Volunteering as a form of students' social activity

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers volunteering as a form of social engagement and social activity. It shows the social significance of volunteering, its role and importance, both for the young person themselves and for the people who need their help.

Full Text

Волонтерская деятельность является в современных условиях благородным трудом, однако, в отличие от труда, который предполагает получение за деятельность вознаграждения, волонтерство совершается добровольно, не подразумевая под собой желания получить за работу оплату. Волонтерство, по сути, представляет собой деятельность отдельных социальных групп, действующих по добровольному желанию и без расчета на получение финансового или другого любого вознаграждения.

Понятие волонтерства зародилось в Европе в XVII вв. Изначально волонтерами назывались люди, добровольно отправляющихся на военные действия или службу. На рубеже 1920-х гг. волонтерами стали называть и тех, кто помогал восстанавливать здания, сооружения и города после окончания Первой мировой войны. В те же годы была организована одна из первых волонтерских организаций – Международная гражданская служба (или Service Civil International).

В России волонтерская деятельность зародилась и активно начала развиваться во времена правления Екатерины II. Во времена правления императрицы были созданы первые воспитательные дома для детей-сирот, а также незаконнорождённых детей, и волонтерами назывались добровольцы, отправляющиеся на службу в подобные заведения. Волонтерство постепенно развивалось, приобретало новые формы, и ближе к концу 1870-1890-х гг. деятельность была расширена: волонтерами признавались и те, кто помогает восстанавливать жилище после военных действий, и те, кто служил в медицинских учреждениях во благо обществу, и люди, безвозмездно помогающие другим, не ожидая за это вознаграждений в какой-либо форме.

В XX вв. в России существовало уже порядка 20 тыс. советов волонтеров, которые, главным образом, были сосредоточены на помощи бедным. В конце 1990-х гг. волонтерская деятельность начала осуществляться некоммерческими общественными и благотворительными организациями. Постепенно волонтерство приобрело форму известную современному человеку сегодня.

В современном мире к волонтерству часто приобщают студенческую молодежь. Волонтерство, как вид деятельности, представляет собой определенный тип активности, направленный на безвозмездную помощь нуждающимся лицами, добровольно готовыми к такому виду работы.

Нередко в учебной литературе можно встретить такое понятие, как «волонтерская активность». Сама активность, как форма жизнедеятельности, исследуется сегодня в различных научных областях, и применяется в рамках таких словосочетаний, как «активная жизненная позиция», «активный человек», «активный образ жизни», «активист» и т. п.

Согласно словарю Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. понятие «волонтер» трактуется через слово доброволец и имеет два значения: 1) человек, добровольно вступивший в действующую армию; 2) тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу [4, с. 125].

Социолог Е.И. Холостова дает следующее определение понятию «волонтер»: «Волонтеры (от англ. volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций… Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности» [6, с. 123].

Однако, согласно Федеральному закону от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» добровольцы (волонтеры) – граждане, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в общественно полезных целях (https://clck.ru/DPAgJ). Необходимо также отметить, что понятия доброволец и волонтер тождественны. Различие лишь в их исторической принадлежности. Волонтерство близко к западной культуре, а добровольчество имеет исконно русский характер.

Одним из важнейших направлений развития Российской Федерации выступает проведение активной социальной политики. В ее рамках происходит максимальное привлечение студенческой молодежи к волонтерской деятельности: в вузах и других учебных заведениях активно развивается идея создания активных групп, занимающихся волонтерством, формируются отряды, определенные организации и волонтерские движения. Происходит это по ряду причин:

  • студенческая молодежь имеет более свободный и гибкий график, при этом имея возможность в свободное от учебы время оказывать помощь нуждающимся в ней;
  • студенческая молодежь более мобильна и, как правило, не имеет семьи, детей, обязательств;
  • студенческая молодежь психологически и физически готова к активной деятельности больше, чем сформированный человек, занятый собственными делами.

Молодежь привлекается к волонтерской деятельности из-за активной жизненной позиции, их интереса к исполнению новых видов деятельности и освоению новых навыков. Именно за счет неподдельного интереса молодежи к волонтерству, это движение активно развивается сегодня в России. Большая часть волонтеров – именно студенты, а само студенчество может рассматриваться с нескольких позиций. Как отмечает Т.В. Ищенко «отличительными особенностями студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, и овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи» [3].

Волонтерские организации – это добровольные, независимые союзы лиц, объединенных общими интересами. Деятельность организации, как правило, связана с благотворительностью и пожертвованиями нуждающимся людям. Как отмечает И.А. Зайцева, «в настоящее время волонтерское движение растет очень быстро и интенсивно. И одной из главных причин этого является добровольный характер и свобода выбора. Каждый волонтер имеет право выбирать сферу деятельности, которая ему нравится. Свободно выбранная социально значимая деятельность гораздо важнее для личности ребенка, чем навязанная извне. Все организации являются многофункциональными, поэтому каждый доброволец может найти ту сферу деятельности, в которой ему будет комфортно и интересно. Активные государственные волонтеры участвуют в общественных движениях, которым небезразличны трудности других людей. Своей работой молодые люди решают достаточно острые и серьезные социально значимые вопросы, которые, конечно же, способствуют интенсивному общественному развитию. В современном обществе любой человек в нашей стране может добровольно оказать добровольную помощь. Для оказания помощи не обязательно вступать в организацию, творить добро можно самостоятельно в любое время, но благодаря именно добровольческим организациям, у людей имеется возможность узнавать и оказывать целенаправленную помощь. С этой целью довольно легко обратиться к любой компании, которая относится к волонтерству, чтобы показать желание и помочь нуждающимся людям или произвести его вне организации» [2, с. 50].

Несомненно, волонтерские движения более выражены в образовательных организациях. Многие учебные заведения заключают договоры с государственными и муниципальными учреждениями об отправлении в качестве волонтеров студентов, являющихся активом вуза. Помимо этого, к волонтерству можно отнести и студенческую практику на базе организаций. Студенты-волонтеры заинтересованы в прохождении практики на крупных предприятиях, которые в свою очередь, нуждаются в помощи при проведении культурных или спортивных, а также других событий.

В качестве одного из примеров активной волонтерской студенческой работы следует привести проведение в России в 2018 году Чемпионата мира по футболу. Студенты вузов активно привлекались к работе по подготовке проведения Чемпионата: одни студенты обустраивали трибуны и готовили залы к посадке, другие участвовали в организации транспортного передвижения, студенты направлений, связанных с туризмом и гостинично-ресторанным бизнесом, помогали предприятиям обслуживать иностранных туристов во время проведения Чемпионата мира.

В процессе волонтерской деятельности студенты активно развивают свои профессиональные навыки и компетенции, расширяют круг интересов, получают возможность развить уровень культуры, усовершенствовать творческие способности. Помимо этого, участие в волонтерстве дает студентам ощущение независимости и собственной важности: они понимают, что их вклад в организацию какого-либо события (как пример) – ощутим и важен, и это мотивирует молодежь еще больше.

Особенностью участия студентов в волонтерстве является умение видеть показатели их работы. С помощью, этих особенностей человек создает потребность в работе, которая приносит соответствующие показатели. Усиление такой потребности ведет нынешнего молодого человека к выполнению поставленных задач, доводя начатую им работу до желаемого результата. После того, как молодые люди видят результат и получают благодарность, у них появляется понимание, что все это не зря, что их присутствие важно и что именно они могут менять мир в лучшую сторону.

Во время добровольчества молодые люди расширяют свой кругозор, повышают свой культурный уровень, развивают свой социальный дух и свои творческие возможности. Положительными аспектами организации добровольной работы также являются следующие:

  • молодые люди чувствуют себя подходящими и доступными;
  • они могут реализовывать свои начинания;
  • у молодых людей появляется понимание, что их мнение имеет фундаментальное значение для общества.

Волонтерство выполняет ряд функций:

  • организационно-регулирующая функция, которая вовлекает молодежь в добровольную деятельность. Благодаря их включению в процесс происходит перестройка жизни и взаимоотношений молодежи, коррекция ценностей и стандартов;
  • мотивационная функция определяется основной целью волонтерства в виде неоплачиваемой работы;
  • прогностическая функция, способствующая проектированию индивидуальных траекторий развития личности.

Сегодня для волонтеров существует достаточное количество сайтов разработки. Одним из таких сайтов является сайт АИС «Молодежь России». Этот сайт предоставляет информацию обо всех форумах и конкурсах, которые проводятся в нашей стране и за рубежом, поддерживает систему баллов и поощряет волонтеров. Для каждого направления существует так же отдельный сайт, в котором отражается вся информация и ведется учет проделанной работы. Каждая волонтерская организация ведет свою страницу в социальных сетях, благодаря чему может показывать свою деятельность, привлекать внимание общественности и партнёров, а также внимание молодежи, которая еще не состоит в организации.

Для решения социально значимых проблем, молодые люди предлагают социальные проекты, но для их реализации требуется финансовая поддержка, которую находят посредством участия во всевозможных грантовых конкурсах. Так как в современном мире социальные сети оказывают значительное влияние на молодёжь, следовательно, посредством социальных сетей происходит распространение не только идей волонтерства, но и поиск социальных партнеров.

Итак, в основе любой волонтерской деятельности, лежит социальная активность. К примеру, исследователь Емельянова Т.Г. под социальной активностью понимает «личностное образование, характеризующееся системностью, проявление интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества, личностно опосредованное системой мотивов, побуждений и условий, связанных с достижением социально-значимых целей» [1, с. 61].

Социальная активность, может быть нескольких видов: трудовая, общественно-политическая и познавательная. При этом структура социальной активности может отличаться в зависимости от того, какой вид активности реализуется в настоящий момент.

Так, познавательная активность ставит своей целью получение субъектом определенных знаний и навыков, приобретение субъектов уникальных и новых для него профессиональных или любых иных компетенций, которые необходимы для достижения поставленного результата и цели.

Социально-политическая деятельность представляет собой участие в мероприятиях социального или политического характера: это может быть участие в организации публичных мероприятий – фестивалей, концертов, или участие в предвыборных кампаниях политических партий. Уровень активности может быть определен тремя градациями:

  • высокий: студент на постоянной основе участвует в мероприятиях, принимает участие в их организации и хорошо разбирается в тонкостях их проведения;
  • средний: субъект участвует в мероприятиях нестабильно, систематичность отсутствует, также можно отметить низкий уровень инициативности, участие происходит редко, по необходимости, основной стимул – достижение собственной, а не групповой цели;
  • низкий: отсутствует польза от выполняемых действий, желания и мотивации к исполнению поручений нет, результативность отсутствует.

Трудовая активность направлена, главным образом, на получение профессионального опыта, получение новых навыков и умений, основная цель такой деятельности – саморазвитие, надежда на карьерный рост по окончании обучения.

Социальная активность, вернее, ее уровень, во многом зависит от того, насколько замотивирован субъект (исполнитель) в предстоящей работе. При этом факторы, которые могут влиять на качество и результат работы, делятся на две группы: объективные (внешние условия – среда, наличие необходимого оборудования и прочие, т. е. все то, что влияет на субъект, но то, на что он не в силах повлиять) и субъективные (мотивы личности, психологические качества и др.). К активности нужно поощрять и стимулировать, и стимулирование в настоящем случае представляет собой процесс, направленный на формирование интереса у субъекта к исполнению определенных действий.

Как отмечает Соколова Е.С. для молодежи проблема стимулирования к активности стоит остро, потому что молодёжь нуждается в общении и самореализации, идентификации себя в социальных группах. С другой стороны, стимулировать молодежь проще: большое значение для молодых людей имеет такой фактор, как перспектива карьерного роста или ускоренного развития, совершенствование навыков и профессиональных компетенций, получение рекомендаций при трудоустройстве и проч. [5].

Основными формами участия в социальной активности являются: участие молодежи в культурных мероприятиях своего города, помощь в организации спортивных мероприятий, фестивалей, работа волонтером в государственных, муниципальных или других организациях, участие в благотворительных акциях, в т. ч. проводимых от места обучения студента-активиста.

Социальная активность молодежи способствует развитию такого направления волонтерства, как работа с особо нуждающимися группами населения (группы особого социального риска). К основным формам работы относятся:

  • работа с социально-незащищенными слоями населения;
  • профилактика здорового образа жизни;
  • активная помощь приютам и организациям;
  • проведение экологических акций и других мероприятий, направленных на защиту экологии и окружающей среды и проч.

При этом следует отметить, что волонтерство сегодня стало более доступным: система развивается, появляются новые формы, волонтерство также трансформируется и отчасти даже переходит в цифровое пространство. Сегодня каждый желающий может почувствовать себя волонтером: достаточно найти сайт организации, осуществляющей помощь нуждающимся и внести свой вклад: заказать продукты онлайн для одинокого пожилого человека, оплатить игрушку для ребенка из детского дома благодаря акции «Елка желаний» и др.

Такой способ встречается молодежью даже с большим интересом, поскольку нахождение в онлайн привычно: волонтер не покидает привычного поля своей жизнедеятельности, при этом делает доброе дело. Такая помощь «онлайн» может стать началом большого пути в волонтерстве далее.

Таким образом, одной из форм социальной активности современной студенческой молодежи является добровольческая или волонтерская деятельность. Под волонтером и волонтерской деятельностью будем понимать граждан, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в общественно полезных целях.

Волонтерская деятельность оказывает на молодого человека огромное влияние, т.к. они оказывают помощь не только нуждающимся, но и получают бесценный опыт, необходимый для будущей профессиональной деятельности, реализуют свой творческий потенциал и лидерские качества.

Развитие добровольчества как формы социальной активности молодежи возможно исключительно в контексте системного подхода. Например, создание базы данных вакансий для добровольцев, организация работы по регистрации добровольцев (волонтеров), сотрудничество на договорной основе официальных волонтерских организаций и учебных заведений и т. п.

В конечном итоге, организация системной добровольческой деятельности молодежи будет способствовать усилению экономической эффективности социальной политики, повышению качества жизни молодых людей, развитию инициативы и ответственности, а также становлению активной социальной и гражданской позиции молодого поколения.

×

About the authors

S. R. Aminov

Surgut State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8048-5719

Ph.D.

Russian Federation, Surgut

References

  1. Емельянова Т.Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов ссуза: дис. … канд. психол. наук. Ижевск, 2006. 157 с.
  2. Зайцева И.А. Развитие волонтерства в молодежной среде: правовой аспект // World Politic. 2015. № 1 С. 47-57.
  3. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1970. 243 с.
  4. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Изд 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999. 125 с.
  5. Соколова Е. С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. №2. https://clck.ru/32gJkm
  6. Холостова Е.И. Волонтеры. Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юристъ, 1997. 424 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Aminov S.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies