Methodological tasks of philosophical knowledge at the present stage of social development

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Currently, philosophical knowledge is updated in the following sections: ontology and axiology. However, no less important is the methodological aspects, which expresses the peculiarities of teaching philosophy as an academic discipline. Interest in the forms, methods and mechanisms of teaching philosophical knowledge allows not only to actualize the content of didactic units: worldview, man and society, culture and civilization, consciousness and cognition, etc., but also to form students' critical thinking about the world and themselves. Considering philosophy as an academic discipline, it is necessary to discuss the problems of man and society to a greater extent, to search for answers to the global challenges of our time.

Full Text

Философия является одной из древнейших наук, которая обращена к познанию вечных вопросов бытия человека и мира. Эта наука не только «вопрошания» каково место человека в этом мире, но и множество сформулированных ответов многообразными философскими теориями, которые подчеркивали значение тех или иных определяющие экзистенциалов для индивида и общества. Философия наполнена светом культуры размышления, когда не прописываются готовые ответы, как рецептура к долгой и счастливой жизни, а есть возможность аргументированного поиска истины, который направлен на ее познание, пусть даже не в абсолютном значении.

«Философия – это широкое понятие, не имеющее однозначного определения, это и наука, и одна из форм общественного сознания» [1, c. 211]. В отличие от других точных наук, например, математики, физики, химии, в философии приветствуется многообразие оценок и плюрализм мнений. Примечательно, что «взлеты» философского знания отмечены в те периоды истории человечества, когда были сформулированы различные, порой противоречащие, а иногда и противоположные оценки и подходы. Так, в Античности было представлено многообразие философских школ, каждая из которых обосновывала уникальные модели мира и человека. Их сосуществование было обусловлено важнейшей философской установкой «я далек от мысли, будто знаю причину хотя бы одной из этих вещей» [2, c. 16]. «Вечный» поиск истины может устанавливаться как основа для формирования философского знания.

Если философия выступает научной областью знания с давними традициями, не утратила ли она свое значение в современном мире? Может ли быть растворена философская проблематика в других гуманитарных науках? Сформулировать ответ на данные вопросы достаточно сложно. Это обусловлено тем, что философские темы отражены в художественных произведениях, где наряду с литературным сюжетом есть важные лирические отступления, которые характеризуют мировоззренческую оценку автора или персонажа по тому или иному вопросу. Так исторически сложилось, что русская литература глубоко философична. Это отражено в следующих темах: смысл жизни, морально-нравственные оценки свободы выбора, «истинного и ложного патриотизма» и др. На занятиях по литературе можно применять философские понятия и категории, но не столько в оценке их онтологических оснований, сколько рассматривать их в качестве способа оценить уровень морально-нравственной зрелости определенного героя. Можно сказать, что философия тяготеет к обобщенности и целостности, а литературное произведение всегда уникально и персонализировано. Объединяет и философию, и филологию – слово, которое характеризуется уникальным инструментом познания и воспроизведения личностно и социально значимых тем.

Если сравнивать философию и другие виды искусства, то у этих направлений познания мира и человека различные способы – звук, цвет, пластика, актерское мастерство и др. Все эти способы и средства самовыражения несут определенную философию, например, оптимистическую или трагическую, жизнеутверждающую или отрицающую ценность жизни, прекрасную, возвещенную или безобразную, низменную. Можно сказать, что философская наполненность считывается реципиентом и оформляется в определенные мировоззренческие установки, вкусы и предпочтения. Очень часто посыл художника как Демиурга не воспринимается его современниками, но дает основание говорить о даре предвидения будущего и его важнейших проблем. Творческий человек преодолевает значимые границы не только времени, но и определенные общественные рамки. Поэтому искусствоведческая оценка должна отражать определенные философские мотивы и настроения, символику и знаковость произведения искусства.

Итак, у каждой области гуманитарного знания существует свой предмет исследования. Литература изучает художественные произведения, искусствознание –произведения художественной культуры, и это все конкретно. И только философия работает с абстрактным понятием – мировоззрение. Более того, изучение философского материала направлено на формирование системы знаний, умений, навыков в области философии, необходимой для критического и системного анализа мировоззренческих проблем и феноменов межкультурного разнообразия общества.

В своей работе В.И. Полищук отмечал, что одной из проблем высшей школы – это обесценивание понятия мировоззрения, «вопрос о формировании мировоззрения по-прежнему остается открытым» [3, c. 114].  Философия как учебная дисциплина направлена на усвоение следующих компетенций: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5); способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1). Реализация данных компетенций соотносится с компонентами:

- знать сущность философских подходов к пониманию культуры и феноменов межкультурного разнообразия общества; сущность, специфику, структуру философии, ее место и роль в системе мировоззрения и изучении межкультурного разнообразия общества; принципы выделения критериев к оцениванию феноменов культуры и межкультурного разнообразия общества с позиции философского подхода;

- уметь использовать философские знания для формирования критического анализа и оценки различных феноменов и проблем взаимоотношения культуры, человека и общества; выделять специфику мировоззрения на различных этапах культурно-исторического развития общества; уметь выделять общее и особенное в философских направлениях и учениях, раскрывающих феномены и проблемы взаимоотношения культуры, человека и общества;

-иметь опыт оценки и интерпретации различных феноменов и проблем межкультурного разнообразия общества; иметь опыт критического анализа мировоззренческих позиций, философских теорий, школ, направлений; опыт реализации принципов системного подхода при анализе философской проблематики.

«Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что считается вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром» [4, c. 125].

Одном из примеров работы с обучающимися на занятиях по дисциплине «Философия» прилагаем фрагменты конспекта в рамках деятельностного подхода, подготовленный Думинской М.В., доктором философских наук, профессором кафедры социально-экономического образования и философии Сургутского государственного педагогического университета (табл. 1, табл. 2).

 

Таблица 1. План-конспект практического занятия по теме: «Философия в системе мировоззрения»

Учебная дисциплина

Философия

Форма организации обучения

Практическое занятие

Тема

Особенности философского мировоззрения

Формируемые компетенции

способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1).

Ожидаемые результаты

владение основными способами сравнения, позволяющими выявлять особенности объектов, выделенных для сравнения

Цель

научиться выявлять особенности философии как исторической формы мировоззрения методом сравнения

Учебные задачи

ознакомиться с правилами проведения сравнения для определения специфики изучаемого объекта

составить последовательность действий по решению поставленной задачи

применять полученные способы действий к решению практических задач

Образовательные технологии, методы, приемы

способы критического мышления, работа в группах, сравнительные таблицы, обобщение.

Общее время занятия

90 мин

Оснащение занятия

раздаточный материал

 

Таблица 2. Ход занятия

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Задание

1.

Введение студентов в ситуацию, требующую выполнения осваиваемого действия

 

Предварительное разбиение на группы. Проверка готовности аудитории. Раздача карточек с заданиями, вспомогательного и оценочных листов, которые заполняются в конце занятия.

Преподаватель: На прошлом занятии мы дали определение таким понятиям как «мировоззрение» и «система мировоззрения»; выделили основные характеристики, структурные компоненты, формы и уровни мировоззрения. Научились аргументированно раскрывать свою позицию в вопросе о значимости формирования системы мировоззрения в жизни человека.

Сегодня мы обратимся к поиску ответа на вопрос, в чем отличие философии от других форм мировоззрения?

Определение цели

Для того, чтобы приступить к выполнению поставленной задачи нам следует ответить на такие вопросы:

1.      Какую проблему мы решаем?

2.      Что нам нужно сделать для того, чтобы эту проблему решить?

Ответ: нам нужно определить особенности философии как исторической формы мировоззрения (суть явления) и для этого необходимо сравнить философию с другими формами мировоззрения.

3. Что нужно знать, чтобы решить эту задачу? 

Ответ: для решения поставленной задачи нужно знать:

1) Что такое мировоззрение и какие исторические формы мировоззрения выделяются наряду с философией (освоено на предыдущем занятии);

2) Что такое метод сравнения и как его провести.

Приступим к проработке второй части, необходимой для выполнения поставленной задачи.

2.

Построение образа планируемого результата

Задается практическая ситуация:

Итак, для того, чтобы выявить особенности философии нам нужно провести сравнение философии с другими историческими формами мировоззрения.

Обратите внимание на раздаточный материал, на одной из карточек представлено краткое описание того, что представляет собой метод сравнения и алгоритм его выполнения (Приложение 1)

Работа в группе. Группы прорабатывают ориентировочную основу действия, отвечая на следующие вопросы:

1.       Какие объекты будем сравнивать? (определение объектов для сравнения).

2.       Как мы будем сравнивать? С какой точки зрения мы будем прововить сравнение? Что нам важно учесть при сравнении? (выделение аспекта и признаков для сравнения).

3.       Как лучше оформить результаты сравнения? (определение способа сравнения).

4.       Сможем ли мы увидеть, чем сходны и чем различны эти объекты по выделенным признакам в результате заполнения таблицы?

5.       К какому выводу в результате сравнения мы придем? (анализ результатов сравнения и формулировка вывода).

6.       Когда считать сравнение грамотно проведенным?

Для ответа на этот вопрос студенты в группах разрабатывают критерии оценки результата практической ситуации и обосновывают их значимость.

Для этого следует ответить на следующие вопросы:

  1. Что получится в результате этого действия?
  2. Когда мы можем сказать, что верно достигли результата?

Обсуждая поставленные вопросы, каждая подгруппа фиксирует ряд критериев и представляет свой результат на коллективное обсуждение. Подгруппа должна иметь четкую аргументацию, относительно того с какой целью осуществляется такое действие как сравнение, уметь обосновать требования к результату, т.е. разработать критерии оценки результата. Уметь обосновать полноту и необходимость требований.

В ходе представления одной из групп результата данной задачи остальные студенты оценивают предложенные варианты. Весь коллектив должен анализировать предложенные критерии, исходя из следующих вопросов:

1.   Почему именно данные критерии надо оставить либо убрать?

2.   Изменится что-либо, если один из критериев убрать?

3.   Почему важен этот критерий?

4.   Что вы не учли при выработке своих критериев?

5.   Почему вы уверены, что это полный и необходимый перечень критериев?

В результате определяется ряд критериев, прошедших данную проверку.

3.

Построение способа действия достижения результата

Группы описывают поэтапные шаги, необходимые для проведения сравнения:

·        определяют правильность обозначенной цели, задач исследования

·        выделяют объекты, позиции для сравнения.

·        разрабатывают табличную форму для представления результата сравнения.

Обсуждение.

Определение общих шагов у групп в ходе фронтальной беседы.

4.

Выполнение осваиваемого действия

Группы переходят к выполнению сравнения философии с другими формами мировоззрения. Группа выполняет задание, предложенное в карточке. После выполнения задания, каждая группа представляет результат, отраженный в сравнительных таблицах.

В ходе обсуждения результатов дополняется и обобщается представление об объекте исследования - философии как форме мировоззрения.

При формулировке вывода важно, чтобы сформулированный вывод относился к существу изложенного материала; он должен вытекать только из рассмотренных результатов сравнения; при рассмотрении большого числа фактов сначала делаются частные выводы и только потом – общий вывод.

5.

Оценка достигнутых результатов

Каждая группа представляет свой результат работы по сравнительным таблицам и ее оценку.

Преподаватель задает вопросы:

1.  Как действовали?

2.  Почему именно так действовали?

3.  Соответствует ли достигнутый результат критериям, предъявляемым к образу результата?

Студенты сопоставляют полученное решение с критериями.

6.

Рефлексия результатов освоения действия

Теперь необходимо перейти к обсуждению полученного результата. Оценке подвергается осваиваемый способ. Рефлексия проводится при помощи ответов на вопросы:

1.       Удалось ли достичь цель занятия – научиться выявить особенности философии через освоение способа сравнения с другими формами мировоззрения?

2.       Какие возникли сложности при выполнении задания и что потребовалось сделать, чтобы их преодолеть?

3.       Какие ошибки были допущены при разработке критериев? Почему?

4.    На что надо обратить внимание в дальнейшем, чтобы не допускать подобные ошибки?

7.

Корректирование способа действия

Далее производится корректировка способа действия по необходимости. Преподаватель подводит полученный результат определенный эталон выполнения задания

8.

Повторное выполнение действия, оценивания и рефлексии

Давайте отработаем наш способ действий в проведении сравнения еще одной задачи. «Особенности дисциплинарной структуры философии». Проверка.

В завершении произведем выставление балов на листе самооценки.

×

About the authors

M. V. Duminskaya

Surgut State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7530-383X

Ph.D.

Russian Federation, Surgut

V. I. Miller

Surgut State Pedagogical University

Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1180-6099

Ph.D.

Russian Federation, Surgut

References

  1. Бережнова И.В., Малышев В.Б. Философия, наука, искусство как процесс сотворения мира // MODERN SCIENCE. 2019. № 12-4. С. 211-213.
  2. Платон. Собрание сочинении в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, М., 1993. 528 с.
  3. Полищук В.И. Мировоззренческий потенциал культурологии // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.114-117.
  4. Колосова Л.А., Машин В.Н. Роль философии и педагогики в становлении поликультурной педагогики как науки // Вестник Воронежского института развития образования. 2021. № 8. С. 124-129.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Duminskaya M.V., Miller V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies