Problem of psychological and psycholinguistic model validity


Cite item

Full Text

Abstract

In the paper the problem of validity of psychological and psycholinguistic models is discussed. The ontological and operational approaches to the validity of models are analyzed, representatives of which propose various criteria to the model validity. The requirements to the psychological and psycholinguistic models are given. The examples of psychological and psycholinguistic models are analyzed in order to verify their validity. Psychological modeling does not mean the exact correspondence of the model and its original. It combines the criteria of different approaches.

Full Text

Проблема изучения личности человека достаточно широко и многоас- пектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. Сложность изучения личности определяется не только многогранностью ее феноменологии, но и прежде всего тем, что в отличие от других явлений реальности личность входит в мир не только как объект, но и как субъект. Чтобы описать всю полноту содержания личности и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, необходимо представить социально-психологическую типологию личности, а также выделить и описать структурные элементы личности, имеющие отражение в процессе общения. Типология личностей давно интересует психологов. Индивидуальная непо- вторимость каждого человека не исключает наличия в нем некоторых призна- ков, сходных с признаками какой-то группы людей. Речь идет не о сходстве цве- та кожи, роста, разреза глаз, а именно о психологическом сходстве. Этот науч- ный интерес связан прежде всего с прагматическими задачами оперативной диа- гностики конкретных личностей, их оценки при психологическом отборе и рас- становке в трудовых коллективах, прогнозирования их поведения, реализации психологического подхода в общении и работе с людьми, формирования лично- сти, которой придется жить в определенной социальной группе и заниматься планируемой для нее деятельностью, и др. [1, с. 87]. 1 Виктория Вадимовна Доброва, кандидат психологических наук, доцент, заведую- щая кафедрой «Иностранные языки». Существующие типологии личности строятся по разным основаниям и системно. Так, существуют типологии, построенные на сравнении по пара- метру отношений одних людей к другим (А. Маслоу), на основании склонно- сти разных людей к использованию тех или иных средств воздействия на другого человека (Э. Шостром). В основе классификаций может лежать специфика самоконтроля поведения (Д. Роттер), приспособленность человека к среде (А. Ф. Лазурский), различие ценностных ориентаций и жизненных позиций (Э. Шпрангер [2]), доминирующая установка в социальной среде (Э. Фромм [3]). Существуют типологии, основанные на различиях анатоми- ческой конституции тела человека (Э. Кречмер, Н.Н. Обозов), слоев клеток эмбриона зародыша (У. Шелдон), сексуальности (З. Фрейд), психогеометрии (С. Деллингер) и др. Наиболее известной в зарубежной психологии считается типология лич- ности, разработанная швейцарским психологом и психиатром К.Г. Юнгом, с точки зрения которого каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функцио- нировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе полученные от этого картины были абсолютно иден- тичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения ча- сто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа» [4]. Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских пси- хологических типов. При этом типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не ме- шает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора челове- ка. Психологический тип - это структура, каркас личности. Множество раз- ных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, ма- нерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсо- лютно во всем. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, свой жизненный опыт, собствен- ные мысли, чувства, привычки, вкус. Знание своего типа личности при этом помогает людям находить именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших ре- зультатов. Типология К.Г. Юнга помогает нам понять, сколь различным обра- зом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях [5, с. 27]. Для описания наблюдений К.Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изуче- нию психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание пре- имущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию: «Экстраверсия есть до из- вестной степени переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» [4, с. 36]. К экстравертам он относил людей, которые интересуются внешним миром и событиями, стремятся иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, быть открытыми с ними и демонстрировать себя. Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принад- лежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» [4, с. 37]. Интроверт ориентирован на внутренние лич- ностные факторы, на внутренний мир. Все в его поведении и реакции осно- вывается на собственных мыслях и чувствах, которые для него важнее, чем другие люди и внешние обстоятельства. Интроверт преимущественно застен- чив, замкнут, стремится избегать шума и риска. К. Юнг писал, что «оба типа настолько различны, их противоположность так ясна, что существование их становится очевидным даже для профана в психологии, если когда-нибудь обратить на это внимание. Всякому извест- ны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противоположность другим - открытым, обходи- тельным, часто веселым или, по крайней мере, приветливым и доступным ха- рактерам, которые со всеми уживаются и если даже спорят, то все-таки нахо- дятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя» [4, с. 9-10]. Более подробно вышеназванные основные предпочтения представлены в табл. 1. Основные предпочтения: экстраверсия - интроверсия Таблица 1 Экстраверсия Интроверсия ОбщительностьДиалог Внешнее Ширина Экстенсивное Много друзей Расход энергии Внешние события ОткрытостьСначала говорю, потом думаю Личное пространствоСосредоточенность Внутреннее Глубина Интенсивное Мало друзей Сохранение энергииВнутренние реакцииЗадумчивостьСначала думаю, потом говорю В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимуществен- но в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстравер- сией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» [4, с. 9-10]. Далее К.Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше опериру- ют логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктив- ное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (вос- приятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом осно- вании четыре базовые функции - мышление, чувство, интуицию, ощущение - и определил их так. Мышление, логика есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях. Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле его принятия или отвержения. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво. Более подробно вышена- званные функции принятия решений представлены в табл. 2. Функции принятия решений: логика и чувство Таблица 2 Логика Чувство ОбъективностьХладнокровие Законы Твердость Справедливость Истина Критика ПорядокБеспристрастность СубъективностьМягкосердечность Обстоятельства Убеждения Человечность Гармония Похвала Ценности Пристрастность Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктив- ное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психи- ческих данных, осуществление и наличность которых остались, однако, не- осознанными. Сенсорика - та психологическая функция, которая воспринимает физиче- ское раздражение. «Ощущение базируется на прямом опыте восприятия кон- кретных фактов» [4, с. 9-10]. Более подробно вышеназванные функции сбора информации представлены в табл. 3. Функция сбора информации: сенсорика и интуиция Таблица 3 Сенсорика Интуиция ПоследовательностьНастоящее Реальность Ощущения Практика Приземленность Факт Практичность Конкретный ХаотичностьБудущее Концепции Вдохновение Теория Поверхностный Воображение Изобретательность Абстрактный В соответствии с доминирующими функциями Юнг разделил все психо- логические типы на два класса: рациональные (мыслительные и чувствую- щие) и иррациональные (интуитивные и ощущающие). Рациональное, по Юнгу, есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Включает оценочные функции: логику и этику. Иррациональное - не осно- ванное на разуме, лежащее вне его. Включает функции непосредственного восприятия действительности: интуицию и сенсорику. Более подробно выше- названные функции представлены в табл. 4. Образ жизни: рационалы и иррационалы Таблица 4 Рациональность Иррациональность РешительностьУверенность Твердость Контроль Окончательный Запланированный Структура Определенный Назначенный Крайний срок ОбусловленностьНеуверенность Гибкость Приспособление Открытый Неограниченный Поток Условный СпонтанныйОтсутствие сроков Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций да- ет ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Дру- гие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является па- тологией, - их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» [4, с. 10]. По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, ин- туитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувству- ющий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным об- разом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства» [4, с. 11]. Здесь мы видим, что Юнг опре- делял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция - сенсорика. Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установ- ках: как в экстравертной, так и в интровертной, и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствую- щим, или интуитивным, или ощущающим» [4, с. 11]. На основе вышеописанной типологии социально-психологических типов Юнга Майерс и Бриггс предложили свою теорию типологий личности, кото- рую можно систематизировать в зависимости от предпочтений личности (табл. 5). Таким образом, представленные выше типологии К.Г. Юнга и типология Майерс - Бриггс наиболее полно оценивают социально-психологические особенности личности, описывая личностные параметры 8 психологических типов в зависимости от установок человеческой психики и психологических функций. Использование данных типологий представляется перспективным, потому что в них заложены наиболее общие характеристики личности, свя- занные со способом взаимодействия с окружающей действительностью, со- циальной стороной поведения личности, характеризующие личность как субъект общения. Типология личности Майерс - Бриггс
×

About the authors

Victoria V. Dobrova

Samara State Technical University

Email: victoria_dob@mail.ru
Cand. Psych. Sci., Head of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100

References

  1. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 543 с.
  2. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С. 55-59.
  3. Фромм Э. Личность // Психологическая типология: Хрестоматия. - Минск - М., 2000. - С. 257-348.
  4. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента; М.: Прогресс - Универс, 1995. - 720 с.
  5. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 1996. - 154 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Dobrova V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies