№ 2(46) (2020): Вестник Самарского государственного технического университета. Серия "Психолого-педагогические науки"
Статьи

Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов


Просмотров: 2
Загрузок: 1
Анастасия Вениаминовна Долгополова
Самарский национальный исследовательский университет
Анастасия Михайловна Манухина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Опубликован Июль 12, 2020
Ключевые слова
  • эмоциональное выгорание педагогов, симптомы эмоционального выгорания, причины эмоционального выгорания, факторы эмоционального выгорания, профилактика эмоционального выгорания, мишени профилактики эмоционального выгорания, направления профилактики эмоционального выгорания.
Как цитировать
Долгополова А. В., Манухина А. М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. Т. № 2(46). С. 75-86.

Аннотация

В статье представлен анализ феномена эмоционального выгорания педагогов. Отмечена актуальность исследования в связи с большим количеством стрессовых факторов в профессиональной деятельности педагогов. Рассмотрены симптомы эмоционального выгорания. Выделены причины и факторы, влияющие на формирование и развитие эмоционального выгорания. Возникновение и развитие эмоционального выгорания носит индивидуальный характер и зависит как от внешних условий, так и от внутренних особенностей личности педагога. Следствием эмоционального выгорания становится деформация, когда защитные механизмы не справляются, и запускается процесс разрушения личности.

Определено содержание психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов. Основными задачами психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов являются: осознание и осмысление профессиональной мотивации, развитие позитивного самоотношения, повышение аутопсихологической компетентности, регуляция эмоционального состояния через понимание и принятие всего репертуара собственных эмоций, актуализация ценности собственного физического и психологического здоровья, развитие навыков эффективной коммуникации, улучшение психологического климата в коллективе.

Представлены результаты исследования динамики проявлений эмоционального выгорания в ходе реализации цикла занятий по психолого-педагогической профилактике эмоционального выгорания педагогов. Содержание занятий было нацелено на актуализацию ценности физического и психологического здоровья, повышение уровня аутопсихологической компетентности педагогов, развитие позитивного самоотношения, обучение саморегуляции эмоционального состоянии через понимание и принятие всего репертуара собственных эмоции, развитие навыков эффективной коммуникации, улучшение психологического климата в коллективе. По результатам повторной диагностики сделан вывод о результативности проведенного цикла занятий, который может применяться в практике педагогов-психологов любых образовательных учреждений.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.