№ 4(36) (2017)
Статьи

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ


Просмотров: 37
Загрузок: 19
Полина Глебовна Лабзина
Самарский государственный технический университет
Биография
Максим Владимирович Гуреев
Самарский государственный технический университет
Биография
Максим Евгеньевич Жабин
Самарский государственный технический университет
Биография
Евгений Иванович Новалов
Самарский государственный технический университет
Биография
Опубликован Ноябрь 27, 2017
Ключевые слова
  • виртуальная реальность,
  • принципы обучения,
  • фасилитация,
  • мультимодальность информации,
  • профессиональная направленность обучения,
  • автономная учебная деятельность,
  • симуляция реальных условий,
  • образовательная среда
  • ...Больше
    Меньше
Как цитировать
Лабзина П. Г., Гуреев М. В., Жабин М. Е., Новалов Е. И. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. Т. № 4(36). С. 79-89.

Аннотация

Статья посвящена исследованию принципов обучения по технологии виртуальной реальности в процессе изучения иностранного языка для специальных целей и ее преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения. Указываются потенциальные возможности виртуальной реальности как идеальной образовательной среды, на основе которых были сформулированы принципы фасилитации, автономности, интерактивности, профессиональной направленности, мультимодального представления учебной информации, самостоятельной образовательной деятельности. При реализации вышеназванных принципов обучения при помощи виртуальной реальности возможно создать соответствующие запросам времени образовательные условия, которые будут способствовать повышению эффективности обучения не только иностранному языку, но и другим дисциплинам и формировать специалистов, обладающих профессиональными качествами, которые обеспечивают успешное выполнение конкретных функций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, и, следовательно, востребованных на современном рынке труда. При анализе потенциала виртуальной реальности выявлено, что основной составляющей при полном погружении в программу является грамотно сгенерированное пространство/помещение, иначе говоря – условия, в которых находится обучающийся во время прохождения курса по иностранному языку с использованием технологий VR (virtual reality) – она же виртуальная реальность. Акцент делается на мультимодальном характере виртуальной реальности, который оптимизирует процесс обучения за счет многомерности передачи и восприятия информации. Предлагается рассматривать интерактивную направленность действий в виртуальной реальности как фасилитирующий фактор в обучении профессионально ориентированному иностранному языку, что оптимизирует самостоятельную и автономную деятельность студентов, обеспечивает их вовлеченность в активную коммуникативную деятельность и создает высокий уровень мотивации к освоению предмета. Имитация атмосферы профессионального взаимодействия противопоставлена традиционному воздействию с целью ухода от модели субъект-объектных отношений. На ос-новании результатов практической деятельности специалистов в области информационных технологий, а также исходя из собственного опыта создания программно-аппаратного комплекса виртуальной реальности авторы приходят к выводу, что внедрение в учебный процесс виртуального взаимодействия повысит эффективность результатов образовательной деятельности студентов в процессе освоения профессионального иностранного языка.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Dobrova V., Labzina P., Ageenko N. Virtial Reality in Foreign Languages Teaching / the 5 th World Congress of Research in Education. St. Petersburg, Russia, June 12– 14, 2017. – P. 235–241 государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 2 (34). – С. 74–81.
3. Cheng A., Yang L., Andersen E. Teaching Language and Culture with a VirtualReality Game http://www.cs.cornell.edu/~eland/papers/chi2017_vr.pdf (дата обращения 05.10.2017).
4. Häfner Polina, Häfner Victor, Ovtcharova Jivka. Teaching Methodology for Virtual Reality Practical Course in Engineering Education // Procedia Computer Science. 2013. V. 25. P. 251–260.
5. Доброва В.В., Лабзина П.Г. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. – 2016. – Вып. 4 (32). – С. 13–20.
6. Зябочкина А.П., Лабзина П.Г. К вопросу об оптимизации профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психологопедагогические науки. – 2017. – № 2 (34). – С. 25–33.
7. Фаркова Т.В., Барановская Ю.Л. Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник ИрГТУ. – 2014. – № 9(92). – С. 347–351.
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 2-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 272 с.
9. Носачева Е.А. Основы развития профессиональной автономии будущего преподавателя иностранных языков как субъекта учебной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 100. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-razvitiya-professionalnoy-avtonomiibuduschego-prepodavatelya-inostrannyh-yazykov-kak-subekta-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.11.2017).
10. Попова Т.П., Ненашева Т.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе (модель смешанного обучения) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 6-1. – С. 218–226. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannymyazykam-v-vuze-model-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 25.10.2017)
11. Махмутова А.А., Бугуева Н.В. Принципы обучения английскому языку в неязыковом вузе // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-obucheniya-angliyskomu-yazyku-vneyazykovom-vuze (дата обращения: 05.11.2017)
12. Макарова О.Ю. Реализация принципа профессиональной направленности в процессе подготовки социального работника (на занятиях по иностранному языку в вузе медицинского профиля): автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2004. – 23 с.
13. Хутыз И.П. Мультимодальность академического дискурса как условие его коммуникативной успешности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. – 2016. – № 1 (172). – С. 90–95.
14. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования. – 2010. – № 4. – С. 134–152.
15. Барышников Н.В. Векторы развития рациональной методики обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Перспективы развития языкового образования в неязыковом вузе: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, г. Таганрог, 14–16 июня 2012. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. – С. 3–6.