EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE CURATOR OF STUDENTS’ GROUPS AIMED AT DEVELOPING CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES


Cite item

Full Text

Abstract

This article deals with the development of the bachelor students’ social competence by means of their curator’s educational activity. The author provides one of the most complete classifi-cations of professional competence (by A.K.Makarova) which includes social competence. According to the article, cultural and professional competences which jointly compose social competence can be efficiently developed by means of an extracurricular activity, because this type of activities is close to a professional sphere. The article brings into focus the idea that extracurricular activity encourages successful social and professional adaptation of students. As the research has shown, extracurricular activity of modern higher education institutions involves creative interactionbetween students and teachers, which is based on trust and respect. This article gives consideration to the activity arrangement of the curator of students’ groups in Russian universities (Pacific State University of Economics, Transbaikal State University, OgarevMordovia State University, Samara State Technical University, Kazan State University of Architecture and Engineering and some others). The author presents a stagewise system of social competence development meant forthe first, second and third year students. This system comprises three successive steps: adaptive and cognitive, active and transformational.

Full Text

На современном этапе развития общества высшая профессиональная школа России переживает сложный процесс обновления, происходит ее интенсивное реформирование. Ведущая цель модернизации образования - максимально приблизить обучение и воспитание будущего бакалавра к запросам времени, создать условия для реализации его индивидуальных способностей, творческой активности, помочь раскрытию всех дарований личности [2]. С введением ФГОС ВПО кардинально изменились требования к профессиональной подготовке бакалавров для той или иной сферы деятельности. На рынке труда востребован профессионал, способный быстро адаптироваться в постоянно изменяющейся профессиональной среде, умеющий налаживать партнерские отношения и экстренно принимать эффективные, порой нестандартные решения. Основой подготовки будущих бакалавров является компетентностный подход. В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в правительственной «Программе развития российского образования до 2015 года» [13] и подтвержден в решении коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. В сфере профессионального образования в рамках Болонского, Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства по присоединению к базовым принципам организации единого европейского образовательного пространства, в том числе касающимся компетентностного подхода к профессиональному образованию. В современной психологии труда, организационной и профессиональной психологии, а также в профильном образовании понятия «компетентность» и «компетенции» наиболее часто используются в контексте профессиональной деятельности. Будущий бакалавр того или иного направления по окончании высшего учебного заведения должен обладать в первую очередь профессиональной компетентностью. Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К. Маркова [11] и ряд других ученых (В.Г. Максимова, В.А. Сластенин и др.) выделяют четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную. 1. Специальная, или деятельностная, компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. 2. Социальная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. 3. Личностная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 4. Индивидуальная компетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации [9]. Остановимся подробнее на процессе формирования социальной компетентности По мнению И.А. Зимней [12], все компетентности социальны в широком смысле, ибо они формируются в социуме. Социальная компетентность является одной из ключевых компетентностей выпускника учебного заведения, так как она представляет собой систему компетентностей, необходимых для успешной адаптации личности к социуму, обеспечивая профессиональный и личный успех. Социальная компетентность является, по мнению исследователя Т.Б. Беляевой, интегративным системным качеством личности, а значит, мы можем говорить о том, что она интегрирует в себе другие виды профессиональной компетентности (индивидуальный, личностный и т. д.) [4]. На основе классификации А.К. Марковой исследователями СамГТУ было сформулировано содержательное наполнение названной компетентности для подготовки бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». Синтез общекультурных и профессиональных компетенций, к которым относятся: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3), стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6), высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8), владение базовыми навыками общения (ПК-9), способность оперативно принимать решения (ПК-18), способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций (ПК-22), позволил создать логические связи между учебной и внеучебной деятельностью, обеспечить целостность профессиональной подготовки будущих бакалавров. Современные исследования, рассматривающие проблемы высшего образования как России, так и за рубежом, доказывают, что можно добиться хороших результатов в подготовке будущих бакалавров, когда академическая и внеучебная деятельность одинаково ответственны за качество профессионального образования студентов [10]. В данном случае мы рассматриваем внеучебную деятельность как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса в среднем и высшем профессиональном образовании. Единство внеучебной и учебной деятельности позволяет студентам в полной мере осваивать различные социальные роли, способствует успешной адаптации в вузовской и послевузовской среде. Необходимо заметить, что общекультурные и профессиональные компетенции, входящие в социальную компетентность, наиболее эффективно формируются и развиваются в среде, приближенной к профессиональной, в деятельностной среде. Внеучебная деятельность обладает условиями для самореализации, самораскрытия личности, помогает студентам приобрести умение работать в коллективе, проводить переговоры, управленческие навыки, а также навыки бесконфликтного общения. В процессе внеучебной работы студенты преодолевают сложный процесс социально-профессиональной адаптации. Именно поэтому одним из важнейших педагогических факторов профессионального становления бакалавров различных направлений подготовки является использование ресурсов внеучебной деятельности. В России имеется богатый опыт внеучебной деятельности студентов, в которой принимают участие преподаватели. Изучение литературы и электронных источников позволило представить разнообразный спектр интересных форм организации и реализации данных направлений. Так, в Тихоокеанском государственном экономическом университете особое внимание в организации процесса внеучебной деятельности уделяется кураторской деятельности. Кураторы совместно с преподавателями дисциплин гуманитарного цикла организуют работу со студентами младших курсов. В этом университете активно и эффективно используются такие направления внеучебной работы, как участие в конкурсах, грантах, международных программах. Данные направления чаще всего применяют для работы со студентами-старшекурсниками. Внеучебная деятельность в Забайкальском государственном университете строится в тесном взаимодействии преподавателей кафедр вуза, которые занимаются внеучебной работой по своим профилям (организация и проведение конкурсов, олимпиад, формирование социально-профессиональных умений и навыков), и преподавателей-кураторов (помощь в адаптации первокурсников, выявление творческого потенциала студентов и др.) [6]. В Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва внеучебная деятельность направлена на формирование и развитие непосредственно профессиональных и личностных компетенций. Для ее организации создана широкая система инфраструктурных подразделений, таких как гуманитарный совет университета, воспитательные советы факультетов и институтов, институт кураторства, студенческий совет университета, центр развития социальной активности студенческой молодежи и другие. Основной акцент во внеучебной работе сотрудники данного вуза делают на формировании у студентов лидерских качеств. Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в Мордовском государственном университете являются работа, направленная на привлечение абитуриентов к участию в вузовских мероприятиях, и кураторская деятельность. Данному виду деятельности в МГУ им. Н.П. Огарёва уделяется значительное внимание, в вузе создан институт кураторства, который не только осуществляет внеучебную деятельность, но еще и ставит перед собой задачу обучения преподавателей основам кураторской деятельности. Развернутая система внеучебной деятельности реализуется в Тобольском государственном педагогическом университете им. Д.И. Менделеева. В ТГПУ существует восемь направлений внеучебной работы: профессионально-трудовое, гражданско-правовое, патриотическое, культурно-нравственное, культурно-досуговое, спортивно-оздоровительное, информационно-аналитическое, корпоративное. Перспективную форму внеучебной работы внедрили в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. В вузе активно применяется популярная как в России, так и за рубежом инновационная форма внеучебной деятельности - Workshop (международный межвузовский проектный семинар для студентов, аспирантов и преподавателей). Педагоги, использующие данную форму работы, убеждены, что все необходимые социально-профессиональные компетенции можно получить, активно занимаясь внеучебной деятельностью. «В профессионально ориентированном проектировании происходит разностороннее познание и раскрытие будущей деятельности, поэтапно формируются дополнительные практические комплексные умения и навыки, совершается переход от суммарной информации, полученной в учебном процессе, к целостному результату - знанию и компетентности на выходе» [12]. Проектные семинары, считают в вузе, необходимы современным студентам для формирования социальной компетентности, так как они способны сформировать умение вести переговоры, действовать в нестандартных ситуациях, принимать управленческие решения, работать с коллективом. В процессе участия в проектном семинаре студент осваивает различные социальные роли, что способствует его дальнейшей успешной адаптации в социально-профессиональной жизни. Данные семинары позволяют будущему выпускнику подтвердить правильность своего выбора [12]. В Сахалинском государственном университете создана разветвленная структура внеучебной деятельности. Отдел по внеучебной работе включает в себя 10 структурных подразделений: центр профессионально-социальной адаптации студентов и выпускников СахГУ, центр досуга студентов, клуб КВН, координационный совет по взаимодействию СахГУ и Сахалинской епархии, координационную группу по профилактике наркомании среди студентов, студенческий совет, студенческий комитет, центр профилактики здоровья, спортивный клуб и газету «Универ-Сити». Все перечисленные подразделения тесно взаимодействуют, разрабатывают совместные мероприятия. Вся внеучебная деятельность СахГУ направлена на формирование социальной компетентности студентов. Огромную роль в этом процессе играет центр социально-профессиональной адаптации студентов и выпускников СахГУ. Одной из основных задач данного центра является помощь в определении бакалавров с будущей трудовой деятельностью. В Тверском государственном университете на каждом факультете функционирует определенная структура внеучебной деятельности: заместитель декана по воспитательной работе, студенческий совет, творческий актив, старостат. В университете создан Центр студенческих инициатив, целью которого является вовлечение студентов, магистрантов и аспирантов вуза в социальную и предпринимательскую деятельность, оказание помощи в получении знаний и практических навыков по разработке, представлению и внедрению социальных проектов. Данный центр работает при поддержке ректората и управления по внеучебной работе и социальным вопросам. Важно подчеркнуть, что в ТГУ любую инициативу студента поддерживает и поощряет руководство вуза, тем самым мотивируя студентов к самореализации. Большое внимание уделяется внеучебной деятельности в Самарском государственном техническом университете. В СамГТУ создана система внеучебной деятельности, которую возглавляет проректор по воспитательной и социальной работе. Внеучебная работа состоит в создании условий для активной жизнедеятельности студентов, для их гражданского самоопределения, самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Одним из важных направлений внеучебной работы в СамГТУ является кураторская деятельность. В помощь сотрудникам, занимающимся внеучебной деятельностью, в университете создана система студенческих клубов, отражающих разные направления внеучебной работы: военно-патриотический клуб «Тайфун», студенческий отряд по охране правопорядка «Вектор» (СООПр), который занимается воспитательно-профилактической работой в вузе, экологический клуб «ЭКО», клуб «Философия кино», духовно-просветительский центр, активно функционирует волонтерское движение и т. д. Одним из перспективных направлений внеучебной деятельности является деятельность куратора студенческой группы, так как она интегрирует учебную и внеучебную деятельность в целостный педагогический процесс. Многие исследователи говорят о кураторстве с точки зрения организации воспитательной работы в группе, управления формированием студенческого коллектива (И.С. Шаповалова, В.С. Шилова и др.). Ряд ученых (В.П. Бабинцев, В.А. Воронов, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова) в своих работах рассматривают институт кураторства как необходимую составляющую целостного воспитательно-образовательного пространства. Современные ученые (О.Н. Шапошникова, В.Л. Левитский [9]) подчеркивают, что с внедрением компетентностного подхода в высшее образование необходимо уделять внимание формированию у студентов профессиональной культуры, развитию мобильности и налаживанию международных контактов. Данная работа, по мнению исследователей, должна вестись куратором с учетом возрастных и социально-психологических особенностей студентов. Ученые подчеркивают, что в связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода назрела необходимость в обязательном введении и развитии в вузах РФ института кураторства. Некоторые ученые (С.А. Вербицкая [5], Е.Н. Кролевецкая [9]) отмечают, что куратор играет особую роль в приобретении студентами опыта в построении взаимодействия на субъект-субъектной основе, он оказывает значительное влияние на становление личности будущего профессионала, на осознание студентом социальной значимости выбранной профессии. Кураторская деятельность является связующим звеном всех субъектов внеучебной деятельности. По мнению Э.Ф. Зеера [7], кураторская деятельность должна рассматриваться с позиции еще одного из важных подходов, на котором базируется внеучебная деятельность, - системного. Данные авторы предлагают рассматривать деятельность куратора как системообразующую в воспитательной системе. Следует также отметить работы Л.Н. Зайнуллиной [6], в которых указываются недостатки системы осуществления кураторской деятельности. Так, например, автор подчеркивает, что в педагогической практике существует противоречие между «многофункциональностью воспитательной деятельности кураторов студенческих групп и отсутствием четкого определения основных направлений, по которым должна осуществляться их воспитательная деятельность» [6]. Названное противоречие связано, по мнению ученого, с тем, что большинство кураторов выполняет лишь ограниченный круг своих обязанностей - те, что связаны с учебной деятельностью студентов, а вопросы создания благоприятного психологического климата в коллективе, «включения» студентов в научно-исследовательскую, творческую деятельность перекладывают на самих студентов. Л.Н. Зайнуллина предлагает комплекс мероприятий по различным направлениям внеучебной деятельности. По нашему мнению, необходимо создать поэтапную систему деятельности куратора, направленную на формирование следующих умений: устанавливать деловые и межличностные взаимоотношения, работать в команде, создавать благоприятный психологический климат в коллективе, оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях, а также развивать готовность к саморазвитию и самореализации будущих бакалавров. В основе системы работы куратора, на наш взгляд, лежит не просто деятельность, а совместная деятельность педагогов и студентов по решению общих задач, выбору адекватных форм, методов профессионального развития. Деятельность куратора студенческой группы по формированию социальной компетентности состоит из трех этапов: адаптивно-познавательного, деятельностного и практико-преобразующего (см. таблицу). На адаптивно-познавательном этапе куратор разрабатывает и реализует программу кураторских часов «Я и моя профессия» (36 часов), состоящую из трех разделов: «Студент и микросоциум вуза»; «Деловая карьера будущих профессионалов»; «Мотивация здорового образа жизни в студенческой среде». Содержание данных разделов составлено с учетом мнений экспертов и работодателей. Названные разделы программы способствуют формированию определенных общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», составляющих социальную компетентность. Второй этап - деятельностный («Наши проекты») - реализуется на основе метода проекта. Выбор проектной деятельности в качестве продолжающей работу по формированию социальной компетентности, начатую на первом курсе, не случаен: проектная деятельность способствует развитию у студентов умения самостоятельно и аргументированно принимать решения, приобретению навыков работы в команде, поддержанию благоприятного психологического микроклимата в коллективе, приобретению знаний в области технологии проектирования, разработки проектов. Участие студентов в разработке и реализации проектов подтвердило, что у них повышается интерес к социально значимой деятельности, развивается критическое мышление, креативность, умение самостоятельно принимать решения. Социальные проекты «Детская творческая студия «Аctive house», «Детский клуб «Подари улыбку детям», «Реклама научно-технической библиотеки (НТБ) в рекреационных зонах Самарского государственного технического университета» способствовали самореализации студентов, оказали влияние на развитие качеств, необходимых для формирования социальной компетентности, - целеустремленности, самостоятельности, коммуникабельности, умений ставить и решать поставленные задачи, работать в коллективе, бесконфликтно общаться, брать на себя ответственность за свои действия и решения.   Этапы формирования социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы Этап Задачи Содержание деятельности Методы Формы Предполагаемый результат 1-й этап: адаптивно-познавательный (1-й курс) Включение в систему учебной и внеучебной деятельности в вузе; адаптация студентов к вузовской среде Реализация авторской программы кураторских часов «Я и моя профессия» Рефлексивные: сочинение-эссе, метод драматизации, кейс-стади, диспут, беседа Проективные: тренинг, деловая игра, «мозговой штурм» Ценностные: диалог, стимулирование Кураторский час, индивидуальная работа, диалоговые и групповые формы взаимодействия ОК-3; 6; 8 ПК-9; 18; 22 2-й этап: деятельностный (2-й курс) Погружение в проектную деятельность; развитие инициативности, самостоятельности Проведение кураторских часов «Наши проекты» Проективные: тренинг, «мозговой штурм», метод социальных проб Комплексные: анализ производственных ситуаций, метод проектов Ценностные: диалог, стимулирование Кураторский час, проекты, индивидуальные и групповые консультации ОК-3; 6; 8 ПК-9; 18; 22 3-й этап: практико-преобразующий (3-й курс) Включение студентов в самостоятельную проектную деятельность; повышение уровня профессиональной мотивации Организация деятельности студенческой лаборатории «Творчество и интеллект» Проективные: метод социальных проб, упражнение, тренинг Ценностные: диалог, стимулирование Кураторский час, проекты, групповая и индивидуальная работа, консультации ОК-3; 6; 8 ПК-9; 18; 22 Следующий этап - практико-преобразующий - неразрывно связан с предыдущим. На данном этапе студенты продолжают заниматься проектной деятельностью, но уже в рамках студенческой лаборатории «Творчество и интеллект». Студенческая лаборатория Самарского государственного технического университета, созданная при участии куратора группы, стала организатором проектов, важных для университета в целом: «Студенческий кукольный театр», «Турнир по мини-футболу». На этом этапе куратор играет роль консультанта, помогает решать организационные вопросы, заботится о решении материальных проблем, регулирует взаимоотношения с администрацией. Деятельность куратора студенческой группы, ценностью которой являются ценности студентов, стала основой делового и личностного взаимодействия. Выполнение социально значимых практических задач, близких по своему характеру к профессиональным, ведет к повышению уровня мотивации к профессиональной деятельности. Таким образом, в настоящее время становится актуальной и значимой деятельность педагога-куратора студенческой группы, его роль в системе профессионального образования. Деятельность куратора студенческой группы является инновационной по содержанию и формам работы, так как направлена на решение новой задачи современного образования - формирование компетенций. Именно внеучебная (воспитательная) деятельность куратора может и должна быть практически значимой, привлекательной для студентов социальной подсистемой, инновационным блоком профессиональной подготовки, в котором реализуется запрос высшему образованию по формированию человека культуры XXI века [3]. Воспитание в профессиональном контексте - надежный ориентир проектирования и организации профессиональной подготовки и повышения социальной компетентности выпускников [14].
×

About the authors

natalia s. bejlina

Samara State Technical University

Email: nabelina@yandex.ru

References

  1. Алиева Л.В. Внеучебная деятельность вуза - пространство полисубъектного воспитания / Л.В. Алиева, И.В. Руденко / Воспитание студенчества: педагогический поиск: Сб. науч. трудов. - М.: Академия МНЭПУ, 2013. - 100 с.
  2. Ахметжанова Г.В. Полиаспектная подготовка современного педагога [Электронный ресурс] / Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, Е.Н. Дрыгин, Ю.А. Кустов, Г.А. Медник, Л.А. Сундеева. - М.: Академия естествознания, 2011. - Режим доступа: www.rae.ru
  3. Бейлина Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: Дис. … канд. пед. наук / Н.С. Бейлина. - Тольятти: ТГУ, 2014. - 190 с.
  4. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник Новгородского государственного университета. - 2005. - № 31. - С. 8-12.
  5. Вербицкая С.А. Формирование культуры толерантности будущего специалиста в деятельности куратора студенческой группы. - Белгород, 2012. - С. 24.
  6. Зайнуллина Л.Н. Совершенствование воспитательной деятельности куратора студенческой группы на диагностической основе: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Н. Зайнуллина. - Казань, 2009. - 21 с.
  7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 25-28.
  8. Кон И.А. Психология ранней юности. - М.: Наука, 1998. - 254 с.
  9. Кролевецкая Е.Н. К проблеме развития субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой // Alma mater. - 2006. - № 7. - С. 11-13.
  10. Лукина А.К., Богданов Р.В. Внеучебная деятельность в развитии социальной компетентности будущего социального педагога [Электронный ресурс] // Социосфера. - Режим доступа: http:sociosphera.com
  11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 458 с.
  12. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. - Челябинск, 2013.
  13. Постановление правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой про-грамме развития образования на 2011-2015 годы» от 07.02.2011 № 61 [Электронный ре-сурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http.:mon.gov.ru/dok/prav/Obr/8311
  14. Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контексте // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 259-262.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 bejlina n.s.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies