Features and significance of ancient Russian philosophy

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the features of ancient Russian philosophy, which are interconnected and mutually condition each other. The paper notes that these features do not exist in isolation from the social environment, historical time and political events, and their relationship and interaction occur against the backdrop of a specific socio-cultural context. It is shown that the formation of traditional values and ideals in the philosophical views of ancient Russian thinkers is directly related to continuity in the national culture. The importance of referring to the sources of ancient Russian philosophy as an important cultural landmark, which is the spiritual basis for strengthening values and faith in the future, especially during periods of difficult trials in general, and a single individual in particular, is noted.

Full Text

Древнерусская философия X-XVII вв. обладает качественным своеобразием, как, например, античная или классическая немецкая философия. Философская мысль Древней Руси является важной частью мировой культуры. Необходимость ее изучения и всестороннего анализа связана с потребностью каждого народа иметь свои корни, обращаться к своим культурным истокам, выстраивать линию преемственности в наследовании важнейших ценностей, принципов и мировоззренческих оснований. «Особенностью отечественной духовной традиции представляется единство жизненных устремлений и нравственности, устремленность к идее свободы и цельной духовной личности, ориентированной на коллективное благо и единение с абсолютом» [4, с. 41].

В Древнерусском государстве отсутствовали памятники письменности, которые однозначно зачислялись бы к философской литературе. Философские мысли содержали разные по жанру и тематике произведения древнерусской письменности. Следовательно, можно фиксировать тот факт, что становление древнерусской философии происходило параллельно становлению отечественной культуры. По сути, два этих явления можно рассматривать в качестве единого процесса. Таким образом, термин «древнерусская философия» представляет собой идеи, образы, концепции, которые содержат памятники культуры X-XVII вв. Основу их составляют вербальные (языковые) памятники мысли Древней Руси. Однако древнерусская мысль была сохранена и памятниками невербального (неязыкового) характера, к которым относится живопись, архитектура, пластика, археологический материал и многое другое. Корольков А.А. в книге «Духовный смысл русской культуры» отмечает: «русская философия порождена не группой неких профессионалов, элитарно освоивших таинства мировой мысли, она порождена всей русской духовной историей и выработанными в народе формами познания… в иконе, в художественной литературе, в публицистике, в литературной критике» [8, с. 244].

Христианская догматика в Древней Руси имела более широкое распространение, по сравнению с Западной Европой. Это было связано с тем, что её реализация происходила посредством памятников письменности: летописей, поучений, житий. Данная особенность привела к тому, что древнерусская философия широко распространилась в массах и была понятна простому народу.

Следовательно, объектом философского исследования становятся самые разнообразные источники древнерусской литературы, живописи, архитектуры, где формирование традиционного философского круга проблем происходило не с помощью языка науки, а благодаря языку художественных образов и понятий религии. Именно это можно обозначить как первую особенность древнерусской философии.

Второй особенностью древней философии на Руси является то, что она не только антропоцентрична, но в первую очередь, она богоцентрична. В славянском язычестве доминировали антропоморфизация природы и натурализация человека. Смена язычества христианством привела и к новой концепции человека. Русская средневековая мысль стала антропологически направленной, но в тоже же время, целью жизни древнерусского человека было стремление к идеалу - к Богу: «Суть самой философии заключается, по мнению деятелей культуры Киевской Руси, в поучении как человеку своими делами приблизиться к идеалу, достижение которого составляет смысл его бытия» [13].

Исследователи феномена древнерусской философии по-разному его оценивали и понимали. Так, Громов М.Н. считает, что для определения феномена мудрости в Древней Руси важны позиции не только современных исследователей, но и понимание и оценка философии самими древнерусскими людьми. Проделанный им анализ памятников древнерусской литературы, привёл его к выводу о полисемантичности понимания термина «философия». В результате анализа исследователь выделяет 6 дефиниций термина, которые присутствую в памятниках древнерусской литературы:

  1. философия есть познание сущего и его природы;
  2. философия есть познание мира духовного и материального;
  3. философия как размышление о смерти;
  4. философия есть уподобление к Богу;
  5. философия есть хитрость хитростем и художьство художьством («хитрость хитростем» в переводе «искусство искусств», что не совсем верно, более подходит «ремесло», а «художество художеств» понималось как теоретическое знание подобное грамматике, а переводилось чаще всего как «наука наук»;
  6. «философия паки есть любление премудрости, премудрость же истина Бог есть, и убо любовь, яже к Богу, сия есть истинная философия» [2].

У общей идеи христианства, направленной на моральное обновление человека были разные интерпретации, которые давали католицизм и православие. Поскольку Бог представлялся средневековому человеку, не только как творец мира, но и как философское понятие о единой, вечной, бесконечной, абсолютной, трансцендентной субстанции, соединённой с нравственным идеалом человека. Природное, социальное и личное бытие сводилось к этому главному сверхпонятию, поэтому возникало и крепло осмысление коренных вопросов существования человека. Стариков Ю., выявляя специфику древнерусской философии, делает проницательный вывод: «Наряду с развитием христианской патриотической идеи в общественном мировоззрении Древней Руси начинает формироваться идеал глубокого личного религиозного миросозерцания» [14]. Терехова Г.Л. отмечает: «В западноевропейском рационализме утеряно самое главное: то, ради чего существует знание, т. е. цель. Единственным значением духовной жизни культуры, основанной на христианских идеалах, становится достижение вечной жизни с Богом» [15].

И здесь отметим третье отличие древнерусской философии - это иррациональность, которую можно противопоставить рациональности Запада. Чтобы делать вывод о феноменальности древнерусской философии, требуется провести анализ оригинальных и переводных памятников литературы, с которыми была знакома Древняя Русь. Исследователь древнерусской литературы Лихачёв Д.С. отмечает: «Древняя Русь знала переводы с греческого, с латинского, древнееврейского, знала произведения, созданные в Болгарии, Македонии и Сербии, знала переводы с чешского, немецкого, польского, но не знала ни одного перевода с турецкого, татарского, с языков Средней Азии или Кавказа» [10, с. 11]. Таким образом, для исследователя представляет интерес сопоставление древнерусской философии именно с европейской философией.

При таком сравнении, многие исследователи отмечают иррациональность древнерусского философского мышления:

– «русская философия - это не просто иррационализм, отвратившийся от рассудочности методологий, дискурсов, логической формальности…. По своему инструментарию русская философия в корне отличается от европейского философствования: жизнь души и просветленной чувственности не выразима в категориях, в понятиях рассудка» [7, с. 188].

– «в отличие от западноевропейской культуры, где видное, если не главное, место занимало  богословско-философское мышление - схоластика, на Руси рационально-словесные формы выражения сущностного содержания культуры, её глубинной мудрости не нашли себе применения» [1, с. 20].

Древнерусская философия обладает глубиной, всесторонностью, в которой происходит описание круга проблем, зачастую непонятных для Запада. Одним из направлений западноевропейской философии была схоластика, где постижение Бога происходило при помощи логики и рассуждений, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Не системосозидательные задачи, логика, методология и гносеология были в приоритете у представителей средневековой русской философской мысли, а родная стихия, наполненная душевно-духовными проблемами была их центральной проблемой. Именно этой непохожестью они вызывали и вызывают интерес у других народов. Специфичность философского знания в Древней Руси заключена в образе мышления, где философия понималась как любовь к мудрости, а не представлялась стройной, логичной рациональной системой, теорией об общих законах бытия и мышления.

А.А. Корольков в книге «Духовная антропология» предупреждает: «происходит рационализация человеческого бытия, это грозит угасанием сердечного душевности, тепла человеческих отношений, которыми всегда отличался русский человек. «Можно многое не сознавать, а лишь чувствовать»,- подсказывал нам Достоевский Ф.М.» [7, с. 46].

Русская философия обладает оригинальными чертами, которые отличаются от узкорационалистических, она «развивается в диалоге с актуальными направлениями зарубежной мысли и в преемственности с собственной традицией, которая подсказывает вечные для России темы и ракурсы их рассмотрения, обеспечивая, в конечном счете, идентичность и континуитет российской философии» [16].

Четвёртая особенность древнерусской философии заключается в духовной квинтэссенции исторического опыта. Исследователь древнерусской литературы, академик Д.С. Лихачёв делает вывод о том, что древнерусская литература, которая рассматривается нами как непосредственный источник древнерусской философии,- это литература одной темы и одного сюжета: «этот сюжет - мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни» [9, с. 13]. Таким образом, согласно мировоззрению книжников Древней Руси, жизнь не только отдельно взятого человека, но и всех граждан государства влияет на ход истории.

По религиозным представлениям тех времён, причиной разорения русских княжеств являются грехи русских людей, в целом, и князей, в частности. Авторы древнерусских произведений указывали, что русские князья подвергали свои княжества угрозе превращения в лёгкую добычу захватчика, по причине, которая крылась в разобщённости, гордыне и несогласованности русских князей. Такая связь истории с древнерусской мыслью лежит и в основе периодизации, в рамках которой развивалась древнерусская мысль:

  1. I. Предыстория (до X в.).
  2. Собственно история (конец X-XVII вв.).
  3. Становление (X-X II вв.) Киевский период.
  4. Развитие в эпоху раздробленности XIII-XIV вв.
  5. Подъём XV-XVI вв.) Московский период.
  6. Завершение (XVII в.).

III. Пост-история (после XVII в.).

Каждый из вышеназванных периодов имеет свои ведущие темы философии. Так, ключевыми темами ранней русской философии в Киевский период были темы, связанные с размышлениями, посвященными исследованию моральных и нравственных ценностей в жизни общества и человека. К ним же можно отнести темы объяснения природы и сущности христианства и попытки соединения его с язычеством, так же представителями данного периода рассматривались такие важные темы как: право и государство, вопросы устройства мира и природы и т. д.

Философские идеи, которые зарождались в XIII-XIV вв. были посвящены сохранению духовности на Руси, совершенствованию человеческой природы, духовным исканиям, размышлениям о христианских ценностях, этическим и социальным вопросам, борьбе за освобождение, проблемам устройства государства. Серьезное внимание мыслители данного периода уже уделяют вопросам поиска истины и познанию в целом.

Татаро-монгольское нашествие, которому предшествовали и которое во многом предопределили междоусобные войны русских князей, попытка завоевания Руси европейскими рыцарями Ливонского ордена, привели к созданию военно-политической системы, где личность подчинялась государственным интересам. Эти экстремальные условия существования человека задали вектор формирования идеального человека с образцовым поведением.

Противоборство язычества с христианством, взаимодействие отечественной философской мысли с зарубежной, которое происходило на фоне контекста истории Руси (более семи веков), предопределили феноменальность древнерусской философской мысли. Романова Е.Н. в статье «Специфика древнерусской философской мысли (к историографии вопроса)» отмечает, специфическое своеобразие и неисчерпаемость философской мысли Древней Руси, где «главными родовыми чертами древнерусской философии являются: первостепенный интерес к человеческому существованию, поиск смысла исторического процесса, акцент на нравственном переживании бытия, практическая направленность» [12].

Пятая отличительная черта древнерусской философии заключается в дихотомии нормативно-оценочных категорий, означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной – нравственно-отрицательное и осуждаемое. В основе миропонимания лежало понятие борьбы противоположных начал, выраженное благодаря стихийно - диалектическому мышлению и «в дальнейшем этот принцип диалектического развития будет развит в христианстве как противопоставление сил Добра (Бог) и Зла (дьявол)» [14]. История интерпретировалась как вселенская борьба добра и зла. «У летописца была своя философия истории… Источник зла в мире – дьявол, … слуги дьявола - бесы… злые люди выполняют у летописца ту же роль, что и бесы… Источник добра и мира - Бог и слуги его: ангелы и святые, то есть люди добрые по самой своей природе» [6, с. 64].

Поляризация идей повлекла за собой диалектику бытия человека, которая формировалась в результате борьбы добра со злом. Эта борьба, присущая человеческому обществу, имела целью моральное совершенствование людей, которое достигалось далеко не лёгким путём. Таким образом, «В древнерусской философии прослеживается четкая дихотомия добра и зла, и человек рассматривается уже в рамках этого противопоставления» [13].

Подводя итог, выразим схематически выявленные нами особенности древнерусской философии в их взаимосвязи с историческим контекстом и предыдущим периодом (табл.).

Выявляя своеобразие древнерусской философии, отметим, что древнерусская философия является важным феноменом отечественной культуры, где особенности, составляющие её своеобразие, не отделены от исторической эпохи и культурной среды. Поэтому для того чтобы понимать древнюю мысль, необходимо знать историю и всю совокупность условий, которые задают особый дух, сохраненный в древних памятниках культуры. Таким образом, понимание феномена древнерусской философии представляется важным для современного человека, который не должен прервать линию преемственности и так сохранить свою самобытность, свою культуру.

 

Таблица. Этапы. Особенность древнерусской философии и взаимосвязь с предыдущим периодом

 

Такой системно-синергетический подход, применяемый в рассмотрении древнерусской философии как особого феномена культуры, повысит интерес общества и отдельно взятой личности к великому наследию Древней Руси. Граждане обязаны обладать не только общими представлениями о древнерусской истории, архитектуре, письменности, но и иметь представления о древнерусской философии, которая, вобрав в себя всё вышеперечисленное (историю, письменность, архитектуру, живопись) представляет собой особый феномен в мировой философской мысли. Древнерусская философия, источником которой, в том числе, служит древнерусская литература, - «это великий кладезь морального формирования, который вселяет гордость за свою нацию, веру в русский народ» [11].

В периоды тяжёлых испытаний, с которыми сталкивался и продолжает сталкиваться народ, возрождается интерес к прошлому, в том числе к духовному наследию и «в который раз история учит, что процветание сопутствует народу, правители которого при формировании стратегии развития общества руководствуются духовными идеалами и советами великих национально-ориентированных людей» [5].

Следовательно, можно сделать вывод, что обращение к истокам отечественной философии сегодня, когда «целое поколение молодых людей, выращенное внутри массовой культуры современного общества потребления, хорошо управляемое и склонное к конформизму, ориентированное в основном на собственные интересы не захочет, а возможно и не сможет воспринимать коллективные ценности, идею долга и приоритетности общего благополучия над частным» [3], является жизненно необходимым, поскольку это дает более полное осознание прошлого, помогает уяснить современное; глубже погружаясь в смысл былого, раскрывать смысл будущего; то есть «глядя назад - шагаем вперёд».

×

About the authors

O. V. Moylashova

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-7665-4655
Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI- XVII века. М.: Мысль, 1992. 637 с.
  2. Громов М.Н. Определение философии в Древней Руси // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2021. Т. 22. № 2. С. 149-157.
  3. Гутова С.Г. О будущем отечественной духовной культуры // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-6. С. 1096-1100.
  4. Гутова С.Г. Феномен духовности в философии Владимира Соловьева и его значение для современности // Ценности и смыслы. 2016. № 3(43). С. 40-49.
  5. Емельянов С.А. Феноменология русской идеи и американской мечты. Россия между Дао и Логосом» Феноменология русской идеи и американской мечты // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 3. 2009. С. 57-63.
  6. Ерёмин И.П. Литература Древней Руси. Л.: Наука, 1966. 262 с.
  7. Корольков А.А. Духовная антропология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 324 с.
  8. Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 739 с.
  9. Лихачёв Д.С. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 544 с.
  10. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.
  11. Мойлашова О.В., Себелева А.В. Особенности изучения жанра жития // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Всероссийская научно-практическая конференция (г. Нижневартовск, 20 февраля 2021 г). Нижневартовск, 2021. С. 552-557.
  12. Романова Е.Н. Специфика древнерусской философской мысли (к историографии вопроса) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия, социология, право. 2009. № 2 (57). С. 198-205.
  13. Саранчин Ю.К., Кускова О.Е. Двойственность древнерусской антропологии // Известия Уральского государственного экономического университета». 2010. № 6 (32). С. 135-139.
  14. Стариков Ю. Религиозно-философская мысль Древней Руси X – начала XIII веков // Студенческая наука и XXI век. 2007. № 4. С. 61-68.
  15. Терехова Г.Л. Древнерусская философия: специфика и основные проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. 2010. № 1(5). С. 174-178.
  16. Черняев А.В. «Разрывы и связи»: проблема преемственности в русской философии // Вестник славянских культур. 2015. № 3 (37). С. 32-48.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Table

Download (372KB)

Copyright (c) 2023 Moylashova O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies