МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ «ЭФФЕКТ МОНТАЖА» ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНТАЖНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕЖИССЕРА-ПОСТАНОВЩИКА»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются формы, методы и средства проведения занятия «Эффект монта-жа». Раскрываются содержательные аспекты, принципы организации учебного про-цесса в зависимости от видов деятельности режиссера театрализованных представ-лений и праздников. Показана потребность и возможность использования интерак-тивных методов обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников. Творческие проекты определены автором как наиболее эффективная форма организа-ции обучения, позволяющая реализовать многообразие целей, содержания, методов обучения, видов самостоятельной работы студентов на занятиях по курсу «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика». Показано, что при организации проектной деятельности на занятии «Эффект монтажа» позиция педагога также меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника. Автор предполагает, что для формирования монтажного мышления у бакалавров по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» творческая атмосфера, установление доверительного общения и взаимопомощи являются основополагающим моментом обучения.

Полный текст

Результаты образования в настоящее время связывают с формированием компетенций и рассматривают как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника, т. е. в основу подготовки профессионала любого вида деятельности заложен компетентностный подход [4]. Общекультурные (универсальные, надпредметные) компетенции являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда; профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) отражают профессиональную квалификацию. Они соответствуют различным направлениям подготов-ки / специальностям. Разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения по направлению подготовки 071400.62 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (квалификация (степень) «бакалавр») ориентирован на новые технологии и принципы организации учебного процесса, обеспечивающие эффективную реализацию соответствующих образовательных моделей и содержания высшего образования, так как компетентностный подход предполагает иное построение учебного процесса, использование системы современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм обучения и адекватных ситуаций методов оценки результатов подготовки. Анализ общекультурных и профессиональных компетенций режиссера театрализованных представлений и праздников позволил выявить, что одной из наиболее необходимых характеристик для профессиональной деятельности режиссера является монтажное мышление. В исследовании предлагается следующее определение: монтажное мышление - это познавательная деятельность, осуществляющаяся в образно-знаковой форме, инструментом которой является способность синхронизировать мыслеформы, образы, символы, текст, музыкальное сопровождение в логической последовательности, создавая необходимый смысл. Монтажное мышление - инструмент воздействия на зрителя, позволяющий раскрыть идею и сверхзадачу зрелища, используя всю палитру средств художественной выразительности режиссера. При анализе ФГОС ВО третьего поколения выявлены функции режиссера, тесно связанные с применением монтажного мышления. Виды деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников разноплановы: он осуществляет весь комплекс работ по организации творческого и технического процесса подготовки спектакля, представления или праздника [7]. Основными видами деятельности режиссера, где реализуется монтажное мышление, являются общая координация и контроль деятельности постановочной группы (с художниками - создание эскиза костюмов и макета декораций; с композитором - определение концепции музыкального оформления постановки; со специалистами по движению - разработка пластической партитуры действа и т. д.). Задача режиссера - добиться целостности всех компонентов, объединяя их в единой творческой концепции. Поэтому каждый этап работы постановочной группы проходит утверждение режиссера. Во время подготовки действа начинается работа режиссера с актерами, репетиции каждой сцены, а затем и всей постановки. Монтажное мышление позволяет выстроить верное композиционное решение репетиционного процесса. Особое значение монтажное мышление приобретает, когда режиссер выступает в качестве сценариста постановки. Выявление идейно-тематической основы, композиционное построение будущего сценария, четко выраженный сценарно-режиссерский ход - это основные этапы работы над сценарием представления [8]. С помощью монтажного мышления сценаристу необходимо структурировать драматургический материал согласно замыслу перед его воплощением на сценической площадке. Монтируя эпизоды, кадры, реплики, мизансцены, режиссер создает зримый интеллектуальный коллаж, несущий в себе художественно-образную информацию. Монтаж, организация материала - это и есть труд режиссера, его способ существования в искусстве [3]. В дальнейшей работе режиссера театрализованных представлений и праздников монтажное мышление проявляется в умении использовать приемы и функции монтажа. Владение монтажным мышлением для профессионалов режиссуры театрализованных представлений и праздников определяется развитой способностью к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазией; умением собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания различных театрализованных или праздничных форм [7]. Формирование монтажного мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников возможно через изучение конкретных дисциплин. Для этой цели нами разработан курс «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика», рассчитанный на 36 академических часов. В учебном плане предусмотрены лекционные занятия (18 часов) и практические занятия (18 часов). Дисциплина реализуется на 3-м и 4-м курсе, в 6-м и 7-м семестре. На практических занятиях будущие режиссеры изучают специфику режиссуры театрализованных представлений и праздников. В процессе проведения занятий по курсу «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика» используются такие формы заданий, как создание творческих проектов, презентации, встречи с известными личностями (актерами, режиссерами). Реализуется и интерактивная форма обучения, так как студенты находятся в режиме обсуждения материала, диалога с не только с педагогом, но и друг с другом. Каждый студент участвует в занятии и проявляет себя как активная личность. Место педагога в интерактивных занятиях заключается в направлении деятельности обучающихся на достижение целей обучения [6]. Педагог разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и творческие задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал). Отдельно следует остановиться на упражнениях и заданиях, которые выполняют обучающиеся на занятиях по курсу «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика». Студент может осознать впечатляющую силу монтажной структуры с помощью такой формы занятий, как творческий проект. Это лаборатория, в которой знания студентов, полученные на лекции и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются, приобретают осмысленное и прочное содержание; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые тезисы, новые истины, не попавшие ранее в сферу внимания студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль обучающихся к более высокому уровню [6]. Семинары помогают студентам овладеть и свободно оперировать научной терминологией, применять ее при анализе различных явлений; прививают навыки самостоятельного мышления, выступления; оттачивают мысль, являясь хорошей школой подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Результатом проведения занятий по курсу «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика» является сформированное монтажное мышление у студентов - будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Занятие «Эффект монтажа» заключается в создании творческого проекта и состоит из нескольких этапов. 1. Погружение в проект (просмотр презентации). 2. Организационный этап (осуществляется выбор группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждого обучающегося, указываются источники информации по каждому вопросу; каждая группа выступает перед аудиторией с сообщением о ее составе, распределении ролей, о задачах, которые предстоит решить, и о возможных путях их решения). 3. Осуществление деятельности (подбор информации, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач, изучение соответствующей литературы). 4. Обработка и оформление результатов проекта - презентация (определение способов обработки полученных данных; представление обучающимися своих творческих проектов, демонстрирующее понимание проблемы, цели и задач этой работы, умения планировать и осуществлять свою деятельность, а также выбирать способ решения проблемы). 5. Обсуждение полученных результатов - рефлексия (представление оформленных результатов остальным участникам проекта в виде презентации; анализ и обсуждение студентами полученной информации, дискуссии, вопросы докладчику, проверка выдвинутых гипотез; самооценка проделанной работы). Цель заданий - способствовать овладению приемами творческого монтажа различных форм и жанров искусства в целостную композицию; формированию умений собирать и анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности; развитию образного мышления, ярко выраженной творческой фантазии. При разработке проекта решаются следующие задачи: выстраивание композиции видеоролика и каждого эпизода; монтаж как творческий метод работы над видеороликом, овладение приемами монтажа; стилизация в видеороликах; монтаж материала в единую драматургическую основу, подчиненную авторскому замыслу; поиск художественного решения каждого видеоролика; выстраивание сценария, его информационных, смысловых и эмоциональных компонентов, чтобы их воздействие не притупляло чувства зрителя, а увлекало его. Занятие предполагает аудиторные и внеаудиторные задания. На практическом занятии «Эффект монтажа» экспериментальная работа строится следующим образом: демонстрация презентации, выдача задания; показ видеороликов, выдача задания. Аудиторное занятие представляет собой презентацию и обсуждение материала, внеаудиторное задание предполагает реферирование литературы и работу над творческим проектом. Методами обучения выступают презентация, просмотр и обсуждение видеосюжетов, дискуссия. Важным моментом в организации занятий по курсу «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» являются средства. На семинаре «Эффект монтажа» средством является видеоматериал. Организация видеоматериала должна соответствовать идее автора и подчиняться принципам зрительского восприятия. Первая часть занятия «Эффект монтажа» состоит из двух компонентов: 1. Презентация (эксперимент Л.В. Кулешова). 2. Задание. На первом этапе студентам предлагается пройти эксперимент, освещающий первый монтажный эффект, который был открыт и описан советским режиссером, основателем русской школы кино Л.В. Кулешовым в конце 20-х годов прошлого века. Группа студентов видит на экране крупный план актера Мозжухина, который сидит и смотрит вдаль. Для эксперимента сняты также три других плана: тарелка горячего супа, ребенок в гробу и девушка на диване. Таким образом, студенты просматривают монтаж крупного плана актера в паре с другими кадрами. Каждый из получившихся фрагментов с портретом Мозжухина в начале демонстрируется аудитории. Эффект Кулешова заключается в том, что два кадра, поставленных вместе, порождают эффект, которого раньше не было. Результат Л.В. Кулешова был таков: посмотревшие эпизоды независимо друг от друга пришли к выводу, что в первом фрагменте герой испытывает чувство голода и привлечен аппетитным обедом, во втором - опечален смертью ребенка, в третьем - очарован девушкой, хотя выражение лица актера во всех трех случаях оставалось неизменным [5]. Цель данной презентации заключается в том, чтобы познакомить студентов с приемом творческого монтажа. Обучающиеся должны уловить суть компиляции, усвоить, что последующий кадр способен полностью изменить смысл предыдущего. Затем обучающиеся получают задание для самостоятельной домашней работы. Первое задание заключается в ознакомлении студентов с предложенными темами: «Географический эффект Л.В. Кулешова. Принципы монтажа Л.В. Кулешова»; «Теория монтажа В.И. Пудовкина»; «С.М. Эйзенштейн. «Монтаж 1938»; «М.И. Ромм. «Вопросы киномонтажа». Каждый из вопросов по-своему раскрывает суть монтажной структуры. Задачи обучающегося: ознакомиться о всеми предложенными вопросами; выбрать наиболее интересный аспект из предложенных тем; подготовить доклад на выбранную тему. Цель задания - получить наиболее полную информацию о различных формах и приемах монтажа. Далее студентам предлагается попробовать себя в роли кинорежиссера. Задача, которая стоит перед ними, - добиться с помощью компиляции тех или иных кадров определенных эмоций и чувств у зрителя, т. е. создать свою презентацию. Если разобрать с этого ракурса эффект Л.В. Кулешова, то режиссер добивался следующих эмоций: голод, скорбь, желание. Выполняя данное задание, студенты сами могут выбрать крупный план любого человека (это могут быть они сами). Первый кадр должен быть статичным, а постановка следующего будет зависеть от заданных преподавателем эмоций, таких как безмятежность, азарт, благодарность, гордость, гнев, грусть, жалость, забота, мольба и т. д. Вторая часть занятия «Эффект монтажа» посвящается монтажу звука и состоит из следующих компонентов: 1. Презентация (просмотр видеороликов). 2. Задание. Музыкальный монтаж, ритмическая организация материала крайне важны в работе режиссера театрализованных представлений и праздников. Неважно, идет ли работа в одном из музыкальных жанров или предполагается подложить фоновую музыку под дикторский текст. Большинство музыкальных произведений обладает ярко выраженным ритмическим рисунком, который, накладываясь на монтажную структуру, становится основой для всего материала. В свою очередь, неточность в ритме монтажа акцентируется музыкой и начинает «бросаться в глаза» [2]. Будущий режиссер театрализованных представлений и праздников должен обладать не только режиссерским чувством ритма, но и музыкальным. Ему следует развивать в себе чувство такта, чтобы удерживать в монтаже различные ритмы [2]. Совпадение ритмов при подборе музыки к фрагменту является важным условием ее соответствия. На занятии студентам предлагается ряд видеороликов, которые необходимо озвучить какой-либо музыкальной композицией. Цель данного задания - способствовать овладению приемами творческого монтажа различных форм и жанров искусства в целостную композицию, развитию образного мышления, творческой фантазии. Задание выполняется дома. В данном случае педагог не ограничивает студентов в выборе эмоции, а следовательно, и в выборе цели применения монтажа. Видеоролики не связаны между собой, но несут определенную мысль. Перед студентами ставится задача - монтировать звук в ролике, используя приемы монтажа: - контрастный - прием монтажа, использующий сближение противоположностей. По контрасту можно строить и блоки, и эпизоды, и даже единицы сценической информации. Здесь важно наличие двух конфликтующих фактов, острая борьба которых реализуется через монтаж; - параллельный монтаж включает в себя две различные тематические действенные линии, связанные между собой каким-либо определенным элементом, внутренним контактом; - одновременный прием монтажа реализуется на нескольких сценических площадках (в разных частях зала, на сцене и на экране и т. д.), действие на которых протекает на едином временном отрезке; - лейтмотив - это понятие пришло из музыки и означает определенную музыкальную тему героя, которая проходит сквозь все произведение. В кинематографе лейтмотив создается при помощи одних и тех же планов, проходящих через всю картину и выражающих основную ее идею, подтекст [9]. В случае, когда у студента возникают затруднения с использованием пе-речисленных приемов монтажа, с ощущением темпоритма, следует подбирать и монтировать музыку с картинкой прямо по тактам. Вообще музыкальная структура настолько сильна ритмически, что прак-тически всегда будет определяющей для восприятия общего темпоритма. Па-радокс, но даже если монтаж ритмически безупречен, а в музыкальном ис-полнении допущен ритмический сбой, зритель тем не менее воспримет его как ошибку в ритме монтажа [2]. Таким образом, наиболее эффективной формой организации обучения, позволяющей реализовать многообразие целей, содержания, методов обуче-ния, видов самостоятельной работы студентов на занятиях по курсу «Психо-лого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссе-ра-постановщика», являются творческие проекты. Опора только на лекцион-ный материал лишает педагога возможности профессионально-творческой самореализации и не дает ему достигнуть той эффективности, которую мож-но иметь только при комплексном применении и оптимальном сочетании всего арсенала современных методов и форм организации обучения. Для за-нятия «Эффект монтажа» характерно создание атмосферы совместного твор-чества, установление доверительного общения и взаимопомощи. Следова-тельно, в ходе занятия педагогическое взаимодействие осуществляется не только по линии «преподаватель - студент», но и по линии «преподаватель - студент - студент». Следует подчеркнуть, что при организации проектной деятельности позиция педагога также меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника [1]. Для формиро-вания монтажного мышления у бакалавров по направлению подготовки «Ре-жиссура театрализованных представлений и праздников» творческая атмо-сфера является основополагающим моментом обучения. Презентации и твор-ческие задания дадут возможность обучающимся реализовать себя в качестве режиссера монтажа, создать собственный творческий проект.
×

Об авторах

Елена Геннадьевна Проценко

Самарский государственный институт культуры

Email: kardamne@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Ефремова Т.А. Современный словарь русского языка. - М.: ACT, 2010. - С. 699.
  2. 2. Каминский А.Б. Монтаж. Практикум для профессионалов // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.umediagroup.ru/montazh (дата обращения: 22.03.07).
  3. 3. Карп В.И. Основы режиссуры. - М., 2003. - С. 26-32.
  4. 4. Курина В.А. Внедрение кредитно-модульных систем в вузах России на современном этапе // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2011. - №1 (15). - С. 67-75.
  5. 5. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Искусство. - СПб., 2000. - С. 63-78.
  6. 6. Радугин А.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2000. - С. 256.
  7. 7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 071400 «Режиссура театрализованных пред-ставлений и праздников» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом Мини-стерства образования и науки РФ от 17 января 2011 № 55).
  8. 8. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвеще-ние, 1981. - С. 102.
  9. 9. Шубина И.Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. - М., 2004. - С. 320.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Проценко Е.Г., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.