№ 1(45) (2020): Вестник Самарского государственного технического университета. Серия "Психолого-педагогические науки"
Статьи

Формирование инженерной этики средствами дисциплины "Иностранный язык": социокультурный аспект


Просмотров: 9
Загрузок: 10
Наталья Александровна Гриднева
Самарский государственный технический университет
Нина Сергеевна Швайкина
Самарский государственный технический университет
Опубликован Март 25, 2020
Ключевые слова
  • инженерная этика, профессиональная этика, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, иностранный язык в неязыковом (техническом) вузе, гуманитаризация технического образования, социокультурная компетенция, межкультурная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция.
Как цитировать
Гриднева Н. А., Швайкина Н. С. Формирование инженерной этики средствами дисциплины "Иностранный язык": социокультурный аспект // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. Т. № 1(45). С. 49-66.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования инженерной этики средствами дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Критически оценивая доминирующий подход к решению данной проблемы, когда базовые этические ценности инженерной деятельности подаются в отрыве от социокультурных особенностей страны изучаемого языка, автор предлагает актуализировать социокультурный аспект обучения через осмысление профессиональной этики как феномена, имеющего национально детерминированную социокультурную специфику, и последующее включение ее в учебный процесс именно в этом качестве. По мнению автора, на занятиях по иностранному языку ключевые принципы инженерной этики должны быть представлены, во-первых, как часть профессиональной культуры технического сообщества страны изучаемого языка и, во-вторых, в зеркале ее общенационального социокультурного опыта, т.е. опыта взаимодействия профессионального сообщества и социума. Предлагаемый подход позволяет сделать воспитание профессионально-этической культуры будущих инженеров частью лежащего в основе обучения иностранному языку диалога культур, т.е. он в большей мере соответствует собственной логике целеполагания дисциплины, и потому может быть более эффективен для достижения ее конечной цели – для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Разработанный подход также в большей мере соответствует логике инженерной этики, которая, как и любая другая прикладная этика, должна, по мнению специалистов, основываться на эмпирическом материале, т.е. на «чужом опыте». Разработанный подход был положен в основу двух недавно изданных учебно-методических пособий по немецкому языку для студентов инженерно-строительных специальностей, где в качестве «чужого опыта», подлежащего оценке и осмыслению, выступает опыт Германии (как страны изучаемого языка).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.