Динамическая составляющая силы удара при входе зубьев в зацепление в условиях перекоса между колесами

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

В статье исследуется так называемый кромочный удар в зубчатых зацеплениях при работе передачи в условиях перекоса. Предложен подход и на его основе задача решена аналитически, получены расчетные формулы для определения силы удара при входе зубьев в зацепление в нерасчетной точке. Получены зависимости силы удара от угла перекоса. Показано, что с увеличением угла перекоса динамическая составляющая силы падает, а с увеличением статической нагрузки – растет.

Full Text

Restricted Access

About the authors

Ф. Г. Нахатакян

Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН

Author for correspondence.
Email: filnahat7@mail.ru
Russian Federation, Москва

А. К. Пузакина

Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН

Email: filnahat7@mail.ru
Russian Federation, Москва

Д. Ф. Нахатакян

Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН

Email: filnahat7@mail.ru
Russian Federation, Москва

References

  1. Полоцкий М. С. Исходный и рабочий контуры зубчатой рейки (теоретические основы ГОСТ 3058–45) // В сборнике “Теория и расчет зубчатых передач и подшипников скольжения” / Под ред. Х. Ф. Кетова. Кн. 13. М.: Машгиз, 1948. С. 151–216.
  2. Петрусевич А. И., Генкин М. Д., Гринкевич В. К. Динамические нагрузки в зубчатых передачах с прямозубыми колесами. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 134 с.
  3. Генкин М. Д., Рыжов М. А. Повышение нагрузочной способности прямозубых зубчатых передач фланкированием профилей зубьев // Передовой научно-технический и производственный опыт. Новые методы расчетов в машиностроении. Вып. 12. М.: ЦИТЭИН, 1961. 37 с.
  4. Munro R. G., Kohler H. Clinic on the design of profile reliefs and the kinematics of spur gears with loading and errors. BGA seminar/workshop programme. 1990. 24 p.
  5. Remmers E. P. Gear mesh excitation spectra for arbitrary tooth spacing errors, load and design contact ratio // ASME. J. of Mechanical Design. 1978. V. 100. № 4. С. 715–722.
  6. Жулай В. А., Устинов Ю. Ф., Дегтев Д. Н., Щиенко А. Н. Определение параметров источников шума и вибрации технологических машин // Строительные и дорожные машины. 2022. № 5. С. 14–18.
  7. Беспалов В. В., Клочкова Н. С., Баевский А. А. Влияние элементарных погрешностей зубчатых колес на шум зубчатой передачи // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 108 (11). С. 33–35.
  8. Косарев О. И. Модель вибровозбуждения в прямозубом зацеплении // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1966. № 1. С. 22–33.
  9. Фролов К. В., Косарев О. И. Борьба с вибрациями зубчатых передач в источнике их возникновения // Прикладная механика. 2003. Т. 39. № 1. С. 61–70.
  10. Косарев О. И., Бедный И. А., Мамонова М. Г. Снижение вибраций шевронной зубчатой передачи в источнике // Вестник машиностроения. 2011. № 11. С. 19–24.
  11. Косарев О. И. О теоретических основах фланкирования и профильной модификации прямозубых цилиндрических передач // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2015. № 3. С. 36–42.
  12. Абрамов Б. М. Колебания прямозубых зубчатых колес. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1968. 175 с.
  13. Нахатакян Ф. Г. Контактное взаимодействие цилиндров при наличии перекоса // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2012. № 4. С. 91–94.
  14. Nakhatakyan F. G. Contact deformation of finite bodies initially in linear contact // Russian Engineering Research. 2014. Т. 34. № 5. С. 277–280.
  15. Нахатакян Ф. Г. Определение коэффициента концентрации изгибных напряжений в зубьях колес с учетом упругих деформаций и погрешностей изготовления и монтажа элементов передачи // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2008. № 4. С. 39–43.
  16. ГОСТ 21354–87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность. М.: Изд-во стандартов. 1988. 127 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Schematic representation of the engagement of gear wheels at the non-calculated point D.

Download (93KB)
3. Fig. 2. Dependence of the maximum value of the impact force on the static load in the engagement: 1 – γtechn = 0.052°; 2 – γtechn = 0.095°.

Download (58KB)
4. Fig. 3. Dependence of the maximum value of the impact force on the angle of skew between the wheels in engagement: 1 – Pst = 10 kN; 2 – Pst = 25.6 kN.

Download (50KB)
5. Fig. 1 Table 1

Download (19KB)
6. Fig. 2 Table 1

Download (19KB)
7. Fig. 3 Table 1

Download (19KB)
8. Fig. 4 Table 1

Download (20KB)
9. Fig. 5 Table 1

Download (18KB)
10. Fig. 6 Table 1

Download (21KB)
11. Fig. 7 Table 1

Download (21KB)
12. Fig. 8 Table 1

Download (21KB)

Copyright (c) 2025 Russian Academy of Sciences