Prognostic model of socio-pedagogical assistance to employment of university graduates

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents theoretical and methodological grounds that update the development of a prognostic model of social and pedagogical assistance to the employment of university graduates. Problems and risks have been identified that objectively impede the entry of young people into the labor market and the negative consequences (effects) of the employment of young specialists for themselves, educational organizations of higher education, and in general, the state. On the basis of interdisciplinary analysis of domestic and foreign scientific literature, advanced pedagogical experience, the basic concepts of research were clarified and the block structure of the prognostic model of social and pedagogical assistance to the employment of university graduates was substantiated. The paper describes the interrelated target, methodological, meaningful, organizational and technological, productive blocks of the author’s model. A target block of the model is presented, reflecting the target guidelines for providing social and pedagogical assistance to the employment of university graduates on the basis of analyzing the social order of society for productive primary employment of university students, studying regulatory documents in the fields of education, labor, economics, and employment centers. The methodological block of the author’s model was characterized, reflecting the conceptual ideas of acmeological and activity scientific approaches, patterns and the general scientific principles arising from them (professional orientation; focus on self-development of key competencies; subjectivity; expediency and conscious perspective; activity polyphonism). A meaningful block of the prognostic model is presented, aimed at the phased implementation of semantic guidelines (subjectivity, facilitation, partnership), strategies (updating the professional and personal potential of young specialists; socio-pedagogical orientation of students to successful self-presentation; activating professional self-determination and granting the right to choose; scaffolding), methods and forms of prognostic orientation of the studied phenomenon. The organizational and technological unit of the author’s model describing the set of organizational conditions of the optimal functioning of the model is considered. An effective block of the prognostic model of social and pedagogical assistance to the employment of university graduates is presented, which performs feedback functions and allows, during the justification of the criterion and diagnostic tools, to determine the dynamics and level of formation of the culture of employment of university graduates (as a result of the author’s model).

Full Text

Введение

Масштабные социокультурные и социально-экономические преобразования, обусловленные реализацией приоритетных направлений модернизации и технологического развития Российской Федерации с позиции повсеместной цифровизации и автоматизации инфраструктуры социума, развития высокотехнологичного производства и внедрения прорывных инновационных технологий, замещения устаревших/непроизводительных рабочих мест и замены их новыми, нарастающего дисбаланса спроса и предложения молодой рабочей силы, изменения форм социально-профессионального диалога в онлайн- и офлайн-форматах, актуализируют востребованность обоснования прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов как базисного регулятива опережающей подготовки поколения молодых специалистов к активной реализации трудовых функций и действий (в рамках первичной занятости на рынке труда) с учетом перспективного и оперативного отражения требований нового типа производства, общества и культуры для повышения уровня конкурентоспособности обучающихся и устойчивого развития российской экономики на долгосрочный период.

Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года в стране должен произойти прорыв в переходе к экономике нового типа, инновационной, социально ориентированной, в связи с чем отраслевая структура экономики претерпит трансформационные изменения и модернизирует структуру занятости населения и, как следствие, предопределит обновление содержания и технологий профессиональной подготовки высококвалифицированных молодых специалистов в вузе с позиции нацеленности на их полноценное трудоустройство после обучения в высшей школе для обеспечения соответствия запросам постоянно видоизменяющегося рынка труда.

Актуализируют необходимость обоснования прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов данные, отраженные в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581 [34]. В программе констатируется, что в период 2020–2021 года заметно возрос уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20–24 лет (с 14,4 до 16,2 процента) и сохраняется пока выше значений показателя 2019 года. К основным проблемам трудоустройства молодежи относят:

  • недостаточно высокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20–24 года при незначительном предоставлении возможностей совмещения студентами обучения и работы;
  • неправомерная активная вовлеченность молодых людей от 24 лет в трудовые отношения вне законодательного оформления в сфере профессионального труда (результаты экспертной оценки);
  • дисбаланс между входящими на рынок потоками молодых специалистов, качественной трансформацией структуры спроса и предложениями молодежного рынка труда;
  • несоответствие предлагаемых вакансий количеству резюме соискателей первых рабочих мест;
  • низкий уровень конкурентоспособности молодых людей с позиции качества их профессиональной подготовки и нацеленности на полноценную реализацию себя в сегменте квалифицированного труда;
  • недостаток практических умений и производственного опыта работы у большинства молодых людей, ограничивающий возможности эффективной первичной занятости;
  • неизменно усложняющиеся требования работодателей к реализации трудовых функций и действий молодых специалистов с точки зрения изменившейся конъюнктуры бизнеса, а также неудовлетворенность работодателей качеством рабочей силы молодежи и отказ от нее;
  • фрагментарно сформированные у молодых людей умения планирования профессиональной и трудовой карьеры, выполнения трудовых обязательств в постоянно изменяющихся условиях экономики и рынка труда, недостаточные навыки профессионального самоопределения.

Затруднения при первичном трудоустройстве выпускников вузов приводят к тому, что интеллектуальный потенциал и ресурсный фонд молодой рабочей силы остается невостребованным, воспроизводство трудового потенциала затрудняется, и соответственно, сдерживаются темпы развития российской экономики.

Следовательно, констатируем недостаточность своевременного осуществления социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов, которое имеет определенные негативные эффекты:

  • как для социума (увеличение доли экономически неактивного населения, неактуализированный профессионально-личностный потенциал молодых специалистов, увеличение доли группы «NEET» (не обучающихся и не работающих), социальная напряженность на рынке труда, деквалификация рабочей силы, повышение издержек найма, снижение уровня социально полезной отдачи высшего образования и уменьшение его финансирования, не привнесение новых знаний, технологических инноваций в производственные и трудовые процессы);
  • так и для молодых людей (рост профессиональной неуверенности в собственных силах и продуктивной самореализации в выбранной сфере труда, уход в теневую область занятости и развитие контрпродуктивных форм трудового поведения, появление стрессовых состояний, психологической неуверенности в будущем, немотивированной агрессивности либо социальной инфантильности, сформированный стереотип неспособности выдерживать конкуренцию, риск деформации трудовых ценностей и др.).

В этой связи представляется необходимым обоснование прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов с позиции описания научно обоснованных суждений и вероятностных прогнозов оптимальной первичной интеграции молодых специалистов в сферу выбранной трудовой деятельности. Разработанная модель отражает пути последовательного осуществления целесообразной совокупности социально-педагогических действий для достижения желаемого состояния объекта воздействия (высокого уровня культуры трудоустройства студентов вузов как результата авторской модели) при своевременной минимизации рисков трудоустройства выпускников вузов с учетом существующих вызовов современного рынка труда и новой социокультурной реальности, а также инновационных трендов развития общества.

Конструирование и реализация прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов позволит комплексно осуществить прогностичную оценку формирования культуры трудоустройства молодых специалистов (как результата реализации авторской модели) и спрогнозировать перспективу коррекции данного процесса в условиях профессиональной подготовки студентов в вузе.

Обзор литературы

Исследование обозначенной проблемы показало, что в литературе накоплена необходимая совокупность знаний для разработки прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов:

  • Научные положения отечественных ученых, связанные с: изучением процессов трансформации трудовых мотивов и форм занятости населения в условиях инновационного развития экономики (Е.С. Дашкова, Н.В. Дорохова, О.А. Зенкова [1]); определением ключевых тенденций трудоустройства молодых специалистов на российском рынке труда (Е.Н. Лищук, С.Д. Капелюк [2]); выявлением приоритетности акцентированной ответственности вузов, работодателей, организаций за трудоустраиваемость студентов в контексте развития у них необходимых рынку труда навыков, универсальных компетентностей (В.А. Мальцева [3]); обоснованием роли социального партнерства в регулировании проблем занятости и трудоустройства (Т.А. Сошникова [4]); характеристикой возможностей содействия трудоустройству выпускников в контексте независимой оценки качества образовательной деятельности (А.М. Барлуков, Е.Д. Нимаева [5]); обоснованием механизма управления занятостью молодежи на основе использования потенциала человеческого капитала (Н.С. Вязова [6]); исследованием психолого-педагогических оснований прогнозирования студентами профессионального будущего (Э.Ф. Зеер, Н.Г. Церковникова, В.С. Третьякова [7]); выявлением передовых и востребованных практик содействия трудоустройству населения (И.А. Иванова, В.Н. Пуляева [8]); раскрытием методологических основ акмеологического подхода с позиции осмысления закономерностей, механизмов развития взрослеющих субъектов и достижения ими акме на разных возрастных этапах (А.А. Бодалев [9]; А.А. Деркач [10]; Н.В. Кузьмина [11]); реализацией акмеологических технологий, «акме-стратегий», способствующих успешному вхождению субъектов образования в последующую образовательную или профессиональную систему (Л.Е. Паутова, Е.Н. Жаринова [12]); определением основных положений деятельностного подхода (Л.С. Выготский [13]; А.Н. Леонтьев [14]; С.Л. Рубинштейн [15]); обоснованием направлений перспективной разработки профессиональной карьеры у студентов (В.А. Толочек [16]; Е.А. Шушкова [17]); исследованием процесса моделирования компетентностно-личностного развития конкурентоспособных обучающихся (А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, Я.В. Гинзбург [18]).
  • Ведущие положения зарубежных исследований об: интерпретации возможности трудоустройства как способности субъекта быть самостоятельным на рынке труда, используя знания, индивидуальные навыки и характеристики, и их адаптации к условиям трудоустройства, демонстрации работодателям с учетом внешних и других ограничений (L. Small, К. Shacklock, Т. Marchant [19]); содействии трудоустройству как основополагающем регулятиве результативной занятости выпускников образовательных организаций (J. Yanguo, Р. Preeti, Р. Chalk [20]); расширении понимания возможности трудоустройства выпускников путем совместной ответственности четырех ключевых заинтересованных сторон: высших учебных заведений, студентов, правительства и работодателей (M. Cheng, O. Adekola, J. Albia, S. Cai [21]; C. Sin, G. Neave [22]); взаимосвязи содействия трудоустройству и реализации социально-когнитивной модели карьерного самоуправления, самоэффективности, выстривания продуктивных поведенческих намерений студентов в поиске работы (N.T. Duong, T.D. Pham Thi, Q.Ch. Ngo, V.K. Pham [23]); соотношении развития эмоционального интеллекта, умений конструирования путей и стратегий управления карьерой, поиском работы, и последующим трудоустройством (S.B. Dust, J.C. Rode, M.L. Arthaud-Day, S.S. Howes, A. Ramaswam [24]); продуктивном трудоустройстве молодежи с использованием инновационных технологий и способов организации обучения по развитию востребованных работодателями рабочих навыков (L. Brewer [25]; P. Brown, M. Souto-Otero [26]; G. Mason, G. Williams, S. Cranmer [27]); необходимости взаимодействия дисциплинарного обучения в вузе и применения предметно-ориентированного содержания дисциплин для развития качеств студентов, которые не только зависят от конкретной дисциплины, но и могут быть перенесены на более широкий спектр рабочих мест и профессий (L.S. König, H.M. Ribarić [28]; S. Williams, A. Karypidou, C. Steele, L. Dodd [29]); содействии трудоустройству студентов посредством введения в профессиональную подготовку элементов обучения карьерному росту и использования междисциплинарного сотрудничества между специалистами по развитию карьеры (R. Bridgstock, M. Grant-Iramu, A. McAlpine [30]; S. Blackley, A. Luzeckyj, Sh. King [31]); развитии навыков трудоустройства студентов с позиции осмысления молодыми людьми готовности к миру труда и мотивированного освоения базовых навыков, необходимых для успешной занятости (А. Tymon [32]); изменениях в возможности трудоустройства студентов, связанных с трансформацией характера работы, технологических и трудовых практик, обусловливающих переоценку цели и ценности высшего образования (D. Stoten [33]).

Анализ исследований позволяет констатировать, что в науке созданы основания для разработки поставленной проблемы. Однако в педагогической науке и образовательной практике недостаточно разработаны основы прогностического моделирования социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

Материалы и методы

Для решения обозначенной проблемы исследования использован метод моделирования, позволяющий сконструировать аналог объекта познания (отражающего те или иные стороны реальной действительности), осуществить учет разнообразия факторов, выявить взаимосвязи между элементами и определить наилучшие варианты решения поставленных задач совершенствования изучаемого феномена. Исследование осуществлялось посредством теоретико-методологического анализа междисциплинарной отечественной и зарубежной научной литературы в контексте исследуемой проблемы, изучения нормативно-правовых документов в сферах образования, труда и экономики, обобщения положительного практического опыта социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов. Вспомогательными методами послужили метод экспертной оценки, фактографические методы и опережающие методы прогнозирования.

Результаты исследования

Авторская модель представляет собой целостное образование, интегрирующее взаимосвязанные блоки, содержательное наполнение которых выглядит следующим образом: целевой блок (обеспечение социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов), методологический блок (научные подходы, закономерности и вытекающие из них общенаучные принципы), содержательный блок (стратегии, этапы, смысловые ориентиры, дорожная карта социального партнерства вузов с работодателями), организационно-технологический блок (организационные условия обеспечения оптимальной реализации прогностической модели), результативный блок (критерии, показатели, уровни сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов).

Представим характеристики взаимосвязанных блоков прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

1. Целевой блок авторской модели отражает, с одной стороны, социальный заказ государства и постиндустриального общества, а также работодателей на высококвалифицированных молодых специалистов, способных достойно выдерживать конкуренцию среди соискателей рабочих мест на рынке труда, готовых действовать надпрофессионально с позиции междисциплинарного расширения области реализации трудовых функций и действий, а также выхода за пределы традиционно означенных профессиональных границ (транспрофессионализм), создавать инновационную социально-технологическую реальность. С другой стороны, отображает требования системы высшего образования к высокому уровню сформированности культуры трудоустройства выпускников вуза (как результату реализации авторской модели) как регулятива повышения рейтинговых позиций вузов на рынке оказания образовательных услуг.

Целевой блок модели задает направленность реализации социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования, в сфере труда, в сфере экономики, в сфере центров занятости населения: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 16.04.2022 № 108-ФЗ); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. Указов Президента РФ от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474); Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года»; Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (ред. от 14.03.2022); Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (ред. от 25.11.2021); Приказ Минтруда России № 648, Минобрнауки России № 1228 от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации», и т. д.

2. Методологический блок прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов характеризует обоснованный выбор ключевых научных подходов (акмеологического и деятельностного), закономерностей и вытекающих из них общенаучных принципов для результативной организации изучаемого феномена.

Акмеологический подход определяет значимость развития в образовательном процессе вуза акмеологической направленности личности студентов, задавая пути их профессионального акме-движения от одной вершины к другой (в образовании, квазипрофессиональной деятельности, социальных отношениях, личной жизни) для достижения высоких результатов на разных уровнях их зрелости в вузе и прогностической нацеленности к высокой рейтинговой позиции на первичном рынке труда.

Данный подход отражает построение социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов в рамках: планирования студентами (еще с первого курса) четкого образа перспектив профессионально-личностного развития, инициирующего социально продуктивную активность в овладении профессией и культурой трудоустройства; развития устойчивой мотивации на трудоустройство по специальности и достижение в ней карьерных успехов, осмысленное непрерывное самосовершенствование, самообразование и самовоспитание, позволяющее достигать уровня малых и больших акме; непрерывной самодиагностики достижения мини-промежуточных акме зрелости (на каждом этапе обучения в разных сферах, в макро- и микропроявлениях) для своевременной минимизации возникающих у студентов профессионально-личностных дефицитов (в познании, общении, деятельности), затрудняющих приближение к оптимуму в студенческом периоде посредством создания атмосферы престижности достижения успешности на каждом отрезке их жизненного пути.

Деятельностный подход определяет направленность социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов на активное включение студентов в разнообразную практико-ориентированную, контекстную деятельность (учебную и квазипрофессиональную, максимально приближенную к будущей области труда) в аспекте апробации многочисленных обновленных трудовых функций и действий будущих специалистов, накопления опыта самореализации в области социально-трудовых отношений, овладения способами продуктивного самопроявления, самопрезентации, самоимиджирования, перспективного прогнозирования профессионального будущего.

Реализация деятельностного подхода позволяет рассматривать выпускников вузов как субъектов жизнедеятельности в контексте самостоятельного вариативного выбора области социально-профессиональных проб трудоустройства, овладения универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, альтернативного нахождения новых возможностей изменения и корректировки поведения, социально-ролевого функционала, ресурсов совмещения работы и обучения.

Выбор данных научных подходов очерчивает целостное представление о совокупности закономерностей социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов:

  • обусловленность продуктивности социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов задается характером комплементарного фасилицирующего взаимодействия студентов с преподавателями, специалистами отдела профориентационной работы и трудоустройства выпускников в прогнозировании профессионального будущего молодых людей и совместной выработке продуктивных способов и путей первичного выхода на рынок труда, обоснованном выборе предпочтительного варианта;
  • сформированность культуры трудоустройства выпускников вузов существенно определяется выстраиванием скоординированного социального партнерства вуза, работодателей, социальных институтов, общественности на долгосрочную перспективу с учетом социальных вызовов современного рынка труда и расширением опыта активного вовлечения молодых людей в разнообразие апробирования функционала соискателей рабочих мест (онлайн- и офлайн-форматы) с презентацией продуктивной поведенческой и коммуникативной модели будущего трудового поведения;
  • прогнозирование возможных профессионально-личностных акме-ориентированных изменений студентов определяется активизацией субъектной позиции молодых людей в рамках развития расширенной ответственности за овладение содержанием профильного высшего образования, максимальной саморегуляции и самоконтроля поведения, общения и деятельности при построении осознанной перспективы нахождения области первичной занятости и дальнейшей самореализации себя в профессии.

На основании содержания научных подходов и выделенных в исследовании закономерностей нами определены принципы прогностической модели, определяющие исходные положения практической реализации социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов: профессиональной направленности; ориентации на саморазвитие ключевых компетенций; субъектности; целесообразности и осознанной перспективы; деятельностного полифонизма.

3. Содержательный блок прогностической модели в логике последовательного воплощения цели — содержания — результата с учетом задач, реализуемых в данном блоке, отражает этапность осуществления изучаемого феномена: актуализация — вхождение в профессию; конкретизация — овладение профессиональной деятельностью; закрепление в выбранной сфере труда.

Поэтапное осуществление социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов реализуется посредством использования обоснованных в исследовании смысловых ориентиров (субъектность, фасилитация, партнерство) и стратегий (актуализации профессионально-личностного потенциала молодых специалистов; социально-педагогического ориентирования студентов на успешную самопрезентацию; активизации профессионального самоопределения и предоставления права выбора; скаффолдинга) изучаемого феномена [35].

Наиболее эффективными в достижении поставленного результата исследования выступают методы и формы данного вида содействия прогностической направленности: прогностические кейсы с центрацией на трудоустройство и карьерное продвижение («Решаем проблемы», «Трудный путь собеседования», «Таксономии целей Б. Блума, Р. Марцано»); тематические воркшопы («Устная и письменная коммуникация как базис успешности трудоустройства», «Гибкие навыки управления собой», «Познание мира конкуренции при трудоустройстве», «Действуем в команде», «Креативный подход к созданию собственного имиджа»); творческая лаборатория «Визуализация хронологических этапов прогностических планов профессионального будущего»; мастер-классы («Методика «10 шагов прогноза», «Успешность порождает успешность», «Графически-прогностические карты первичной занятости по профессии», «Древо профессионально-образовательного саморазвития»); тренинги на развитие коммуникативных качеств, лидерских и командных навыков; консультационный видеокурс «Устройство на работу»; образовательные коворкинги с приглашением успешных выпускников предыдущих годов; проектно-образовательные интенсивы («Разработка индивидуальной траектории формирования культуры трудоустройства студентов вузов с учетом критериев SMART (Specific — конкретность, Measurable — измеримость, Attainable — достижимость, Relevant — актуальность, Time-bound — ограниченность во времени); «Организационная самодиагностика образовательно-личностных дефицитов»; «Прокачка своих hard и soft-навыков» и т. д.

Значимым в данном блоке выступает разработка дорожной карты социального партнерства вузов с работодателями с позиции конкретизации шагов достижения целевых ориентиров исследования (логики, времени и содержательной характеристики их осуществления), выстраивания перспектив возможных путей их реализации, принятия обоснованного выбора альтернатив повышения уровня сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов и выявления ресурсных возможностей совместного действия для минимизации проблемных областей и достижения результативности социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования.

4. Организационно-технологический блок прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов определяет организационные условия (обеспечивающие оптимальное решение поставленных в исследовании и проектируемых задач):

  • реализация внеаудиторной программы формирования культуры трудоустройства студентов (коммуникативный, фасилитационный, социально-правовой, управленческий, психолого-педагогический, проектный, информационно-интерактивный модули) с использованием персонифицированности содержания деятельности отделов профориентационной работы и трудоустройства выпускников вузов;
  • насыщение учебного процесса смыслами перспективного трудоустройства студентов посредством вариативности и гибкости его содержания, введения факультатива, практикума по трудоустройству, определяющих накопление специально-профессиональных знаний студентов, необходимых для оптимального поиска работы, продуктивной реализации профессиональных планов;
  • использование ресурсов социального партнерства вузов, административных структур, органов занятости, работодателей, других заинтересованных структур как основы совместной, скоординированной, целенаправленной профессиональной подготовки студентов для первичного выхода на рынок труда с позиции высокого уровня сформированности культуры трудоустройства, подготовленности к конкуренции между соискателями рабочих мест.

5. Результативный блок прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов отражает динамику и уровни сформированности культуры трудоустройства по обозначенным в исследовании критериям (когнитивному, мотивационному, деятельностному) и соответствующим им показателям (знания о способах, этапах поиска работы, особенностях избираемой сферы профессиональной деятельности; представления о себе как субъекте трудоустройства; устремленность к трудоустройству по специальности и карьерному росту; адекватная самооценка; активность в проектировании профессионального пути и собственной трудовой занятости; готовность к реализации себя в профессии).

Обсуждение и заключение

На основании междисциплинарного анализа отечественной и зарубежной литературы, передового педагогического опыта в статье определены основные риски трудоустройства выпускников вузов, которые определяют возникновение негативных эффектов, осложняющих прогрессивное развитие субъектов образования, вузов, российской экономики, и актуализируют разработку прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов как базиса минимизации выявленных проблемных областей, затрудняющих выход студентов на рынок труда.

В статье уточнены основные понятия: а) трудоустройство выпускников вузов — целенаправленный процесс осмысленного поиска и получения молодыми людьми работы с учетом профессионально-личностных потребностей, образовательного уровня и полученной квалификации; б) социально-педагогическое содействие трудоустройству выпускников вузов — комплекс целенаправленной совместной деятельности участников образовательных отношений (преподавателей, студентов, администрации образовательных организаций высшего образования, специалистов отделов профориентационной работы и трудоустройства выпускников, работодателей, психологов) по решению задач последовательного формирования культуры трудоустройства молодых людей [36].

Определено, что прогностическая модель социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов рассматривается нами как педагогически целесообразно сконструированный идеальный образец, отображающий в упрощенной форме существенные свойства, структуру и параметры оригинала, взаимные связи между различными его блоками для определения возможных вариантов достижения перспективной цели формирования культуры трудоустройства студентов (как результата реализации прогностической модели) в ближайшем (в сфере высшего образования) и отдаленном будущем (в области первичного трудоустройства).

Установлено, что авторская модель как целостное образование, интегрирующее взаимосвязанные блоки, конструируется в рамках поиска новых социально-педагогических решений в сфере высшего образования (установление причинно-следственных связей, создание образа желаемого будущего, учет последствий конструирования вероятностного характера развития событий первичного трудоустройства) для достижения студентами успешности при выходе на рынок труда, регулирования сферы выстраивания перспектив получения ими высшего образования и осуществления правильного профессионально-жизненного выбора.

Целевой блок модели позволяет определить целевые ориентиры исследования, установить взаимосвязь и детализацию разработанных блоков модели с позиции обеспечения социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов.

Методологический блок авторской модели отображает концептуальные идеи акмеологического и деятельностного научных подходов, закономерностей и вытекающих из них общенаучных принципов изучаемого феномена, которые задают базисные ориентиры творческого поиска решения исследовательских задач, определяют конкретное содержательное наполнение, программно-технологическое обеспечение изучаемого феномена.

Содержательный блок прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов определяет поэтапное осуществление стратегий, методов и форм данного вида содействия прогностической направленности с учетом обоснованных смысловых ориентиров.

В организационно-технологическом блоке авторской модели представлены организационные условия, определяющие оптимальное функционирование модели.

Результативный блок прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов отображает критериальный инструментарий, позволяющий определить динамику и уровень сформированности культуры трудоустройства выпускников вузов и степень соответствия акме-ориентированных изменений молодых специалистов с идеально программируемой целью.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в апробации прогностической модели социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников в условиях вузов разной направленности и разработке на этой основе методических рекомендаций повышения уровня первичной занятости студентов и формирования в перспективе их оптимальной карьерной траектории.

×

About the authors

Ljubov G. Pak

Orenburg State Pedagogical University

Email: lyubov-pak@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7321-506X
Scopus Author ID: 57412139100
ResearcherId: AAB-7972-2020

Doc. Ped. Sci., Professor of Pedagogy and Sociology Department

Russian Federation, Orenburg

Elena G. Kameneva

Orenburg State Pedagogical University

Email: kameneva@yandex.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor, Vice-Rector in Social sphere

Russian Federation, Orenburg

Ljubov A. Kochemasova

Orenburg State Pedagogical University

Email: lkochem@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4972-1047
SPIN-code: 9218-5060
Scopus Author ID: 57204706899
ResearcherId: AAI -6342-2021

Cand. Ped.Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department

Russian Federation, Orenburg

Yulia A. Sokolova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: yuliababushkina@mail.ru

Head of Career Guidance Counseling and Graduates Employment Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Dashkova E.S., Dorohova N.V., Zenkova O.A. Research of processes of labour motives transformation and forms of employment in the conditions of innovative development of the economy. Russian journal of innovation economics. 2020. No. 2. Pp. 653–662.
  2. Lishchuk E.N., Kapelyuk S.D. Employment of young professionals in the russian labor market: key trends. Russian journal of labour economics. 2019. No. 3. Pp. 1079–1092.
  3. Mal’ceva V.A. What is wrong with the concept of job readiness in higher education? Economic Sociology. 2021. No. 2. Pp. 109–138.
  4. Soshnikova T.A. The role of social partnership in the regulation of employment and employment problems. Obrazovanie i pravo. 2021. No. 8. Pp. 284–290.
  5. Barlukov A.M., Nimaeva E.D. On promotion of the employment of graduates and independent assessment of the quality of educational activities (the case of buryat state university). BSU bulletin. Economy and Management. 2021. No. 4. Pp. 18–23.
  6. Vyazova N.S. Formirovanie mekhanizma upravleniya zanyatost’yu molodezhi na osnove ispol’zovaniya potenciala chelovecheskogo kapitala [Formation of a mechanism for managing youth employment based on the use of the potential of human capital]: avtoref. dis. … kand. ekonom. nauk. St. Petersburg, 2021. 22 p.
  7. Zeer E.F., Cerkovnikova N.G., Tret’yakova V.S. Digital generation in the context of predicting the professional future. The Education and Science Journal. 2021. Vol. 23. No. 6. Pp. 153–184.
  8. Ivanova I.A., Pulyaeva V.N. Best regional practices for general employment promotion. Kreativnaya ekonomika. 2021. No. 4. Pp. 1539–1556.
  9. Bodalev A.A. Akmeologiya razvitiya cheloveka: fenomenologiya, zakonomernosti, mekhanizmy [Acmeology of human development: phenomenology, patterns, mechanisms]. Man and Education. 2007. No. 3–4. Pp. 13–18.
  10. Derkach A.A. Development of acmeology: achievements, problems, prospects. Narodnoe obrazovanie. 2020. No. 3 (1480). Pp. 57–64.
  11. Kuz’mina N.V. Akmeologicheskaya teoriya fundamental’nogo obrazovaniya (sozidaniya duhovnyh produktov v svojstvah sub»ektov obrazovaniya sredstvami uchebnyh disciplin): monografiya [Acmeological theory of fundamental education (creation of spiritual products in the properties of educational subjects by means of educational disciplines)]. St. Petersburg: Izd-vo NU «Centr strategicheskih issledovanij», 2012. 382 p.
  12. Pautova L.E., Zharinova E.N. Acmeological technologies of development and assessment of professional and educational activity productivity. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2021. Vol. 10. No. 3. Pp. 197–208.
  13. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: AST: Astrel’, 2008. 672 p.
  14. Leont’ev A.N. Psihologicheskaya teoriya deyatel’nosti. Vchera, segodnya, zavtra [Psychological theory of activity. Yesterday, today, tomorrow]. Moscow, 2006. 392 p.
  15. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, 2018. 714 p.
  16. Tolochek V.A. Professional career: research, results, possible prospects. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2019. Vol. 8. No. 1. Pp. 19–29.
  17. Shushkova E.A. Pervyj shag k professional’noj kar’ere [The first step towards a professional career]. Molodoj uchenyj. 2021. No. 31-1 (373-1). Pp. 86–88.
  18. Petrov A.Yu., Petrov Yu.N., Ginzburg Ya.V. Modeling of competence and personal development of a competitive college student. Kant. 2021. No. 3(40). Pp. 252–257.
  19. Small L., Shacklock K., Marchant T. Employability: a contemporary review for higher education stakeholders. Journal of Vocational Education and Training. 2017. No. 70(1). Pp. 1–19. doi: 10.1080/13636820.2017.1394355
  20. Yanguo J., Preeti P., Chalk P. Facilitating the Impact of Graduates on Student Employability. Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2015. Vol. 10. No. 2. Pp. 23–31. doi: 10.11120/ital.2011.10020023
  21. Cheng M., Adekola O., Albia J., Cai S. Employability in higher education: a review of key stakeholders’ perspectives. Higher Education Evaluation and Development. 2022. Vol. 16 No. 1. Pp. 16–31. doi: 10.1108/HEED-03-2021-0025
  22. Sin C., Neave G. Employability deconstructed: perceptions of Bologna stakeholders. Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. No. 8. Pp. 1447–1462. doi: 10.1080/03075079.2014.977859
  23. Duong N.T., Pham Thi T.D., Ngo Q.Ch., Pham V.K. Welcome to work in Taiwan! Investigation of international students’ employment opportunities. The Education and science journal. 2021. No. 23(5). Pp. 99–115. doi: 10.17853/1994-5639-2021-5-99-115
  24. Dust S.B., Rode J.C., Arthaud-Day M.L., Howes S.S., Ramaswam A. Managing the self-esteem, employment gaps, and employment quality process: The role of facilitation- and understanding-based emotional intelligence. Journal of Organizational Behavior. 2018. Vol. 39. No. 5. Pp. 680–693. doi: 10.1002/job.2265
  25. Brewer L. Enhancing youth employability: What? Why? and How? Guide to core work skills. International Labour Office, Skills and Employability Department. Geneva: ILO, 2013. 45 p.
  26. Brown P., Souto-Otero M. The End of the Credential Society? An analysis of the Relationship between Education and the Labour Market Using Big Data. Journal of Education Policy. 2020. Vol. 35. No. 1. Pp. 95–118. doi: 10.1002/job.2265
  27. Mason G., Williams G., Cranmer S. Employability Skills Initiatives in Higher Education: What Effects do They Have on Graduate Labour Market Outcomes? Education Economics. 2009. Vol. 17. No. 1. Pp. 1–30. doi: 10.1080/09645290802028315
  28. König L.S., Ribarić, H.M. Is there a mismatch between employers’ and university teachers’ perceptions on graduate employability in Croatia? Journal of Management Issues. 2019. Vol. 24. No.1. Pp. 87–102. doi: 10.30924/mjcmi.24.1.6
  29. Williams S., Karypidou A., Steele C., Dodd L. A personal construct approach to employability: comparing stakeholders’ implicit theories. Education + Training. 2019. Vol. 61. No. 4. Pp. 390–412. doi: 10.1108/ET-08-2017-0112
  30. Bridgstock R., Grant-Iramu M., McAlpine A. Integrating career development learning into the curriculum: Collaboration with the careers service for employability. Journal of Teaching & Learning for Graduate Employability. 2019. Vol. 10(1). Pp. 56–72. doi: 10.21153/jtlge2019vol10no1art785
  31. Blackley S., Luzeckyj A., King Sh. Revaluing higher education: learning(s) and teaching(s) in contested spaces. Higher Education Research & Development. 2020. Vol. 39(1). Pp. 1–12. doi: 10.1080/07294360.2020.1689604
  32. Tymon A. The Student Perspective on Employability. Studies in Higher Education. 2011. Vol. 38(6). Pp. 841–856. doi: 10.1080/03075079.2011.604408
  33. Stoten D. Employability: a contested concept in higher education. Journal of Pedagogic Development. 2018. Vol. 8. No. 1. Pp. 9-17.
  34. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 14.12.2021 № 3581-r «Ob utverzhdenii Dolgosrochnoj programmy sodejstviya zanyatosti molodezhi na period do 2030 goda» // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty v Rossijskoj Federacii. https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14122021-n-3581-r-ob-utverzhdenii/ (accessed June 24, 2022).
  35. Pak L.G., Kameneva E.G., Kochemasova L.A. Leading ideas of the acmeological concept of social and pedagogical assistance to the employment of university graduates. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal. 2021. No. 4 (40). Pp. 235–252.
  36. Pak L.G., Kameneva E.G., Kochemasova L.A., Sokolova Yu.A. Theoretical bases of socio-pedagogical facilitation of employment of university graduates. Innovation in Education. 2021. No. 11. Pp. 24–35.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Pak L.G., Kameneva E.G., Kochemasova L.A., Sokolova Y.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies