То, что пере- менная «личностные трудности» у спортсменов индивидуальных видов спорта зна- чимо выше (U=290,5 при р≥0,02), чем у занимающихся командными видами спорта, может быть связано как с их недостаточной уверенностью в себе, так и с заниженной самооценкой, - у них эти качества проявляются гораздо отчетливее, чем в группо- вых видах спорта. Далее проанализируем результаты диагностики теста «Организованность». Со- отношение средних показателей для рассматриваемых групп представлено в табл. 2. Блок установочно-целевых намерений организованности представлен показате- лями переменных «общественно значимые цели» и «личностно значимые цели». Значимых различий между спортсменами обеих групп в проявлении этих перемен- ных не обнаружено. Однако можно заметить, что если для спортсменов командных видов спорта одинаково важны как общественно значимые, так личностно значимые цели, то в группе спортсменов индивидуальных видов спорта личностно значимые цели существенно превалируют над общественно значимыми. Скорее всего, это свя- зано с тем, что организованность спортсменов-индивидуалов нацелена в большей степени на поддержание своего здоровья, обретение самостоятельности и независи- мости, совершенствование себя и своих способностей. Такая же ситуация наблюда- ется в проявлении переменных мотивационного компонента. Значимых различий в показателях социоцентричности и эгоцентричности нет, но в группе спортсменов- индивидуалов эгоцентричность превалирует над социоцентричностью, поскольку они в большей степени нацелены на установки и интересы личного характера. Таблица 2 Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных организованности у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта* Переменные Командные виды спорта (Хср) Индивидуальные виды спорта (Хср) U-критерий p Общественно значимые цели 30,3 26,0 331,5 0,08 Личностно значимые цели 30,5 33,5 357,5 0,17 Социоцентричность 23,4 22,1 413,0 0,59 Эгоцентричность 26,0 30,3 331,5 0,08 Осмысленность 32,3 35,1 353,0 0,15 Осведомленность 28,2 27,0 414,5 0,60 Предметность 38,8 33,4 393,0 0,40 Субъектность 22,5 30,5 208,5 0,01 Энергичность 34,0 33,5 437,0 0,85 Аэнергичность 22,4 25,0 368,0 0,23 Стеничность 37,9 43,1 206,0 0,01 Астеничность 12,5 11,8 414,5 0,60 Интернальность 28,3 32,4 322,0 0,06 Экстернальность 31,0 27,6 356,5 0,17 Операциональные трудности 27,6 23,1 338,0 0,10 Личностные трудности 15,5 23,3 252,5 0,01 * Выделены показатели со статистически значимыми различиями. В показателях когнитивного компонента организованности (переменные осмыс- ленности и осведомленности) также нет значимых различий. Однако у спортсменов- индивидуалов проявляется более высокий уровень осмысленности. Это говорит о том, что у них более глубокие и четкие представления об организованности как черте, определяющей поведение личности. Если сравнивать оба волевых качества - организованность и настойчивость - по продуктивному компоненту, то можно отметить, что данный компонент представлен в обоих качествах совершенно одинаково, при этом переменная «предметность» одинако- во выражена у спортсменов обеих групп, а переменная «субъектность» у спортсменов- индивидуалов значимо выше (U=208,5 при р≥0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. Очевидно, это связано с тем, что организованность спорт- сменов индивидуальных видов спорта способствует более четкой постановке задач дея- тельности, снижению тревожности и неуверенности в себе. Далее рассмотрим динамический компонент организованности. Оба показателя, и энергичность, и аэнергичность, выражены практически одинаково у спортсменов обеих групп. При этом в обеих группах энергичность превалирует над аэнергично- стью. Такие результаты вполне очевидны, поскольку, как было отмечено выше, сами занятия спортом предполагают проявление активности (энергичности) при планиро- вании и контроле деятельности. В эмоциональном компоненте организованности показатель переменной асте- ничности также выражен одинаково низко у спортсменов обеих групп (при этом в обеих группах стеничность значительно превалирует над астеничностью). Отсут- ствие различий также очевидно, поскольку вряд ли можно представить спортсменаастеника (заведомо понятно, что эффективность спортивной деятельности такого спортсмена будет крайне низкой). Переменная «стеничность» в данном компоненте у спортсменов-индивидуалов значимо выше (U=206,0 при р≥0,01), чем у спортсме- нов, занимающихся командными видами спорта, что может выражаться у них в до- минировании положительных эмоций, например таких, как радость, гордость, когда они могут проявить свою организованность. Значимых межгрупповых различий в показателях переменных «интерналь- ность» и «экстернальность», составляющих регуляторный компонент организован- ности, также не обнаружено, однако в группе спортсменов-индивидуалов превали- рует переменная «интернальность», а в группе спортсменов командных видов спор- та - экстернальность. Если мы вспомним, что характеризуют собой эти понятия (ин- тернальность и экстернальность), то станет очевидным и этот полученный результат. Человек с экстернальным локусом контроля всегда направлен «вовне», на социум, с которым он взаимодействует; интернальность - это прежде всего опора на себя (в данном случае ее можно трактовать и как «самоорганизованность»). Последние анализируемые показатели - это переменные рефлексивно- оценочного компонента организованности: операциональные и личностные трудно- сти. Если в группе спортсменов командных видов спорта операциональные трудно- сти несколько превалируют над личностными, то в группе спортсменов индивиду- альных видов спорта операциональные и личностные трудности выражены одинако- во. В то же время для спортсменов-индивидуалов показатель личностных трудно- стей значимо выше (U=252,5 при р≥0,01), чем у занимающихся командными видами спорта. Можно полагать, что это связано с недостатком необходимых навыков и из- лишней тревожностью, которые могут мешать организованности спортсменов- индивидуалов. Обсуждение и заключение В рамках анализа научных источников нами выявлено, что настойчивость и ор- ганизованность в современной психологической науке могут рассматриваться как волевые качества, которые проявляются как атрибутивные системные свойства лич- ности. При этом настойчивость способствует появлению стремления к достижению цели в самых сложных для человека ситуациях и позволяет «взять себя в руки» для достижения запланированного результата несмотря на внешние и внутренние сопро- тивления, а организованность позволяет личности быть собранной, тщательно кон- тролировать себя, правильно распределять и планировать свое время и т. д. Полученные результаты подтверждают основную гипотезу исследования о том, что существуют специфические особенности проявления настойчивости и организо- ванности у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. В частности, установлено, что настойчивость спортсменов индивидуальных видов спорта направ- лена прежде всего на совершенствование себя, на реализацию своей мечты, поддер- жание своего здоровья. Она помогает спортсмену-индивидуалу в его стремлении к самоопределению реализовать себя, улучшить свое материальное положение, быть самостоятельным и независимым. Эти спортсмены, как правило, стремятся к дости- жению своей цели, редко откладывают запланированные дела и предпочитают ак- тивно решать проблемы, нежели ждать пока они сами собой разрешатся. При осуще- ствлении намеченного дела они чаще испытывают позитивные чувства, такие как радость, гордость, оптимизм. Анализируя особенности настойчивости спортсменов командных видов спорта, от- метим, что показатели общественно значимых или личностно значимых целей находятся на одном уровне, их осмысленность превалирует над осведомленностью, что, на наш взгляд, важно для эффективного взаимодействия в спортивной деятельности. Спортсме- ны командных видов спорта не всегда могут проявлять настойчивость в ситуации дефи- цита времени, быстро сосредоточится на конкретном задании и т. д. Организованность спортсменов индивидуальных видов спорта нацелена в большей степени на поддержание своего здоровья, совершенствование себя и сво- их способностей, на установки и интересы личного характера. У этих спортсменов выявлен высокий уровень осмысленности - это говорит о том, что у них глубокие и четкие представления об организованности как черте, определяющей поведение личности, а также о доминировании положительных эмоций, таких как радость, гор- дость, если они смогли что-либо организовать. Их организованность способствует более четкой постановке задач деятельности, снижению тревожности и неуверенно- сти в себе. В данной группе проявляется высокий уровень энергичности, поскольку сами занятия спортом предполагают проявление активности при планировании и контроле своей деятельности. Спортсмены-индивидуалы склонны считать, что ор- ганизованность - это результат целенаправленной работы человека над собой. Организованность спортсменов командных видов спорта проявляется в важно- сти как общественно значимых, так и личностно значимых целей, в проявлении ак- тивности при планировании и контроле командной деятельности. В тоже время спортсмены командных видов спорта склонны считать, что организованность чело- века формируется скорее обществом, чем ими самими, что недостаток необходимых навыков и излишняя тревожность могут мешать организованности спортсменов. Эмпирически выявленная в ходе исследования специфичность проявления на- стойчивости и организованности у спортсменов командных и индивидуальных ви- дов спорта может стать основой для разработки тренерским составом программ по развитию и коррекции данных свойств, а также может быть полезна в консультатив- ной практике спортивных психологов. Исследование также может представлять ценность в контексте преподавания психологических дисциплин, например таких, как «Психология физической культуры и спорта».
×

About the authors

Julija N. Anisimova

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Email: yulya-vedernikova@yandex.ru
Cand. Psych. Sci., Senior lecturer, Psychology and Pedagogy Department 28, Nizametdinova str., Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 423806

Galina N. Kameneva

Peoples' Friendship University of Russia

Email: kamenevag@mail.ru
Cand. Psych. Sci., Professor, Social and Differential Psychology Department. 6, Miklukho-Maclay str., Moscow, Russian Federation, 117198

Gennady S. Prygin

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Email: gsprygin@mail.ru
Doct. Psych. Sci., Psychology and Pedagogy Department 28, Nizametdinova str., Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 423806

References

  1. Ершова Р.В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности: автореф. дисс. … докт. психол. наук. - М.: РУДН, 2009. - 42 с.
  2. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
  3. Крупнов А.И. Подходы к целостной индивидуальности // В.Л. Небылицин. Жизнь и научное творчество. - М.: Ладомир, 1996.
  4. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. - 2006. - № 1(3). - С. 63-74.
  5. Крупнов А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования: мат-лы Международной научно-практ. конференции (26-27 апреля 2002 г.). Ч. I. - М.: РУДН, МАНПО, 2002. - С. 4-7.
  6. Крупнов А.И., Шнайдер Н.В., Зиньковская С.М. Системная диагностика и коррекция инициативности и настойчивости: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2011.
  7. Рейнвальд Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге ХХI века. - М.: РУДН, 1990. - С. 16-31.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. - 712 с.
  9. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality (Psychology Revivals), Routledge, 2013. 500 p.
  10. Haran U., Ritov I., Mellers B. The role of actively open-minded thinking in information acquisition, accuracy, and calibration. Judgment and Decision Making. Vol. 8 (3). 2013. Pp. 188-201.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Anisimova J.N., Kameneva G.N., Prygin G.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies