Valuable orientations of student youthto post-crisis for kyrgyzstan period (2010-2011)


Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the features of the value orientation of student youth in the northern and southern regions of Kyrgyzstan in the post-crisis period for the country (2010-2011). In the course of the research, it was revealed that the value kernel of students' consciousness, regardless of regional representation, is identical, which indicates the value unity of the student youth of the country. Also, data were obtained that testify to differences in the structure of instrumental values and the selection by students of different regions of different strategies and ways to achieve goals. According to the author, it is this feature that makes up the uniqueness and behavioral difference of the youth of the northern and southern part of the country. Comparative analysis with the results of the previous period showed the transformation and reorientation of terminal values of student youth from a subjective orientation to collectivism. In the structure of instrumental values of the test subjects of the north of the country, there is also a change in value orientations from personal and emotional orientation to professional, and in the southern regions to collectivist orientation.

Full Text

Введение В период «оранжевой революции» и этнических столкновений 2010 года в Кыргызстане студенческая молодежь заявила о себе, участвуя в различных актах социально-политического движения. В качестве основной действую- щей силы оппозиции молодежь стала продвигать «свои» интересы, в чем ее активно поощряли влиятельные политические лидеры и силы. Это дало повод задуматься, во-первых, о том, представляет ли она собой группу, способную на самостоятельные действия, или это всего лишь толпа, которой умело ма- нипулируют политические игроки. Во-вторых, станет ли она активным участником социально-политических процессов, способным принимать клю- чевые решения на всех уровнях? И, в-третьих, является ли ее социальная ак- тивность прямым следствием нестабильности в стране или это влияние дру- гих факторов [1]? Чтобы ответить на поставленные вопросы, следует в первую очередь провести структурно-содержательный анализ ценностной ориентации сту- денчества и сопоставить его с результатами исследований отечественных ав- торов предыдущих и последующих за кризисными событиями периодов, т. к. именно «ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности и рассматривается как регулятор ее соци- ального поведения» [2, с. 138]. Значимость исследования ценностных ориентаций студентов как интел- лектуального и творческого авангарда молодежи продиктована еще и тем, что оно обеспечивает возможность определить особенности и уровень их адапта- ции к складывающимся социальным условиям, помогает выявить ее внутрен- ний инновационный потенциал и, следовательно, дать прогноз перспектив и тенденций социальных преобразований в развитии кыргызстанского обще- ства, «так как в его основу могут быть положены, с одной стороны, важней- шая составляющая социально-психологической структуры личности - ее ценностные ориентации, а с другой стороны - зафиксированные тенденции в социально-экономических преобразованиях в обществе, с которыми зако- номерно связана динамика ценностных ориентаций» [3, с.4]. Поэтому цель данного исследования - изучение и сравнение особенно- стей ценностных ориентаций студенческой молодежи в посткризисный для Кыргызстана период (2010-2011 гг.) с данными исследований предыдущих и последующих периодов. Это обеспечит возможность использования наших результатов соответствующими государственными структурами и специали- стами при разработке молодежной политики. При этом мы «ориентировались не только на выявление того, что появляется впервые, но и на то, что сохра- няется при любых трансформациях» в обществе [4, с. 166-168]. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Проанализировать общую структуру ценностной ориентации студен- ческой молодежи в посткризисный период (период после «оранжевой рево- люции», этнических столкновений на юге Кыргызстана 2010 г.). Провести сравнение структуры ценностных ориентаций студенческой молодежи северного и южного регионов как ментально отличающихся и имевших разную степень непосредственной вовлеченности в кризисные со- бытия. Обзор литературы В научной литературе предлагается около четырехсот определений, в ко- торых даны разнообразные подходы к рассмотрению вопроса о ценностных ориентациях в зависимости от приверженности авторов к конкретной теоре- тической концепции. Спектр вопросов, связанных с изучением ценностной ориентации лично- сти, обширный. Это вопросы ценностной ориентации и мотивации поведения, формирования ценностной ориентации, психодиагностики ценностной ори- ентации и мн. др. Поэтому М.И. Бобнева и О.И. Зотова назвали ценностную ориентацию «психологическим неизвестным», подчеркнув тем самым много- аспектность проблемы ее изучения [5, с. 241-255]. Огромный вклад в разработку проблемы ценностной ориентации внесли со- ветские ученые (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.И. Бобнева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А. Гоштаутас, Ю.М. Жуков, А.Н. Леонтьев, В.С. Му- хина, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, Ю.А. Шерковин, В.А. Ядов и мн. др.). Ввиду того, что официальной идеологической базой науки советского периода был марксизм-ленинизм, понятно, что этот подход сужал философский ракурс исследования проблемы ценностей в психологии и социологии, поэтому это по- нимание выводится из анализа общественных отношений: «ценности… произ- водны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории…» [приводится по: 6, с. 14]. Тем самым утверждалась социальная детерминированность ценностных ориентаций лично- сти и их опосредованность ориентацией индивида на общество в целом. Так, Л.С. Рубинштейн считал, что «ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в обще- ственно значимых делах и поступках» [7, с. 148]. В исследованиях, проведенных за последние 25 лет после распада Совет- ского Союза (М.И. Бобнева, В.М. Бызова, С.С. Бубнова, Н.А. Журавлева, Д.А. Леонтьев, Д. Пантич, В.С. Собкин, В.А. Хащенко, Ч.А. Шакеева, А.Т. Чичикин и др.), отмечается, что «сложившийся в итоге коренных соци- альных преобразований специфический комплекс социально-экономических, социально-политических, историко-культурных и др. условий…, во-первых, определил новую специфику в проявлении системы ценностей и идеалов, норм и стандартов поведения, а во-вторых, стимулировал - на основе нового жизненного опыта личности, переустройства ее жизненных планов, измене- ния самого характера взаимоотношений с окружающей социальной действи- тельностью (прежде всего с другими людьми) - переоценку личностью си- стемы ее ценностей» [8]. Согласно позиции Д.А. Леонтьева, «ценностные ориентации - [это] осознанные представления субъекта о собственных цен- ностях, о ценном для него» [9, с. 231]. С.С. Бубнова характеризует «ценност- ные ориентации как важнейшую составляющую личности, ее индивидуаль- ную характеристику, которая выражает отношение человека ко всему окру- жающему» [приводится по: 3, с. 28]. Следовательно, когда в обществе проис- ходят процессы модернизации и трансформации, то ценностные ориентации вслед за ними также подвергаются изменениям и преобразованиям. В исследованиях детерминации поведения личности, выбора профессии и ее освоения проблема ценностей и ценностной ориентации занимает особое место. Ее изучению посвящены работы таких ученых, как Е.А. Ануфриев, М.И. Бобнева, Е.С. Волков, Л.В. Вершинина, Г.А.Гусева, Т.В. Дробышева, С.П. Дырин, Ю.М. Жуков, Л.А. Журавлев, Л.П. Капаева, О.Н. Никитина, Д. Пантич, К.К. Платонов, Т. Парсонс, В.С. Собкин, В. Тернер, Д.И. Фельдштейн, В.А. Хащенко, Ш. Шварц и др. В них отмечается тесная связь между способностью человека моделировать свое будущее, выбирая профессию, и ценностными ориентациями личности и готовностью действо- вать соответственно своему ценностному сознанию. К примеру, Е.С. Волков называет ценностные ориентации сознательным регулятором социального поведения. Он считает, что ценностные ориентации играют важную роль в мотивации и выборе вида профессиональной деятельности [10]. По мнению В.Г. Алексеева, ценностные ориентации выступают в качестве признаваемых личностью стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [11]. Д.И. Фельдштейн приравнивает ценностные ориентации личности к сознательной установке: «ценностные ориентации - это инте- гральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние го- товности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое ме- стоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, возможность избрать стиль поведения и направление деятельности, основы- ваясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [12]. Одним из актуальнейших направлений в современных разработках явля- ется исследование обусловленности ценностной ориентации личности новы- ми социально-экономическими, экстремальными условиями, особенностями экономического и политического поведения личности (Г.Б. Байсаидова, С.Г. Голубева, М.И. Городецкий, А.Б. Дигуров, Н.А. Журавлева, А.Н. Захаро- ва, А.Н. Кошелева, О.А. Симоненко, К.А. Тихонравов, А.В. Чазов и др.). В данных работах рассматривается формирование ценностных ориентаций личности с учетом перечисленных выше макро- и микросоциальных тенден- ций, а также показывается, какие ценностные ориентации при подобных трансформациях подвергаются изменениям, а какие являются нечувствитель- ными к такому влиянию. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать следу- ющее: ценностные ориентации детерминируют направленность личности в аспекте ее содержания и определяют мировоззрение, жизненную позицию, социальную активность, поведение и вектор ее отношения к социальной дей- ствительности, а также к себе как субъекту деятельности. Не вдаваясь в дальнейший содержательный анализ определений ценност- ных ориентаций, т. к. это не является нашей задачей, лишь отметим, что в данной работе мы использовали свое определение (толкование) ценностных ориентаций, выработанное на основе обобщения уже существующих. Так, мы считаем, что «ценностная ориентация - это формирующаяся при усвоении социального опыта относительно устойчивая субъективная оценка личностью окружающей действительности, выражающаяся в виде определенных лич- ностных качеств и предрасположенности к той или иной социальной дея- тельности и активности». Материалы и методы Для изучения особенностей ценностной ориентации студентов использо- валась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (в модификации А. Гоштаутаса, М.А. Семенова, В.А. Ядова). Целью методики является изу- чение особенностей формирования ценностных ориентаций. Авторы выделя- ют две основные группы ценностей: терминальные ценности (Т-ценности - основные цели человека, отражающие долговременную жизненную перспек- тиву, то, к чему он стремится сейчас и в будущем) и инструментальные цен- ности (И-ценности - отражают средства, которые выбираются для достиже- ния целей жизни) [13]. Выявление статистических различий в ценностных ориентациях студентов - северян и южан осуществлялось с использованием U-критерия Манна - Уитни. Процедура исследования проводилась весной 2011 года. В исследовании приняли участие 96 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, из них 52 девушки (54,2 %) и 44 юноши (45,8 %). В соответствии с поставленной за- дачей общая выборка была разделена на группы по региону (Север - Юг): группа 1 - студенты северного региона (Иссык-Кульский государствен- ный университет) - 48 человек, из них 26 девушек (54,2 %) и 22 юношей (45,8 %); группа 2 - студенты южного региона (Ошский государственный уни- верситет) - 48 человек, из них также 26 девушек (54,2 %) и 22 юношей (45,8 %). Результаты исследования В ходе исследования прежде всего нами была определена степень сфор- мированности механизма дифференциации ценностей. Используемые баллы (от 1 до 5) в процессе оценивания значимости для личности конкретной цен- ности считается показателем сформированности данного механизма. Полученные нами результаты показывают, что у студенческой молодежи Кыргызстана механизм дифференциации в целом сформирован. Но при более детальном рассмотрении сформированности механизма дифференциации при помощи частотного анализа оказалось, что по ценности «счастливая семейная жизнь» механизм дифференциации находится в процессе формирования у студентов как севера, так и юга. Помимо этого было выявлено, что у студентов южных регионов меха- низм дифференциации по терминальным ценностям «здоровье (физическое и психическое)», «хорошие и верные друзья» и инструментальным ценностям «чуткость, заботливость», «воспитанность», «трудолюбие» также находится на стадии формирования. Процесс формирования механизма дифференциации ценностных ориен- таций завершается в основном в подростковом возрасте, и, следовательно, возникает вопрос: по какой причине у участников нашего исследования наблюдается незавершенность формирования процессов дифференциации по вышеназванным ценностям? Трудно дать однозначное истолкование этому, но мы предполагаем, что, с одной стороны, это может быть проявлением феномена пролонгированного пе- рехода к взрослению, когда периоды отрочества и юности затягиваются по при- чине увеличения сроков получения среднего и профессионального образования, т. к. накопленный человечеством огромный объем социального опыта и знаний требует большего времени для его освоения и подготовки к вступлению во взрослую жизнь. И, как следствие, возникает отсроченное взятие на себя ответ- ственности за себя и другого человека как показатель взрослости и становления ценностных ориентаций, соответствующий задачам возраста [14]. С другой стороны, социальная ситуация развития студентов, как и в лю- бом другом возрасте, имеет объективную (среда) и субъективную (пережива- ния) стороны. Считается нормативным то, что объективная сторона cоциальной ситуации развития определяется различным сочетанием ведущих (норма- тивных) для молодежи видов деятельности и сфер: учение, труд и семья. Они и спонтанно возникающие средовые влияния, в свою очередь, детерминиру- ют субъективную сторону социальной ситуации развития. В период нашего исследования социальная ситуация развития студентов, кроме нормативных явлений, характеризовалась ненормативными событиями, такими как фруст- рация и посттравматический стресс, пережитый ими в период «оранжевой революции» и этнического конфликта 2010 года на юге страны, а также дру- гие экстремальные факторы, что также могло наложить отпечаток на цен- ностные ориентации студентов. В периоды напряженных взаимодействий людей в обществе у человека в системе ценностей возникают существенные изменения, так называемый «беспорядок ценностных ориентаций» [15, 16]. Наше предположение совпадает с гипотезой Ч.А. Шакеевой о существен- ном воздействии общественно-политической ситуации на структуру ценност- ных ориентаций молодежи. Так, по мнению автора, в подобной ситуации в первую очередь претерпевают изменения ценности, относящиеся к нрав- ственной сфере личности [6]. Ценностное ядро сознания студентов северных и южных регионов стра- ны, несмотря на ментальные особенности и различную степень участия в критических и конфликтных ситуациях, оказалось содержательно одинако- вым («здоровье», «счастливая семейная жизнь», «друзья»). Но при дальней- шем сравнении усредненной структуры терминальных ценностей студенче- ской молодежи северных и южных регионов было обнаружено совпадение лишь ведущих терминальных ценностей. Ценности, которые испытуемые считают незначительными, различаются у представителей севера и юга стра- ны (табл. 1). Так, студенческая молодежь из северных регионов незначитель- ными ценностями назвала «удовольствия» (М=3.77), «красоту» (М=3.6), «творчество» (М=3.44), в то время как студенты из южных регионов - «ра- венство» (М=3.83), «свободу» (М=3.71), «творчество» (М=3.44). Статистиче- ски значимые различия между испытуемыми севера и юга были обнаружены лишь по шкале «свобода». Приоритетность ценностей здоровья, семьи и друзей можно интерпрети- ровать, используя разные подходы. Во-первых, необходимо учитывать уни- версальность данных ценностей. Во-вторых, нельзя забывать о возрастных психологических особенностях студентов, для которых физическое, матери- альное и психологическое благополучие родительской семьи имеет большое психологическое значение, ведь именно «семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно» [17, с. 165]. Следовательно, представления студенческой молодежи о семье не претерпели радикальных изменений и носят традиционный для кыргызского сообщества характер. Таблица 1 Средние значения по терминальным ценностям в двух группах (северный и южный регионы) Шкалы 1-я группа(N=48) 2-я группа(N=48) U-критерий Манна - Уитни P Среднее Среднее Самостоятельность 3.81 3.96 1079 р>0,05 Уверенность в себе 4.17 4.19 1141 р>0,05 Материальная обеспеченность 4.29 4.21 1108 р>0,05 Здоровье 4.71 4.83 1136 р>0,05 Удовольствия 3.77 3.92 1075 р>0,05 Интересная работа 4.21 4.38 1131 р>0,05 Любовь 4.21 4.46 1043,5 р>0,05 Свобода 4.08 3.71 891 р≤0,05 Красота 3.60 3.88 1062 р>0,05 Хорошие и верные друзья 4.65 4.60 1015,5 р>0,05 Познание 3.88 4.19 1082,5 р>0,05 Счастливая семейная жизнь 4.73 4.79 1110,5 р>0,05 Творчество 3.44 3.44 1099 р>0,05 Общественное признание 4.25 4.08 990 р>0,05 Активная жизнь 4.17 4.06 1040,5 р>0,05 Равенство 3.92 3.83 1028 р>0,05 Бесспорно, что друзья являются для молодежи одной из референтных групп, внутри которой идет дальнейшее личностное и профессиональное са- моопределение. Благодаря общению с друзьями, основанному на внутренней близости, откровенности и взаимопонимании, в молодых людях раскрывается собственное «Я», поддерживается позитивное самопринятие, создаются усло- вия для самоактуализации. Поэтому друзья и, конечно, семья в сфере меж- личностных контактов студенческой молодежи составляют основную, доми- нирующую область социального взаимодействия. Кроме этого, существует мнение, что на ценностные приоритеты студен- чества оказывает влияние тип поселения, в котором они ранее проживали. Так, студенты, проживавшие в малых городах и селах, «в меньшей степени демонстрируют статусные, престижные установки (стремление к престижу, славе, власти), стремление к независимости, свободе, ориентацию на реали- зацию креативных намерений и способностей. Для них больше характерны ценности частной жизни (семья, дети, здоровье), уважение и признание окружающих» [18, с. 73]. По данным официальной статистики, большинство студентов, обучаю- щиеся в вузах республики, являются жителями сельской местности. Опираясь на вышесказанное, можно предположить, что территориальные особенности (например, патриархальный уклад жизни в селе) отражаются на ценностном сознании молодежи, принявшей участие в данном исследовании, а также де- терминируют выявленную иерархию ценностных приоритетов. Таким образом, доминирующие жизненные цели, к которым стремились участники исследования в посткризисный для страны период, являются базо- выми, или, по терминологии Д.А. Леонтьева, конкретными жизненными цен- ностями, на достижение которых была направлена их активность [13]. Социально-психологическое исследование, проведенное в Кыргызстане в конце 90-х годов прошлого столетия, «дает нам представление не только о содержании и структуре ценностей, но и позволяет судить об особенностях социального типа молодежи данного исторического этапа. Так, автором было установлено, что у молодежи растет значимость «ценностей материально- бытовой сферы, где доминируют забота о здоровье и личном благополучии и преобладают экономические цели». Т. е. социально-экономические катаклиз- мы, обрушившиеся на страну, нашли свое отражение в ценностных ориентирах молодежи того периода. В результате данного исследования автором был пред- ложен социальный тип современного молодого человека, который был описан как «молодой пленник потребительского общества» [1; 6, с. 138-141]. Однако, сравнивая структуру ценностного ядра студенческой молодежи конца 90-х гг. с данными нашего исследования, можно отметить совпадение только по одной терминальной ценности - «здоровье», что свидетельствует о сохранении приоритетности данной ценности на протяжении времени несмот- ря на кардинальные социально-политические трансформации в обществе. Также, если иерархия доминирующих ценностей у кыргызской молодежи 90-х гг. говорит о типе направленности личности с доминирующей субъек- тивной ориентацией, то иерархия ценностей студентов, полученная в нашем исследовании, демонстрирует ее смену на группирование [19], коллективную направленность. Т. е. можно констатировать произошедшую за последний исторический период смену ценностной направленности с себя на других. Это дает основание предположить, что именно в период 2010-2011 гг. про- изошедшие трагические события, когда вопросы личной безопасности и вы- живания связывались не только с личным, но и с коллективным благополучи- ем, а также социальные, политические изменения в обществе детерминирова- ли трансформацию ценностных ориентаций молодежи с субъективной направленности на коллективистскую. Данные нашего исследования совпадают с результатами исследований более позднего периода. Так, в них отмечается, что наиболее предпочитае- мыми жизненными ценностями молодежи (учащиеся 11-го класса) являются «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших друзей» [20]. Несмотря на то, что данные результаты основаны на исследовании ценност- ных ориентаций респондентов более раннего возраста, чем наша выборка, это дает основание полагать, что ценностное ядро молодежи страны в целом не претерпело кардинальных изменений и детерминировано как традиционными для кыргызского менталитета особенностями, так и едиными социальными условиями в стране. Следующую значимую тройку предпочитаемых студентами севера цен- ностей образуют «материальная обеспеченность» (М=4.29), «общественное признание» (М=4.25) и «интересная работа» (М=4.21). Студенческая моло- дежь юга отдала предпочтение практически тем же ценностям, но в иной по- следовательности и исключив ценность «общественное признание», т. е. «любовь» (М=4.46), «интересная работа» (М=4.38) и «материальная обеспе- ченность» (М= 4.21). Наш анализ ценностной сферы студенческой молодежи в аспекте отно- шения к материальным благам, вопреки нашим ожиданиям, показал их срав- нительно низкую значимость по сравнению с предыдущими десятилетиями. Таким образом, мы считаем, что влияние прагматических и меркантильных ценностей на ценностное сознание студенческой молодежи является доста- точно ситуативным. В центрально-азиатских странах типичным является культ уважения старших, многое решает авторитет, занимаемый человеком пост, должность, поэтому стремления студентов к «общественному признанию» и «интересной работе» хотя и не являются доминирующими стратегиями жизни, но тем не менее демонстрируют значимость социального признания и карьерного роста для будущего продвижения молодого человека. В иерархии терминальных ценностей студентов севера и юга в аспекте наименее предпочитаемых ценностей есть сходства, но исследование показа- ло, что различий больше. Так, оказалось, что северяне меньше всего ориенти- рованы на такие ценности, как «удовольствия», «красота», «творчество» (аб- страктные ценности, ценности личной жизни, пассивные ценности), а южане - на «равенство», «свободу» и, так же как северяне, «творчество» (аб- страктные ценности, активные ценности) [13]. В работе Ч.А. Шакеевой показано, что низкие ранги студенты присудили ценностям-целям: «уверенность в себе», «творчество», «познание». А.А. Бе- лецкая выявила, что в качестве наименее предпочитаемых ценностей испыту- емые выделяют «продуктивную жизнь», «счастье других», «творчество». Сравнительный анализ результатов этих исследований, включая также наши данные, показывает совпадение выбора испытуемых по ценности «творче- ство» как незначительной для молодежи. Причем необходимо заметить, что подобная тенденция в отношении творчества как ценности сохраняется на протяжении времени и характерна как для северного, так и для южного реги- она республики [6, 20]. Следовательно, можно предположить, что в период нашего исследования у респондентов отсутствовала уверенность в завтрашнем дне, по этой при- чине ценности, получившие наименьший ранг в рейтинге предпочтений, на тот момент общественного развития, по мнению молодежи, никак не могли повлиять на качество жизни. Возможно, поэтому они были более ориентиро- ваны на материальные ценности и демонстрировали тенденцию «вечной по- гони за немедленным будущим» [21]. Как показано в табл. 1, у студентов юга позиции ценностей «равенство» и «свобода» смещены вниз по иерархической структуре терминальных цен- ностей. Напомним, что исследование проводилось после трагических собы- тий, имевших место в южных областях Кыргызстана в 2010 г. Вероятно, что произошедший межнациональный конфликт наложил отпечаток на ценности студентов юга страны, так как актуальная на тот момент потребность в выжи- вании и безопасности вытеснила данные ценности на периферию сознания личности, что нашло свое отражение в иерархии терминальных ценностей. Перейдем к рассмотрению инструментальных ценностей, или ценностей- средств, при помощи которых испытуемые реализуют ценности-цели. При сравнении показателей шкал инструментальных ценностей по методике М. Рокича с использованием критерия Манна - Уитни статистически значи- мых различий обнаружено не было (табл. 2), но усредненная структура ин- струментальных ценностей молодежи северных и южных регионов не совпа- ла ни по одному показателю. Ведущими инструментальными ценностями у студенческой молодежи северного региона оказались «ответственность» (М=4.65), «трудолюбие» (М=4.48), «рационализм» (М=4.46), т. е. ценности профессиональной саморе- ализации и интеллектуальные ценности. Иначе говоря, участники исследова- ния считают, что в обыденной жизни для достижения желаемой цели необхо- димо поступать именно так. Ценности-средства, которые малозначимы для студентов-северян, следующие: «широта взглядов» (М=3.85), «высокие при- тязания» (М=3.08), «непримиримость к недостаткам в себе и других» (М=2.85), т. е. ценности самоутверждения и принятия других [13]. Студенческая молодежь южных регионов в качестве ведущих инструмен- тальных ценностей указала «трудолюбие» (М=4.58), «чуткость» (М=4.5), «вос- питанность» (М=4.48), другими словами, ценности межличностного общения и профессиональной самореализации. Малозначимыми для себя они посчитали такие ценности-средства, как «твердая воля» (М=3.96), «непримиримость к не- достаткам в себе и других» (М=3,25), «высокие притязания» (М=3.21), т. е. ин- дивидуалистические ценности и ценности самоутверждения [там же]. Примечательно то, что общая доминирующая инструментальная цен- ность в обоих регионах - «трудолюбие», а отвергаемые ценности - «высокие притязания» и «непримиримость к недостаткам в себе и других». Трудолюбие как качество личности и одна из позитивных сторон кыр- гызского менталитета всегда высоко ценилось в кыргызском сообществе. Специфика кочевого образа жизни кыргызов в условиях отсутствия государ- ственности привела к тому, что люди научились своевременно адаптировать- ся к тем или иным социоприродным условиям. Трудолюбие и восприимчи- вость к изменениям в условиях трудовой миграции создали нашим соотече- ственникам благоприятные условия для конкурентоспособности на зарубеж- ном рынке труда. Таблица 2 Средние значения по инструментальным ценностям в двух группах (северный и южный регионы) Шкалы 1-я группа(N=48) 2-я группа(N=48) U-критерий Манна - Уитни P Среднее Среднее Высокие притязания 3.08 3.21 1078 р>0,05 Чуткость 4.25 4.5 1050 р>0,05 Воспитанность 4.35 4.48 1118,5 р>0,05 Жизнерадостность 4.21 4.48 985 р>0,05 Трудолюбие 4.48 4.58 1137 р>0,05 Смелость в отстаивании своего мнения 4.17 4.08 1043 р>0,05 Дисциплинированность 4.04 4.02 1119,5 р>0,05 Непримиримость к недо- статкам в себе и других 2.85 3.25 925 р>0,05 Широта взглядов 3.85 4.06 1123 р>0,05 Честность 4.35 4.27 1036 р>0,05 Образованность 4.21 4.35 1119 р>0,05 Самоконтроль 4.02 4.25 1098,5 р>0,05 Терпимость 3.94 4.10 1151,5 р>0,05 Воля 4.27 3.96 945 р>0,05 Рационализм 4.46 4.21 1024,5 р>0,05 Ответственность 4.65 4.46 974 р>0,05 Неприемлемость для испытуемых ценностей «высокие притязания» и «непримиримость к недостаткам в себе и других» можно также попробо- вать истолковать с позиции особенностей менталитета кыргызов. Так, кыргы- зы всегда осуждали стремление к «выпячиванию себя» и поощряли скром- ность, а в отношении к недостаткам других воспитывали терпимость и снисхождение. Возможно, поэтому испытуемые как севера, так и юга страны, воспитанные в рамках данной традиции, единодушно присудили указанным ценностям последние ранговые позиции. Можно предположить, что такие значительные расхождения в структуре ведущих инструментальных ценностей связаны с особенностями регионов страны. Так, эти данные свидетельствуют о ярком проявлении традиционных ценностей на юге Кыргызстана: подчинение мнению родителей и старших членов семьи, принимающих решение в семье, ответственное отношение к семейным традициям, уважение авторитетов, принятие своего места в соци- альной системе, каким бы оно ни было, смирение и приспособление к жиз- ненным обстоятельствам и ментальным нормам, ограничение действий, нарушающих установившуюся социальную гармонию, признание и уважение традиций, гостеприимство и т. п. В то же время на севере республики прояв- ление этих особенностей с течением времени и под влиянием более светского образа жизни постепенно нивелируется, сглаживается. Поэтому для студен- тов важными становятся индивидуальная активность, стремление к обще- ственному признанию, самостоятельности и финансовой независимости. Таким образом, исследование показало, что именно индивидуалистические ценности, к которым относятся «высокие притязания», «непримиримость к не- достаткам в себе и других», «воля», незначимы для студенческой молодежи как севера, так и юга, причем на юге эта тенденция выражена более ярко. В исследовании конца 90-х гг. были получены отличные от наших дан- ных результаты. Так, для студенческой молодежи значимыми инструмен- тальными ценностями выступали «аккуратность», «чистоплотность в вещах и в делах», «воспитанность», «хорошие манеры», «жизнерадостность», а та- кие ценности, как «трудолюбие», «ответственность» и «смелость в отстаива- нии своего мнения», занимали последние ранговые позиции [6]. Следовательно, можно констатировать, что в отношении инструменталь- ных ценностей также наблюдается смена ценностных ориентаций с личной и эмоциональной направленности на профессиональную. Причем переориен- тация ярче выражена на севере страны, в то время как в южных регионах больше доминируют альтруистические и межличностные ценности, т. е. цен- ности коллективистской направленности. По результатам исследования учащихся 11-х классов в 2012 г. централь- ными инструментальными ценностями выступают «ответственность», «чест- ность», «жизнерадостность», «аккуратность» и «воспитанность». Следова- тельно, способы достижения целей, предпочитаемые выпускниками школы, кроме как по ценности «воспитанность», не совпадают с предпочитаемыми способами достижения целей студентов. Наименее значимыми инструмен- тальными ценностями для школьников являются «чуткость», «высокие за- просы», «непримиримость к недостаткам» и «смелость в отстаивании своего мнения». Таким образом, это показывает, что ценностный выбор студенческой и учащейся молодежи в аспекте неприемлемых способов действий прак- тически совпадает. Несмотря на то, что произошло изменение механизмов социализации мо- лодежи по сравнению с предыдущими поколениями и появляются новые со- циальные посредники, характерные для рыночных отношений в обществе, в данных характеристиках личности проявляются специфические, соответ- ствующие эпохе, и этнические, традиционные для кыргызского сообщества, особенности. Все это в совокупности оказывает влияние на формирование ценностного сознания студенческой молодежи. Обсуждение и заключение Таким образом, когда в обществе происходят процессы модернизации, трансформации, а также экстремальные и трагические события, подобные тем, которые происходили в Кыргызстане в 2010-2011 гг., ценностные ори- ентации личности подвергаются изменениям и преобразованиям, что также подтверждается данными нашего исследования. Так, наши данные указывают на идентичность ценностного ядра студен- тов севера и юга, что, по нашему мнению, свидетельствует о ценностном единстве студенческой молодежи страны и опровергает представление о цен- ностной разобщенности молодежи по региональному признаку. Причем при- оритетность ценности «здоровье» для молодых людей за последние 20 лет практически не изменилась, что свидетельствует в пользу того, что «при лю- бых трансформациях» в Кыргызстане ориентация на здоровье является доста- точно устойчивой. В то же время усредненная структура инструментальных ценностей моло- дежи КР северных и южных регионов не совпала ни по одному показателю. От- личия в структуре инструментальных ценностей указывают на то, что отличи- тельные особенности студенческой молодежи северной и южной части страны заключаются в выборе различных стратегий и способов достижения ценностей- целей. Т. е. данные показывают, что студенты севера страны для достижения своих целей ориентируются на ценности профессиональной самореализации и интеллектуальные ценности, тогда как студенты юга республики больше пола- гаются на свое трудолюбие и ценности межличностного общения. Произошедшие в Кыргызстане в 2010-2011 гг. «оранжевая революция» и связанные с ней трагические события актуализировали вопросы личной без- опасности и выживания, что связывалось не только с личным, но и с коллектив- ным благополучием. По данным нашего исследования, в этот период произошла трансформация и переориентация терминальных и инструментальных ценностей молодежи. Так, субъективная направленность терминальных ценностей моло- дежи сменилась на коллективистскую, а личная и эмоциональная направленность инструментальных ценностей - на профессиональную. Причем переори- ентация инструментальных ценностей ярче выражена на севере страны, в то время как в южных регионах доминируют ценности коллективистской направ- ленности (альтруистические и межличностные ценности). В целом на основе наших данных можно констатировать, что ценностные ориентиры студентов как севера, так и юга республики, принявших участие в исследовании, оказались схожими и были детерминированы как традици- онными для кыргызского менталитета особенностями, так и сложившимся на тот момент единым комплексом социальных условий в стране. Результаты данного исследования применимы для оптимизации молодеж- ной политики в области формирования ценностной ориентации, отвечающей нравственным ценностям кыргызстанского общества. Но т. к. в настоящее время произошла стабилизация социально-экономического и политического положе- ния в стране, что, несомненно, отражается на ценностной ориентации молодежи, возникла необходимость изучения особенностей ценностной ориентации сту- денческой молодежи на современном этапе развития общества, что должно стать задачей дальнейших исследований в данном русле.
×

About the authors

Nazgul T. Cholponkulova

Issyk-Kul State University

Email: nazgul.c_2005@rambler.ru
Lecturer of Pedagogics and Psychology Department. 103, Abdrakhmanova Str., Karakol, Kyrgyzstan, 722200

References

  1. Чолпонкулова Н.Т., Исакова Ч.Б. Роль государственной молодежной политики в формировании ценностной ориентации современной студенческой молодежи Кыргызстана // Вестник ИГУ. - 2014. - № 38. - С. 159-162.
  2. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. - 1982. - № 5. - Том 3. - С. 135-146.
  3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: ИП РАН, 2006. - 335 с.
  4. Задорожнюк И.Е. Ценности современных россиян: испытание на прочность в трудные годы // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 166-168.
  5. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - 296 с.
  6. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 192 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с.
  8. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. -№ 1. - C. 35-53.
  9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
  10. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. - М., 2001. - 30 с.
  11. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Просвещение, 1979. - 177 с.
  12. Гура С.А. Ценностные ориентации современной молодежи и ее проблемы выбора образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.uipa.edu.ua/images/data/zbirnik/30-31/11gsapce.pdf (Дата обращения: 02.03. 2018).
  13. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992.- 17 с.
  14. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //myakushkin.ru/pdf/ REGULATO- RY_STRUCTURE_OF_THE_TRANSITION_TO_CRISIS_adulthood.pdf (Дата обращения 8.04.18).
  15. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М.: МГУ, 1982.
  16. Данишевская Г.А. Россия между традиционализмом и модернизмом: проблема массового нравственного идеала // Вестник Московского университета. - 1994. - Т. 12. - №. 1. - С. 81.
  17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17лет): Учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 176 с.
  18. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса: информационно-аналитический отчет / Под ред. Ю.Р. Вишневского, Л.Н. Банниковой, М.В. Певной. - Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 194 с.
  19. Братусь Б.С. Аномалии личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klex.ru/122 (Дата обращения 29.03.18).
  20. Белецкая А.А. Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов: автореф. дисс. … канд. психол. наук / А.А. Белецкая. - М., 2012. - 17 с.
  21. Макаров А.В. Влияние процессов глобализации на структуру политических ценностей молодежи в транзитном обществе) // Вестник КРСУ. - 2008. - Т. 8. - № 8. - С. 153-157.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Cholponkulova N.T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies