On the implementation of the national anti-corruption plan for 2021-2024 as a way to ensure the economic security of the state: selected aspects

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article explores the concept of corruption as a category of crimes that threaten the economic security of the Russian Federation, identifies areas of activity most susceptible to corruption, and analyzes the dynamics of corruption crimes for 2019-2021. The main provisions of the national anti-corruption plan for 2021-2024 are analyzed, and the authors of the article present a number of measures aimed at minimizing corruption crimes.

Full Text

В настоящее время уровень преступности рассматривают как один из факторов влияния на рост экономики страны, отмечая дифференциацию групповой и видовой направленности и создающей угрозу национальной экономической безопасности страны. В свою очередь, экономическая безопасность традиционно исследуется как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения.

В соответствии со стратегией экономической безопасности Российской Федерации под экономической безопасностью принято понимать состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (https://clck.ru/32pKBf).

Исследователи отмечают, что преступность в сфере экономики выступает на сегодняшний день как одна из форм проявления внутренних угроз экономической безопасности, являясь опаснейшим негативным фактором, подрывающим экономическую и, как следствие, национальную безопасность [1].

Состояние экономической безопасности государства напрямую зависит от уровня распространенности коррупции как одной из основных угроз его существования. Значимость механизма правового регулирования в данной сфере, в контексте постоянного целенаправленного воздействия субъекта и объекта управления в соответствии с целью и функциями, направленных на устранение причин и условий, способствующих росту коррупционных правонарушений, является важнейшим обстоятельством, обуславливающим его реализацию.

По своей сути коррупция проявляется в злоупотреблении служебным положением, даче взятки или ее получении, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе либо ином незаконном использовании физическим или юридическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. Основным нормативно-правовым актом, направленным на противодействие указанному явлению, считается Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (https://clck.ru/32pKG7).

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

  • преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т. д.);
  • административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
  • дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
  • запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами) (https://clck.ru/KRjsH).

Между тем, результаты реализации принятых ранее программных документов в сфере противодействия коррупции, в том числе «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», от 14.11.2013 г. № Пр-2685 оказались малоэффективны и не позволили значительно повлиять на снижение уровня распространения данного явления.

По-прежнему выявляются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявляются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, в том числе и иностранных государств.

По словам начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУЭБ и ПК МВД России генерала-лейтенанта полиции Андрея Курносенко, наиболее подверженными коррупционным проявлениям в настоящее время являются: финансово-кредитная cфера, сфера потребительского рынка, деятельность органов власти и управления, сфера освоения бюджетных средств, а также строительства. Кроме того, нередко коррупция выявляется в сфере транспорта и ЖКХ (https://clck.ru/32StYm).

На основании официальных статистических данных по состоянию преступности в России за 2019-2021 гг., опубликованных на официальном сайте МВД России, за 8 месяцев 2022 года в РФ правоохранительными органами было зарегистрировано более 26,6 тыс. преступлений коррупционной направленности, что почти на 2% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Более 6,5 тыс. преступлений были совершены в крупном или особо крупном размере (табл.).

 

Таблица. Статистика преступлений коррупционной направленности в России за 2021-2022 гг.

Показатель

Зарегистрировано преступлений

за 8 мес. 2021 г.

Зарегистрировано преступлений

за 8 мес. 2022 г.

Темп прироста, %

Преступлений коррупционной направленности, всего

27 131

26 626

-1,86

из них:

связанные со взяточничеством

13 564

14 545

7,23

в том числе:

получение взятки

3 883

4 232

8,99

дача взятки

3 295

3 500

6,22

посредничество во взяточничестве

1 552

1 296

-16,49

мелкое взяточничество

4 834

5 517

14,13

связанные с коммерческим подкупом

1 119

1 167

4,29

 

По состоянию на январь-август 2022 г. факты взяточничества составляют 55% во всей структуре данных преступлений, среди них наибольшую долю занимают получение взятки (29%) и дача взятки (24%). Материальный ущерб по предварительным данным оценен на сумму более 231,5 млрд руб., что на 47 млрд руб. больше по сравнению с 2021 г.

Следует отметить, что 76% преступлений коррупционной направленности за 8 месяцев 2022 года выявлено сотрудниками органов внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности выявлено 12% от общего числа преступлений, а 6% преступных деяний было выявлено органами прокуратуры. Раскрываемость преступлений коррупционной направленности увеличилась на 0,6% за отчетный период и на август 2022 г. составила 98,2%. За январь-август 2022 г. раскрыто более 2 тыс. преступлений коррупционной направленности, совершенных организованными преступными группами (организациями), а также выявлено более 9,6 тыс. лиц, совершивших преступления данной направленности (https://clck.ru/32VWep; https://clck.ru/32KPUJ).

Коррупция значительно затрудняет нормальное функционирование всех государственных и общественных механизмов управления на региональном уровне, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики на территории субъектов РФ.

Проведенный анализ материалов следственно-судебной практики по коррупционным преступлениям в ХМАО – Югре наглядно отражает реальную обстановку рассматриваемого аспекта. В большинстве случаев объектом преступлений явились правоотношения в сфере обеспечения контрольно-надзорной деятельности должностными лицами. Размер взятки варьируется от 1 000 до 1 500 000 рублей.

Наряду с этим, за 2019-2021 гг. в сфере противодействия коррупции сотрудниками УМВД ХМАО-Югры было выявлено более 260 преступлений, задокументировано более 78 фактов получения и дачи взятки, а также выявлено 2 факта коммерческого подкупа (на общую сумму более чем в 1 млн 300 тысяч рублей). По заявлению начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту, одним из приоритетных направлений деятельности в 2022 году для сотрудников правоохранительных органов остается пресечение коррупционных схем в области реализации национальных проектов, ЖКХ, а также совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (https://clck.ru/32VWrS; https://clck.ru/32VWtM; https://clck.ru/32VWuP).

Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене (https://clck.ru/32pNkz).

В этой связи следует отметить, что противодействие преступлениям коррупционной направленности является важнейшей функциональной составляющей обеспечения экономической безопасности.

В июле 2021 года Указом Президента Российской Федерации № 400 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Авторы Стратегии делают акцент на борьбе с коррупцией, как на одной из проблем в экономике Российской Федерации. В документе подчеркивается, что «на фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет потребность общества в повышении эффективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества, в проведении не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с государственным участием (https://clck.ru/32pNqD).

В данном контексте принятый Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденный Указом Президента РФ № 478 от 16 августа 2021 г., имеет особую актуальность. Принятый на 3 года национальный план содержит перечень, состоящий из 46 мероприятий, по предупреждению и противодействию коррупции, минимизации и ликвидации ее последствий по 16 направлениям. При этом как представляется, большинство поручений направлено на оптимизацию механизма правового регулирования, переработку нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере, в том числе касающихся более точного определения источников информации и предоставление доступа к ним в целях увеличения эффективности антикоррупционных проверок; совершенствование механизма регулирования конфликта интересов и систематизацию антикоррупционного законодательства.

Исследуя в комплексе исполнительный механизм реализуемого плана, отмечаем, что он не лишен некоторых разночтений и двойственного подхода к реализации компетенций и полномочий субъектов правоприменения в данной сфере. Например, в Национальном плане противодействия коррупции предусмотрены временные ограничения в правах лиц, занимающих отдельные должности, в том числе увольнение с государственной или муниципальной службы в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов. Однако, сразу же возникает вопрос о признаках объективной стороны противоправного деяния, раскрывающего содержание понятия – несоблюдение антикоррупционного стандарта, а также кто входит в перечень субъектов, уполномоченных принимать решение об отстранении от служебной деятельности «виновных» лиц.

Необходимо также добавить, что некоторые положения Плана дублируют ранее принятые нормы, регулирующие ограничения, касающиеся получения подарков отдельных категорий лиц в целях противодействия коррупции (https://clck.ru/32pNsL).

Кроме того, в Плане не вполне корректно сформулировано положение, связанное с анализом практики использования государственными органами и органами местного самоуправления различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная) и проверки полученной информации, принимаемых мер реагирования, поскольку нарушается правосубъектность регуляторов данных правоотношений в лице Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Закрепленный в Конституции Российской Федерации правовой статус Прокуратуры Российской Федерации обязывает ее осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями. Противодействие коррупции является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. Для реализации этих полномочий, в соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Безусловно, роль органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований чрезвычайно важна в противодействии коррупционным проявлениям совместно с гражданским обществом и здесь механизм правового регулирования достаточно четко сформулирован в нормативных правовых актах, лежащих в основе деятельности данных органов. Так, наиболее важными направлениями деятельности Комиссии по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на наш взгляд, являются:

  • обеспечение согласованных действий органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при реализации мер по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
  • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными организациями по вопросам противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
  • информирование общественности о проводимой органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры работе по противодействию коррупции.

Комментируя представленный в национальном плане инструментарий борьбы с коррупцией, Александр Бастрыкин в интервью ТАСС, отметил, что «борьба с коррупцией ведется последовательно и системно, включая в себя широкий диапазон принимаемых мер: от совершенствования законодательства и деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов до воспитания в гражданах нетерпимости к любым подобным проявлениям» (https://clck.ru/32Ssqi)

Одновременно, как представляется, давно назрела необходимость ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации полноценную конфискацию имущества в качестве меры наказания для лиц, совершивших коррупционные преступления, что будет самым действенным и справедливым средством, отвечающим ожиданиям большинства россиян и интересам добросовестных предпринимателей.

Очевидным фактом является то, что распространение коррупции в целом и коррупционной преступности в частности представляет собой угрозу национальной безопасности России и является результатом дефектов государственного управления в сфере реализации антикоррупционной политики. Просчеты в системе государственного управления негативно сказываются на определении места государства в различных рейтингах, связанных с измерениями уровня коррупции, независимо от того, какая методика расчета соответствующих индексов применялась. Предпринимаемые государством меры в сфере противодействия коррупции и их эффективность влияют в целом на успешность всей системы государственного управления. В свою очередь, существующая дефектность работы системы государственного управления выступает явной детерминантой коррупционных процессов, что нацеливает на изучение в дальнейшем способов и методов повышения эффективности антикоррупционной деятельности в данной сфере [2, с. 53].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что коррупция в России и в ее субъектах является актуальной проблемой. Противоправные деяния в этой сфере, являясь основным объектом внимания (воздействия) внутренней и внешней уголовно-правовой политики, не только способствуют разрушению устоев общества и государства, но и взаимосвязаны с общеуголовной, организованной, экономической, рецидивной и иной преступностью и нередко служат ее финансовой опорой, соответственно, комплексные и целенаправленно действующие меры по противодействию коррупции должны осуществляться в постоянно действующем режиме с нарастающей динамикой.

×

About the authors

V. A. Morozkov

Surgut State University

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3989-8121

Ph.D.

Russian Federation, Surgut

A. S. Rogozina

Surgut State University

Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7831-6644
Russian Federation, Surgut

D. S. Alekseeva

Surgut State University

Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2010-5251
Russian Federation, Surgut

Y. S. Yakimova

Surgut State University

Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4757-9761
Russian Federation, Surgut

References

  1. Каськов Д.Л., Рудакова О.В. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности России // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 6. С. 299-307.
  2. Козлова Е.Б., Фоменко Е.В. Тактические и методические просчеты в организации системы государственного управления как негативный фактор снижения рейтинга уровня восприятия коррупции и роста уровня преступлений коррупционной направленности в государстве // Актуальные вопросы противодействия коррупции в публичном и частном секторах = Aktuelle Fragen der Korruptionsbekämpfung im öffentlichen und privatrechtlichen Sektor: мат-лы российско-германской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 1 декабря 2021 г.). СПб., 2021. С. 43-53. https://doi.org/10.47645/9785604755105_42

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Morozkov V.A., Rogozina A.S., Alekseeva D.S., Yakimova Y.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies