№ 4(48) (2020): Вестник Самарского государственного технического университета. Серия "Психолого-педагогические науки"
Статьи

Моббинг-процесс как фактор психосоциального риска в учебных коллективах


Просмотров: 4
Загрузок: 5
Ольга Сергеевна Маторина
«Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России
Виктория Николаевна Чайка
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Владислав Александрович Маштаков
Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Олег Васильевич Стрельцов
Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Оксана Георгиевна Меретукова
5Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Опубликован Январь 11, 2021
Ключевые слова
  • mobbing, educational team, students, moral and psychological climate, bullying, conflict, opposition to mobbing.
Как цитировать
Маторина О. С., Чайка В. Н., Маштаков В. А., Стрельцов О. В., Меретукова О. Г. Моббинг-процесс как фактор психосоциального риска в учебных коллективах // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. № 4(48). С. 52-64.

Аннотация

Изучение развития моббинг-процесса в учебных коллективах с учетом особенностей восприятия и психологических особенностей реагирования современных студентов является актуальным вопросом для психологической науки. Социально-психологический феномен моббинга в учебных коллективах требует детального изучения и выявления новых факторов и зависимостей. Целью данного исследования является теоретическое изучение особенностей формирования и развития моббинг-процесса в студенческом коллективе и разработка актуальных техник для своевременного реагирования на любой стадии моббинг-процесса. В статье рассмотрены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам моббинга. Приведен краткий обзор истории возникновения термина. Определены участники и выявлены основные предпосылки формирования моббинг-процесса. В соответствии с этапами формирования и развития моббинга как социально-психологического феномена, определены фазы в структуре моббинг-процесса в учебных коллективах. Представлена схема взаимосвязи объектов и субъектов моббинг-процесса. На основании проведенного анализа, разработан типовой вариант действий потенциальной жертвы моббинга. В статье рассмотрен моббинг-процесс как фактор, негативно влияющий на морально-психологический климат учебных коллективов. Отсутствие психологически здорового климата в учебном коллективе влечет за собой нежелание работать в команде и возможное снижение эффективности восприятия учебного материала и включенности в учебный процесс. Авторами отмечается необходимость использования техник для своевременного реагирования на любой стадии моббинг-процесса. Предпринята попытка разработки инструментария для потенциальных жертв моббинг-процесса в учебных коллективах с целью урегулирования конфликтной ситуации на любом этапе данного процесса. Результаты данного исследования могут стать основой для разработки методического пособия, адресованного широкой целевой аудитории.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.