Competition in the perspective of the development of musical art and education in the era of digitalization

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents a culturological analysis of the competition in educational practice in the field of musical art. The article analyzes the prospect of using new digital technologies to expand the space of interaction with contest participants, popularize musical art and develop culture in general.

Full Text

Конкурс как движущая сила развития искусства, способствующая укреплению его позиций, привлекал и привлекает внимание исследователей разных областей научного знания, поскольку очевидно его обращение к сущностным потребностям личности: стремлению к самосовершенствованию, самоуважению, самоидентификации, поиску своего места в мире, расширению коммуникативного пространства. Таким образом, его активное распространение в области музыкального образования не случайно.

С начала XX века и до настоящего времени, конкурс становится необходимым атрибутом образовательного процесса в области искусства. «Конкурс – это своеобразная форма отчёта перед народом о состоянии исполнительского искусства в данный момент и достижениях музыкальной педагогики», - отмечает во второй половине 20 столетия Я.И. Мильштейн, анализируя тенденции развития исполнительского искусства [4, с. 52].

В последнее десятилетие на смену констатирующему обоснованию сущности конкурса приходит культурологическое истолкование его многоаспектной природы и структуры. Исследовательской проблемой становится осознание роли и места конкурса в современной образовательной практике в области музыкального искусства, его проявление в ней. Рассматривая художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры, И.В. Афанасьева отмечает, что для успешности данного процесса «необходимо создание насыщенной, культурно-познавательной среды, где индивидуальность каждого может проявиться в продуктивной деятельности. Разнообразные организованные формы по системной передаче культурного, ценностного опыта реализуются при подготовке к художественному конкурсу в учреждениях дополнительного образования детей» [2, с. 8]. Культурологический подход ясно прослеживается в работах Ю.Б. Алиева, где музыкальный конкурс, по его мнению, способствует созданию особой музыкально-эстетической среды. «Создание подобной среды, основанной на принципах сетевого взаимодействия образовательных, музыкальных и общественных организаций, способствует раскрытию творческих способностей учащихся, приобщению подрастающего поколения к культурным традициям и успешной социальной адаптации» [1, с. 29].

Изучение конкурса с позиции культурологического анализа актуально еще и тем, что выявление ценностной доминанты этого феномена полезно в практическом плане, поскольку даёт представление о творческих моментах работы в процессе подготовки и участия с одной стороны, а с другой, позволяет по-новому осмыслить процесс обучения, заставляя дифференцировать узловые моменты организации обучения с целью создания условий для развития, освоения новых технологий культурной деятельности.

«Создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала» - является целью государственной культурной политики, утверждённой от 24 декабря 2014 г. Указом Президента Российской Федерации «Основы государственной культурной политики» (https://clck.ru/32mVGy). Поэтому на государственном уровне одной из важнейших задач ставится развитие фестивальной деятельности в области искусства и продвижение креативных индустрий. Это положение воплотилось созданием сети профессиональных сообществ и творческих общественных организаций, где проведение конкурсных мероприятий является одним из основных направлений работы.

Динамичность развития общества, выраженная активным вхождением в жизнь цифровых инструментов коммуникации, с их возможностями общения вне пространственно-географических факторов, влечет за собой изменения в сфере конкурсных мероприятий. Оформившиеся ранее культурные практики, такие, как например, исполнительские музыкальные конкурсы, находят сегодня свое актуальное выражение в новых условиях. Появляются интернет – конкурсы, фестивали как особая среда, которая позволяет исполнителю проявить себя, не обладая большими, в первую очередь материальными ресурсами, а педагогу продемонстрировать свои достижения. Рост популярности этого вида конкурсов в педагогическом сообществе, как одного из самых перспективных средств распространения лучших педагогических и исполнительских практик, показывает возрастание несостоятельности традиционных исполнительских конкурсов в сфере удовлетворения потребностей совершенствования образовательного процесса, насыщения его цифровыми технологиями.

Конкурсы в цифровом пространстве оказывают большое влияние на образовательную сферу, отражая насущную потребность поиска разнообразных путей и способов расширения общехудожественной и методической компетентности для педагогов, способствующих усилению мотивационной составляющей обучения.

Несмотря на демонстрируемый значительный потенциал конкурса, как современного цифрового тренда системы образования, современная конкурсная деятельность как самостоятельное медиа-явление недостаточно изучена с научной точки зрения. Основной причиной данного факта выступает новизна цифрового поля, закрепившегося в практике около десяти лет назад и получившего особую востребованность во время распространения COVID-19. В рамках данной статьи предпринята попытка приближения к культурологическому пониманию конкурса как феномена музыкального образования на основе осмысления некоторые важных его сторон и выявления, в частности, значения современной системы цифровизации образования в сфере музыкального искусства.

Сегодня, в современной системе цифровой коммуникации появилось много возможностей создания пространства интенсивного культурного взаимодействия, позволяющего актуализировать творческие возможности личности. Стремление к самореализации, потребность в расширении коммуникационного пространства явились основаниями к появлению и распространению в среде художественного образования дистанционных конкурсов, конкурсов-фестивалей, где в качестве конкурсного материала выступает видеозапись исполнения конкурсной программы.

Несмотря на то, что значимость этих проектов различна, по своему масштабу они декларируют как всероссийский, так и международный уровень. Примерами могут служить популярный в музыкальной среде Международный Большой видеоконкурс «GRAND MUSIC ART» (г. Елец), отличающийся широким набором инструментальных номинаций, возрастных категорий и профессиональным составом жюри, Международный конкурс дарований и талантов «Ветер перемен» (г. Курск), Международный многожанровый детский, взрослый, профессиональный конкурс-фестиваль «Фактор успеха» (г. Екатеринбург), Всероссийский конкурс народного творчества «Таланты Великой России» (г. Елец). В качестве организаторов данных мероприятий выступают как различные некоммерческие организации (АНО), так и государственные образовательные учреждения - профильные кафедры вузов культуры и искусств, ДМШ и ДШИ - при поддержке Министерства культуры, Министерства просвещения РФ, органов местного самоуправления и т.п. Широта участников и организаторов дистанционных конкурсов показывает их востребованность в обществе и устойчивость данной практики в современной культуре.

Особое место занимают тематические конкурсы-фестивали, раскрывающие значимость тех или иных вопросов в современном обществе. Например, Всероссийский конкурс патриотической песни при поддержке Президентского фонда культурных инициатив «За тебя Родина-мать» (г. Волжский, Волгоградская обл.), Открытый областной фестиваль патриотической песни «…России сможем послужить», организованный в честь 33-летней годовщины вывода войск из Афганистана ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» и администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга и др.

Одним из наиболее ранних европейских музыкальных конкурсов, проводимым ежегодно с 2010 года и получившим популярность в нашей стране стал Online Music Competition (сегодня он называется World Open (https://musiccompetition.eu/)) – Музыкальный Интернет-конкурс, организованный президентом Европейской ассоциации музыкальных педагогов и исполнителей Миломиром Дочиновичем (Mr. Milomir Doјčinović, President of the European Association of Music Educators and Performers) в г. Белграде.

Следует отметить, что появление такого разнообразия творческих конкурсов связано с движением к глобальному взаимодействию, попыткой устранить границы внутри творческих сообществ. Возможность принять участие в мероприятии в любой точке планеты, оплатив лишь вступительный взнос–сумму, несопоставимую с финансовыми затратами при очном участии, способствует расширению ареала культуры и росту социокультурного взаимодействия. И это, очевидно, является в том числе и способом саморазвития музыканта-исполнителя, открывая ему новое коммуникативное пространство, помогая не только проявить себя, но и приобщиться к ценностному опыту других культур. Именно поэтому в культуре современного образования в сфере искусства, «конкурс - это пространство интенсивного культурного взаимодействия, межкультурного полилога в условиях равноправия и взаимоуважения национальных культур…», как отмечает И.В. Афанасьева, исследуя механизмы культурной регуляции художественных конкурсов. [2, с. 14].

Участие в конкурсе вносит новые элементы в образовательный процесс, включив в него компоненты работы с видеоматериалами – записями собственного исполнения. По мнению И.В. Афанасьева, «важно, что подготовка к художественному конкурсу - это часто инновационный процесс, то есть комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Участники конкурса включены в процесс присвоения ценностей художественной культуры, деятельностное постижение воплощенных в них художественных образов, это их выводит на качественно новый уровень культурного развития» [2, с. 14]. Критически анализируя своё творчество, наблюдая за собой со стороны, меняя свою ролевую функцию [5, с. 225], участники, несомненно, повышают мотивацию к самосовершенствованию, что позволяет из поколения в поколение сохранять и преумножать ценностные смыслы, бытующие в культуре и раскрывающие значимость приобщения подрастающего поколения к высочайшим достижениям человеческой цивилизации: красоте, упорству, ответственности, целеустремлённости.

Тем не менее, нельзя не отметить, что участие только в интернет-конкурсах, игнорируя живой формат, может иметь ряд отрицательных последствий для профессионального развития музыканта, поскольку лишает его возможности испытать себя в условиях сценического стресса, сформировать умение преодолеть себя, показать наилучший результат, в условиях соревновательной среды бороться за победу, проявив лидерские качества. Точку зрения на неоднозначный эффект от интернет-конкурса в условиях образовательного процесса разделяют и М.Г. Долгушина, И.А. Богомолова, для которых «перенесение конкурсов исполнительского мастерства в виртуальное пространство имеет и отрицательные стороны» [3, с. 133]. Особого внимания здесь заслуживает факт отсутствия «личного общения участника с конкурсантами из других регионов и с членами жюри, невозможность получения новых впечатлений от поездки на конкурс и пребывания в ранее незнакомом городе (экскурсии, знакомство с историей и культурой края)» [3, с. 134]. С этим мнением нельзя не согласиться, поскольку вышеперечисленные факторы в образовательном процессе несут в себе огромный воспитательный потенциал, причём это касается всех участников конкурса: как учащихся, так и педагогов. Именно живые исполнительские конкурсы становятся творческими площадками для обмена идеями, налаживания контактов и знакомства с новыми людьми, школой педагогического и исполнительского мастерства, выступая по своей сути праздником музыки и творчества.

Вместе с тем популярность и востребованность интернет-конкурсов в современной образовательной практике говорит о том, что многие участники не могут принять участие в офлайн конкурсах по ряду причин, в том числе материального характера. При этом важно подчеркнуть, что положительным моментом участия в интернет-конкурсах является преодоление проблемы серьёзного эмоционального напряжения, поскольку возможность сделать несколько дублей во время видеозаписи и выбрать лучший из них помогает психологической устойчивости.

Заявка на участие в конкурсе-фестивале нередко становится своеобразным подведением итогов проделанной работы педагога и ученика. Поэтому интернет-конкурс оказывается удобной площадкой для демонстрации её качества, оценки качества достигнутых результатов, уровня художественного мастерства.

Важнейшая особенность интернет-конкурсов – гибкий характер программных требований. Зачастую программа выступлений участников свободна, ограничения предполагаются лишь по временному критерию, который очень ограничен – от 5 до 15 минут – и зависит от возраста участника. Таким образом, интернет-конкурс – это удобная и гибкая форма профессиональной коммуникации, создающая целую виртуальную культуру, которая, в свою очередь, стала неотъемлемой частью современного образования в области музыкального искусства. Распространившись как возможность фиксации результатов обучения в период пандемии, интернет-конкурсы превратились в востребованный инструмент популяризации музыкального искусства, установления сотрудничества, улучшения качества публичного взаимодействия. «Всё это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие конкурсного движения, в том числе – виртуальных музыкальных состязаний» [3, с. 134], а, следовательно, можно заключить, что закрепление данного формата станет особой вехой развития цифровых образовательных практик в отечественной культуре.

На сегодняшний день, помимо исполнительских конкурсов большое распространение получили интернет-конкурсы для педагогов, направленные на показ и распространение методов обучения. Эта нацеленность на закрепление достижений грамотами, дипломами, сертификатами отражает потребность формирования портфолио педагога, позволяющего ему пройти профессиональную аттестацию.

В этой связи обращает на себя внимание недавнее конкурсное событие, прошедшее в августе 2022 года, когда системой государственного управления предпринята попытка выявления талантливых учителей в области искусства. Речь идёт о конкурсе на соискание премии лучших преподавателей в области музыкального искусства. 9 марта 2022 года Президентом России В.В. Путиным был подписан Указ №102 «О премии лучшим преподавателям в области музыкального искусства». В целях его реализации Правительством РФ были разработаны правила проведения конкурса, разработаны критерии оценки профессиональных достижений соискателей.

Организатор конкурса – Министерство культуры РФ – ведущее учреждение в сфере управления учреждениями музыкального профиля, которое сумело в короткие сроки успешно реализовать идею дистанционного профессионального конкурса с большим количеством участников. Конкурс на присуждение премии «Лучшим преподавателям образовательных организаций дополнительного образования детей» со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа» за достижения в педагогической деятельности по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства явил собой яркий образец реализации этой идеи.

В составе конкурсной комиссии – жюри – преподаватели и руководители ведущих образовательных организаций в сфере музыкального искусства: Московской государственной консерватории, Санкт-Петербургской государственной консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, Астраханской государственной консерватории, члены Общественной палаты РФ, директора ведущих учреждений культуры – Государственного Кремлёвского дворца и Российского национального музея музыки. Председатель жюри – российская пианистка, педагог, солистка Московской государственной академической филармонии, заслуженная артистка РФ, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Е.В. Мечетина.

Безусловно, только в рамках дистанционного конкурса возможно собрать ведущих специалистов, проживающих в разных городах, может быть реализовано введение в его состав самых авторитетных исполнителей, которые в силу большой гастрольной и профессиональной занятости могут принять участие в оценке офлайн состязаний довольно редко. В данном конкурсе документы участников поступили для оценки к 1 сентября 2022 г., и у жюри было десять дней, чтобы выставить конкурсные баллы и оформить протоколы. Согласно регламенту работы конкурсной комиссии заседания могли проходить в очном и заочном режиме.

Значимы и содержательны критерии оценки профессиональных достижений соискателей:

  1. наличие у преподавателя разработанных и внедрённых за последние три года авторских методов, подходов, технологий в образовательном процессе, признанных профессиональным сообществом;
  2. наличие у преподавателя обучающихся, имеющих высокие результаты обучения (лауреаты и дипломанты общероссийских и международных конкурсов, получатели грантов Президента Российской Федерации за выдающиеся способности, получатели иных грантов в области музыкального исполнительства, участники общественно значимых мероприятий, участники Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета, участники других фестивальных оркестров, более 30 % выпускников (за последние 5 лет), продолживших обучение на более высоком уровне образования в области музыкального искусства и др.);
  3. наличие опыта участия преподавателя в качестве исполнителя в концертных программах и других творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значений.

Необходимо также отметить, что к конкурсу не допускались лица, занимающие должности административно-управленческого персонала. Выдвижение преподавателя проходило коллегиальным органом управления образовательной организации. Все кандидаты согласуются с Управлением (министерством) культуры субъекта РФ.

Победителями стали 100 преподавателей из всех субъектов РФ, что отражает центральное положение конкурса – государственную поддержку преподавателей в области музыкального искусства.

Форма дистанционного интернет-конкурса в данном случае позволила провести значимое мероприятие всероссийского масштаба, привлечь внимание к особой образовательной сфере – обучению музыкальному искусству.

Сегодня очевидно, что конкурс в современном образовании в области музыкального искусства теснейшим образом связан с развитием культуры общества в целом. Постоянно накапливая и транслируя опыт художественных и педагогических достижений, участники конкурса способствуют укреплению преемственности в обучении музыкальному искусству. И здесь необходимо отметить серьёзное влияние дистанционных конкурсов на современный образовательный процесс, как важнейшего элемента культурно-ценностной системы.

Рассмотрение особенностей конкурсной деятельности в русле культурологического анализа способствует решению целого круга актуальных проблем: от обоснования отечественной конкурсной традиции в сфере искусства как феномена культуры до разработки технологий актуализации музыкального образования в соответствии с закономерностями культурной эволюции и спецификой современного культурного этапа.

Таким образом, конкурс как ресурс развития музыкального искусства и образования выполняет важные функции: стимулирует процессы присвоения подрастающим поколением ценностей художественной культуры, постижения воплощенных в них художественных образов, позволяя каждому максимально реализовать свой творческий потенциал, выводя, таким образом, сферу отечественного образования на качественно новый уровень культурного развития.

×

About the authors

N. E. Sudakova

Russian Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1354-3616

Ph.D.

Russian Federation, Moscow

M. V. Popova

Znamenskaya Children's Art School

Email: red@nvsu.ru

Ph.D.

Russian Federation, Tambov region, Znamensky district, r.p. Znamenka

References

  1. Алиев Ю.Б. Педагогические рассуждения о современных проблемах музыкального воспитания школьников // Проблемы современного образования. 2011. № 5. С. 28-37.
  2. Афанасьева И.В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: Дисс. … канд. культурологии. Кемерово, 2011. 181 с.
  3. Долгушина М.Г., Богомолова И.А. Интернет-конкурсы исполнительского мастерства как феномен современной музыкальной культуры // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4. Т. 2. С. 132-135.
  4. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983. 266 с.
  5. Судакова Н.Е. Социально-культурное взаимодействие в ходе межличностного общения в исполнительских классах // Казанская наука. 2011. № 2. С. 224-226.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Sudakova N.E., Popova M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies