№ 4(24) (2014)
Статьи

Развитие дискурсивно-креативных способностей студента технического вуза в процессе обучения иностранному языку


Просмотров: 22
Загрузок: 10
Полина Глебовна Лабзина
Самарский государственный технический университет
Биография
Альфия Валеевна Москвина
Оренбургский государственный педагогический университет
Биография
Опубликован Ноябрь 14, 2014
Ключевые слова
  • Научно-технический дискурс,
  • дискурсивно-креативные способности,
  • ролевая игра,
  • экспликация,
  • коммуникативно-познавательные задачи
Как цитировать
Лабзина П. Г., Москвина А. В. Развитие дискурсивно-креативных способностей студента технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. Т. № 4(24). С. 133-139.

Аннотация

Актуализируется необходимость развития у будущих инженеров умений и навыков работы с профессионально ориентированной литературой на иностранном языке, что осуществляется посредством определенных педагогических средств и технологий. Решение проблемы развития креативно-дискурсивных способностей студентов технического вуза обусловило особо важную роль познавательных задач по работе с научно- техническим дискурсом, способствующих процессу становления готовой к будущей профессиональной деятельности личности студента. Указанной цели отвечают коммуникативно-познавательные задачи, направленные на восприятие, понимание и создание собственного дискурса, так как указанные процессы требуют выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование в ходе девербализации, декодирования, экспликации информации, что в свою очередь приводит к развитию гибкости, широты, беглости и оригинальности мышления и способствует его креативной направленности. Таким образом, на основе изученного теоретического материала мы выделяем коммуникативно-познавательные задачи, которые нацелены на прояснение смысла информации научно-технического дискурса, ее понимание и обучают профессиональным приемам и способам работы с текстовым материалом; выражают коммуникативную потребность субъекта с целью воздействия на партнера в результате осмысления проблемной ситуации. В статье рассматривается технология использования ролевой игры в процессе обучения ино- странному языку, позволяющая в полной мере использовать коммуникативно- познавательные задачи в ходе работы с иноязычным научно-техническим дискурсом. Показано, что применение технологии ролевой игры обусловлено ее направленностью на понимание студентами профессионально значимой информации, представленной в научно-техническом дискурсе, осознание коммуникативной цели профессионального общения, реализацию способов представления информации в необходимой форме согласно обозначенной коммуникативной цели.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с.
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. – 3-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 383 с.
4. Саморуков А.А. Формирование дискурсивной компетентности студента в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А.А. Саморуков. – Оренбург, 2008. – 25 с.
5. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века: Монография. – М., 2007. – 310 с.
6. Лабзина П.Г., Москвина А.В. Творческий потенциал познавательной задачи в развитии креативного мышления студента технического вуза: Учеб.-метод. пособие. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. – 97 с.
7. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1.
8. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.setilab.ru
9. Шаповал С.А. Задачный подход в обучении пониманию текстов // Задача – единица обучения, деятельности и общения (задачный подход в образовании) / Под общ. ред. И.А. Зимней; ред.-сост. С.А. Чопчиян. – М.: Старый Оскол, 2007. – С. 131.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995. – 336 с.