Application of digital technologies in additional music education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article uses the usual use of musical instruments in teaching children to school and children's school art. Examples of digital instruments are used in teaching musical notation and independent work of students: practical approaches to the computerization of music education. The authors consider the modern application of the educational process in extended music education, taking into account digital technologies that are used in the modern educational process in application to the application of the teaching method.

Full Text

Музыкальное образование является национальным достоянием Российской Федерации. Главное место в формировании культурного потенциала отводится образовательным учреждениям в сфере искусства и культуры. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет деятельность учреждений дополнительного образования, направленных на реализацию общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области искусства на основе федеральных государственных требований (статья 75) (https://clck.ru/32pqRK). Качество образования в образовательных учреждениях дополнительного музыкального образования является наиболее важным критерием обучения, функции музыкальной педагогики в современных условиях значительно расширились. Основная задача педагога заключается не только в обучении нотной грамоте, навыкам игры на инструменте, но и в воспитании всесторонне развитой личности [1].

Образование не стоит на месте – появляются новые методы, приемы, идеи для обучения. На сегодняшний день широкий спектр применения цифровых технологий является новым этапом развития образования. Применение цифровых технологий на занятии или в процессе самостоятельной подготовки вызывает интерес у обучающихся, способствует активизации познавательной деятельности. Цифровые технологии создают новые возможности для работы, однако стоит констатировать, что в музыкальном образовании применение технологического подхода остается дискуссионным. Приемлемым вариантом будет сочетание традиционного подхода к обучению с точечным включением информационных и цифровых технологий в учебный процесс.

Цифровые технологии в музыкальном образовании представлены цифровыми инструментами, программным обеспечением, цифровым оборудованием для исполнения, записывания и производства музыки, компьютерными музыкальными программами. Ниже приведены примеры программного обеспечения, которое может использоваться как педагогами-музыкантами, так и обучающимися с целью контроля/самоконтроля.

В первоначальный период обучения остро стоит вопрос воспитания музыкального слуха обучающегося. Сольфеджио в ряду музыкальных учебных дисциплин занимает особое место в развитии слуха музыканта. Как учебная дисциплина сольфеджио охватывает обширные и сложные области музыкального языка, предполагает детальное освоение музыкального текста и ставит целью формирование, развитие и воспитание высокоорганизованного музыкального слуха, а также комплекса умений и навыков слухового восприятия и интонирования» [2]. В начальных классах музыкальной школы можно использовать различные онлайн-тренажеры для изучения нотной грамоты:

  1. Тренажер для запоминания нот (рис. 1) – https://clck.ru/32pq43

Такой бесплатный тренажер позволит укрепить знание нотной грамоты. Обучающийся видит на экране задание – указан ключ (скрипичный или басовый) и нота, либо запись, например, «до 1-й окт.». Затем из 9 окон с вариантами ответов обучающийся должен найти нужный звук. Для наибольшей эффективности таких занятий время работы с тренажером должно быть не менее получаса.

 

 

Рис. 1. Тренажер для запоминания нот

 

  1. Тренажер по сольфеджио (рис. 2) – https://clck.ru/32pq5k

 

 

Рис. 2. Тренажер по сольфеджио

 

В этом тренажёре можно выбрать четыре режима: музыкальный диктант; «угадай ноту»; лад (мажор/минор); интервалы. Обучающийся будет совершенствовать музыкальный, мелодический и гармонический слух, улучшить чувство метроритма, развивать ладовое мышление. Кроме того, обучающиеся смогут лучше закрепить знание записи нот в скрипичном и басовом ключе.

  1. Тест-тренажеры по сольфеджио (рис. 3): автор - преподаватель Кировградской детской музыкальной школы М.А. Сидоркина – https://clck.ru/32pq94

На данном сайте размещены тринадцать онлайн-тестов на знание минора и мажора, параллельных тональностей, консонансов и диссонансов и т. д.

 

Рис. 3. Тест-тренажеры

 

  1. Нотный тренажер (рис. 4) – https://clck.ru/32pqA5

 

Рис. 4. Нотный тренажер

 

Данное приложение позволит обучающимся также улучшить навыки записи нот, повысить уровень нотной грамотности. Изображается нота, а ученик должен на фортепианной клавиатуре найти соответствующую ей клавишу.

  1. Тренажер слуха (рис. 5) – https://clck.ru/32pqBU

Данное приложение позволяет развивать музыкальный слух. В данном случае ученик слышит звук и на фортепианной клавиатуре должен найти соответствующую клавишу.

 

Рис. 5. Тренажер слуха

 

В старших классах для обучающихся можно вводить учебные дисциплины, позволяющие работать с компьютерными программами, например, с нотным редактором Sibelius (рис. 6). Нотно-графический редактор позволяет создавать музыкальные партитуры, воспроизводить и сохранять всю информацию в графическом виде, а также записывать на диск. В интерфейсе программы имеются более полутора тысяч готовых инструментов, которые можно синхронизировать с синтезаторами. В программе можно работать с MIDI-клавиатурой, микрофоном, электронными инструментами.

 

Рис. 6. Нотно-графический редактор «Sibelius»

 

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что применение цифровых и информационных технологий отличается высокой результативностью и способствует:

– овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности;

– созданию предпосылок к формированию у обучающихся основ теоретического мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни;

– личностному развитию, росту познавательной активности в процессе обучения;

– развитию навыков музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

– развитию креативного мышления;

– знанию и элементарному владению современными музыкальными технологиями.

Применение цифровых технологий способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяет реализовать творческий потенциал в области музыки, воспитывать познавательный интерес к музыкальной культуре в целом, что формирует и развивает духовную культуру личности.

×

About the authors

O. Yu. Shvetsova

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4758-2362

Ph.D.

Russian Federation, Nizhnevartovsk

V. I. Bobrakova

Nizhnevartovsk State University

Email: red@nvsu.ru
Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.
  2. Швецова О.Ю. Воспитание музыкального слуха: стилистический аспект // Человек и культура. 2017. № 4. С. 1 - 12.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (209KB)
3. Fig. 2

Download (175KB)
4. Fig. 3

Download (70KB)
5. Fig. 4

Download (104KB)
6. Fig. 5

Download (112KB)
7. Fig. 6

Download (173KB)

Copyright (c) 2022 Shvetsova O.Y., Bobrakova V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies