Innovative technologies in teaching a foreign language


Cite item

Full Text

Abstract

In the article, the necessity to introduce innovative educational technologies to improve the effectiveness of the learning process is actualized. It is noted that the use of innovative computer technologies is not only a means of gaining knowledge, but also a means of forming professional competencies. A number of modern methods of teaching a foreign language are distinguished and a description of the tasks of the Web technology quest is given in detail. The authors come to the conclusion that it is expedient to use web quests as one of the varieties of innovative technologies in the educational process, the effectiveness of which is confirmed by the growing cognitive activity of students, the possibility of individualizing the learning process, raising the level of socialization of future specialists, and the level of professional competence.

Full Text

Повышение эффективности образованного процесса является актуальной проблемой современного общества, что обусловлено не только резко возрос- шей сложностью решаемых задач в управлении, производстве, технике, науке и других сферах деятельности, но и общей тенденцией мирового развития, сложившейся экономической и социальной ситуацией в России. В соответ- ствии с концепцией модернизации российского образования основной целью профессионального образования в высшей школе является подготовка квали- фицированного выпускника соответствующего уровня и профиля, конкурен- тоспособного, компетентного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. В процессе подготовки профессиональных кадров акту- ализируется роль иностранного языка, свободное владение которым в усло- виях возрастающей интеграции мирового сообщества и включения нашей страны в мировую торгово-экономическую систему становится необходимым условием осуществления успешной профессиональной деятельности. По данным исследователей, инновационные технологии в образовании предоставляют огромные возможности активного вовлечения студентов в об- разовательный процесс. С использованием инновационных технологий про- цесс образования выступает не только как способ получения знаний, но и как средство формирования профессиональных компетенций [1]. Использование инновационных технологий повышает познавательную активность студентов, позволяет вовлекать учащихся в коммуникационное взаимодействие, повы- шает уровень социализации. В разработке новых технологий образования принимают участие как гос- ударственные учреждения, регулирующее образовательный процесс, так и сами преподаватели, ставящие в качестве учебной задачи не столько непо- средственную передачу знаний, сколько формирование необходимых компе- тенций, достижение более высокого уровня развития учащихся и повышение их мотивации к качественной профессиональной подготовке. Опыт показывает, что новейшими разработками в сфере преподавания языков являются как различные технические приспособления, так и иннова- ционные системы построения образовательного процесса с различной степе- нью интерактивности. Применение компьютерных технологий в обучении при формировании компетентностного подхода к образованию позволяет опираться на индивидуализацию учебного процесса, повышение наглядности изложения материала, т. е. обеспечивать визуализацию образования, более глубокий и всесторонний анализ процессов, протекающих в различных си- стемах [2]. Очевидными являются следующие возможности компьютерных технологий при обучении: автоматизация обучения; использование компью- теров как средства демонстраций различных процессов с помощью соответ- ствующих моделирующих программ; реализация активных обучающих си- стем (электронные учебники, тренажеры, деловые имитационные игры и т. п.); доступ к базам данных; дистанционность образовательного процесса. При формировании необходимых компетенций необходима не только дифференциация решаемых задач обучения, но и дифференциация методики обучения, методики использования компьютерных технологий в образовании [2]. Эти аспекты внедрения компьютерных технологий в образование должны быть далеко не на последнем месте, стимулируя разработку ориентированных на конкретную область использования систем обучения. Проникновение со- временных информационных технологий в сферу образования позволяет ка- чественно изменить методы и организационные формы обучения, сделав его более удобным и доступным [3]. К инновационным средствам и методам обучения можно отнести: веб- квесты, он-лайн обучение, видеоконференции, политику открытого кода (принцип «распределенной» разработки), метод конкретных ситуаций, техно- логию виртуальной реальности. Веб-квест - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполне- ния которого используются информационные ресурсы Интернета. Впер- вые термин «веб-квест» (WebQuest) был предложен в 1995 г. Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан- Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Кентон Леткеман, создатель целого ряда образова- тельных веб-квестов, считает, что это «супер-средство обучения, т. к. применя- ется конструктивистский подход к обучению». При выполнении веб-квестов студенты не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно ре- шают поставленную перед ними задачу. Следовательно, работа над веб-квестом: помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность; способствует развитию творческого мышления и навыков реше- ния проблем; дает возможность осуществить индивидуальный подход; трениру- ет мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделе- ние общего и частного). Создание веб-квеста требует от преподавателя высокого уровня предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Те- матика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания мо- гут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста в зависимости от изучаемого материала могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презента- ции, эссе, веб-страницы и т. п. Б. Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов [4]: пересказ; планирование и проектирование; компиляция; творче- ское задание; достижение консенсуса; журналистское расследование; научные исследования. В свете современных требований, предъявляемых к выпускникам вузов, наиболее значимыми видами заданий можно считать творческие задания, достижение консенсуса, журналистские расследования, научные исследования. Данные виды заданий для веб-квестов позволяют студентам наиболее всесто- ронне рассмотреть изучаемую проблему, представить личное отношение к теме, что способствует активизации процесса обучения. Подробнее остановимся на возможных видах заданий при выполнении подобного рода веб-квестов. Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различ- ных источников и привести ее к единому формату. Финальная компиля- ция может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого- либо осязаемого или нецифрового продукта. Например, это может быть ку- линарная книга, составленная из рецептов, собранных в Интернете, буклет, альбом с открытками для туристов и т. д. Веб-квест, созданный на осно- ве задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и со- здания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета [5]. В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре репортажа, интервью или другого журналист- ского жанра. Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся со- здания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи, или найти работу и распланировать карьеру вы- мышленным выпускникам университета и т. д. Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедий- ная презентация и т. д.). Творческие проекты похожи на конструкторские, но яв- ляются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus building task) предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу. Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргумен- тов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продук- том такого проекта может быть письмо, статья, пресс-релиз, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и т. д. Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование онлайн. Такие проекты встречаются редко, но примеры все же существуют, например веб-квест, направленный на изучение студентами ресурсов Интернет, которые связаны с будущей карье- рой и трудоустройством. Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и раз- личий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение [6, 7, 8]. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, но и поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия. Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят оценить их или классифицировать, или выбрать решение из огромного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например судьи в вымышленном судебном процессе. Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знаком- ства и приобщения студентов к научным исследованиям в различных обла- стях знаний. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, про- блемные задания могут отличаться степенью сложности [10, 11, 12]. Следует помнить о том, что использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении иностранному языку требует от обучающихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами. В связи с этим эффективная интеграция веб- квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест: является творческим заданием, завершающим изучение ка- кой-либо темы; сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предва- рять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней. При организации самостоятельной работы учащихся Интернет используется при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа. Иссле- довательская методика с трудом вписывается во временные рамки обычного за- нятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, ее обра- ботку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Таким образом, веб-квест, исполь- зуя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций: использование информационных технологий для решения профессио- нальных задач; самообучение и самоорганизация; работа в команде; умение находить несколько способов решения проблемной ситуации. Современные цели образования заставляют выбирать методы и формы организации работы, способствующие активному процессу познания и разви- вающие умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, решать, органи- зовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных тех- нологий в образовании открывает новые возможности. Эффективность ис- пользования инновационных технологий подтверждается ростом познава- тельной активности учащихся к иностранным языкам, возможностью инди- видуализации процесса обучения, повышением уровня социализации буду- щих специалистов, уровня сформированности профессиональных компетен- ций. Важной особенностью является также и способность преподавателя ис- пользовать инновационные технологии в образовательном процессе, его уме- ние подбирать оптимальные средства обучения исходя из уровня развития студентов. Однако при использовании данных средств не стоит забывать о классических методах обучения, необходимо соблюдать баланс между классической методикой и инновационными технологиями, которые делают образовательный процесс более современным, изменяют структуру занятия и роль преподавателя.
×

About the authors

Natalia V. Ageyenko

Samara State Technical University

Email: L-2402@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100

Alla A. Rybkina

Samara Branch of Moscow City Pedagogical University

Email: rybkina_a_a@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department 76, Stara Zagora St., Samara, 443086

References

  1. Павлова А.М., Зеер Э.Ф. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования // Образование и наука. - 2012. - № 1. - С. 103-115.
  2. Вахрушева С.Н. Компетентностный подход в лингводидактической подготовке бакалавров // Достижения и перспективы развития профессионального образования: сб. науч. ст. - Челябинск: Изд. Центр ЮУрГУ, 2016. - С. 91-95.
  3. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: Тезисы докл. I Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2014.
  4. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы интернет- образования. - 2002. - № 7.
  5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.
  6. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001.
  7. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997-2001.
  8. March T. Web-Quests for Learning. 1998.
  9. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001.
  10. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001.
  11. Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 1998-2005.
  12. The WebQuest Page. Reading and Training Materials. 1998-2005. http://webquest.sdsu.edu/materials.htm

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Ageyenko N.V., Rybkina A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies