Textbook in the context of modern educational technology


Cite item

Full Text

Abstract

The authors attempted to reveal the priorities of content, structure and creation of a conceptual model of the textbook of the new generation. Basing on the existing approaches the authors offer their vision of a textbook, presenting in a dialogue and interactive way the knowledge level of academic disciplines and interdisciplinary connections.

Full Text

В настоящее время в академической среде активно обсуждаются вопросы, связанные с качеством учебной литературы. Современное общество требует профессионалов, способных к продуктивному труду в различных социальных сферах. Гарантом востребованности и успешной адаптации выпускников ву- зов является постижение главного требования, предъявляемого к специали- сту, - умение применять научные знания. Высшая школа должна ориентиро- ваться на подготовку и становление познавательной активности и прежде всего перестройку мыслительной деятельности студентов, в основе которой лежит обучение интеллектуальным умениям, привитие навыков диалектиче- ского мышления.Такая переориентация образовательного процесса позволяет внести каче- ственные изменения в структурную организацию процесса обучения, его со- держание, систему контроля и оценки получаемых результатов. Переход высшего профессионального образования на многоуровневую подготовку ба- калавров и магистров требует обновления его информационно-методического обеспечения, важной частью которого являются учебники.Учебник для высшего профессионального образования должен не только соответствовать структуре научного знания и федеральной составляющей дисциплин государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, но и отобранное в качестве учебного знания содержание долж- но излагаться в последовательности его возникновения. Научные дискуссии в данной области представлены многочисленными публикациями в педагоги- ческой периодике. Сформировалась особая отрасль педагогики - учебнико- ведение, которая развивается на стыке педагогики, психологии, дидактики, методики преподавания и книговедения, библиотечного и издательского де- ла. Однако по оценкам педагогов-практиков качество учебников в среднем до сих пор нельзя считать достаточно высоким. В литературе неоднократно ука- зывалось на определенный диссонанс между теоретическими изысканиями и результатами издательской деятельности.О том, что данная проблема носит междисциплинарный характер, свиде- тельствуют публикации видных ученых в различных областях знания. Одна- ко анализ научной литературы показал, что недостаточно разработаны науч- но-педагогические основания подготовки вузовского учебника нового поко- ления, как информационно-методического средства обеспечения качества высшего профессионального образования. Предметом научных дискуссий является определение места вузовского учебника нового поколения в учеб- ном процессе; теоретические основы содержания и структуры вузовского учебника; педагогические условия реализации современных требований кструктуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарно- го цикла; современные требования к отбору и структурированию содержания учебного материала и критерии оценки качества вузовского учебника по предметам гуманитарного цикла.Проблема создания учебника нового поколения становится государствен- ной задачей, решение которой зависит от управления качеством учебной ли- тературы, прежде всего на этапе ее создания. Все более очевидным становит- ся тот факт, что редакторский анализ учебной литературы значительно рас- ширяет свои границы в соответствии с требованиями времени. Помимо тра- диционной процедуры вычленения составляющих произведения с учетом их функций и взаимных связей, оценки степени систематизации и обработанно- сти фактов, лежащих в основе текста, дидактической и методологической их адаптации, соответствия учебной программе и т.п., на издательского редакто- ра возлагается роль эксперта, аналитика, владеющего методами оценки ос- новных характеристик и свойств информации, представлениями о принципах и приемах ее обработки, о специфике запросов различных категорий потре- бителей и оптимальных вариантах их удовлетворения путем создания книг, нужных образованию.Важно отметить, что каждый учебник должен базироваться на опреде- ленной теории обучения. На основе известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:конвенциональный учебник, соответствующий установившимся тра- дициям классической педагогики и имеющий энциклопедический или моно- графический характер;программированный учебник, основанный на автоматизации обучения по схеме «стимул - реакция» и выступающий в виде линейной или разветв- ленной программы;проблемный учебник, построенный по теории проблемного обучения и включающий главным образом учебные вопросы, которые подлежат разре- шению научными способами;комбинированный учебник, включающий элементы других моделей. Конечно, с учетом современных задач, поставленных перед высшей шко-лой, сформулированы основные научно-методические требования к данной литературе, определены важнейшие этапы подготовки и издания учебной ли- тературы, освещены главные направления формирования учебников и учеб- ных пособий нового поколения, и особенно важно создание соответствующих рекомендаций для издателей, играющих важную роль в создании учебников нового поколения. Но этого оказалось недостаточно, чтобы получить четкое представление о методологии и структуре вузовского учебника.При рассмотрении проблемы структуры вузовского учебника традицион- но можно выделить два подхода. Сторонники первого подхода, ориентируясь на предметное содержание, выделяют в качестве структурных компонентов учебника параграфы и главы и стремятся определить их соотношения. Сто- ронниками этого подхода многое сделано для решения таких важных вопро- сов, как принципы группировки предметного материала, способы достиженияцелостности и законченности материала глав. Затрагиваются в их работах и требования к текстам, но в качестве структурных компонентов учебника та- кие элементы, как тексты и задания, не рассматриваются.Другой подход к структуре вузовского учебника опирается на способы дидактико-методической презентации учебного материала. Сторонники этого подхода структуру вузовского учебника рассматривают как соотношение тек- стов, вопросов, упражнений, иллюстраций и т.п. Учебники и учебные посо- бия являются основными компонентами учебно-информационного сопро- вождения учебного процесса в высшей школе. Они могут быть представлены как на бумажном, так и на электронном носителе - это не меняет их сути, их педагогической направленности. Учебники и учебные пособия всегда были и остаются основными средствами трансфера знаний, стереотипных умений, опыта творческой и эмоционально-оценочной деятельностиДо недавнего времени приоритетной в высшем образовании считалась зна- ниевая парадигма, которая предполагает ретрансляцию готового знания, репро- дуктивное усвоение учебного материала, главенствующую роль предметного знания. В качестве результата образовательного процесса в рамках данной пара- дигмы рассматривается степень загруженности обучаемого учебной информа- цией. Понятно, что указанные принципы подразумевают необходимость инфор- мационного обеспечения учебного процесса готовыми знаниями. Отсюда и главное требование к учебнику: он должен быть источником учебной информа- ции по данной учебной дисциплине. Студенту предлагается освоить эту инфор- мацию путем механического заучивания. Самостоятельность и активность про- цесса освоения учебной дисциплины призваны обеспечить другие виды учебно- методической литературы: задачники, практические руководства, лабораторные практикумы, методические указания и пр. Это в достаточной мере усложняет восприятие учебного материала студентом.В современных реалиях практико-ориентированная (компетентностная модель) образовательного процесса подразумевает усиление самостоятельной работы студентов, интерактивный характер обучения, индивидуализацию обучения. При этом предметное знание теряет свою главенствующую роль, степень загруженности информацией учащегося отходит на второй план. В качестве результата образовательного процесса рассматривается формирова- ние у обучаемого системы определенных компетенций.Учебник следует рассматривать как наиболее детализированную модель педагогической системы, сценарий образовательного процесса - он задает технологию изучения учебной дисциплины. Важно отметить, что каждый учебник должен базироваться на определенной теории обучения. Необходи- мость применения дидактических принципов на системном уровне при раз- работке учебников нового поколения (а это означает, что содержание, струк- тура, педагогические задачи и методика их решения в полной мере отвечают современной парадигме образования) становится очевидной.Понятие «учебник нового поколения» подразумевает следование следую- щим принципам: интеграции науки и образования, комплексации учебной ин- формации и научного знания, реализации компетентностного, практико-ориентированного подхода к образовательному процессу, интерактивности обу- чения. Во исполнение указанных принципов учебники и учебные пособия долж- ны отражать последние достижения науки и техники в рассматриваемой обла- сти, включать новейшие данные о перспективах развития отрасли, учебная ин- формация должна быть органично дополнена научным знанием. Интерактивный характер учебника должен быть обеспечен наличием дидактического аппарата: заданий, вопросов, тестов по разделам и т.п., учебный материал быть ориенти- рован на выработку конкретных компетенций, указанных в ФГОС по данной дисциплине, и должен быть представлен кратно, ясно, логично.Содержание и методическое решение учебников нацелены на высокий уровень осознанной самостоятельной работы читателя над учебным материа- лом в режиме виртуального диалога с автором. Учебник следует рассматри- вать как своеобразный тренинг, при этом залогом успеха по изучению мате- риала является не пассивное прочтение текста, а участие и жизнь в нем.Необходимым условием успешного овладения дисциплиной является си- стематический труд и пошаговое преодоление отдельных рубежей, которые сформированы в виде обучающих модулей. Пройдя данный модуль и убе- дившись с помощью тестового контроля в его успешном освоении, студент переходит к следующему. В этом содержится важный психологический ас- пект: студент имеет возможность оценивать результативность своего труда. Учебный материал модуля структурно целесообразно подразделять на руб- рики, каждая из которых выделена в тексте графическим образом. Это помо- жет эмоционально оживить учебный материал, повысить мотивацию студен- тов к его изучению.Текст является объектом гуманитарного знания. Преподаватель, работа- ющий с учебным текстом, привлекает знания по теории текста, необходимые для толкования материала, через которые просвечивает картина мира и нахо- дит отражение культурный контекст, вне которого невозможно истинное по- нимание текста. Реализации компетентностной модели обучения служит ме- тод создания учебного метатекста. Сущность метода заключается, прежде всего, в активизации индивидуальных познавательных способностей.Не отрицая достоинств других методов, мы предлагаем иной подход для адекватного истолкования первоисточника - на основе теории текста, чему способствует обращение к новому текстовому образованию - метатексту. Понятие метатекста с достаточной определенностью и научной обоснованно- стью используется в структурной лингвистике, информатике, психолингви- стике, филологии, герменевтике, текстологии и других науках. Данное поня- тие с полным правом может быть применено и в педагогике, рассматриваю- щей структуру, смысловое, синтаксическое и стилистическое своеобразие текстов. В последние десятилетия метатекст является объектом пристального внимания разных гуманитарных наук. В лингвистической литературе мета- текст определяется по-разному, что свидетельствует о явной актуальности предмета исследования.Создание метатекста возможно благодаря знанию закономерностей свер- тывания текста и осуществляется как познавательно-речевая деятельность.По мере накопления знаний о тексте уточняется и содержание понятия «мета- текст» - от характеристики первичных, лежащих на поверхности признаков, до определения сущностных свойств первоисточника, заложенных в нем как в структурно организованной системе. Назрела необходимость наполнить собственно педагогическим содержанием понятие «метатекст», выявив его специфические функциональные возможности. Для осмысления методологи- ческих и технологических проблем раскрытия смыслов художественного тек- ста как средства формирования ценностного отношения к произведению необходимо, на наш взгляд, введение понятия педагогического метатекста. У педагогики совсем другой «мир» - это воспроизведение основного смысла, заложенного в учебном тексте.Словосочетание «педагогический метатекст» объединяет два весьма про- стых по семантике и распространенных в научной практике слова. Понятие«педагогический» отражает специфику термина. Категория «текст» является базисной для нашего определения, так как метатекст генетически связан с текстом, несет в себе его сущностные характеристики. Создаваемый по внут- ренним законам текста, метатекст является результатом сотворчества - диа- лога ученого, составителя учебного текста и читателя. Так, например, М.М. Бахтин считал, что «целое высказывание - это уже не единица языка, а еди- ница общения, имеющего не значение, а смысл (имеющий отношение к цен- ности - к истине, красоте и требующий ответного понимания, включающего в себя оценку)» [1, стр. 78].Внелингвистический, коммуникативный характер этого взаимодействия присущ такому сотворчеству, которое не может быть отстраненной внешней характеристикой вербального материала и особенно смысловых структур учебного текста. К таким метатекстам можно отнести примечания, коммента- рии, словари, глоссарии, тезаурусы, тесты и т.д.Характерная для настоящего момента динамичность отечественной си- стемы профессионального образования, ее стремление к соответствию требо- ваниям науки, технологии, культуры вступает в противоречие с регламенти- рованной системой учебно-методического обеспечения подготовки специа- листов. Причем жесткость системы изданий гарантируется самыми разными способами - от управленческих документов, определяющих право вузов на выпуск в свет учебной литературы в изданиях установленных типов и видов, до требования к преподавателям, рекомендованным к званиям доцента или профессора, иметь учебник или учебное пособие. Это условие ставит препо- давателей перед необходимостью обозначать одним из видов изданий, вхо- дящих в установленную номенклатуру, свои монографии, аналитические об- зоры и проч. Подобные издания, выполняя образовательные функции, не со- ответствуют в то же время многим критериям оценки учебной литературы, что снижает эффективность их восприятия.Кроме того, принятая модель учебного издания тормозит поиск новых решений. В частности, это касается неспособности создать качественно но- вую типологию учебных изданий или внести кардинальные изменения в ста- рую. Достаточно вспомнить, что учебная литература для подготовки бакалав-ров и магистров до сих пор практически не отличается от литературы, пред- назначенной для обучения специалистов, хотя требования к выпускникам разных уровней образования различны.Следовательно, целесообразно видо-типологическую структуру комплек- са учебных изданий строить с учетом модернизации образования - формиро- вать как систему открытую, способную развиваться и обогащаться новыми видами изданий, например, учебными монографиями, словарями, справочни- ками, библиографическими материалами и проч.Современные технологии дают массу возможностей для оперативного обмена информацией, творческих дискуссий, дистанционного общения пре- подавателей с учащимися. Возрастают требования к традиционному продук- ту издательства - книге. Она должна отвечать не только высоким научным критериям и современному уровню искусства книги, но и новым реалиям учебного процесса в условиях формирующегося информационного общества. Действительно, преобразования учебной книги должны быть ориентированы на реалии качественно нового состояния общества, на последние поставлен- ные перед высшей школой проблемы.Представляется, что наиболее важные изменения происходят в осознании целей образования. Требуются специалисты динамического типа, адаптиру- ющиеся активно и осознанно ко всем внешним переменам. Специалисты, способные не только ориентироваться в направлениях и тенденциях развития процессов, но и участвовать в них.В этом направлении активно ведется поиск кардинальных решений. Многие вузовские преподаватели - теоретики и практики образовательной системы внимательно изучают издательскую деятельность и ищут способы ее интенси- фикации. Рассматриваются жанровое своеобразие изданий, особенности языка, взаимодействие традиционных изданий с электронными средствами и т.п. Осо- бое внимание уделяется учебнику как основной книге учебно-методического комплекса. Обсуждаются способы повышения его эффективности.Остановимся на одном из аспектов совершенствования учебника. Не пре- тендуя на полноту раскрытия вопроса, попытаемся, с учетом сказанного выше, обозначить некоторые перспективы. Будем обсуждать не все учебники, исполь- зуемые в вузе, а издания, формирующие профиль специальности выпускника - учебники по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.Одна из задач профилирующей учебной литературы - «погружение» обуча- емых в так называемую «информационную среду» профессии. Эта задача реша- ется двумя составляющими учебной книги - информационной и дидактической. Информационная составляющая формирует предметную область профессии, дидактическая - управляет овладением учебной дисциплиной. Полагаем, что преобразование учебника связано с изменением идеологии его подготовки.Сегодня механизм подготовки учебника определяется особенностями конструирования учебного предмета. Профессиональная деятельность под- разделяется на отдельные направления, каждая из которых соответствует об- щим характеристикам какой-то области знания и включает конкретные навы- ки осуществления практической деятельности. В общем случае именно этинаправления содержания становятся основой конструирования учебных предметов, которыми овладевают студенты. Естественно, что названные направления достаточно условны, и выпускники весьма далеки от той кон- кретной работы, которую молодой специалист будет выполнять на предприя- тии или в учреждении.По нашему мнению, развитие учебника должно осуществляться ком- плексно в двух направлениях: расширение предметной и углубление функци- ональной областей. Причем открытой, подвижной должна быть не только си- стема изданий в целом, но и информационная составляющая каждого кон- кретного учебника. Это качество может быть обеспечено открытостью пред- метной области учебника.Расширять предметную область учебника можно за счет смежного и пер- спективного знания, не увеличивая объем содержания, а вовлекая студента в более обширную «информационную среду». Чтобы вовлечение студента в«информационную среду» профессиональной деятельности оказалось дей- ственным, необходимо стимулировать самостоятельный поиск информации, ее оценку, собственное изложение понимания вопросов. Работа студента должна иметь активный характер. Следовательно, необходимы учебные из- дания, побуждающие не столько к овладению информацией, сколько к со- зданию собственной осмысленной, аналитически обработанной информации. Подготовка реферата, доклада, резюме, аннотации - материала любого жанра- способствует преобразованию роли студента из потребительской в созида- тельную. Именно подготовленные студентом материалы должны рассматри- ваться как показатель полноты освоения учебника.Эффективность совершенствования предметной области учебника связа- на с углублением его функциональной области. Однако это возможно только с учетом позиции субъектов учебного процесса по отношению к книге. Хо- тим подчеркнуть, что дело не только в месте учебной книги в образователь- ном процессе. Дело еще и в наполнении содержания связей: «обучаемый - учебник», «обучающий - учебник». Очевидно, именно характер содержания этих связей должен измениться. Сегодня, как правило, студент овладевает учебным предметом по учебнику, который становится для него базой, осно- вой подготовки к профессиональной деятельности. Но этого не достаточно. Важно, чтобы связь «обучаемый - учебник» была активна.Обратим внимание на такую важную функцию учебного издания, как функ- цию мотивации студента. Как показывает анализ, данная функция реализуется чересчур прямолинейно. Это происходит отчасти из-за обеднения понятия мо- тивации, которая рассматривается как формирование интереса к профессии. Од- нако формирование интереса к профессии - далеко не единственная компонента содержания мотивации студента. Студент должен овладеть навыками осознан- ного отношения к современным проблемам отрасли, понимать тенденции ее развития в целом и отдельных аспектов. Следовательно, необходимо не только показать особенности деятельности, к которой готовит своих выпускников вуз. Важно, чтобы студент видел себя в структуре этой деятельности и мог прини- мать решения в случае необходимости. Такое взаимодействие с учебным мате-риалом имеет диалогический характер, поскольку студент самостоятельно раз- вивает информационную составляющую учебника.Расширение предметной области учебника, во влечение студента в струк- туру профессиональной деятельности и смежных отраслей возможно при подготовке комплексного учебника проблемного типа, который углубляет выполнение функции мотивации и одновременно окрашивает деятельность студента творческим началом. В данном случае студент становится действу- ющим, а не просто воспринимающим субъектом учебного процесса.Имеющиеся сегодня учебники к выполнению подобной функции не при- способлены. Традиционно отбор информации для них регламентирован учеб- ной программой; структура соответствует логике развития предметной обла- сти профессиональной деятельности, и внешние границы информационной системы весьма жесткие.Подготовка нового учебника предполагает и более активное взаимодей- ствие в структуре связи «обучающий - учебник». Использование информаци- онной системы открытого типа потребует от преподавателя дополнительных усилий. Именно преподаватель ответственен за поиск актуальной информа- ции примеры и включение ее в образовательный процесс.При создании учебника нового типа необходимо изменить содержание понятия полноты овладения студентом предметной областью учебника. Счи- тается, что учебник обеспечивает полноту овладения предметом. Вместе с тем в изменившихся условиях подготовки специалистов на первое место вы- двигается не просто усвоение информации. Введение компетентностного подхода, связанное с повышением требований к выпускнику, предполагает комплексную подготовку студента, которая может быть обеспечена не пас- сивным овладением информацией, а умением преобразовывать ее, согласуясь с условиями развития отрасли.Обратим внимание на то обстоятельство, что в структуре социальных коммуникаций учебная книга занимает совершенно особое место. В один из самых продуктивных периодов жизни человека эта книга становится обяза- тельной и часто - основной. В этот период мотивация чтения обеспечивается не только внутренними, но и внешними факторами, имеющими сильное по- будительное значение для обучаемых - от необходимости сдать экзамен до осознанной цели - получить профессию или повысить свою квалификацию. Поэтому можно считать, что эффективность чтения учебных изданий по срав- нению с эффективностью чтения любой другой книги достаточно высока. Под эффективностью чтения в данном случае понимается качество усвоения читателем информации книги. Усвоение информации должно получать в но- вых условиях несколько иное звучание. Речь идет не только о знании содер- жания материала, но и об умении использовать этот материал в конкретных условиях. Это требует модернизации дидактической системы учебника. Здесь все элементы аппарата должны быть направлены на активизацию учебной деятельности студента, на помощь в развитии творческого мышления и, глав- ное, в умении действовать.Образовательные стандарты третьего поколения требуют принципиально нового подхода к разработке учебных программ и методике преподавания учебных дисциплин. Акцент ставится на необходимости постижения методо- логии предмета, освоения его логики, понимания взаимосвязи отдельных по- нятий и явлений. От студента ожидается не механическое запоминание мно- гочисленных формул, схем, уравнений, а умение их вывести, владея методом, понимая логическую связь отдельных элементов единой системы. Современ- ные принципы организации учебного процесса в высшей школе требуют смещения акцента с заучивания учебной информации на ее активный поиск, на развитие инициативы, творчества и личной ответственности студентов за результаты своей учебной работы. Содержание знания и технологии его трансфера от обучающих к обучаемым коренным образом меняют свое со- держание, цели и критерии результативности.
×

About the authors

Natalia V. Pryadilnikova

Samara State Aerospace University (National Research University)

Cand. Phil.Sci., Associate Professor of Chair of Publishing 34, Moscow highway, Samara, 443086

Tatiana Y. Deptsova

Samara State Aerospace University (National Research University)

Email: tempus-samara@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Chair of Publishing 34, Moscow highway, Samara, 443086

Alexander A. Nechitailo

Samara State Aerospace University (National Research University)

Dr. Econ. Sci., Professor, Head of Chair of Publishing 34, Moscow highway, Samara, 443086

References

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М: Профиздат, 1987. - 325 с.
  2. Обучающие интернет-технологии как инновационный инструмент создания системы электронного дистанционного образования (практический опыт применения) / А.А. Нечитайло, Н.В. Прядильникова, Т.Ю. Депцова, А.А. Гнутова, Е.В. Шокова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2014. - №2 (34). - С. 24-28.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Pryadilnikova N.V., Deptsova T.Y., Nechitailo A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies