К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается актуальность формирования вербальных компетенций выпускников технических вузов в процессе их профессиональной подготовки. Необходимость разви-тия профессионально-речевого общения в процессе обучения будущих инженеров связа-на с тем, что техническое образование имеет ряд существенных отличий от гумани-тарного. Это обясняется преобладанием дисциплин, основанных на точных науках, и более четко структурированной организацией учебной деятельности. Для технического вуза характерен специфический стиль взаимоотношений студентов и преподавателей - менее субъективный и эмоциональный, более рациональный, жесткий и прямоли-нейный. Творческая инженерная деятельность проявляется благодаря интеллекту, личностным социально-психологическим установкам и эмоционально-волевой сфере ин-дивидуума. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что интеллектуаль-ный фактор - развитие вербального и невербального интеллекта, а также скоростных характеристик мышления - является главным системообразующим фактором для раз-вития творческой активности в инженерной деятельности. Традиционное содержание гуманитарных дисциплин, преподаваемых в технических университетах, лишено про-фессиональной направленности и не учитывает особенности инженерной деятельно-сти. Это создает необходимость формирования вербальных компетенций студентов технического вуза в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, которая должна гармонично сочетаться с основными целями, учитывать перспективы развития высшего технического образования на этапе становления новой образова-тельной концепции. Показано, что подготовка будущего инженера требует формиро-вания вербальных компетентностей студентов в техническом вузе: способности от-ражать, осмысливать, анализировать, контролировать и обобщать информацию; по-лучать новые знания, управлять собственным речемыслительным процессом; свободно владеть письменной и устной речью в различных жанрах научного и делового стиля; аргументированно излагать собственную точку зрения, вести полемики и дискуссии.

Полный текст

В последние годы в системе высшего профессионального образования России происходят существенные изменения. Формируется новый подход к подготовке специалистов в области естественных, гуманитарных и технических наук. Техническое образование имеет ряд существенных отличий от гуманитарного. В первую очередь это касается особенностей образовательного процесса (преобладание дисциплин, связанных с точными науками, более четко структурированная организация учебной деятельности). Для технического вуза характерен специфический стиль взаимоотношений студентов и преподавателей - менее субъективный и эмоциональный, более рациональный, жесткий и прямолинейный [1]. Исследования показали, что у будущих инженеров снижен интерес к гуманитарным наукам. Студенты технических специальностей ориентированы на использование информационных технологий как для обучения, так и для досуга, но, как указывают психологи, постоянное «общение» с компьютером, работа со знаковыми моделями, не имеющими гуманитарного содержания, и продолжительное пребывание в виртуальной реальности приводят к стандартизации мысли, недостаточному развитию социально-личностных качеств, низкому уровню осмысленности жизни [2]. Среди личностных особенностей студентов, обучающихся на технических специальностях, отмечается достаточно высокий уровень интровертированности личности, которая прогрессирует к концу обучения. Отмечается, что студенты техниче-ских вузов характеризуются внутренней направленностью переживаний, склонностью к погружению в мир собственных чувств и мыслей, малой зависимостью содержания психики от контактов с окружающими, пассивностью в общении. Большинство ученых трактуют инженерную деятельность как динамическую систему взаимодействия специалиста и орудий, механизмов, сооружений, выстраиваемых искусственным путем с использованием определенных научных знаний, умений, навыков и способностей. На ранних этапах становления инженерного образования основной целью было создание условий для овладения будущими инженерами знаниями, умениями, навыками, что происходило путем непосредственного включения студента в процесс производства. Высокий уровень профессионализма будущих инженеров описывался как готовность к решению технических задач. В настоящее время в рамках инженерной деятельности можно говорить о сочетании предметно-практических и социальных особенностей: ключевыми аспектами подготовки инженера начинают выступать личностные качества - профессиональные компетентности, определяющие не только технические качества специалиста, но и социокультурные. Согласно этому техническое образование должно способствовать расширению культурного потенциала, становлению и развитию гражданской позиции будущего выпускника, а также профессиональной творческой деятельности. В настоящее время выделяются следующие принципы инженерного образования: - непрерывность и дискретность образования; - фундаментализация и стандартизация, вариативность и практическая направленность содержания образования; - личностно-ролевая организация образовательного процесса; - проблемно-тематическое и целевое объединение содержания учебных дисциплин, акцентирующее внимание на современных успехах науки и производства; - ориентация системы «вуз - наука - производство» на развитие и формирование ключевых компетенций у будущих инженеров [3]. На Всемирном конгрессе по инженерному образованию в Портсмуте (1992 г.) были сформулированы требования к выпускнику инженерного вуза. Основное внимание было направлено на формирование профессиональной компетентности, которая трактовалась как владение совокупностью знаний общепрофессионального и специального характера, соответствующих современному уровню науки и практической подготовки. Выделялось следующее: - профессиональная компетентность, которая определялась как сочетание практической подготовленности и теоретических знаний будущего инженера, его умение осуществлять все виды профессиональной деятельности, предусмотренные образовательным стандартом по направлению или специальности; - коммуникационная готовность: способность и готовность выпускника к речевому общению в профессиональной (учебно-профессиональной) и официально-деловой сферах с соблюдением всех норм речевой коммуникации, умение публично выступать, участвовать в дискуссии, вести диалоги, корректно задавая вопросы; умение применять современные средства вычислительной техники для решения профессиональных задач, излагая устно и письменно постановку, решение проблемы и результаты проделанной работы; - знание психологии и этики общения, владение навыками управления профессиональной группой или коллективом, справляясь с разногласиями, конфликтами, разнообразием взглядов и мнений других людей, умение находить компромиссы; - развитая способность к творческим подходам в решении профессиональных задач, умение искать нестандартные решения и принимать участие в принятии решений, готовность отвечать за их последствия, разрешать конфликтные, сложные или непредсказуемые ситуации; - устойчивое, сознательное и позитивное отношение к своей профессии, понимание социальной ответственности за свою профессиональную деятельность, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, сознание ответственности за судьбы людей и порученное дело; - владение методами технико-экономического анализа, понятиями об основах предпринимательской деятельности предприятия и знаниями организационно-правовых основ управленческой деятельности с целью ее рационализации и оптимизации, а также основными принципами рационального природопользования и правилами защиты окружающей среды; - понимание характера и главных направлений развития науки и техники, умение противостоять манипулятивным технологиям, отличать информацию от мнений, факты от домыслов, пользоваться основными методами и приемами научного исследования и анализа проблем [4]. Всемирная конференция, состоявшаяся в Париже [5, 6], основной целью высшего образования определила служение человеку и обществу. Высшее образование должно помогать в поиске новых путей для лучшего будущего как человека, так и общества в целом, направлять и формировать его научно-исследовательскими и теоретическими работами, образовательными программами и профессиональной подготовкой, деятельностью в области сотрудничества и партнерских связей с различными секторами общества. Один из главных выводов Второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию «Профессиональное образование в ХХ1 веке» в Сеуле (1999 г.) гласит: «Глобализация и революция в информационных и коммуникационных технологиях требуют выработки новой парадигмы развития, центром которого является человек… Двадцать первый век принесет с собой радикально иную экономику и общество, что неизбежно окажет влияние на техническое и профессиональное образование». Мировая образовательная система и ее инженерная составляющая развиваются постепенно как результат многолетней совместной работы различных международных комиссий под эгидой ЮНЕСКО. В ней принимают участие континентальные, региональные и национальные ассоциации инженерного образования; государственные органы управления сферой высшего образования, вузовская и научно-техническая общественность по обмену опытом, согласованию различных точек зрения и координации процесса развития высшего (технического) профессионального образования. Согласно современным требованиям, деятельность будущего инженера включает в себя три сферы: эксплуатационно-технологическую, организационно-управленческую и проектно-конструкторскую. На проявление творческой активности в инженерной деятельности большое внимание оказывает совокупность интеллектуальных достижений, социально-психологические установки и личностные характеристики (эмоционально-волевые и коммуникативные). Анализ исследований показал, что интеллектуальный фактор - развитие вербального (от лат. verbum - слово) и невербального интеллекта, скоростных характеристик мышления - является системообразующим фактором для развития творческой активности в инженерной деятельности [7]. С учетом новых принципов и требований к инженерному образования суще-ственно изменились цели и задачи российской высшей технической школы. В данный момент концепция высшего профессионального образования направлена на всестороннее развитие личности как совокупности фундаментальной и гуманитарной, социальной и экономической, математической и компьютерной, естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки. Наряду с подготовкой глубоких теоретических специальных знаний, надежно и фундаментально закрепленных практическими навыками и умением выполнять все необходимые профессиональные действия, требуется воспитание личности, способной воспринимать общечеловеческие и гуманистические ценности, формирование уважения к традициям, культурному наследию. Необходимо умение отбирать и систематизировать разнообразную информацию из многочисленных источников, владение грамотной устной и письменной речью на родном языке и одном из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности и осуществления контактов на элементарном уровне, а также методами цивилизованного общения и управления [8]. В образовательном процессе технических вузов реализуются дисциплины «Русский язык и культура речи», «Деловой этикет и общение», освоение которых способствует формированию основ речевой культуры будущих специалистов: знаний, умений, навыков и личностных характеристик. Однако традиционное содержание данных дисциплин лишено профессиональной направленности и не учитывает особенности инженерной деятельности. Это создает необходимость формирования вербальных компетенций студентов технического вуза в процессе их профессиональной подготовки, которая должна гармонично сочетаться с основными целями, а значит, учитывать перспективы развития высшего технического образования на этапе становления новой образовательной концепции. Речевая деятельность занимает существенное место в жизнедеятельности современного человека. Без нее невозможны как овладение профессиональными знаниями, так и общекультурное развитие личности. Устная речь по-прежнему остается наиболее распространенным способом коммуникации, и работодатели при рассмотрении кандидатур на вакантные рабочие места все больше внимания обращают на умение грамотно, логически и аргументировано излагать свои мысли. Положительный результат вербальной коммуникации во многом определяется владением ораторским искусством и свойствами ораторской речи, а также личностными качествами индивидуума. Владение речью в современном мире - одна из важнейших профессиональных составляющих человека. При вербальном воздействии важна речевая форма выражения мыслей, «в каких словах», в какой последовательности приводятся те или иные факты, с какой громкостью и интонацией, что, когда и кому говорится. Эффективность вербального речевого воздействия основана на адекватном использовании приемов и правил общения с учетом личностных характеристик собеседников, на том, каков смысл общения в данном случае, в каких коммуникативных ситуациях ведется общение и т. д. [9]. Для речевого воздействия прежде всего важно содержание речи, использование аргументации для правильного понимания смысла, а расположение элементов текста относительно друг друга должно помогать правильному выражению мысли. Вербальные сигналы - это слова. Они передают информацию собеседнику, воздействуют на общество. Имеет значение то, какими именно словами выражаются мысли и в какой последовательности подается информация собеседнику, какие приводятся доводы, кратко или развернуто излагается мысль, насколько корректны и грамотны ответы на вопросы и др. Практика показывает, что уровень профессионально-речевого общения выпускников технических вузов не соответствует требованиям, предъявляемым к личностным характеристикам будущих инженеров. Анализ исследований позволил выделить негативные факторы, влияющие на качество формирования профессионально-речевого общения будущих выпускников технических вузов: это прежде всего недостаточная разработанность теории и методики формирования вербальных компетенций при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, а также отсутствие сформированной среды профессионального речевого общения. В данный момент наблюдается направленность образования на утверждение личностного начала в человеке. Осознание того, что язык является одним из основных методов развития личности, приводит к необходимости поиска наиболее эффективных подходов в преподавании. От констатации факта тревожного падения уровня культуры речи и объективных утверждений о социально-культурном значении языка требуется переходить к процессу развития речевой культуры в современном обществе, ориентируясь на самые разные категории языковых личностей. Педагогическую деятельность, направленную на различные категории обучаемых, связывает осознание того, что сегодня наступило время воспитывать личность, способную говорить, думать и поступать в созвучии со своими убеждениями. Гармоничное сочетание мыслей и слов, речи и речевых поступков представляется очень актуальной образовательной задачей [10]. В настоящее время проблему развития культуры речи целесообразно рассматривать наряду с фундаментальными проблемами педагогики. Процесс гуманизации профессиональной подготовки инженеров не должен быть сведен только к автоматическому внедрению в учебные планы технических вузов тех или иных гуманитарных предметов. Задачи гуманизации направлены на развитие личности инженера-профессионала, и на это должна быть сориентирована вся образовательная система вуза, содержание педагогической деятельности и методы работы со студентами. Идеи личностно-ориентированной педагогики дают возможность рассматривать проблему развития речевой культуры студентов в контексте получения высшего технического образования [11]. Формирование личности будущего инженера на основе расширения речевого опыта, знаний, умений и навыков в родном языке видится одной из актуальных образовательных задач. Современный уровень развития психолого-педагогических наук дает возможность поставить перед педагогикой цель - становление в процессе обучения в вузе личности, способной свободно и самостоятельно определять свое развитие в целом, целенаправленно ориентироваться на развитие речевой культуры. Тенденция гуманизации высшей технической школы в настоящее время проявляется в подчинении подготовки специалистов целям человека и общества. Необходимо развитие такой образовательной системы, которая бы органично входила в гуманистическую культуру, соответствуя ее ценностным установкам и принципам. При этом этико-гуманистическая направленность современного высшего технического образования не должна вступать в противоречие с его традиционной задачей - подготовкой квалифицированных научно-технических специалистов [10]. Таким образом, подготовка будущего инженера должна проходить в контексте новых подходов к современному высшему техническому образованию. Это требует формирования вербальных компетентностей студентов в техническом вузе с помощью не только гуманитарных курсов, но и общеобразовательных и специальных дисциплин, что потребует проектирования и разработки новых технологий обучения, включающих в себя дополнительные формы и методы проведения лабораторных работ, деловых игр, семинаров, написания самостоятельных заданий в виде эссе, пояснительных записок и т. д. Требуется грамотное обоснование выбора тем практических занятий, курсового и дипломного проектирования, способствующих формированию вербальных компетентностей студентов в техническом вузе: это прежде всего способность правильно отражать и осмысливать внешнюю информацию, анализировать, алгоритмизировать и обобщать ее; получать новые знания, управлять собственным речемыслительным процессом; свободно владеть письменной и устной речью в различных жанрах научного и делового стиля; аргументированно излагать собственную точку зрения, вести полемики и дискуссии.
×

Об авторах

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет

Email: eryabinova@mail.ru

Лариса Александровна Марченкова

Самарский государственный технический университет

Email: Larisa.mw@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Елшанский С.П., Федоров И.В., Абдулаева В.М. Приоритетные направления деятельно-сти службы психологической помощи технического вуза // Вопросы психологии. - 2009. - № 3.
  2. 2. Басанова Т.А., Лызь А.Е., Лызь Н.А., Познина Н.А., Эксакусто Т.В. Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде: Колл. монография / Под ред. Н.А. Лызь. - М.: КРЕДО, 2009. - 210 с.
  3. 3. Шагина Ю.В. Конкурентоспособность будущего специалиста инженерного профиля как показатель качества вузовской подготовки // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. - 2006. - № 2. - С. 24-26.
  4. 4. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содер-жание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
  5. 5. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество инженерной подготовки, инженерная педагогика. - М., 1998. - С. 17-18.
  6. 6. Европейские университеты в контексте перемен XXI века / ALMA MATER: Вестник высшей школы. - 2006. - № 4. - С. 12-16.
  7. 7. Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. - М.: Наука, 2001. - 167 с.
  8. 8. Васильева В.Д. Формирование проектной культуры инженера в условиях высшей шко-лы: Социогуманитарный аспект: дисс. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Васильева Валенти-на Дмитриевна; Махачкала, 2013. - 368 с.
  9. 9. Стернин И.А. Практическая риторика. - М.: Академия, 2008. - 282 с.
  10. 10. Соловьева М.В. Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе техни-ческого вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Ростов н/Д, 2000. - 195 c
  11. 11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-нД: РГПУ, 1995. - С. 11-27.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.