Оценка цены перспективного воздушного судна на основе его летно-технических характеристик
- Авторы: Урюпин И.В.1, Власенко А.О.2, Сухарев А.А.3
-
Учреждения:
- Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН
- Общество с ограниченной ответственностью «Межотраслевой аналитический центр»
- НИУ «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 61, № 4 (2025)
- Страницы: 73-85
- Раздел: Отраслевые проблемы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/0424-7388/article/view/697030
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0424738825040063
- ID: 697030
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время одной из приоритетных задач отечественной промышленности является создание перспективных гражданских самолетов. Для рыночного успеха заложенные при создании перспективной авиатехники решения должны обеспечивать конкурентоспособную стоимость жизненного цикла, определяемую не только уровнем прямых эксплуатационных расходов, но и приемлемой для потребителя ценой продукта. Определение цены перспективного самолета методом аналогов или доходным методом может представлять проблему в силу отсутствия прямого аналога либо невозможности получения достоверного долгосрочного прогноза тарифов на авиаперевозки на горизонт, сопоставимый с циклом разработки объекта оценки. Для решения указанной проблемы в статье предложена методика оценки цены перспективных магистральных самолетов, основанная на синтезе затратного подхода и метода аналогов. Цену перспективного воздушного судна предложено находить как сумму цены современного самолета-аналога и накопленной дисконтированной экономии от эксплуатации перспективного самолета по сравнению с аналогом, с учетом корректировки на отношение прогнозных объемов транспортной работы в авиатранспортной системе России. Оценки цены аналога и эксплуатационных затрат по укрупненным статьям расходов получены на основе найденных авторами новых регрессионных зависимостей от технических характеристик самолета — пассажировместимости, дальности, тяговооруженности, максимальной взлетной массы, массы пустого снаряженного самолета. Применение подхода продемонстрировано на примере определения цены перспективного магистрального самолета уровня 2035–2050 гг., обладающего сниженным на 25% расходом топлива относительно существующего аналога. Получены диапазоны цен для перспективного воздушного судна для четырех сценариев прогноза изменения цены авиационного топлива.
Об авторах
И. В. Урюпин
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН
Email: uryupin93@yandex.ru
Москва
А. О. Власенко
Общество с ограниченной ответственностью «Межотраслевой аналитический центр»
Email: andrey.vlasenko84@gmail.com
Москва
А. А. Сухарев
НИУ «Высшая школа экономики»
Email: alx.sukharev@gmail.com
Москва
Список литературы
- Власенко А. О., Сухарев А. А., Урюпин И. В. (2023). Оценка качества функционирования авиатранспортной системы как инструмент формирования требований к перспективной авиационной технике // Управление большими системами. Вып. 104. С. 73–99. [Vlasenko A. O., Sukharev A. A., Uryupin I. V. (2023). Developing the air transportation system quality assessment tools to define the main requirements for future aircraft. Large-Scale Systems Control, 104, 73–99 (in Russian).]
- Клочков В. В., Охапкин А. А. (2021). Международное регулирование в области защиты окружающей среды от воздействия авиации и новые вызовы экономической безопасности России // Экономическая безопасность. № 4. С. 1329–1346. [Klochkov V. V., Okhapkin A. A. (2021). International regulation of environmental protection from the aviation effects and new challenges to the economic security of Russia. Economic Security, 4, 1329–1346 (in Russian).]
- Клочков В. В., Русанова А. Л., Максимовский В. И. (2010). Экономико-математическое моделирование процессов освоения серийного производства новых гражданских самолетов // Вестник Московского авиационного института. Т. 17. № 3. С. 235–245. [Klochkov V. V., Rusanova A. L., Maksimovskiy V. I. (2010). Economic-mathematical modeling of new civil aircraft production launching processes. Aerospace MAI Journal, 17, 3, 235– 245 (in Russian).]
- Кородюк И. С., Гринев Д. М. (2019). Методические особенности определения себестоимости услуг регулярных пассажирских авиаперевозчиков для различных видов коммерческой загрузки // Транспортное дело России. № 1. С. 147–150. [Korodyuk I. S., Grinyov D. M. (2019). Methodical features of determining the cost of services of regular passenger air carriers for various types of commercial load. Transport Business of Russia, 1, 147–150 (in Russian).]
- Опрышко Н. В., Опрышко Ю. В., Рубан Н. В. (2013). Динамическая модель оценки затрат на эксплуатацию пассажирского воздушного судна // Электронный журнал «Труды МАИ». № 69. Режим доступа: https://trudymai.ru/published.php? ID=43301 [Opryshko N. V., Opryshko Yu. V., Ruban N. V. (2013). Dynamic model to calculate operating costs of passenger aircraft. Trudy MAI, 69. Available at: https://trudymai.ru/published.php? ID=43301 (in Russian).]
- Урюпин И. В., Власенко А. О. (2024). Оценка прямых эксплуатационных расходов для перспективных воздушных судов с альтернативными типами силовых установок // Экономика и математические методы. Т. 60. № 2. С. 92–104. doi: 10.31857/S0424738824020087 [Uryupin I.V., Vlasenko A.O. (2024). Method of estimating direct operating costs for prospective aircraft with alternative propulsion systems. Economics and Mathematical Methods, 60 (2), 92–104 (in Russian).]
- Berkman H., Bradbury M. E., Ferguson J. (2000). The accuracy of price-earnings and discounted cash flow methods of IPO equity valuation. Journal of International Financial Management & Accounting, 11 (2), 71–83.
- Damodaran A. (2012). Investment valuation: Tools and techniques for determining the value of any asset. Hoboken: John Wiley and Sons.
- Erdogan S., Sarkodie S. A., Adedoyin F. F., Bekun F. V., Owusu P. A. (2024). Analyzing transport demand and environmental degradation: The case of G-7 countries. Environment, Development and Sustainability, 26 (1), 711–734.
- Fregnani J. A., Mattos B. S., Hernandes J. A. (2019). An innovative approach for integrated airline network and aircraft family optimization. In: AIAA Aviation 2019 Forum, 2865. doi: 10.2514/6.2019-2865
- Jaunanda M. (2023). Stock value analysis using absolute valuation and relative valuation approaches. Proceeding of International Conference on Entrepreneurship (IConEnt), 3, 53–63.
- Jiang C., Liu Y. (2025). The role of sustainable aviation fuel in CORSIA: An economic analysis. Energy Economics, 108238.
- Larsen G. A. Jr. (2008). Applied equity valuation: Relative valuation method. Handbook of Finance, 3. doi: 10.1002/9780470404324.hof003030
- Reynolds F. S. (1959). Discounted cash flow as a measure of market value. Journal of Petroleum Technology, 11 (11), 15–19.
- Roy S., Crossley W. A., Moore K. T., Gray J. S., Martins J. R. (2019). Monolithic approach for next-generation aircraft design considering airline operations and economics. Journal of Aircraft, 56, 4, 1565–1576.
- Vasigh B., Azadian F., Moghaddam K. (2021). Methodologies and techniques for determining the value of an aircraft. Transportation Research Record, 2675 (1), 332–341.
- Woehler S., Hartmann J., Prenzel E., Kwik H. (2019). Preliminary aircraft design for a mid-range reference aircraft taking advanced technologies into account as part of the AVACON project for an entry into service in 2028. doi: 10.25967/480224 Available at: https://www.dglr.de/publikationen/2019/480224.pdf
Дополнительные файлы

