Ролевая структура личности как субъекта общения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема изучения ролевой структуры личности. Предлагается анализ социально-психологических типов личности на основе теории Юнга, выделяются и описываются структурные элементы личности, имеющие отражение в процессе общения. Выделенные общие характеристики ролевой структуры личности связаны со способом взаимодействия с окружающей действительностью, социальной стороной поведения личности и характеризуют личность как субъект общения.

Полный текст

Проблема изучения личности человека достаточно широко и многоас- пектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. Сложность изучения личности определяется не только многогранностью ее феноменологии, но и прежде всего тем, что в отличие от других явлений реальности личность входит в мир не только как объект, но и как субъект. Чтобы описать всю полноту содержания личности и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, необходимо представить социально-психологическую типологию личности, а также выделить и описать структурные элементы личности, имеющие отражение в процессе общения. Типология личностей давно интересует психологов. Индивидуальная непо- вторимость каждого человека не исключает наличия в нем некоторых призна- ков, сходных с признаками какой-то группы людей. Речь идет не о сходстве цве- та кожи, роста, разреза глаз, а именно о психологическом сходстве. Этот науч- ный интерес связан прежде всего с прагматическими задачами оперативной диа- гностики конкретных личностей, их оценки при психологическом отборе и рас- становке в трудовых коллективах, прогнозирования их поведения, реализации психологического подхода в общении и работе с людьми, формирования лично- сти, которой придется жить в определенной социальной группе и заниматься планируемой для нее деятельностью, и др. [1, с. 87]. 1 Виктория Вадимовна Доброва, кандидат психологических наук, доцент, заведую- щая кафедрой «Иностранные языки». Существующие типологии личности строятся по разным основаниям и системно. Так, существуют типологии, построенные на сравнении по пара- метру отношений одних людей к другим (А. Маслоу), на основании склонно- сти разных людей к использованию тех или иных средств воздействия на другого человека (Э. Шостром). В основе классификаций может лежать специфика самоконтроля поведения (Д. Роттер), приспособленность человека к среде (А. Ф. Лазурский), различие ценностных ориентаций и жизненных позиций (Э. Шпрангер [2]), доминирующая установка в социальной среде (Э. Фромм [3]). Существуют типологии, основанные на различиях анатоми- ческой конституции тела человека (Э. Кречмер, Н.Н. Обозов), слоев клеток эмбриона зародыша (У. Шелдон), сексуальности (З. Фрейд), психогеометрии (С. Деллингер) и др. Наиболее известной в зарубежной психологии считается типология лич- ности, разработанная швейцарским психологом и психиатром К.Г. Юнгом, с точки зрения которого каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функцио- нировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе полученные от этого картины были абсолютно иден- тичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения ча- сто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа» [4]. Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских пси- хологических типов. При этом типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не ме- шает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора челове- ка. Психологический тип - это структура, каркас личности. Множество раз- ных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, ма- нерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсо- лютно во всем. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, свой жизненный опыт, собствен- ные мысли, чувства, привычки, вкус. Знание своего типа личности при этом помогает людям находить именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших ре- зультатов. Типология К.Г. Юнга помогает нам понять, сколь различным обра- зом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях [5, с. 27]. Для описания наблюдений К.Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изуче- нию психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание пре- имущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию: «Экстраверсия есть до из- вестной степени переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» [4, с. 36]. К экстравертам он относил людей, которые интересуются внешним миром и событиями, стремятся иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, быть открытыми с ними и демонстрировать себя. Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принад- лежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» [4, с. 37]. Интроверт ориентирован на внутренние лич- ностные факторы, на внутренний мир. Все в его поведении и реакции осно- вывается на собственных мыслях и чувствах, которые для него важнее, чем другие люди и внешние обстоятельства. Интроверт преимущественно застен- чив, замкнут, стремится избегать шума и риска. К. Юнг писал, что «оба типа настолько различны, их противоположность так ясна, что существование их становится очевидным даже для профана в психологии, если когда-нибудь обратить на это внимание. Всякому извест- ны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противоположность другим - открытым, обходи- тельным, часто веселым или, по крайней мере, приветливым и доступным ха- рактерам, которые со всеми уживаются и если даже спорят, то все-таки нахо- дятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя» [4, с. 9-10]. Более подробно вышеназванные основные предпочтения представлены в табл. 1. Основные предпочтения: экстраверсия - интроверсия Таблица 1 Экстраверсия Интроверсия ОбщительностьДиалог Внешнее Ширина Экстенсивное Много друзей Расход энергии Внешние события ОткрытостьСначала говорю, потом думаю Личное пространствоСосредоточенность Внутреннее Глубина Интенсивное Мало друзей Сохранение энергииВнутренние реакцииЗадумчивостьСначала думаю, потом говорю В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимуществен- но в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстравер- сией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» [4, с. 9-10]. Далее К.Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше опериру- ют логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктив- ное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (вос- приятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом осно- вании четыре базовые функции - мышление, чувство, интуицию, ощущение - и определил их так. Мышление, логика есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях. Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле его принятия или отвержения. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво. Более подробно вышена- званные функции принятия решений представлены в табл. 2. Функции принятия решений: логика и чувство Таблица 2 Логика Чувство ОбъективностьХладнокровие Законы Твердость Справедливость Истина Критика ПорядокБеспристрастность СубъективностьМягкосердечность Обстоятельства Убеждения Человечность Гармония Похвала Ценности Пристрастность Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктив- ное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психи- ческих данных, осуществление и наличность которых остались, однако, не- осознанными. Сенсорика - та психологическая функция, которая воспринимает физиче- ское раздражение. «Ощущение базируется на прямом опыте восприятия кон- кретных фактов» [4, с. 9-10]. Более подробно вышеназванные функции сбора информации представлены в табл. 3. Функция сбора информации: сенсорика и интуиция Таблица 3 Сенсорика Интуиция ПоследовательностьНастоящее Реальность Ощущения Практика Приземленность Факт Практичность Конкретный ХаотичностьБудущее Концепции Вдохновение Теория Поверхностный Воображение Изобретательность Абстрактный В соответствии с доминирующими функциями Юнг разделил все психо- логические типы на два класса: рациональные (мыслительные и чувствую- щие) и иррациональные (интуитивные и ощущающие). Рациональное, по Юнгу, есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Включает оценочные функции: логику и этику. Иррациональное - не осно- ванное на разуме, лежащее вне его. Включает функции непосредственного восприятия действительности: интуицию и сенсорику. Более подробно выше- названные функции представлены в табл. 4. Образ жизни: рационалы и иррационалы Таблица 4 Рациональность Иррациональность РешительностьУверенность Твердость Контроль Окончательный Запланированный Структура Определенный Назначенный Крайний срок ОбусловленностьНеуверенность Гибкость Приспособление Открытый Неограниченный Поток Условный СпонтанныйОтсутствие сроков Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций да- ет ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Дру- гие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является па- тологией, - их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» [4, с. 10]. По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, ин- туитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувству- ющий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным об- разом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства» [4, с. 11]. Здесь мы видим, что Юнг опре- делял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция - сенсорика. Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установ- ках: как в экстравертной, так и в интровертной, и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствую- щим, или интуитивным, или ощущающим» [4, с. 11]. На основе вышеописанной типологии социально-психологических типов Юнга Майерс и Бриггс предложили свою теорию типологий личности, кото- рую можно систематизировать в зависимости от предпочтений личности (табл. 5). Таким образом, представленные выше типологии К.Г. Юнга и типология Майерс - Бриггс наиболее полно оценивают социально-психологические особенности личности, описывая личностные параметры 8 психологических типов в зависимости от установок человеческой психики и психологических функций. Использование данных типологий представляется перспективным, потому что в них заложены наиболее общие характеристики личности, свя- занные со способом взаимодействия с окружающей действительностью, со- циальной стороной поведения личности, характеризующие личность как субъект общения. Типология личности Майерс - Бриггс
×

Об авторах

Виктория Вадимовна Доброва

Самарский государственный технический университет

Email: victoria_dob@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская 244

Список литературы

  1. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 543 с.
  2. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С. 55-59.
  3. Фромм Э. Личность // Психологическая типология: Хрестоматия. - Минск - М., 2000. - С. 257-348.
  4. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента; М.: Прогресс - Универс, 1995. - 720 с.
  5. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 1996. - 154 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Доброва В.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах