ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ССУЗА

  • Авторы: Повшедная Ф.В.1, Канакова А.Е.2
  • Учреждения:
    1. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
    2. Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (НФ МЭСИ)
  • Выпуск: Том 11, № 4 (2014)
  • Страницы: 200-207
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52164
  • ID: 52164

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализированы понятия «самоопределение» в широком смысле как центральный механизм становления личности и «профессиональное самоопределение» как личностно-ориентированный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции по отношению к профессиональной деятельности. Даны характеристики низкого, среднего и высокого уровней развития профессионального самоопределения студентов ссузов, отмечено преобладание студентов со средним и низким уровнем развития профессионального самоопределения. Авторы выделяют основные педагогические условия, необходимые для успешного развития профессионального самоопределения студентов ссузов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию основных компонентов профессионального самоопределения: мотивационного, оценочного, знаниевого, деятельностного и личностно-волевого. Так, в мотивационном компоненте происходит смена мотивации с внешних факторов профессии на ее сущностные характеристики. Существенные изменения в оценочном компоненте профессионального самоопределения проявились в способности студентов адекватно анализировать и оценивать себя и будущую профессиональную деятельность . Знаниевый компонент обогатился возросшей осведомленностью о профессии, повысилась успеваемость. Возрос интерес студентов к качественному выполнению профессионально направленных заданий и прохождению практики, что говорит о развитии деятельностного компонента. Личностно-волевой компонент приобрел выраженную положительную динамику в повышении уровня культуры делового общения, проявлении профессионально значимых качеств у студентов. Результаты контрольного этапа показали, что в экспериментальной группе значительно снизилось количество студентов с низким уровнем развития профессионального самоопределения и выросло число студентов с высоким уровнем - с 8,3 до 33,3 % у менеджеров и с 14,4 до 37 % у будущих бухгалтеров.

Об авторах

Фаина Викторовна Повшедная

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Email: pedagogika-ngpu@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики. 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Анна Евгеньевна Канакова

Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (НФ МЭСИ)

Email: kollnkesp@yandex.ru
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель среднего специального учебного заведения. 603090, г. Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова, 2/а

Список литературы

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грищанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный оратор, 2001. - 1312 с.
  2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - 672 с.
  3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 254 с.
  8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. - Изд. 3-е. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 193 с.
  9. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методологическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2005. - 128 с.
  10. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
  11. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др. Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
  13. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 496 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Повшедная Ф.В., Канакова А.Е., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.