ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема обучения студентов коммуникативным навыкам с использованием проблемного метода на занятиях по иностранному языку. Анализируется вопрос понимания проблемного метода в процессе обучения студентов с привлечением различных точек зрения известных ученых в этой области. Показано, что проблемный метод обучения тесно связан с групповым, так как приобретение коммуникативных навыков не может быть абстрактным, оно обязательно вызвано интересом к той или иной проблеме. Общение в группе рассматривается как основная форма организации учебных занятий по совершенствованию навыков разговорной речи и развитию лексико-грамматических навыков. Определяется роль самостоятельной работы студентов в процессе совершенствования их коммуникативных навыков. Обосновано, что развертыванию проблемной ситуации способствует использование опор различного характера. Опоры определяют содержание самостоятельной работы студентов в процессе предварительного планирования и дальнейшего развертывания группового общения. Отмечается разнообразие приемов самостоятельной работы при подготовке к обсуждению определенной проблемы: выделяются этапы работы, определяются ее виды, предлагаются различные типы текстов. Утверждается, что для овладения навыками обсуждения проблемных вопросов необходимо выполнять специальные упражнения, в которых усваиваются средства оформления реплик, формулировки оценочных суждений, устойчивые выражения, что способствует формированию речевых способностей студентов. В качестве примеров приводятся разговорные темы, на которых отрабатываются и совершенствуются коммуникативные навыки при изучении английского языка и русского языка как иностранного. Показывается значение использования проблемного метода, который способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет моделировать общение в различных ситуациях.

Об авторах

Елена Сергеевна Степанова

Самарская государственная областная академия (Наяновой)

Email: Stepanova1980@bk.ru
, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межъязыковой коммуникации. 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196

Надежда Кимовна Студенникова

Самарский государственный технический университет

Email: kimovna1954@yandex.ru
, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - М., 1976. - № 2. -С. 25-29.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. - Минск: Лексис, 2003.
  3. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. Сер. Методика обучения иностранным языкам № 7.
  4. Bob Obee, Virginia Evans. Upstream. Upper Intermediate Student’s book. Express Publishing, 2003.
  5. Chris Redston and Gillie Cunningham. Face2Face. Intermediate Student’s book. Cambridge University Press.
  6. Маслова Н.П., Студенникова Н.К. Формирование языковой личности студента в аспекте коммуникативно-речевого поведения // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 79-86.
  7. Степанова Е.С. Ролевая игра в обучении межкультурной коммуникации специалистов по связям с общественностью // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 156-162.
  8. Goethals M. A description of the teaching strategy // ITL. Review of applied Linguistics. - 2012. - № 41-42. - 87-117 pp.
  9. Littlewood W.G. Role-performance and Language Teaching // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. - 2011. - № 3. - 199-208 pp.
  10. Крапивина М.Ю. Обучение иноязычному профессионально-ориентированному общению в современных условиях университетской лингвистической подготовки: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 158 с.
  11. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. - 156 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Степанова Е.С., Студенникова Н.К., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.