Этнолингвистика и фольклорная поэтика. 4. «Мать превращает сына в змея»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу болгарских народных песен «Мать превращает сына в змея», которые отличаются уникальным мифологическим сюжетом и описывают превращение человека в гибридное существо – получеловека-полузмея в результате колдовских действий матери. В центре исследования – структура песни и комбинация повторяющихся и уникальных содержательных блоков. Особое место уделяется мифологическим аспектам – описанию цыганок как носительниц магического знания, травам, разлучающим супругов, приготовлению колдовского зелья, характеристике того, как демонологический персонаж представлен в песне и в других фольклорных жанрах. Показан эксплицитный дидактизм песни – на примере расправы с матерью транслируются представления о том, что клевета, ненависть в семье, черная магия наказуемы. В заключении содержатся основные выводы по изображению этнографической реальности средствами фольклорной поэтики.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Ирина Александровна Седакова

Институт славяноведения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: ised@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9252-5407

доктор филологических наук, зав. отделом

Россия, Москва

Список литературы

  1. Агапкина Т. А. Еще раз об инерции в заговорах (заметки на полях архивных материалов) // Славяноведение. 2023. № 6. С. 30–44.
  2. Ангелов Д. Представи за «другия» в българския песенен фолклор // Българска етнография. 1997. 1–2. С. 109–121.
  3. Арнаудов М. Основни черти в езика и стила на народната песен // Българско народно творчество / ред. Г. Керемидчиев. София: Народна просвета, 1950. С. 236–270.
  4. Баева В. Съвременни устни разкази за змея в с. Пирин: фолклорен образ и идентичност // Фоклор. Разказване. Религиозност. Юбилеен сборник в чест на Албена Георгиева / съст. А. Иванов, В. Баева, Л. Гергова, М. Борисова, Я. Гергова. София: Издателство на БАН «Марин Дринов», 2016. С. 227–241.
  5. Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005. 288 с.
  6. Беновска-Събкова М. Змеят в българския фолклор. София: Изд-во на БАН, 1992. 168 с.
  7. Бер-Глинка А. И. Змея как сексуальный и брачный партнер человека (Еще раз о семантике образа змеи в фольклорной традиции европейских народов) // Культурные взаимодействия. Динамика и смыслы. Сборник статей в честь 60-летия И. В. Манзуры / под ред. С. Церны и Б. Говедарицы. Кишинев: Высшая антропологическая школа, 2016. C. 435–577.
  8. Вакарелска Д. Редки и остарели думи в българския епос // Език и поетика на българския фолклор. София: Изд-во на БАН, 1980. С. 147–151.
  9. Георгиева Ив. Българска народна митология. София: Изд-во на БАН, 1993. 256 с.
  10. Голант Н. Г., Рыжова М. М. «Влашка магиja», русская эзотерическая литература и интернет: магические практики одной знахарской семьи из восточной Сербии // Балканский тезаурус: коммуникация в сложно-культурных общества на Балканах / И. А. Седакова (отв. ред.), М. М. Макарцев, Т. В. Цивьян. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. С. 129–133.
  11. Гура А. В. Символика животных в славянской наpодной тpадиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.
  12. Иванов В. В. Змей // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 387–389.
  13. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. 247 с.
  14. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 340 с.
  15. Мишев Г. Поливки – ритуални измивания. София: Shambala, 2020. 123 с.
  16. Мишев Е., Недялкова Е. 77 и половина чудни растения. Народна вяра, магия и лечение. София: Ракета, 2021. 254 с.
  17. Молерови Д. и К. Сборник за Банско и банскалии. София: Сиела – Софт енд паблишинг, 2006. 584 с.
  18. Плотникова А. А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М.: Индрик, 2004. 768 с.
  19. Попов Р. Характеристика на българските вярвания за змея // Българска етнология. София, 1983. 1. С. 42–52.
  20. Рајковић Љ. Родоскрнављења у народним песмама Тимочке крајине // Гласник Етнографског музеја у Београду. Књига 45, 1981. С. 211–224.
  21. Седакова И. А. Страдания св. Недели в народных балладах болгар и македонцев: этнолингвистика и фольклорная поэтика // Етнолингвистичка проучавања српског и других словенских jезика. У част акад. Светлане Толстоj / уред. П. Пипер, Љ. Раденковић и др. Београд: САНУ, 2008. С. 375–384.
  22. Седакова И. А. Проклятье в народных болгарских песнях: Этнолингвистика и фольклорная поэтика. 2 // Славянский и балканский фольклор. [Вып. 11.] Виноградье. К юбилею Л. Н. Виноградовой. М.: Индрик, 2011. С. 225–236.
  23. Седакова И. А. Представления о сглазе в болгарских народных балладах: Этнолингвистика и фольклорная поэтика. 3 // Слово и человек. К 100-летию академика Никиты Ильича Толстого. М.: Индрик, 2023a. С. 497–511.
  24. Седакова И. А. Реальное и ирреальное (мифическое) в болгарских народных балладах («Мать превращает сына в змею / ужа») // Балканские чтения 17. Определенность / неопределенность. М.: ИСл, 2023b. С. 157–162.
  25. Станоjевиħ М. Из народног живота на Тимоку // Гласник Етнографског музеjа у Београду. Београд, 1933. Књ. 8. С. 59–63.
  26. Стоилов П. Ламите и змейовете в народната поезия // Списание на Българската академия на науките. Кн. XXII. Клон историко-филологичен и философско-обществен. 12. София: Придворна печатница, 1921. С. 159–175.
  27. Толстая С. М. Ритм и инерция в структуре заговорного текста // Заговорный текст. Генезис и структура. М.: Индрик, 2005. С. 292–308.
  28. Толстая С. М. Постулаты московской этнолингвистики // Толстые Н. И. и С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. М.: Институт славяноведения РАН, 2013. (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5–6 ноября 2013 г.). С. 67–82.
  29. Толстой Н. И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Толстые Н. И. и С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. М.: Институт славяноведения РАН, 2013. (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5–6 ноября 2013 г.). С. 19–32.
  30. Топоров В. Н. К проблеме жанров в фольклоре // Σημειωτική. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. 1(5). Тарту: Тартуский Гос. Университет, 1974. С. 5–16.
  31. Цивьян Т. В. Балканские дополнения к последним исследованиям индоевропейского мифа о Громовержце // Балканский лингвистический сборник. М.: ИСл, 1977. С. 172–196.
  32. Ivkov-Džigurski A., Babić V., Dragin A., Košić K., Blešić I. The Mystery of Vlach Magic in the Rural Areas of 21st century Serbia // Eastern European Countryside. 18’ 2012. doi: 10.2478/v10130-012-0004-9.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024