№ 2(42) (2019): Вестник Самарского государственного технического университета. Серия "Психолого-педагогические науки"
Статьи

Становление позиции военного в ценностной системе курсантов


Просмотров: 11
Загрузок: 16
Максим Валерьевич Сысолятин
Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ
Биография
Опубликован June 30, 2019
Ключевые слова
  • социализация,
  • ценностные ориентации,
  • предикторы,
  • профессиональная идентичность,
  • детерминация
Как цитировать
Сысолятин М. В. Становление позиции военного в ценностной системе курсантов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. Т. № 2(42). С. 178-196.

Аннотация

Представлен краткий теоретический обзор существующих научных работ, рассматривающих проблематику социальной и профессиональной идентичности, ценностных ориентаций, а также изучающих взаимосвязь этих психологических понятий в контексте формирования социальной идентичности личности. Также изложены результаты проведенного эмпирического исследования, в частности сравнительного анализа значимости ценностей для курсантов высшего военного учебного заведения на различных этапах военно-профессиональной социализации, рассмотрена динамика интегрированности структуры их ценностных ориентаций на каждом из курсов, а также изучена зависимость военно-социальной идентичности от терминальных и инструментальных ценностей. Выборка исследования составила 255 человек, мужчины, средний стаж военной службы – 3,1 года. Выявление ценностных ориентаций курсантов проведено с использованием опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, определение характеристик военной идентичности осуществлялось по усредненному показателю четырех шкал военно-социальной идентичности из разработанного нами на основе опросника гражданкой идентичности авторского опросника. Проведенные корреляционный и регрессионный анализ, а также вычисление среднего арифметического по ценностям на каждом курсе позволили выявить соответствие имеющихся в обществе представлений о личности офицера с формирующимися в процессе обучения в военном вузе ценностными ориентациями, диахронный характер интеграции структуры ценностных ориентаций на каждом из этапов военно-профессиональной социализации, а также формирование внутренней ценностной структуры личности курсанта как будущего командира. Полученные результаты могут быть использованы органами по работе с личным составом для подготовки рекомендаций командирам подразделений по формированию ценностной системы подчиненных.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.