FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE ASSESSMENT SYSTEM OF STU-DENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM


Cite item

Full Text

Abstract

The main problem of the assessment system of foreign communicative competence of students of non-linguistic universities is increasing of students’ motivation to the learning process, formation of their knowledge, abilities and skills and competence acquirement. The solving of this pedagogical problem can be achieved through the establishment of feedback between a teacher and students, when their full interaction is possible provided that the structure of assessment system corresponds to the principle of consistency. The research of this pedagogical problem requires presenting the assessment process in the form of a system. Thus the aim of the given research is analyzing and considering how the as-sessment system of foreign communicative competence of students of non-linguistic universi-ties is organized. In the process of investigation it is necessary to prove if the assessment sys-tem corresponds to the notion of a “system”, define the components of the system and trace the relationship between them. The analysis of the assessment system of foreign communicative competence of students of non-linguistic universities has been based on the following approaches: system, competence-based, communicative, individual, data-technological and vocationally-orientated. The analysis of the approaches considered has revealed the system nature of assessment, has defined the structure of the system and has showed that assessment is an inseparable system, including the teacher and students connected by the feedback principle, methods and means of assessment and students’ knowledge, abilities, skills and competences. The approaches to the assessment of foreign communicative competence of students of non-linguistic universities are given in the form of hierarchy because their detailed analysis has shown a certain relationship between them. Reviewing the assessment system through each of the approaches we can argue that all the approaches in the hierarchy are placed according to the extent of their importance. System approach is at the top of the hierarchy for it is the system approach that considers an object as a system; therefore it is fundamental in the study of the assessment system. The system approach deals with interrelated objects inside a system, the system that has a purpose, connection with outside environment and feedback - all the characteristics that are inherent in the assessment system.

Full Text

В педагогической науке овладение иностранным языком неразрывно связано с вопросом оценки знаний и умений. Являясь неотъемлемой частью обучения и преподавания, оценивание представляет уровень достижений учащихся и определяет дальнейшие шаги в обучении. Основная проблема системы оценивания иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов состоит в повышении уровня мотивации учащихся к процессу обучения и формировании у них знаний, умений и навыков, а результатом этого формирования является овладение компетенциями. Решение данной педагогической проблемы возможно через установление обратной связи между преподавателем и студентами, когда их полноценное взаимодействие происходит при условии, что структура системы оценивания соответствует принципу системности. Для исследования данной педагогической проблемы нам необходимо представить процесс оценивания как систему. Соответственно, целью нашего исследования является анализ и рассмотрение того, каким образом выстраивается система оценивания коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов. В ходе исследования нам необходимо провести анализ и доказать, что система оценивания соответствует понятию «система», определить составляющие системы и проследить взаимозависимость между ними. Исследуя систему оценивания, мы обращаемся к ряду подходов, на которых она основывается, рассматриваем их характеристики и особенности, прослеживаем историю их развития и анализируем, как на их основе мы оцениваем коммуникативную компетенцию студентов нелингвистических вузов. Основной категорией в методике преподавания иностранного языка является подход к обучению, представляющий взгляды исследователя языка и преподавателя как на сам язык, так и на способы его изучения. Подход к обучению является неотъемлемой составляющей системы обучения языку, выступает в качестве его лингводидактической основы и определяет направление в изучении языка. «Подход к обучению - это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения» [1]. В данной работе мы выделим несколько подходов, которые станут основой нашего исследования: системный, компетентностный, коммуникативный, индивидуальный, информационно-технологический и профессионально-ориентированный, среди которых, на наш взгляд, прослеживается некоторая иерархия (рис. 1). Рис. 1. Иерархия подходов к оцениванию коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов Полагаем, что основополагающей методологической характеристикой в системе оценивания является системный подход, так как оценивание коммуникативной компетенции в нелингвистических вузах мы рассматриваем как систему (см. рис. 1). Понятием «система» мы оперируем, когда говорим о системе оценивания знаний и пятибалльной оценочной шкале, которая сегодня используется в российских школах, или балльно-рейтинговой системе оценивания компетенций студентов (БРС), с недавнего времени применяемой в вузах. Более того, как систему мы можем рассматривать весь процесс оценивания, который охватывает совместную деятельность студентов и преподавателей, учебную деятельность студентов и способы ее оценивания, а также сформированные ими компетенции, позволяющие успешно применить полученные знания, умения и навыки (рис. 2). Оценивание учебной деятельности учащихся также необходимо осуществлять систематично и последовательно, в течение всего периода обучения. Рис. 2. Система оценивания Австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи был одним из создателей системного подхода, начало которому было положено в его научной концепции исследования объектов - общей теории систем, где изложены принципы, которые можно применить ко всем системам. Вместе с Берталанфи изучением и разработкой теории систем, а также системного подхода занимались К. Боулдинг, Р. Джерард, А. Раппопорт, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, А.Д. Холл, Р.И. Фейджин, А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер, А. Чандлер [2, 3]. С точки зрения методологии научного познания системный подход рассматривает объект как систему и лежит в основе любого научного исследования. Системный подход основывается на ряде принципов, таких как целостность, иерархичность, структуризация, множественность и системность. Согласно принципу системности признаки системы могут быть свойственны каждому объекту. Все системы имеют свое строение и функционируют по своим внутренним законам. Принцип системности заключается в том, что самостоятельные объекты внутри системы, обладающие собственными свойствами, характеристиками и выполняющие определенные функции, существуют и развиваются взаимосвязано [4]. Особенность системного подхода состоит в том, что, рассматривая объекты в системе как множество взаимосвязанных компонентов, эта система имеет цель, связь с окружающей средой и обратную связь [4]. Практическое применение системного подхода подразумевает рассмотрение и использование восьми его основных аспектов: - системно-элементный аспект рассматривает элементы, из которых состоит исследуемая система; - системно-структурный аспект заключается в выявлении внутренних взаимосвязей между элементами изучаемой системы; - системно-функциональный аспект имеет дело с функциями, которые выполняет рассматриваемая система; - системно-целевой аспект определяет цели системы; - системно-ресурсный аспект исследует ресурсы, необходимые для работы системы, и решения, поставленных перед системой задач; - системно-интеграционный аспект рассматривает качественные свойства системы, которые определяют ее целостность и уникальность; - системно-коммуникационный аспект выявляет связь рассматриваемой системы с другими системами или внешней средой; - системно-исторический аспект исследует условия в момент создания системы, этапы ее развития, современные условия ее функционирования и будущие перспективы [4]. Основываясь на определениях аспектов системного подхода, мы можем проследить, соответствует ли система оценивания понятию «система». Согласно определению системно-элементного и системно-структурного аспекта, система оценивания состоит из ряда взаимосвязанных элементов. Процесс оценивания обуславливает постоянную обратную связь между преподавателем и студентом в течение всего процесса обучения, которая заключается не только в действиях преподавателя по оцениванию знаний и умений учащихся, но и в действиях самих учащихся, направленных на анализ собственной учебной деятельности, т. е. способности к самооценке и взаимооценке. В процессе обучения студент обретает знания, умения и навыки, способность использовать которые в профессиональной деятельности мы называем компетенциями. Согласно системно-функциональному аспекту, система оценивания выполняет ряд следующих функций: воспитательную, развивающую, обучающую, диагностическую, стимулирующую, корректирующую, прогностическую, контрольную, координирующую и рефлексивную [5, 6, 7]. Согласно системно-целевому аспекту, цель оценивания - определение того, насколько полученные образовательные результаты соответствуют установленному уровню и критериям. По определению системно-ресурсного аспекта, ресурсами системы оценивания являются все составляющие компоненты системы. По определению системно-интеграционного аспекта, уникальность системы оценивания определяется ее способностью не только диагностировать уровень знаний и умений учащихся, но также способствовать их мотивации к обучению и стимулировать к дальнейшему развитию и профессиональному росту. Рассматривая систему оценивания в свете системно-коммуникационного аспекта, мы можем проследить ее связь с другими научными системами. Являясь областью исследования педагогики, система оценивания тесно связана с методикой преподавания и психологией. Кроме того, обладая способностью к формированию профессиональных качеств студентов, она неразрывно связана с будущей профессиональной деятельностью учащихся. Согласно системно-историческому аспекту, система оценивания, как и любая другая научная система, имеет историю возникновения и развития, определенные законы, согласно которым она функционирует в современных условиях, и перспективы своего дальнейшего развития. Проведя подробный анализ соответствия системы оценивания аспектам системного подхода, мы можем сделать вывод о том, что система оценивания действительно является системой. Следующим в иерархии подходов в оценке коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов мы рассмотрим компетентностный подход, поскольку в основе современного образования лежит овладение компетенциями (см. рис. 1). Существует множество определений понятия «компетенция». Компетенция - это способность использовать знания и умения в определенной предметной области в профессиональной деятельности [8]. Компетенция - это индивидуальная способность решать поставленные профессиональные задачи [9]. По определению А.В. Хуторского, компетенция - это определенная область, в которой человек имеет необходимые знания и опыт. Обладая соответствующими способностями, человек продуктивно использует имеющиеся знания, что способствует его успешной деятельности [10]. Исходя из трактовки определений понятия «компетенция» очевидно, что помимо приобретения знаний и умений в определенной предметной области важно обладание способностью к их эффективному применению, компетенцией. Соответственно, в процессе обучения оцениваются и знания, и умения, и компетенции. Например, на занятиях по иностранному языку наряду с тестированием на знание грамматики и вокабуляра используются такие способы оценивания, как кейс-стади, круглые столы, конференции, ролевые игры, презентации, т. е. те формы работы, в которых учащийся может реализовать знание иностранного языка в имитированной ситуации профессионального общения. Если компетентностный подход отображает общую направленность современного российского образования, то коммуникативный подход является основополагающим в обучении иностранному языку (см. рис. 1). Согласно Хуторскому, одной из общеобразовательных компетенций является коммуникативная компетенция, включающая знание иностранных языков. В рамках овладения коммуникативной компетенцией учащемуся также необходимо научиться работать в группе, представлять себя, писать письма, заявления, заполнять анкеты, задавать вопросы и дискутировать, что является неотъемлемой частью обучения иностранному языку [10]. Неразрывная связь коммуникативного подхода и языка содержится в самом определении понятия «коммуникация». В одном из источников коммуникация определяется как общение и диалог [11]. Следующая формулировка представляет коммуникацию как передачу информации между людьми - особую форму человеческого взаимодействия, которая осуществляется преимущественно с помощью языка и иногда с использованием иных знаковых систем [12]. Коммуникация также рассматривается как смысловой аспект человеческого взаимодействия, а действия, направленные на восприятие смысла, определяются как коммуникативные [13]. Коммуникативный подход формирует у учащегося осмысленное восприятие и понимание иноязычной речи и способность к коммуникации на иностранном языке. Благодаря сформированной языковой базе (знанию грамматики, лексики, особенностей межкультурной коммуникации) учащийся может свободно общаться на иностранном языке и легко и гибко реагировать в любой создавшейся языковой ситуации. В отличие от грамматической компетенции, делавшей акцент на знании грамматики, коммуникативный подход сосредотачивается на взаимодействии учащихся в процессе общения, расширении их знаний и умений в совместной коммуникации, поиске разных способов самовыражения в коммуникативной ситуации [14]. Таким образом, в обучении иностранному языку мы оцениваем не только приобретенные знания, но и умение их применить. Например, оценивается умение использовать языковые знания для различных целей в повседневном общении и в профессиональной сфере; умение дифференцировать изменение языка в зависимости от коммуникативной ситуации и участников общения; умение объясниться в любой ситуации, даже при недостаточном знании лексики и грамматики; умение создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме (тексты, эссе, диалоги, доклады, презентации и др.). Индивидуальный, или дифференцированный подход в оценивании иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов отображает специфику преподавания иностранного языка (см. рис. 1). Преподаватель на практических занятиях всегда сочетает групповую работу со студентами с индивидуальной, причем в большинстве случаев последняя превалирует. Все виды речевой деятельности учащихся - письмо, чтение, говорение, аудирование - оцениваются индивидуально, так как, работая со всей группой студентов, мы в итоге оцениваем личное участие каждого. Перед началом работы прежде всего необходимо определить начальный уровень подготовки учащихся, поскольку именно он будет обуславливать и весь дальнейший процесс обучения, и то, каким образом будет проводиться оценивание, которое следует рассматривать исходя из поставленных целей и того, что учащийся в итоге должен достичь. Успешное взаимодействие между преподавателем и учащимся лежит в основе системы оценивания, является частью обучения и преподавания, делает процесс обучения осмысленным и способствует развитию учащихся. Преподавателю необходимо строить процесс общения на вопросах, которые наводят учащегося на размышление, заставляют слушать, думать и на которые может быть дан осознанный ответ. Поскольку в таком взаимодействии выстраивается обратная связь, то обсуждение процесса обучения между преподавателем и учащимися следует сделать частью запланированной учебной деятельности. Студентов необходимо задействовать во всех этапах оценивания, чтобы каждому лично показать, каких намеченных целей он достиг, учитывая разную степень подготовленности и личные особенности [15]. В оценивании, так же как и в обучении, очень важна мотивация учащихся, их четкое понимание того, что они делают и с какой целью, поскольку только в таком случае они заинтересованы в изучении языка и их действия в процессе обучения осознаны. Кроме того, мотивация побуждает к самоанализу и самооценке, что в свою очередь значительно повышает результаты работы учащихся. В иерархии подходов к оценке коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов наряду с другими подходами мы рассматриваем профессионально-ориентированный подход, поскольку работа со студентами нелингвистических вузов подразумевает рассмотрение оценивания с позиций языка для специальных целей, так как перед каждым выпускником стоит задача использования языковых знаний в профессиональной сфере (см. рис. 1). Особенностью изучения иностранного языка в нелингвистических вузах является то, что помимо языка для повседневного общения в них преподается язык для специальных или профессиональных целей - Language for Specific Purposes (LSP). Подход к процессу обучения и оценивания языка для специальных целей имеет собственную специфику. В проверке уровня знания языка для повседневного общения методы тестирования обычно выводятся из психометрических теорий о том, как лучше оценить такие когнитивные понятия, как коммуникативная языковая способность. Это теоретическое направление в тестировании языка для повседневного общения исходит из того факта, что языковые ситуации, которые будут представлены тестируемым, не имеют подробного описания, поскольку в основном они неизвестны. Таким образом, цель обучения языку для обычных целей - развить у учащихся коммуникативную способность, обладая которой они смогут решать различные коммуникативные задачи по окончании курса [16]. Напротив, в оценивании знания иностранного языка для специальных целей содержание теста и методы разрабатываются на основе анализа использования конкретных ситуаций, представляющих важность для тестируемых. Разрабатывая тест, составители подробно рассматривают каждую ситуацию, в которой мог бы оказаться тестируемый, и представляют ее в тесте таким образом, чтобы можно было проверить и лингвистические, и ситуативные особенности знания языка [16, с. 173]. Например, это может быть проведение химического опыта на иностранном языке, или презентация физического исследования, или в сфере авиации прослушивание сообщений от других летчиков с помехами и без них, способность дать на них ответ, адекватный ситуации. Говоря о тестировании, мы обращаемся к вопросу использования компьютерных технологий в оценивании знаний учащихся, или информационно-технологическому подходу (см. рис. 1). Компьютерные технологии в оценивании можно разделить на следующие виды: - компьютерные технологии как средство оценки; - компьютерные технологии для оценки результатов обучения [17]. Понятие «компьютерные технологии как средство оценки» означает использование технических устройств для помощи процессу оценивания. Например, если студентам дать задание сделать короткие видео на иностранном языке о достопримечательностях Лондона или о процессах, происходящих внутри ядра Земли, а затем просмотреть их и оценить, то использование видео на занятии по иностранному языку являлось бы средством оценки. Сегодня компьютерные технологии все больше используются вместо привычных бумажных тестов. Использование компьютерных технологий для оценки результатов обучения подразумевает использование технологий для выставления оценок за эссе, практические задания или проекты. Таким образом, можно сказать, что технические средства выполняют задание или часть задания, которое раньше целиком и полностью выполнялось преподавателем. Самым распространенным примером использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку является тестирование. Сегодня оно все чаще применяется на занятиях в качестве входного, промежуточного, итогового или отсроченного контроля. В зависимости от технического оснащения вуза тестирование может использоваться в следующих видах: тестирование с использованием заранее подготовленных бланков - paper-based test (или безмашинное тестирование), тестирование при помощи компьютера и специальных программ - computer-based test (или машинное тестирование), тестирование через всемирную сеть Интернет - remote test control. Безмашинное тестирование до сих пор используется в образовании и многих других сферах человеческой деятельности, но уже не так широко в связи со сложностью обработки результатов и связанными с этим большими временными затратами. Компьютерные аналоги тестов намного удобнее во всех отношениях. Они значительно сокращают расход времени на письменную часть и на обработку результатов. Использование учебных вариантов электронных тестов, таких как TOEFL, CPE, GRE и др., при подготовке дает возможность увидеть результат пробного тестирования и самостоятельно разобрать сделанные ошибки, так как каждая из них сопровождается комментарием [18]. Анализ организации системы оценивания коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов показал, что оценивание представляет собой неразрывную систему, включающую преподавателя и студентов, объединенных принципом обратной связи, методы и способы оценивания, а также знания, умения, навыки и компетенции студентов. В ходе исследования мы полагались на ряд подходов, которые лежат в основе оценивания коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов. Их анализ выявил системный характер оценивания, обозначил структуру системы и помог выявить определенные взаимосвязи и закономерности внутри структуры. С нашей точки зрения, подходы к оцениванию коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов могут быть представлены в виде иерархии, так как детальное рассмотрение показало определенную взаимосвязь между ними. Несмотря на то, что система оценивания коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов рассматривается через каждый из подходов, тем не менее мы можем утверждать, что в иерархии подходы расположены по степени важности. Си-стемный подход находится во главе иерархии и является основополагающим в системе оценивания, так как именно системный подход рассматривает объект как систему и является основой научных исследований в разных областях науки. Кроме того, отличительной особенностью системного подхода является то, что у этой системы есть цель, связь с внешней средой и обратная связь - все те признаки, которые присущи системе оценивания. Системный подход имеет практическое применение при том условии, что рассматриваемая система соответствует восьми его основным аспектам: системно-элементному, системно-структурному, системно-функциональному, системно-целевому, системно-ресурсному, системно-интеграционному, системно-коммуникационному, системно-историческому. Подробный анализ основных аспектов системного подхода доказал, что система оценивания коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов в самом деле является системой, так как обладает присущей системе признаками. Что касается других элементов иерархии подходов к оцениванию коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов, то после системного подхода к оцениванию мы рассматриваем компетентностный подход, так как он является основой современного российского образования, имеющего целью овладение учащимися компетенциями, и в нашей работе мы исследуем систему оценивания коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов. Коммуникативный подход является основополагающим в обучении иностранным языкам, и понятие «коммуникация» содержится в самой формулировке названия исследования, так как мы рассматриваем систему оценивания иноязычной коммуникативной ком-петенции студентов нелингвистических вузов. Индивидуальный, или дифференцированный, подход отражает особенности обучения иностранному языку, состоящие в том, что внимание преподавателя сосредотачивается на личности каждого студента. Этот подход позволяет определить стартовый уровень знаний и является целеполагающим в дальнейшем процессе обучения и оценивании. Профессионально-ориентированный подход отражает специфику преподавания иностранного языка именно для студентов нелингвистических вузов, так как обучение иностранному языку на неязыковых факультетах подразумевает оценивание не только языка для повседневного общения, но в и первую очередь языка для специальных целей. Технологический подход в оценивании коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов отражает специфику сегодняшнего времени, когда все сферы обучения и система оценивания основаны на применении компьютерных технологий. Рассматривая систему оценивания иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов как педагогическую проблему, мы провели анализ организации системы оценивания коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов, который показал, что оценивание представляет собой неразрывную систему, включающую преподавателя и студентов, объединенных принципом обратной связи, методы и способы оценивания, а также знания, умения, навыки и компетенции студентов; следовательно, данная система действительно будет способствовать повышению мотивации студентов и формированию у них знаний, умений и навыков, способствующих овладению компетенциями.
×

About the authors

Maria M. Malova

Samara State University

Email: mkapotkina@mail.ru

References

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
  2. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. - М.: Мысль, 1977. - 270 с.
  3. Педагогика [Электронный ресурс]: Системный подход в педагогике. - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=4401
  4. Википедия [Электронный ресурс]: Системный подход. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_подход
  5. Mindomo [Электронный ресурс]: функции оценивания. - Режим доступа: http://www.mindomo.com/ru/mindmap/mind-map-32a6ef3a88b1429c8d8d1750d9b39afe
  6. Электронная онлайн-библиотека. Педагогика высшей школы // Функции оценивания учебных достижений студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://banauka.ru/352.html
  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавате-лей. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.
  8. Википедия: Компетенция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция
  9. Академик: Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/КОМПЕТЕНЦИЯ
  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал. - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  11. Словарь русских синонимов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edbi.ru/sinonim/коммуникация
  12. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Kommunikacija-28074.html
  13. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://encdic.com/new_philosophy/Kommunikacija-596.html
  14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Про-свещение, 1991. - 223 с.
  15. Education Scotland. Foghlam Alba // Principles of assessment [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: http://www.educationscotland.gov.uk/learningteachingandassessment/ assessment/about/principles/introduction.asp
  16. Douglas D. Language for Specific Purposes assessment criteria: where do they come from? // Language Testing. - 2001. - № 18(2). - Pp. 171-185.
  17. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: Мат-лы IV междунар. науч. конф. Челя-бинск, декабрь 2013 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 119-123.
  18. Фоменко T.M. Французский язык. Тесты как форма контроля: Книга для учителя [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Fomenko_ Testi_franc/2.html

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Malova M.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies