The image of Stalingrad/Volgograd: visual retrospective on postcards

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

the image of the hero city of Stalingrad is considered/Volgograd through the prism of postal open letters as one of the forms of translation of collective memory. The study and use of postcards as a historical source is being updated.

Full Text

Многовековая история города с триединым названием Царицын – Сталинград – Волгоград начала формироваться еще с конца XVI века. Сегодня он носит наивысший символический статус города-героя (с 1945 г.) и города-памятника, что закреплено в нормативно-правовых документах и нашло отражение в объектах духовной и материальной культуры.

Документальная память о судьбе города с точки зрения общепринятой классификации исторических источников обширна. Определение новых видов источников и их возможностей для реконструкции и изучения исторического периода, эпохи очень важно, так как расширяет границы исторического знания, обогащает наше понимание прошлого, расширяет социальные рамки памяти.

Визуальные источники являются сравнительно новым и весьма разнообразным историческим источником. К ним относятся кино- и фотодокументы, главная особенность которых заключается в совпадении момента съемки (дата, место) с самим происходящим событием, благодаря чему у исследователей появляется уникальная возможность посредством заключенной в источнике информации «восстановить колорит эпохи» [8, с. 220].

В рамках заявленной проблемы акцентируем внимание на почтовом открытом письме как уникальном явлении в сфере источниковедения. Оно репрезентативно, его историческая ценность и учебно-методическая польза находится в разработке многими исследователями. Если ранее ученые рассматривали только историю становления открытого письма, то в настоящее время повышается интерес к особенностям открыток, происходит масштабный процесс накопления данных, а следовательно, предпринимается множество попыток опровергнуть общепринятое мнение об открытом письме как об иллюстративном материале и доказать его глубокий информативный потенциал в качестве исторического источника [11-13].

Так, одним из первых к изучению открытки как информационного носителя приступила кандидат исторических наук А.Н. Ларина. В своём исследовании она впервые сделала акцент на условной классификации открытки по двум категориям: документальные и художественные. Исследователь утверждает, что распространение документальных открытых писем по-новому раскрыло феномен фотографии, а новый способ печати значительно удешевил многие печатные процессы, что сделало искусство фотографии доступным для многих слоев населения [7]. М.В. Самбур в своей диссертационной работе представила почтовую открытку как часть культурного наследия, выявила ее методику атрибуции, научное описание и принцип экспонирования [10, с. 18]. В этой связи примечательным является и исследование доктора исторических наук А.С. Медякова, которое представляется особо ценным для рассмотрения открытки в качестве социокультурного феномена. Автор отмечает главную социологическую специфику открытки XX века, которая, заключалась в ее бытовании на грани публичной и частной сфер, объясняя эту точку зрения следующим образом: «она предлагалась публично, была частью того или иного общественного дискурса, задействовалась в разных социальных практиках, являлась коммерческим продуктом, однако потреблялась частным образом» [9]. В рамках исследования А.С. Медякова впервые были сформулированы социокультурные функции открыток: поддержание социальных связей, коммуникационная, информационная, репрезентативная, образовательно-педагогическая, идеологически-пропагандистская, экономическая и развлекательная. Исследователь сделал весомый акцент на уникальность открытки как источника по социокультурной истории.

Почтовое открытое письмо в своей основе заключает принцип сохранения фактического материала о каком-либо объекте или событии через его визуальное изображение. Оно определенно заключает в себе характерные для визуального источника черты, но, в отличие от фотодокументального материала, имеющего вариативность, почтовая карточка заключает своей основе присущие только ей черты: государственный заказ, постановочная съемка, привлекательный вид. Открытку можно рассматривать также как одну из форм популяризации коллективной памяти и проследить, как одно событие либо явление меняется в разные временные промежутки. Не отделимо друг от друга в одном ряду с коллективной памятью в общем виде рассматриваются такие понятия, как обычай, запоминание, коммеморация, производство образов, репрезентация и традиция [14]. Здесь наиболее актуальным и важным в контексте темы исследования выступает понятие «коммеморация», как элемент сохранения в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Почтовые открытки за счет своих информативных особенностей могут выступать ареалом активной коммеморативной памяти, в данном случае, на региональном примере.

В рамках статьи рассмотрим комплекты почтовых карточек 1950-х – 1980-х гг., транслирующие зафиксированные объекты культурного наследия Сталинграда/Волгограда и проследим, какую роль они играют в формировании коллективной памяти об историческом прошлом города.

Улица Мира – уникальная улица в историческом центре города, целиком являющаяся охраняемым памятником истории и культуры. Это первая восстановленная после Сталинградской битвы улица города. Почтовая открытка 1954 г. зафиксировала ее живой и привлекательной, будто и не знающей военной разрухи.

 

Рис. 1. Сталинград. Улица Мира, 1954 г. [6]

 

Представленные далее почтовые карточки датированы 1979 г. и 1989 г., что очень примечательно с точки зрения трансляции коллективной памяти. Памятник посвящен молодым защитникам Сталинграда, ушедшим на войну во имя свободы и будущего своей страны. На низком постаменте установлены три скульптурные фигуры – молодые бойцы скорбят о погибшем товарище. Временной промежуток открыток – 10 лет, но спустя это время их информативная составляющая не изменилась, жители Волгограда по-прежнему посещают данный мемориал, показывают его подрастающему поколению, тем самым сохраняя и пронося сквозь время эту память.

 

Рис. 2. Памятник героям - комсомольцам защитникам Сталинграда, 1979 г. [2]

 

Рис. 3. Памятник комсомольцам- защитникам Сталинграда, 1989 г. [3]

 

Событийный ряд продолжают открытки, датированные 1979 г. и 1981 г. Они заключают в себе информацию о значимом для Волгограда и для всей страны монумента, главной высоте России, которая своими величественными основами подчеркивает величие подвига советских солдат. На зафиксированных кадрах представлены толпы людей, идущих к подножию Мамаева Кургана. Это и есть трансляция и прямое отражения коллективной памяти граждан, сплоченной одной историей в рамках одного государства в городе, совершившем легендарный подвиг.

 

 Рис. 4. Памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане, 1979 г. [2]

 

Рис. 5. Город-герой Волгоград. Мамаев Курган. Монумент «Родина-мать зовет», 1981 г. [4]

 

Открытые письма 1965 г. и 1973 г. интересны своим содержанием. Волгоградский фонтан «Искусство» очень редко становится объектом фиксации в открытках и в данном случае это одни из немногих комплектов, в которых можно найти информацию о главном фонтане города. Согласно этой информации, фонтан является популярным местом посещения, в особенности, молодыми людьми, школьниками.

 

Рис. 6. Волгоград Фонтан «Искусство» в парке Победы, 1965 г. [1]

 

Рис. 7. Волгоград Фонтан «Дружба» на Центральной набережной, 1973 г. [5]

 

Завершают фоторяд открытки 1965 г. и 1973 г. с уже другим зафиксированным объектом культурного наследия. Это обелиск, возвышающийся над братской могилой в память погибших в Гражданской войне защитников Красного Царицына и память советских солдат, павших во время Сталинградской битвы. Почтовые карточки фиксируют образ величественной стелы и жителей города, выражающих дань памяти и уважения героям.

 

Рис. 8. Волгоград. Обелиск на братской могиле защитникам города, 1965 г. [1]

 

Рис. 9. Обелиск героям Красного Царицына, 1973 г. [5]

 

Представленные в работе почтовые открытки репрезентативны и информативны, поскольку транслируют образ Сталинграда/Волгограда даже на примере нескольких памятников истории и культуры. При этом они достоверно отражают такое социальное явление, как коллективная память, которое, в зависимости от условий определенного исторического периода, воспринималось настолько, насколько сильно было выражено отношение человека к сохранению памяти и передачи ее потомкам. Кроме того, почтовое открытое письмо выступает ареалом активной коммеморации, а значит, можно указывать на возможность его использования в изучении социокультурной истории.

×

About the authors

T. N. Oreshkina

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru

Ph.D.

Russian Federation, Volgograd

Yu. O. Frolova

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Email: red@nvsu.ru
Russian Federation, Volgograd

References

  1. Комплект открыток «Возрожденный Волгоград». М.: ИЗОГИз, 1965.
  2. Комплект открыток «Волгоград - город-герой». М.: Советская Россия, 1979.
  3. Комплект открыток «Волгоград». М.: Плакат, 1989.
  4. Комплект открыток «Волгоград». М.: Планета, 1981.
  5. Комплект открыток «Город-герой Волгоград». М.: Планета, 1973.
  6. Комплект открыток «Сталинград». Волгоград: Изд. дом Все для вас, 1998.
  7. Ларина А.М. Почтовая открытка в руках историка // Историк и художник. 2004. № 2. С. 109-121.
  8. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: Издат. центр Рос. гос. гуманит. ун-та, 2005. 394 с.
  9. Медяков А.С. Открытка рубежа XIX–XX вв. как социокультурный феномен // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 146-162.
  10. Самбур М.В. Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2014. 28 с.
  11. Фролова Ю.О., Орешкина Т.Н. Визуальное наследие Сталинграда/Волгограда н. 1950-х – 1980-х гг. (по материалам почтовых карточек) // Грани познания. 2021. № 6 (77). С. 151-159. http://grani.vspu.ru/page/home
  12. Фролова Ю.О. Образ послевоенного Сталинграда в почтовых открытках // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2021. № 3 (38). С. 139-149. http://www.strizh-vspu.ru
  13. Фролова Ю.О. Репрезентативность почтовых открыток о советской эпохе сер. 1960-1970-хх. (на примере Сталинграда/Волгограда) // Всероссийские студенческие Ломоносовские чтения: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (г. Петрозаводск, 17 февраля 2022 г.). Петрозаводск, 2022. С. 355-361.
  14. Черницкая А.А., Куманьков А.Д. Культура коллективной памяти: влияние коллективной памяти на человека // Universum: общественные науки. 2022. № 7 (86). С. 4-6. http://7universum.com

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (153KB)
3. Fig. 2

Download (100KB)
4. Fig. 3

Download (87KB)
5. Fig. 4

Download (54KB)
6. Fig. 5

Download (86KB)
7. Fig. 6

Download (85KB)
8. Fig. 7

Download (87KB)
9. Fig. 8

Download (96KB)
10. Fig. 9

Download (60KB)

Copyright (c) 2022 Oreshkina T.N., Frolova Y.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies