Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical SciencesVestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences1991-85692712-892XSamara State Technical University5236610.17673/vsgtu-pps.2020.1.4Research ArticleEngineer’s ethics formation by teaching foreign language: sociocultural aspectGridnevaNatalia A.Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Russian as Foreign Language Department.n.gavrilina83@mail.ruShvaikinaNina S.Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Linguistics, Cross-Cultural Com- munication and Russian as Foreign Language Department.nsshvaikina@gmail.comSamara State Technical University15032020171496625112020Copyright © 2020, Gridneva N.A., Shvaikina N.S.2020The article deals with the problem of engineer’s professional ethics formation by teaching foreign language (at a technical university). The authors show some considerable disadvantages of the predominant approach presupposing the basic ethical principles translation in isolation from sociocultural specificity of the target-language country and offer a way to make the sociocultural aspect actual. The authors give a suggestion, that the engineer’s professional ethics should be conceptualized and represented as a phenomenon with nationally determined sociocultural distinguishing features, e.g. firstly as a part of professional culture of engineering community in the target-language country and secondly as a part of this country’s nationwide sociocultural experience. The elaborated approach lets include the fostering an attitude of social responsibility into the cross-cultural dialog which the modern communicative language teaching underlies. So this is more aligned with the targeting logic of the discipline by itself and can be more effective for pursuing its main goal - the development of foreign-language communicative competence. The elaborated approach is, also, more aligned with the logic of the engineering ethics, which like any other applied ethics should base on empiric material, e.g. on other people’s experience. The elaborated approach was realized in the two 2018 published study guides for civil engineering students, where the experience of Germany (as a target-language country) is to be analyzed and comprehended.engineering ethicsprofessional ethicsprofessionally oriented foreign language teachingforeign language teaching at the non-linguistic (technical) universityhumanitarization of higher technical educationsociocultural competencecross-cultural competenceforeign language communicative competenceинженерная этикапрофессиональная этикапрофессионально ориентированное обучение иностранному языкуиностранный язык в неязыковом (техническом) вузегуманитаризация технического образованиясоциокультурная компетенциямежкультурная компетенцияиноязычная коммуникативная компетенция[Varma R. Technology and ethics for engineering students. Bulletin of Science, Technology and Society, 2000. Vol. 20. No. 3. 217-224 pp.][Berne R.W. Ethics, technology, and the future: an intergenerational experience in engineering education. Bulletin of Science, Technology and Society, 2003. Vol. 23. No. 2. 88-94 pp.][Larson T. The evolution of engineering ethics during the last 150 years. Civil Engineering, 2003. Vol. 73. No. 3. Р. 84.][Nakano V.M. Ethics and civil engineering: past, present, and future. Civil Engineering, 2003. Vol. 73. No. 2. 84 pp.][Johnson D.G. The role of ethics in science and engineering. Trends in Biotechnology, 2010. Vol. 28. No. 12. 589-590 pp.][Murrugara R.I., Wallace W.A. Cross-cultural and cross-national impact of ethics education on engineering students. 2014 IEEE International Symposium on Ethics in Science, Technology and Engineering (ETHICS), 2014. DOI: 10.1109/ETHICS.2014.6893412.][Градалева Е.А., Илюхина М.О. Contemporary architecture & design: developing motivation in English language study using traditional methods and information technology: Учеб. пособие. - Самара: СГАСУ, 2016. - 204 с.][Градалева Е.А. Деловой английский язык для инженеров-строителей: Учеб. пособие. - Самара: СГАСУ, 2015. - 220 с.][Гринько Е.В. Гуманитаризация высшего технического образования средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»: автореф. … канд. пед. наук:13.00.08. - Барнаул, 2007. - 22 c.][Середа Л.И. Дисциплина «Иностранный язык» как средство гуманитаризации высшего технического образования. - Чита: Забайкальский институт ж.-д. транспорта, 2008. - 225 c.][Немирович О.В. ESP как средство гуманитаризации образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 158-160.][Рыбкина А.А. Формирование профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2003. - 20 c.][Алмазова А.Б. Формирование профессионально значимых и личностных компетенций студентов технического вуза средствами иностранного языка // Научно- технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2012. - № 1 (143). - С. 97-101.][Шипанова Е.В. Содержание и методы формирования нравственного сознания студента - будущего инженера: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара, 2013. - 26 с.][Шипанова Е.В. Формирование нравственного сознания студента - будущего инженера на занятиях по иностранному языку // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова. - Самара: СГАСУ, 2015. - С. 175-181.][Царева Л.М. Воспитание социально ответственной личности врача средствами преподавания иностранного языка в медицинском вузе // Социальная ответственность: аспекты деятельности гражданских активистов, неформальных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - 2016. - С. 78-82.][Трофимова Г.С., Баева Т.А., Мушенко Е.В. Этико-деонтологическая подготовка студентов медицинского вуза на основе компетентностного подхода (на материале дисциплины «Иностранный язык») // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-7. - С. 191-199.][Пуленко Г.А. Воспитание правового сознания будущих юристов в процессе изучения иностранного языка: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. - Ростов-на- Дону, 2009. - 23 с.][Ахматова Х.Ш. Концептуальные основы разработки технологий воспитания средствами иностранного языка в техническом вузе // Современные инновации. - 2017. - № 3 (17). - С. 41-42.][Суханова И.Ю. Видеофильм как вспомогательное средство развития экологической культуры студентов нефтетехнологического факультета // Вестник Самарского государственного технического факультета. Серия: Психолого- педагогические науки. - 2014. - № 3 (23). - С. 182-191.][Павленко В.А. Экологическое воспитание студентов на уроках иностранного языка // Территория науки. - 2014. - № 1. - С. 31-33.][Лучникова А.В., Тутынина Т.И. Формирование парадигмы устойчивого развития в сознании студентов на занятиях по английскому языку в вузе // Евразийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 4. - С. 141-144.][Кошарская Е.В. Формирование экологической культуры студентов - будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 151-156.][Лопухова Ю.В. Роль дисциплины «Иностранный язык» в воспитании толерантности студентов // Поволжский педагогический вестник. - 2016. - № 1 (10). - С. 62-69.][Шакирова Т.И. Моделирование процесса патриотического воспитания через диалог культур при обучении иностранному языку // Lingua mobilis. - 2013. - № 2 (41). - С. 167-171.][Gradaleva E., Houston M. Transnational projects in higher education: development of intercultural communication skills by means of joint research. Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific conference, 2018. 124-138 рр.][Сидакова Н.В. Переосмысление приоритетов и ценностных установок в полилингвальном и поликультурном образовании // Азимут научных исследований: психология и педагогика. - 2018. - Т. 7, № 1 (22). - С. 208-212.][WFEO Model Code of Ethics [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wfeo.org/wp-content/uploads/WFEO_MODEL_CODE_OF_ETHICS_ final.pdf (дата обращения: 10.12.2019).][Гокжаева Т.Г. Дидактические условия формирования у студентов нелингвистических специальностей навыков основных видов чтения и понимания аутентичных текстов (на материале английского языка): автореф. … канд. пед. наук:13.00.01. - Майкоп, 2006. - 28 с.][Островская Э.Н. Преподавание профессиональной этики в инженерном вузе: опыт США // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17, № 10. - С. 292-294.][Алексеева И.Ю., Малюк А.А. Инженерная этика и образовательные технологии // Ведомости прикладной этики. - 2013. - № 42. - С. 75-86.][Гашева Ю.В. Инженерная этика: проблема формирования и оценки компетенции // Высшее образование в России. - 2014. - № 6. - С. 85-93.][McLaren B., Ashley K. Exploring the dialectic between abstract rules and concrete facts: operationalizing principles and cases in engineering ethics. Lecture Notes in Computer Science, 1998. Vol. 1488. Р. 37.][Kline R. Engineering case studies: bridging micro and macro ethics. IEEE Technology and Society Magazine, 2010. Vol. 29. No. 4. 16-19 рр.][Гриднева Н.А., Опарина К.С. Bauingenieur: ein Beruf mit guten Aussichten. Innovative Methodik aufgrund der authentischen Texte: Учеб. пособие по немецкому языку для студентов 1-2-го курсов строительных специальностей вузов. - Самара: СамГТУ, 2018. - 108 с.][Гриднева Н.А., Опарина К.С. Gute Entscheidung: Ich werde Bauingenieur! Innovative Methodik des Deutschunterrichts für Bauwesensstudenten: Учеб. пособие по немецкому языку для студентов 1-2-го курсов строительных специальностей вузов. - Самара: СамГТУ, 2018. - 98 с.][Серова Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. - Свердловск: Уральский университет, 1988. - 232 с.][Самчик Н.Н. Формирование социокультурной компетенции как фактор личностного развития студентов // Региональный вестник. - 2019. - № 11 (26). - С. 38-39.][Снегова О.В. Современные аспекты постановки проблемы целей обучения иностранному языку студентов технических специальностей с позиции социокультурной компетенции // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1. - С. 315-318.][Петрищева Н.С. Формирование социокультурной компетенции в целях обучения иностранному языку студентов специальности «Юриспруденция» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 9 (89). - С. 47-55.][Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 480 с.][Левицкая И.А. Социокультурная компетенция будущего инженера: реализация модели ее формирования в образовательном процессе вуза // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 1-1. - С. 19-23.][Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.]