Важность развития здоровых личных границ студентов для формирования устойчивого баланса между работой и личной жизнью

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается важность создания личных границ у студентов для формирования устойчивого баланса между работой и личной жизнью в их дальнейшей профессиональной деятельности. В работе исследуются виды личных границ и способы их отстаивания. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: изучить основные теоретические подходы к описанию личных границ; выявить типологию, виды и функции личных границ; проанализировать виды нарушения личного пространства у студентов; рассмотреть способы исправления нарушений и отстаивания границ. Упор делается на выявление наличия личного пространства и умения отстаивать социальные границы у студентов. Студенты находятся на заключительном этапе процесса формирования своей личности, в моменте перехода от детства к взрослой жизни, и потому их психологическое состояние особенно противоречиво: заложенные родителями основы отходят на второй план, а все недосказанное восполняется за счет личных амбиций и самостоятельного изучения окружающего мира. Часто неверный подход родителей к воспитанию детей в детстве находит отражение в студенчестве и порой может быть главной причиной нарушения личных границ, которая часто имеет весомое значение в студенческой жизни и дальнейшей рабочей деятельности. Потому изучение темы суверенного пространства у студентов приобретает особую актуальность. В качестве методов изучения обозначенной проблемы был применен комплексный анализ теоретических основ темы личных границ и результатов проведенного анкетирования, которые подтвердили предположение о необходимости более глубокого освещения данной темы и ее дальнейших исследований. Подобные методы в дальнейшем могут быть полезны для реализации грамотного подхода к воспитанию людей с устойчивой и здоровой психикой, которая окажет положительное воздействие на их положение в обществе и трудоспособность.

Полный текст

Вступление

Начиная с 20 века, тема личных границ исследуется очень активно. Индивидуальная автономия – одна из главных целей, к которой люди идут на протяжении всей своей жизни. Люди рождаются без понимания границ и в течение жизни приобретают разные виды. Тема личных границ в последнее время стала наиболее актуальной и активно исследуется. Многие психологи (Э. Хартман, З. Фрейд, В. Бион, Д. Винникотт, М. Клейн, М. Малер, В. Тауск, П. Федерн, Д. Брэдшоу, К. Левин, Н. Браун) - посвятили их работы личной автономии.

Многие исследователи изучали тему личных границ детей. Хорошо известно, что основы личных и социальных границ закладываются в юном возрасте. Однако, в данной статье основное внимание уделяется изучению личностных границ у студентов на этапе подготовки человека к профессиональной деятельности. Тема важности личностных границ в период профессиональной деятельности чрезвычайно актуальна, ведь работник, умеющий отстаивать свои личные границы, не только легче адаптируется в коллективе, но и в процессе деятельности способен оценивать свое внутреннее состояние. Более того, такой человек понимает, когда ему нужен отдых, и не боится говорить об этом с руководством [1]. В результате работодатель получает психологически устойчивого сотрудника, полностью погруженного в рабочий процесс, умеющего отдыхать в свободное время. Такой сотрудник будет особенно востребован в стабильном мире. К сожалению, в связи с цифровизацией, быстро меняющимися экономическими кризисами, постоянными стрессовыми ситуациями и высокой конкуренцией, современному человеку становится все труднее соблюдать личные границы.

Таким образом, представление о личных границах, а особенно о проблеме их нарушения, значимо практически для каждого человека. Кроме того, нарушение личностных границ может привести к развитию различных неврологических и других заболеваний и, как следствие, препятствовать развитию и становлению личности человека. Создание здоровых границ и более устойчивого баланса между работой и личной жизнью помогут сотрудникам добиться благополучия и продуктивности. Но это требует преодоления представлений, а иногда и культурных особенностей. В любом случае, понимание личных границ должно создать более здоровый ритм между работой и личной жизнью.

Обзор литературы

Тема личных границ всегда была актуальна и активно изучается в таких науках, как психология, социология и философия. Психологи Андронникова О.О., Волохова [2] и Нартова-Бочавер С.К. [3] в своих работах тщательно исследовали психологические границы и пространство личности. Рягузова Е.В.[4], Сахарова Н.А., Щукин Ю.В. [5], Буравцова Н. [6] изучали феномен «личностных границ», их виды и функции. Отдельно следует выделить «Основы современной психотерапии» Линде Н. Л. [1], так как в этом источнике рассматривается как личность в целом, так и личные границы.

Андронникова О.О. и Волохова В.И. в своей статье «Психологические границы виктимной личности» [2] обращают внимание на то, что такое психологические границы, описывают их виды и показывают важность формирования виктимной личности. Таким образом, данное исследование свидетельствует о наличии ряда особенностей формирования психологических границ виктимной личности. Важно отметить, что нарушения психологических границ личности напрямую связаны с переживанием деструктивных детских событий и нарушением эмоциональных связей с существующей значимой сетью.

Линде Н.Л. выделяет различные виды нарушения личных границ [1]. Среди них она упоминает слияние, ретрофлексию, интроекцию, проекцию и дифлексию. Более того, автор дает собственные советы по гештальт-терапии для укрепления личных границ. [1, с.107]

В то же время известный российский психолог Нартова-Бочавер С.К. дает подробное описание теорий ученых относительно личных границ, а также излагает собственную теорию психологического пространства личности [3]. В заключение автор констатирует, что основной идеей исследования было рассмотрение личности как человека, стремящегося защитить свое психологическое пространство и индивидуальность. Эти стремления лежат в основе личных границ.

Личные границы — это границы, отделяющие внутренний мир, личное «я» человека от внешнего мира [7]. В философии и психологии психологические границы определяются по-разному. Таким образом, могут встречаться такие понятия, как «личное психологическое пространство», «границы духовного Я», «личное пространство», «контактные границы». Чтобы не вдаваться в подробности, в статье все они считаются одинаковыми.

Согласно Нартовой-Бочавер С.К., ребенок постепенно отделяется от матери, создавая физические границы с самого рождения. Автор подчеркивает, что физическими границами являются тело человека и пределы личного пространства [3, с. 89]. Эти границы отделяют тело человека, его территорию, все, что принадлежит ребенку, от всего, что не является его собственностью. К ним же относится осознание того, где заканчивается часть их собственности и начинается чужая.

Со временем у человека вырабатываются духовные границы. Дети отделяют свою личность от личности родителей. Духовные границы включают убеждения, ценности и интересы человека. Отсутствие четких духовных границ позволяет другим влиять на самосознание человека, навязывать мнения и интересы.

Следующий этап посвящен посещению детского сада или школы, где дети оказываются в обществе и должны контактировать с новыми людьми. Нартова-Бочавер С. К. изображает, что социальные границы определяются местом, положением, статусом человека в группе и связаны с усвоением им правил и норм той социальной группы, в которую он или она включены [3, с. 89]. Эти границы определяют уровень ответственности, где заканчиваются границы одного человека и начинаются границы другого. В основном, они закреплены в правилах и законах общества.

Личные границы имеют некоторые функции и свойства. Разные авторы и исследователи выделяют разные функции личностных границ. Так, Сахарова и Щукин описали некоторые функции психологических границ личности [5, с. 5].

В первую очередь, авторы указывают на невпускающую функцию. Этот термин означает, что границы могут стать непроницаемыми для любого внешнего воздействия, и что человек способен отказаться от оказываемого на него воздействия, оттолкнуть его.

Следующая функция, которую следует выделить, — это проницаемая функция, обратная невпускающей. Она характеризуется тем, что если человек доверяет другому человеку и обладает уверенностью в себе, граница пропускает это внешнее воздействие. То есть эта функция отвечает за принятие некоторых людей, влияющих на личное пространство, если человек того желает.

Далее идет вбирающая функция. Это означает, что границы притягивают то, что нужно из внешнего мира. Эта функция предполагает внутреннее право человека на удовлетворение своих потребностей [5, с. 5]. Человек может просить о помощи, показывать и удовлетворять свои потребности.

Следующая функция — отдающая. Она отвечает за выражение человеком своих чувств и эмоций. Границы выпускают из человека внутренние импульсы во внешний мир.

Сдерживающая функция, в отличие от отдающей, отвечает за возможность сдерживания, если это необходимо. Границы не выпускают внутренние эмоции, энергию из человека в окружающий мир.

И последняя функция — это спокойно-нейтральная. Ею выражается спокойное состояние человека, если он не заинтересован в активном взаимодействии с внешней средой в настоящий момент.

Помимо этого, выделяют и другие функции личных границ. Описанные выше — лишь один из вариантов типологии. Для сравнения, в статье Рягузова выделены такие функции, как: интегративная; дифференцирующая; защитная; акцентирующая; функция формирования способности к различению, позволяющая устанавливать признаки отличия; развивающая [4]. То есть, в современной психологии существует достаточно большое разнообразие функций, которые выполняют личностные границы.

Однако стоит отметить, что четкого и общепринятого понятия термина «личные границы» не существует. Исследователи адаптируют личностные границы к своим сферам деятельности и в зависимости от них дают собственные определения понятия. То же самое касается функций и типов личных границ.

Отдельный важный пункт в изучении границ личности посвящен видам их нарушений и способам их отстаивания. На эту тему написано множество современных книг, что свидетельствует о ее актуальности и по сей день. Наиболее важными и актуальными являются методы отстаивания границ личности. Но без знания того, каким способом нарушаются эти самые границы, нельзя четко выявить способы их защиты.

Линде Н.Д. в своей книге «Основы современной психотерапии» подчеркивает важность методов гештальт-терапии в лечении личностных границ [1, с.107]. Линде описала пять основных типов нарушения границ Эго: слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция и дифлексия.

  1. Слияние. Данному типу нарушения границ личности характерно то, что человек не разделяет свои чувства и чувства чужого человека. То есть он не ощущает границы между собой и внешним миром, другими людьми, может воспринимать их чувства как свои, находится в своем роде в слиянии. В отношениях между матерью и новорожденным ребенком такое слияние является нормой. Но если в дальнейшем ребенка не разлучить, такое слияние приводит к серьезным психическим расстройствам и искажению отношений с социумом. Человек продолжает воспринимать себя как часть личности другого человека, что препятствует возникновению автономности и самостоятельности.
  2. Ретрофлексия. Как отмечает Н.Д.Линде данный термин «в переводе означает «резкий поворот на себя»» [2, с.114]. При этом нарушении люди разделяют самих себя внутри. Они проводят границу между личностью и средой внутри себя и в итоге относятся к себе как к объекту воздействия. То есть их личность делится на то, что осуществляет деятельность, и на то, на что это же действие направлено. Таким людям может быть стыдно за себя. [2, с. 114]. Они становятся врагами самим себе.
  3. Интроекция. Слово интроекция состоит из двух частей intro (внутрь) и iacio (бросая, кладу), на основе этого можно понять, что интроекция – это когда что-то кладут внутрь человека, внутрь его личности, закладывают какие-то идеи, мысли и убеждения. Люди с нарушением Эго в виде интроекции принимают в себя без обрабатывания и переработки установки и убеждения, частички личности других людей. Эти части чужой личности усваиваются в человеке с интроекцией, и этот человек не может их контролировать, они могут вступать в конфликт между собой. Два каких-либо противоречивых убеждения в одном человеке не позволяют ему согласиться с каким-то из них, они «раздирают его на части» [1, с. 114]. Усваивая чужие убеждения и мысли, человек не может развивать самого себя как личность, находить свои собственные мысли.
  4. Проекция. В данной ситуации человек переносит на других людей части своей личности, приписывает свои чувства и эмоции другому человеку. Это нарушения границ Эго, обратное интроекции. Человек не осознает собственные мысли, возможно отрицает их, и пытается проецировать их на других людей.
  5. Дифлексия. Она проявляется в том, что человек идет на прекращение прямого контакта с другими людьми и с самим собой на проблемные темы. Он не знает своих желаний и границ, прячется и напускает туман в свои слова, чтобы избежать контакта и переводит разговор на безопасные темы. Он рассуждает на банальные темы и говорит общие фразы, не проявляет эмоций и игнорирует важность разговора, все чтобы избежать близкого контакта с людьми и своим собственным опытом.

Таким образом нарушения персональных границ человека могут быть разных типов, но все они приводят к очень печальным последствиям для человека и его нервной системы в целом. Поэтому для здоровья человека, для достижения целостной личности необходимо исправлять нарушения персональных границ и уметь отстаивать их.

Пожалуй, самая важная часть, по крайней мере, для обычных людей, в изучении личных границ — это способы из защиты и отстаивания. К сожалению, у большинства людей наблюдаются нарушения в формировании границ. В результате многие взрослые не могут отказать в просьбе, разобраться в чужих проблемах, с трудом могут высказать собственное мнение и соглашаются на работу, которую делать не собирались. Известные исследователи обычно изучают не столько отстаивание, сколько гармонизацию личных границ в случаях, когда они уже нарушены.

Личные границы позволяют людям строить и охранять свой уникальный мир. Они защищают личную самооценку и помогают расставлять приоритеты в жизни. Благодаря личностным границам человек может быть в какой-то момент сильным, или слабым и, главное, всегда оставаться честным в собственном восприятии.

Главной особенностью здоровых границ является их гибкость. Они позволяют людям адаптироваться к стрессовым факторам. Чтобы изменить свою жизнь необходимо:

- избегать опасных или неприятных ситуаций (если не физически, то хотя бы эмоционально),

- спокойно, без вины отказывать людям, если это требуется

- быть рядом только с теми людьми, с которыми комфортно и безопасно общаться

- учитывать свои интересы и интересы других.

Важно отметить, что нарушения личных границ обычно возникают в детстве, поэтому это становятся отправной точкой начала формирования границ. Многие личные проблемы также связаны с несформировавшимися границами. Когда психологические границы личности нарушают, человек теряет способность адекватно выстраивать социальные коммуникации. Такой человек склонен к погружению в переживания других людей. В результате многие школы психотерапии разрабатывают способы формирования личных границ в детстве и среди взрослых.

Одним из таких способов является бодинамический анализ Л. Марчер, который кратко изложен в статье Н.А. Сахаровой и Ю.В. Щукина. Это направление телесной психотерапии, основанное на модели моторного, социального и психологического развития, делающее акцент на пробуждении телесного Эго клиента через активацию его моторных и психологических ресурсов [5, с. 6]. Марчер выделила десять направлений развития Эго и несколько стадий развития границ, на каждой из стадии устанавливается связь между специфическими моторными и психологическими функциями. То есть каждая мышца тела воплощает определённое психологическое содержание и связана с Эго-функцией. И в рамках данного подхода были разработаны определенные блоки упражнений, направленные на мышцы, связанные с личными границами, что в теории позволит изменять состояние психологических границ. Данный подход ещё исследуют.

Фредерик Перлз также писал о терапии лечения границ. В целом, гештальт-терапия направлена ​​на создание и укрепление целостного образа человека, что невозможно без выстраивания четких личностных границ. Вообще, в гештальт-терапии очень много техник, направленных на создание целостного «Я», поэтому они помогают и с развитием личностных границ.

Наличие умеренных личностных границ позволяет людям чувствовать себя более раскованно, уверенно в отношениях с другими людьми. Эти обстоятельства также делают их более конкурентоспособными, готовыми к изменениям. Грамотно выстроенное суверенное пространство человека позволяет ему больше времени уделять исследованию собственного разума, придает ценность собственным чувствам и потребностям, что снижает риск появления психических и других заболеваний [8].

Итак, для того чтобы исправить нарушения личных границ существует достаточно много разнообразных способов. Важным является то, что нарушения идут из момента начала развития личных границ, поэтому одной из первостепенных задач для родителей является правильное взаимодействие с личным пространством ребенка и обучение тому, как отстаивать его личные границы.

К сожалению, как отмечалось выше, нарушение личных границ может происходить как в студенческой, так и во взрослой жизни. Несомненно, это влияет на производительность сотрудников в компаниях. Личная и профессиональная идентичность оказывают непосредственное влияние на профессиональный опыт. Если сотрудник не может отстоять свое личное мнение и пространство, это приведет к тому, что он не сможет отстаивать позицию компании. Более того, это может привести к неправильному восприятию собственного состояния, потребностей и запросов. Такие люди не чувствуют усталости или переутомления, теряют баланс между работой и личной жизнью. В результате, - у них проблемы не только в личной жизни, но и со здоровьем. Так что, в итоге, работодатель получает «работника-инвалида», не способного контролировать собственные потребности.

Материалы и методы

В рамках нашего личного исследования границ мы провели эмпирическое исследование. В нем приняли участие студенты Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского Государственного Экономического университета. Все респонденты имеют оконченное среднее общее образование и в настоящее время являются студентами второго, третьего и четвертого курсов университета. Общая выборка опроса составила 30 студентов (N = 30, мужчин – 16,7%, женщин – 83,3%, средний возраст – 19,7 лет).

Для реализации поставленных задач были определены выборка и методы исследования; все респонденты дали информированное согласие на обработку данных. Студентам было предложено пройти 2 теста под названием «Как у тебя с личными границами?» и «Умеете ли вы охранять свое личное пространство?», а также наш собственный опрос.

Первый опросник, созданный специально для исследования, включает наиболее актуальные для нас и нашего окружения вопросы: 1) Знакомы ли вы с понятием «личные границы»? 2) Используете ли вы этот термин в своей повседневной жизни? 3) Когда, по вашему мнению, у человека начинают формироваться личные границы? 4) Важно ли, будучи родителем, уважать личные границы ребенка и учить его их отстаивать? 5) Ваши родители рассказывали вам когда-нибудь о личных границах и их значимости? 6) Достаточно ли освещена тема личных грани, по вашему мнению, и стоит ли освещать ее больше? 7) По вашему мнению, наличие у человека устойчивых личных границ дает ему преимущество в процессе работы и взаимодействия с обществом? В этой части нашего исследования использовался метод интервьюирования, который кажется нам наиболее подробным и глубоким, позволяющим определить вопросы, которые могут волновать студентов.

Второй тест называется «Как у тебя с личными границами?» [9]. Выбор данного метода теоретического анализа, направленный на изучение теоретической части и сопоставление с ответами респондентов, помог нам выявить проблему неосведомленности студентов о наличии или отсутствии у них суверенных границ.

Третий тест «Умеете ли вы охранять свое личное пространство?» [10] объединил темы двух предыдущих и позволил рассмотреть их с помощью метода сравнительного анализа. Он показал полную картину понимания темы студентами.

Результаты всех трех тестов были изучены, проанализированы с помощью метода контент-анализа и использованы для понимания темы и психологической составляющей мышления студентов.

Результаты

Для детального рассмотрения темы исследования итоги двух тестов были наглядно представлены на диаграммах и подытожили результаты опросов авторов.

Анкета, состоящая из 7 вопросов, показала, как человек реагирует на просьбы коллег, близких, умеет ли он устанавливать границы в общении и говорить «нет», если это необходимо, или всегда готов помочь, даже если это приносит ему во вред.

По ее результатам мы смогли выяснить, что тема личных границ недостаточно освещена в обществе. Половина студентов никогда не использовали рассматриваемое понятие в повседневной жизни. 90% студентов отметили, что их родители никогда не говорили им о личных границах и значимости этого явления в их жизни. При этом 50% студентов считают, что человек формирует личностные границы в процессе жизни. Но все студенты уверены, что стабильные личные границы дают преимущество в рабочем процессе и могут оказывать влияние на карьерный рост. Все это свидетельствует о том, что затронутая нами тема остается «в тени» и важна для ее дальнейшего и более детального рассмотрения.

Затем, по результатам теста «Как у тебя с личными границами?» оказалось, что более половины студентов знакомы с понятием личных границ и способами их отстаивания. Более того, они пытаются применять это на практике в своей личной жизни. Однако ни один из молодых людей не выбрал 15 «правильных» ответов из 15, что свидетельствует о неполном освещении данной темы. Опрос особенно интересен тем, что включает высказывания о жизненных ситуациях и советы по их разрешению.

Рисунок 1. Тест 2. Как у тебя с личными границами?

Третий этап опроса был представлен психологическим тестом, состоящим из 12 вопросов под названием «Умеете ли вы охранять свое личное пространство?». Результатами теста стали баллы от 1 до 47 и краткая характеристика студентов, их способностей к отстаиванию личных границ. На основе этого удалось выделить 4 характеристики студентов:

  1. Те, кто набрали менее 20 баллов, – позволяют окружающим оккупировать их личное пространство
  2. Студенты, набравшие от 20 до 30 баллов, - вторгаются на территорию других людей
  3. Набравшие от 30 до 40 баллов люди – умеют защищать свое пространство
  4. Студенты, у которых результат более 40 баллов, - защищают свою территорию

Результаты отражены в диаграмме.

Рисунок 2. Тест 3. Умеете ли вы охранять свое личное пространство?

Таким образом, этот тест помогает понять, есть ли у человека проблемы, связанные с его личными границами и умением их защищать. Это также позволяет участникам выявить свои слабые стороны, и заставляет задуматься о более детальном рассмотрении данной темы. Уникальность этого эксперимента заключается в том, что каждый человек помимо результатов получает небольшое описание своего характера и отношений, которые он выстраивает с окружающими.

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что большинство студентов не знакомы с понятием личных границ или сталкиваются с ним достаточно редко. Такая картина свидетельствует о непонимании взрослыми темы и наличии явных нарушений собственного пространства.

Обсуждение и выводы

В настоящее время личные границы – это тема, которая волнует многих: не только исследователей, но и обычных людей, особенно любознательных студентов, имеющих неустойчивую психику на данном этапе саморазвития. Это, безусловно, влияет на их жизнь, в течение которой они приобретают рабочие навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Поэтому проблема личностных границ актуальна для изучения.

В исследовании исследуется вопрос личных границ, их виды и функции, а также проблемы нарушения и защиты. Для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач на основе нескольких публикаций: мы изучили основные теоретические подходы к описанию личностных границ и выяснили, что эта тема исследовалась многими учеными с разных сторон; мы также рассмотрели типы и функции личных границ. Существует много исследований, посвященных классификации типов личностных границ.

В ходе исследования была проанализирована типология нарушений личностных границ Ф.Перлза на основе гештальт-терапии. Было рассмотрено пять видов нарушения границ, каждое из которых, несомненно, губительно для личности человека: слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция и дифлексия. Были исследованы различные способы исправления нарушений личного пространства и защиты границ. Наиболее интересным и инновационным представляется метод Л. Марчер. Однако до конца он еще не изучен. Затем мы применили все полученные теоретические знания на практике. Все пройденные студентами тесты показывают, что студенческое сообщество не всегда осведомлено о своем личном пространстве и не может с ним успешно работать.

Наше исследование указывает на необходимость изучения суверенного пространства в студенческом сообществе. Такой подход может привести к созданию здорового и трудоспособного общества, что важно для успешного будущего. Итак, мы считаем, что эта статья может стать хорошей основой для будущих исследований.

×

Об авторах

Мария Сергеевна Волкова

Санкт-Петербургский государственный университет экономики

Email: 25mar.fresh@gmail.com

студентка 2-го курса по специальности «Международные отношения»

Россия, Санкт-Петербург

Анастасия Андреевна Силивоненко

Санкт-Петербургский государственный университет экономики

Email: sav_sevas@mail.ru

студентка 2-го курса по специальности «Международные отношения»

Россия, Санкт-Петербург

Любовь Владимировна Фиалкина

Санкт-Петербургский государственный университет экономики

Автор, ответственный за переписку.
Email: fialkina@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6536-9613

ссистент, гуманитарный факультет, кафедра английского языка №Ф2

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Linde N.L. Osnovy sovremennoj psihoterapii. [Fundamentals of modern psychotherapy]. Moscow: Academia. 2002. 208 p.
  2. Andronnikova O.O., Volokhova V.I. Psychological borders victimization personality. Siberian Pedagogical Journal. 2018. No. 2. Р. 111–118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-granitsy-viktimnoy-lichnosti (accessed: March 08, 2022).
  3. Nartova-Bochaver S.K. Psihologicheskoe prostranstvo lichnosti: monografiya. [Psychological space of the individual: monograph]. Moscow: Prometheus, 2005. 312 p. URL:http://psychlib.ru/mgppu/NPp-2005/NPp-311.htm#n2 (accessed: March 04, 2022).
  4. Ryaguzova E.V. Kinds and functions of borders in psychological research. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2011. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-funktsii-granits-v-psihologicheskih-issledovaniyah (accessed: February 27, 2022).
  5. Sakharova N.A., Shchukin Y.V. Fenomen «psihologicheskie granicy lichnosti» v psihologii. [Phenomenon of «psychological boundaries of personality» in psychology]. Dubna Psychological Journal. 2014. No. 3. P. 1–9. URL: https://psyanima.su/journal/2014/3/2014n3a1/2014n3a1.pdf (accessed: February 15, 2022).
  6. Buravtsova N. Vliyanie lichnostnyh granic na cennostno-smyslovuyu sferu studentov. [The influence of personal boundaries on students’ value-semantic sphere]. Higher Education in Russia. 2008. No. 6. P. 138–142.
  7. Miller J., Lambert V. Lichnye granicy. Kak ih ustanavlivat’ i otstaivat’. [Personal Boundaries. How to set them up and defend]. 2018. 262 p.
  8. Martirosyan K.V. The sovereignty of personal space as a subject of theoretical and empirical psychological research. Online-journal «Science». 2013. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverennost-lichnogo-prostranstva-kak-predmet-teoreticheskogo-i-empiricheskogo-psihologicheskogo-issledovaniya/viewer (accessed: March 20, 2022).
  9. Website «psiholog-rnd.ru». Test «What about your personal boundaries?». URL: https://psiholog-rnd.ru/test (accessed: February 02, 2022).
  10. Website «Psychologies». Test “Do you know how to protect your personal space?”. URL: https://www.psychologies.ru/tests/test/480/ (accessed: February 10, 2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1

Скачать (63KB)
3. Рис. 2

Скачать (45KB)

© Волкова М.С., Силивоненко А.А., Фиалкина Л.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.