Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical SciencesVestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences1991-85692712-892XSamara State Technical University52270Research ArticleDevelopment of the ideas of the students’ creative activity in Russian and German pedagogics at the end of the 19th - beginning of the 20th centuryGerasimovaKseniya Yu.Senior Lecturer of Foreign Languages Departmentksusha.gerasimova2011@yandex.ruAllagulovArtur M.Dr. Ped. Sci., Professor of General Pedagogics Departmentart_hist@bk.ruOrenburg State Pedagogical University15122017144485925112020Copyright © 2017, Gerasimova K.Y., Allagulov A.M.2017At the center of consideration is the development of ideas connected with the creative activity of students as one of the key strategic areas of modern educational policy. It is proved that the solution of the problems of modern educational theory and practice is impossible without referring to the historical-pedagogical heritage, not only Russian but also foreign. Special historical and genetic link is found between the Pedagogics of Russia and Germany, also during the development of the ideas of the students’ creative activity at the end of the 19th - beginning of the 20th century. The evolution of this phenomenon is presented in the form of two stages that differ from each other (reflexive- transformative phase, content-organizational phase), the features of which are the subject of this study.creative activity of studentsRussian and German Pedagogics of the end of the 19th - beginning of the 20th centuryreflexive-transformative phasecontent- organizational phasethe educational environment of educational institutionsforms and methods of organization of the students’ educational-cognitive activitycreative labour activity"new schools"творческая деятельность обучающихсяроссийская и немецкая педагогика конца XIX - начала XX векарефлексивно- преобразовательный этапсодержательно-организационный этапучебно- воспитательная среда образовательных учрежденийформы и методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихсятворческая трудовая деятельность«новые школы»[О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. - URL: Справочная правовая система Гарант. http://www.garant.ru (дата обращения 07.09.2017).][Аллагулов А.М. Реализация образовательной политики в Российской Федерации // Актуальные проблемы государственного, регионального и муниципального управления: теория, аналитика, практика: сб. ст. / ред. колл. О.М. Масюто, А.М. Аллагулов и др. Вып. 5. - Оренбург: Пресса, 2016. - С. 189-196. Аллагулов А.М. Деятельность органов местного самоуправления в сфере просвещения инородцев в дореволюционной России (на примере Оренбургского Губернского земства (1913-1917 гг.)) // Проблемы современного образования. Интернет-журнал РАО. www.pmedu.ru - М.: Российская академия образования, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2015. - № 3. - С. 72-78.][Бим-Бад Б.М. К истории государственной системы образования в Германии (до 1933 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bim- bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1666 (дата обращения 30.08.2017).][Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - Петроград: Книжный склад «Земля», 1915. - 746 с.][Рыжов А.Н. Концепция нового воспитания и ее реализация в деятельности педагогов-реформаторов в странах Запада и России конца XIX -начала XX в.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Н. Рыжов. - М., 2004. - 222 с.][Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e- library2/oldbook/medinskii_istoriya_rus_pedag.pdf (дата обращения 10.07.2013).][Мѐдова Н.Н. Актуальность педагогических идей 20-30-х гг. XX в. в контексте современного реформирования образования // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 50-53.][Указание относительно программ преподавания в реальных училищах и гимназиях 1902-1903 уч. год // ГБУ «ГАОО», фонд 82, опись 1, дело 80. - С. 24, 26.][Федотова О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ, конец XIX века - 90-е гг. ХХ века: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Д. Федотова. - М., 1998. - 425 с.][Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Том первый. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы [Электронный ресурс] / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Констанстинова. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. - URL: http://e-libra.su/read/362511- avtobiograficheskie-statidorevolyucionnie-raboti.html. (дата обращения 20.08.2017).][Образцова Л.В. Гуманистическая педагогика Германии конца XIX - начала XX вв., 1870-1933 гг.: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Образцова. - Пятигорск, 2002. - 444 с.][Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX - начала XX вв.: Дис. … докт. пед. наук: 13.00.01 / М.Н. Певзнер. - Новгород, 1997. - 338 с.][Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М.: Кооперативное издательство «Земля и Фабрика», 1923. - 151 с.]