Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical SciencesVestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences1991-85692712-892XSamara State Technical University5241510.17673/vsgtu-pps.2019.3.12Research ArticleConceptual apparatus formation of the problem of building of communicative reflection of future specialistsSannikovaSvetlana V.Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.svetlana_chspu@mail.ruSouth Ural State Humanitarian Pedagogical University1509201916314015725112020Copyright © 2019, Sannikova S.V.2019The article is dedicated to the formation of the problem of building of communicative reflection of future specialists through the prism of historical aspect. The problem of reflection is one of the oldest and at the same time urgent problems that attracts attention of specialists from various fields of knowledge. This allowed us to study the experience of solving this problem, select the existing socio-historical background, to justify the timeliness and relevance of the research directions chosen by us. The category “reflection” considers to appear in Ancient times. The author relies on the works of Socrates, Plato, Aristotle and Plotinus. A brief description of reflection in the Middle Ages is based on the teachings of Augustine and Thomas Aquinas. The next historical period in the development of category “reflection” in our work is the philosophy of the New Age, based on the works of Lock, Leibnitz, Hegel. In the twentieth century they started studying reflection from the point of view of activity, the psychology of thinking, the laws of organization of communicative processes, as a means of arranging educational activities, the result of comprehension of one’s life. The paper deals with reflection in the aspect of communicative activity, an objective analysis of various approaches to the question of the essence of communicative reflection is carried out. The communicative aspect of reflection is represented by the works of S.L. Rubinstein, V.S. Bibler, M.M. Bakhtin, I.S. Kon et al. The author highlights the problem of the development of communicative reflection from the point of view of the second part of the twentieth century research. The definition of “specialist” is defined in the article by the discourse of the competence-based approach. The author focuses on the increased demand for a specialist, his ability to use communicative strategies and personal reflection in professional activities.reflectioncommunicative reflectionspecialistprofessionalcompetence based approachрефлексиякоммуникативная рефлексияспециалистпрофессионалкомпетентностный подход[1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 85-102.][2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 79.][3. Бахтин М.М. 1961 год. Заметки. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 1996. - Т. 5. - 351 с.][4. Берлянд И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы личности: Сб. ст. - М., 1981. - С. 134-144.][5. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.][6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 272 с.][7. Специалист (квалификация) // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82_(%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F) (дата обращения:15.08.2019).][8. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. - 145 с.][9. Выготский Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.][10. Гусаковский М.А. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / М.А. Гусаковский [и др.]; Под ред. М.А. Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с. (Universitas).][11. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84-94.][12. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - № 1. - С. 101-120.][13. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 736 с.][14. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. - М.: Астрель, 2005. - 1168 с.][15. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - СПб., 2007.][16. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5(24). - С. 45-57.][17. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 6. - С. 18-28.][18. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.][19. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в межличностном конфликте (на материале шахматной деятельности) // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 2. - С. 54-61.][20. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. - М., 1979.][21. Лефевр В.А. Рефлексия. - М.: Когито-Центр, 2003. - 496 с.][22. Мухаметшина О.В. Формирование коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / О.В. Мухаметшина. - 2015. - 26 с.][23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2018. - 736 с.][24. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - 660 с.][25. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб., 2003.][26. Платон. Собр. соч.: в 4 т. - М., 1990. - Т. 1. - С. 92.][27. Плотин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.ru/6_5523_plotin- ponyatie-o-refleksii.html (дата обращения: 15.08.2019).][28. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.karavella.nios.ru/DswMedia/nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf (дата обращения: 15.08.2019).][29. Романенко Ю.М. Понятия «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 3-12.][30. Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://voluntary.ru/termin/specialist.html (дата обращения: 15.08.2019).][31. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.psyoffice.ru/1957-8-psichology-book_o073_1.html (дата обращения:15.08.2019).][32. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 328 с.][33. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Наука, 1958.][34. Рубинштейн С.Л. Проблема личности. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.][35. Санникова С.В., Сафронова Н.А. К вопросу о коммуникативной рефлексии на уроках английского языка: понятие, сущность, особенности проявления // Science, Technology and Life - 2014: Proceedings of the international scientific conference / Editors V.A. Ilyukhina, V.I. Zhukovskii, N.P. Ketova, A.M. Gazaliev, G.S. Mal’. - Karlovy Vary: Skleněný Můstek, 2015. - С. 843-847.][36. Санникова С.В., Сафронова Н.А. Рефлексивный самоконтроль в процессе обучения иностранному языку // Педагогический журнал. - 2017. - Т. 7. - № 3А. - С. 72-80.][37. Семенов И.Н. Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже ХХ-ХХI веков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 2. - С. 7-34.][38. Сорокина Н.И. Развитие коммуникативной рефлексии будущего учителя в образовательном процессе вуза средствами педагогического артистизма: дис.. канд. пед. наук:13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Н.И. Сорокина. - Благовещенск, 2008. - 176 с.][39. Соколовская Е.А., Сухобская Г.С., Шадрина Т.В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Учеб. пособие. - СПб., 2006. - С. 35-40.][40. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка.- М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.][41. Степин В.С. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет: В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2000-2001.][42. Сухобская Г.С. Психология в управлении. - СПб.: СПбГУПМ, ИОВ РАО, 1999.][43. Тюков А.А. Исследования психологических механизмов рефлексивных процессов // Рефлексия в науке и обучении: тез. докл. и сообщения. - Новосибирск: НГУ, 1984. - С. 29-37.][44. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Принт, 2005. - 1216 с.][45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2019 г. (включает все изменения до 6 марта 2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).][46. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. - М., 1931.][47. Щедровицкий Г.П. Философия, наука, методология. - М., 1997. - 641 с.][48. Щедровицкий Г.П. Интеллект и коммуникация. Статья первая. Множественность и разнородность интеллектуальных процессов / Подгот. к публ. Г. Давыдовой // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 170-183.][49. Ясперс К. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://terme.ru/termin/kommunikacija.html (дата обращения: 15.08.2019).][50. Calderhead J., Gates P. Conceptualizing reflection in teacher development. - London: Falmer Press, 1993.][51. Gore J.M. Reflecting on reflective teaching // Journal of Teacher Education. - 1987. - Vol. 38. - No. 2.]