СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОГО СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема изучения социальной активности студентов. Показана актуальность темы с позиций современной общественно-политической ситуации, приоритетов образования и особенностей студенческого возраста. Проведен анализ научной литературы, позволяющий выделить основные подходы к понятию «социальная активность»: деятельность, отношение к жизни и качество личности. Обозначены признаки социальной активности: социально-психологическая готовность личности к деятельности, самодетерминированность, включенность в социальное взаимодействие, просоциальность и др. Выделено, что социальная активность проявляется и развивается в рамках не только учебно-профессиональной, но и внеучебной деятельности. Целью исследования стало определение социального статуса, ценностных ориентаций и личностных качеств социально активных студентов технического вуза. В нем приняли участие 42 студента механического, инженерно-экономического и электротехнического факультетов. Основным критерием отбора испытуемых было активное участие во внеучебной деятельности вуза и работа в общественных объединениях. В результате был сформирован социально-психологический портрет социально активного студента технического вуза. Это чаще юноша, студент первого или второго курса, предпочитающий руководить, занимающийся спортом или культурно-досуговой деятельностью, посещающий творческие объединения и общественные организации. Социально активный студент в основном хорошо учится. Это экстравертированная личность, эмоциональная, креативная, обладающая лидерскими и коммуникативными качествами, однако имеющая невысокий уровень организаторских способностей. Большинству из них присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя, они считают свои действия важным фактором в своих продвижениях, способны с успехом достигать своих целей в будущем, контролировать свои отношения с другими людьми, вызывая уважение и симпатию. У них преобладают универсальные, личностные и общественные ценности. Результаты данного исследования позволят в дальнейшем подобрать наиболее продуктивные способы и формы развития социальной активности студентов в техническом вузе.

Об авторах

Елена Олеговна Тарасова

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани

Email: eot66@mail.ru
старший преподаватель кафедры педагогики и управления социальными системами. 446001, г. Сызрань, Самарская обл., ул. Советская, 45

Константин Валерьевич Юрьев

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани

Email: yurev.97@inbox.ru
студент 2-го курса инженерно-экономического факультета 446001, г. Сызрань, Самарская обл., ул. Советская, 45

Список литературы

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/
  3. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. URL: http://gigabaza.ru/
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
  5. Шункова А.А. Социальная активность как эффективная форма профессиональной самореализации студентов. URL: http://parksgt.tsu.ru/
  6. URL: http://psyera.ru/socialnaya-aktivnost-649.htm
  7. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. - М., 1969. - С. 37.
  8. Эрик С.Ф. Актуальность проблемы формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности. URL: http:// www.rae.ru/
  9. Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учеб. пособие. - Красноярск, 1985. - С. 12.
  10. Харланова Е.М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - Вып. 5.
  11. Харланова Е.М. Социальная активность студентов: сущность понятия. URL: http://teoria-practica.ru/
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тарасова Е.О., Юрьев К.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах