ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- Авторы: Степанова Е.С.1, Студенникова Н.К.2
-
Учреждения:
- Самарская государственная областная академия (Наяновой)
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 12, № 1 (2015)
- Страницы: 191-198
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52183
- ID: 52183
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается проблема обучения студентов коммуникативным навыкам с использованием проблемного метода на занятиях по иностранному языку. Анализируется вопрос понимания проблемного метода в процессе обучения студентов с привлечением различных точек зрения известных ученых в этой области. Показано, что проблемный метод обучения тесно связан с групповым, так как приобретение коммуникативных навыков не может быть абстрактным, оно обязательно вызвано интересом к той или иной проблеме. Общение в группе рассматривается как основная форма организации учебных занятий по совершенствованию навыков разговорной речи и развитию лексико-грамматических навыков. Определяется роль самостоятельной работы студентов в процессе совершенствования их коммуникативных навыков. Обосновано, что развертыванию проблемной ситуации способствует использование опор различного характера. Опоры определяют содержание самостоятельной работы студентов в процессе предварительного планирования и дальнейшего развертывания группового общения. Отмечается разнообразие приемов самостоятельной работы при подготовке к обсуждению определенной проблемы: выделяются этапы работы, определяются ее виды, предлагаются различные типы текстов. Утверждается, что для овладения навыками обсуждения проблемных вопросов необходимо выполнять специальные упражнения, в которых усваиваются средства оформления реплик, формулировки оценочных суждений, устойчивые выражения, что способствует формированию речевых способностей студентов. В качестве примеров приводятся разговорные темы, на которых отрабатываются и совершенствуются коммуникативные навыки при изучении английского языка и русского языка как иностранного. Показывается значение использования проблемного метода, который способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет моделировать общение в различных ситуациях.
Об авторах
Елена Сергеевна Степанова
Самарская государственная областная академия (Наяновой)
Email: Stepanova1980@bk.ru
, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межъязыковой коммуникации. 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196
Надежда Кимовна Студенникова
Самарский государственный технический университет
Email: kimovna1954@yandex.ru
, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - М., 1976. - № 2. -С. 25-29.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. - Минск: Лексис, 2003.
- Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. Сер. Методика обучения иностранным языкам № 7.
- Bob Obee, Virginia Evans. Upstream. Upper Intermediate Student’s book. Express Publishing, 2003.
- Chris Redston and Gillie Cunningham. Face2Face. Intermediate Student’s book. Cambridge University Press.
- Маслова Н.П., Студенникова Н.К. Формирование языковой личности студента в аспекте коммуникативно-речевого поведения // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 79-86.
- Степанова Е.С. Ролевая игра в обучении межкультурной коммуникации специалистов по связям с общественностью // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 156-162.
- Goethals M. A description of the teaching strategy // ITL. Review of applied Linguistics. - 2012. - № 41-42. - 87-117 pp.
- Littlewood W.G. Role-performance and Language Teaching // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. - 2011. - № 3. - 199-208 pp.
- Крапивина М.Ю. Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 158 с.
- Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. - 156 с.
Дополнительные файлы
