Упражнения воинов, становящиеся танцем: традиции калариппаятту, танг-та, райбенше, натуа в современной Индии

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Целый ряд боевых практик Индии, до недавнего времени бывших частью повседневной тренировки определенных групп, сегодня выходят на сцену и становятся представлением для широкой аудитории – как внутри страны, так и на международной арене. Традиции калариппаятту, танг-та, райбенше и натуа могут служить примером воинского искусства, которое в современных условиях постепенно становится танцем, шоу или частью театральной постановки. На широком полевом материале, собранном автором в этнографических экспедициях 2002–2025 гг. в Индии (штаты Западная Бенгалия, Керала и Манипур), описываются трансформации, произошедшие с этими практиками в ХХ – начале XXI в. Каждая из проанализированных традиций еще не так давно была связана с конкретным кастовым сообществом и практиковалась в гимнастических залах или под открытым небом, применение же полученных навыков не предполагало аудитории. Однако изменение социально-экономической картины и условий жизни потребовало трансформации профессиональных навыков и способов их применения. 

Об авторах

С. И. Рыжакова

Институт этнологии и антропологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.ryzhakova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8707-3231
д. и. н., ведущий научный сотрудник 119991, Москва, Ленинский пр., 32а

Список литературы

  1. Рыжакова С.И. Боевое искусство как элемент обряда и танцевальная практика: феномен чхау на плато Чхота-Нагпур (Восточная Индия) // Антропологический форум. 2022. № 53. С. 100–130.
  2. Рыжакова С.И. “Смех богини рождает мир”. Падаяни, ритуальная традиция центральной Кералы // Востоковедные полевые исследования: Материалы Всероссийской научной конференции (2023 г.). Избранные доклады / Отв. ред. Ю.А. Пронина. М.: ИВ РАН, 2024. С. 217–233.
  3. Alter J.S. The Wrestler’s Body: Identity and Ideology in North India. Berkeley: University of California Press, 1992.
  4. Balakrishnan P. Kalaripayattu: The Ancient Martial Art of Kerala. Trivandrum: C.V.N. Kalari, 1995.
  5. Barbosa D. The Book of Duarte Barbosa. Vol. II: Trans. Mansel Longworth Dames. New Delhi: Asian Educational Services, 1989.
  6. Bharucha R. Chandralekha: Woman Dance Resistance. New Delhi: Indus, 1995.
  7. Chirakkal T. Nair S. Kalarippayattu – A Complete Guide to Kerala’s Ancient Martial Art. Chennai: Westland Books, 2016.
  8. Dutt G. The Bratachari Synthesis. Calcutta: Bengal Bratachari Society, 1937.
  9. Jataayu A.M. Annapurna Devi: The Untold Story of a Reclusive Genius. Gurugram: Ebury Press; An Imprint of Penguin Random House, 2021.
  10. Luijendijk D.H. Kalarippayat: The Structure and Essence of an Indian Martial Art. PhD. Radboud Universiteit Nijmegen, 2008. https://repository.ubn.ru.nl/bitstream/handle/2066/65537/65537_kala.pdf
  11. Majhi N. The Uniqueness of Jagadrāmī Rāmāyaṇa: An Overview // Brainwave: A Multidisciplinary Journal. 2022. Vol. 3. No. 2 (June). P. 150–154.
  12. Zarrilli P. From Martial Art to Performance: Kalarippayattu and Performance in Kerala. Pt. 1, 2 // Sangeet Natak. 1986. No. 81-2: 5–41; No. 83: 14–45.
  13. Zarrilli P.B. When the Body Becomes All Eyes: Paradigms, Discourses, and Practices of Power in Kalarippayattu, a South Indian Martial Art. Delhi: Oxford University Press, 1998.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025