Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical SciencesVestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences1991-85692712-892XSamara State Technical University5235010.17673/vsgtu-pps.2019.4.2Research ArticleAnalysis of theoretical approaches to the definition of the content of education and training in the Master's degreeBuntovaElena V.Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Physics, Mathematics and Information Technologies Department.lena-buntova1@yandex.ruSamara State Agrarian University15122019164204225112020Copyright © 2019, Buntova E.V.2019The paper analyzes the theoretical approaches to the definition and analysis of the content of education and the content of teaching in didactics. It is concluded that the process of changing the concept of the content of education and training is associated with the needs of society, which determine the goals of education; the system of training, subject to the laws of the learning process; time and material constraints. In the course of the study identified problems in the content of education at the present stage of development of Russian higher education. The author of the study is to define the requirements for the content of programs and training courses, identifies the essential components of the content of training in a magistracy. The analysis of scientific literature, personal pedagogical experience, requirements to the content of education and training in the master's degree allowed to establish the connection of the procedure for determining the content of educational material with the methods of its selection. This connection is established on the principles of goal-setting, which determines the correspondence of the content of education in the master's program to the goals and objectives set by the society at the present stage of development; content compliance study at the graduate level of modern science and production; structural integrity; soundness and sufficient minimum of knowledge; compliance of the scope of the educational material planned study time to study it.systemeducationdesignneed societyprofessionaltrainingdifferentiatedrequirementsstandardlevelcompetenceprocesssciencestructureprinciplemethodskillsknowledgeskillsapproachprogramscienceconceptformationimplementationvalueсистемаобразованиепроектированиепотребность обществапрофессиональная подготовкадифференцированные требованиястандартуровенькомпетентностьпроцесснаукаструктурапринципметоднавыкизнанияуменияподходпрограмманаукаконцепцияформированиереализацияценность[Бунтова Е.В. Методология создания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой экономики / Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 1(41). - С. 20-36.][Бунтова Е.В. Создание учебного курса программы магистратуры // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. Т. 3. - № 1 (9). - С. 1-8.][Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф. [и др.]. Профессиональные стандарты: от идеи к практике // под общ. ред. В.И. Блинова. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 80 с.][Константинова Л.В. Теоретические основы социальной политики: учеб. пособие. - Саратов: Поволжский институт им. П.А. Столыпина, 2011. - 75 с.][Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: метод. пособие. - М.: АНО Центр ИР- ПО, 2011. - 100 с.][Сенашенко В.С., Халин В.Г. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - М.: Московский политехнический университет, 2008. - С. 9-22.][Ткач Г.Ф., Филлипов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире: учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 303 с.][Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 131 с.][Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. - 268 с.][Помелов В.Б. Выдающийся отечественный дидакт Б.П. Есипов // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 3. - Нижний Тагил: Изд-во Нижнетаг. гос. соц.-пед. ун-та, 2016. - С. 114-130.][Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 208 с.][Христофоров С.В. Евгений Яковлевич Голант и его научно-педагогическая школа // Первые Всероссийские педагогические чтения - 2018: научные школы института педагогики: сб. ст. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2018. - С. 29-35.][Даутова О.Б., Кириллова Г.Д. Лидерство Павла Никодимовича Груздева в развитии советской педагогики как науки // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 4-2. - СПб.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 9-20.][Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 c.][Богуславский М.В. Образовательная система Л.В. Занкова: научные достижения и нравственные уроки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4(38). - С. 151-153.][Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: монография. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.][Степанова Л.А. И.Т. Огородников: творческие искания ученого и педагога // Педагогика. - 2010. - № 10. - М.: Педагогика, 2010. - С. 77-84.][Роботова А.С. Галина Ивановна Щукина: нравственные и научные уроки // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 10 (48). - СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2007. - С. 62-68.][Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов. - Минск: Харвест, 2006. - 416 с.][Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.][Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.][Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. психолог.-соц. ин-та, 2002. - 351 с.][Вазина К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Вазина Кима Яковлевна. - Екатеринбург, 1998. - 326 с.][Мирошниченко А.А. Профессионально-ориентированные структуры учебных элементов: монография. - Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та им. В.Г. Короленко, 1999. - 68 с.][Ситаров В.А. Содержание образования в контексте личностного измерения вузовской подготовки // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - М.: Моск. гуманитар. ун-т, 2012. - С. 234-241.][Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. - М.: Сфера, 2007. - 192 с.][Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования: учеб. пособие для системы подготовки и повышения квалификации преподавателей. - М.: Изд-во Моск. гос. техн. ун-та им. Н.Э. Баумана, 2005. - 223 с.][Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,1989. - 192 с.][Вербицкий А.А. Теория контекстного образования как концептуальная основа реализации компетентностного подхода // Коллекция гуманитарных исследований. - 2016. - № 2 (2). - Курск: Курск. гос. мед. ун-т, 2016. - С. 6-12.][Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: монография. - М.: Флинта, 2003. - 764 с.][Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - М.: Изд-во Рос. Нового ун- та, 2003. - С. 34-42.][Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2004. - С. 3-13.][Поликанова Е.Г. Исторический аспект развития компетентностного подхода в образовании / Вестник Забайкальского университета. - 2008. - № 4 (49). - С. 44-48.][Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - М.: Педагогика, 2003. - С. 8-14.][Богуславский М.В. Формирование В.В. Краевским теории содержания общего среднего образования / Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4 (20). - С. 235-243.][Абрамов А.М. Взгляд на программу обновления содержания общего среднего образования // Энергия: экономика, техника, экология. - 2001. - № 11. - М.: Наука, 2001. - С. 52-58.][Крупник С.А. Проектирование деятельностных систем образования: методолого- педагогические аспекты: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Минск, 1997. - 18 с.][Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования: учеб. пособие для системы подготовки и повышения квалификации преподавателей / Ю.Г. Татур, авт. гл. 6 В.И. Солнцев: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гос. техн. ун-та им. Н.Э. Баумана, 2009. - 262 с.][Матрусов И.С., Леднев В.С. Некоторые пути совершенствования содержания общего среднего образования: перспективы развития содержания общего среднего образования. - М.: НИИ содержания и методов обучения, 1974. - С. 3-28.][Перминова Л.М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.01 / Перминова Людмила Михайловна. - М., 1995. - 46 с.][Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: науч.- практ. пособие. - М.: РГАТиЗ, 2000. - 266 с.][Перегудов Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1991. - 61 с.][Маленков Ю.А. Проблемы подготовки магистров с высокой добавленной ценностью // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 12. - С. 33-41.][Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Соляников Юрий Владимирович. - СПб., 2003. - 169 с.][Левина Е.Ю. К проблеме управления развитием образования: стейкхолдерский подход // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-1 (113). - Казань: Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2015. - С. 11-15.][Климентьева В.В. Развитие педагогической исследовательской компетентности магистранта филологического образования в процессе руководства школьным мультимедийным проектом: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Климентьева Виктория Викторовна. - Курск, 2009. - 219 с.][Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистрантов первого года обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. - № 2 (2). - Казань: Изд-во Казан. гос. энергет. ун-та, 2009. - С. 113-123.][Дмух Г.Ю. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности магистров электротехнического направления: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Дмух Галина Юрьевна. - Владивосток, 2010. - 198 с.][Наумова Л.К. Организация самостоятельной работы магистрантов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Наумова Людмила Константиновна. - СПб., 2006. - 169 с.][Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Митяева Анна Михайловна. - Волгоград, 2007. - 403 с.][Богданова С.В. Комплексное использование методов активного обучения как условие эффективной педагогической подготовки студентов магистратуры: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Богданова Светлана Викторовна. - Ставрополь, 2010. - 210 с.][Акопова А.С. Подготовка магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка: дис.… канд. пед. наук: 13.00.08 / Акопова Ася Савична. - Ростов н/Д, 2005. - 214 с.][Никулина Е.Г. Изменения в содержании профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Никулина Евгения Геннадьевна. - Омск, 2015. - 340 с.][Педагогический энциклопедический словарь: в 3 т. / под ред. Б. Бим-Бада. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.][Энциклопедия профессионального образования / под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 440 с.][Дедяева И.Б. Организация дополнительной профессиональной подготовки студентов отраслевого колледжа к предпринимательской деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Дедяева Ирина Борисовна. - Барнаул, 2008. - 226 с.][Кузьмина Е.Е. Профессиональная подготовка как фактор социализации личности будущего учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Кузьмина Елена Егоровна. - М., 1996. - 175 с.][Губайдуллин А.А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Губайдуллин Артур Альбертович. - Казань, 2011. - 235 с.][Исследование процессов профессионального становления студентов магистратуры в современном вузе: колл. монография / под ред. А.В. Тряпицына, Н.Ф. Родионовой. - СПб: Лема, 2013. - 210 с.][Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Лукашенко Софья Николаевна. - Тюмень, 2012. - 26 с.][Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. - № 3. - С. 165-170.][Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 1. - СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2013. - С. 50-61.][Компетентностный подход в педагогическом образовании: колл. монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.]