FORMATION OF THE IMAGE OF ALEXANDER NEVSKY AMONG SECONDARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE CULTURAL SPACE OF THE CITY: ON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the main milestones of military and political activity of the prince Alexander Nevskiy reflecting the most important milestones of the Russian people struggle for independence and saving of the Orthodox faith in the XIII th century. The public need in saving of the historical and cultural memory led to the erection of memorable places and objects of cult architecture in honor of A. Nevskiy, including in modern Volgograd. On the basis of the existing objects of the cultural space of Volgograd the methodological ways of A. Nevskiy's image formation as the defender of medieval Russia and the notion of confrontation with the aggressive aims of Western Europe and the Mongol-Tatars are offered.

Full Text

В современных условиях, когда успешное развитие того или иного национального общества определяется достижениями экономики и научно-техническим потенциалом, всё далее и далее отходит на второй план история, историческая память и духовность. В современной России история её героев со славными их деяниями во имя Отечества и российского общества в разные периоды, не стоят в одном ряду с фото и видеоматериалами из YouTube, Instagram, TikTok и др. платформ и интернет-приложений. Реалии нашего времени показывают нам, как в погоне за потреблением материальных благ, не находят применение духовные ценности, идеалы нравственности и нормы морали, теряется преемственность и связь между поколениями. А ведь, изучая жизнь и деятельность наших великих соотечественников, можно не только воспитывать и формировать социальные качества у подрастающего поколения, но и применять эти знания при выборе модели своего поведения и руководстве. Среди многих великих деятелей российского государства ярко выделяется Александр Невский, человек чьё имя сквозь века всегда ассоциировалось с военными подвигами, полководческим талантом и политическим предвиденьем, защитой православной веры и культуры. Княжение 16-летнего Александра в Великом Новгороде началось в 1236 г. Спустя четыре года, в 1240 г. на Русь напали шведы, которые стремились захватить устье р. Невы, Ладогу, Новгород, чтобы контролировать всю Восточную Прибалтику. 20-летний князь Александр Ярославич выступил со своим войском против отряда шведов под командованием Биргера Ярля и разгромил их на реке Неве. Эта битва принесла князю Александру общерусскую славу и прозвище «Невский». В том же 1240 г. немецкие рыцари-крестоносцы Ливонского ордена начали наступление в районе Пскова, они двигались в новгородские пределы. В 1242 г. князь Александр Невский выступил со своими дружинами в поход против немцев. Главная битва состоялась на льду Чудского озера, отчего она получила в истории название Ледового побоища. Летопись «Житие Александра Невского» говорит, что «на замёрзшем озере нельзя было льда видеть, ибо покрыт он был кровью» [2, с. 195-196]. Подвиги Александра Невского неоспоримы, он сумел остановить агрессивную военно-религиозную экспансию со стороны Запада, победив в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года, отстояв целостность северно-западных земель удельной Руси и не допустив проникновение католичества на Восток и при этом став подвижником православной веры и культуры [7, с.525-526]. За свои праведную жизнь, подвиги и политическую деятельность Александр был канонизирован на Московском соборе 1547 года, когда митрополит Макарий, бывший ранее Новгородским архиепископом, предложил установить празднование ему по всей России. В самые трудные времена для России его имя всегда упоминалось как пример стойкого и мужественного защитника веры православной и отечества. Даже отрицавшие национальную историю и православные традиции в угоду классовым интересам большевики в годы Великой Отечественной войны вынуждены были вспомнить его имя и подвиги. Образ благоверного князя Александра в схимнических ли одеждах или в доспехах воина, молящегося за землю Русскую, навсегда стал для православного русского человека иконой благочестия и школой истинного патриотизма [5, с.10]. При этом, как и сама личность Невского, так и его военно-политическая деятельность вошли в круг «особо дискуссионных» вопросов в историко-культурный стандарт, на основе которого в современной России идет школьное историческое образование (https://clck.ru/VJFYi). Это, в свою очередь, только актуализирует педагогические средства по развитию понимания у обучающихся средней школы понимания взаимоотношений между удельной Русью и Золотой Ордой, характере зависимости и роли Александра Невского в сохранении мира на русской земле [5, с. 92-93]. Формирование образа Александра Невского как защитника Отечества возможно с использованием культурного пространства современных российских городов, как, например, Волгограда - города-героя, известного своими военными подвигами на весь мир. Исходя из семиотического подхода к понимаю «город», можно сказать, что культурное пространство города воспринимается его жителями не просто как некая система материальных и антропогенных объектов, а как система носителей культурно-исторической информации [4, с.225]. Восприятие «читаемых объектов» позволяет аккумулировать социальный и исторический опыт города в его предшествующем временном и пространственном развитии, что позволит транслировать эту информацию для других сообществ и выстраивать духовно-нравственную связь различными социальными группами, сообществами и поколениями. В этом векторе рассмотрения Волгоград, как город-герой и воинской славы с богатой историей примеров проявления подвигов во имя Отечества, является примером города, связывающего в своей истории и культуре славные воинские традиции, проявления человеческой стойкости, выносливости, мужества и героизма. На основе культурного пространства Волгограда возможно формирование для подрастающего поколения представлений об этапах борьбы российского народа за свою независимость и образов защитников Отечества, которым, несомненно, является Александр Невский [1, с.152-160]. Одним из мест, в котором аккумулируется память, духовные ценности и воинские традиции в Волгограде является мемориальный комплекс Мамаев курган и стоящий на «высоте 102» храм Всех Святых. Это культовое сооружение не только выступает знаковым объектом для всех православных, но и отправной точкой для формирования образа Александра Невского. Ведь собственно топоним «Мамаев курган» восходит к истории Золотой Орды, времен тяжелых взаимоотношений раздробленных русских земель с ханами и их чиновниками, борьбой русского народа за свою независимость, ключевую роль в которых играл Александр Невский. Далее путь освещения жизни и воинских подвигов Александра может происходить в самом центре Волгограда, где сосредоточены объекты, символически возвращают нас в прошлое страны и города. По полулегендарным сведениям, Александр Невский ещё в XIII в., посещавший Орду с поклонами хану, говорил о необходимости постройки на берегах р. Волга, в местах современного Волгограда, крепости. Эта перспективная мысль князя нашла своё воплощение в годы правления последнего Рюриковича - Федора Иоанновича, в 1589 г. с постройкой Царицына, как сторожевой стрелецкой крепости. В связи с выявленными обстоятельствами в сентябре 2006 г. в связи с обращением властей Волгограда к патриарху Всея Руси Алексию Второму Александр Невский становится небесным покровителем города. Буквально через пару месяцев в центре Волгограда, напротив Нового экспериментального театра, в феврале 2007 г. был открыт памятник Александру Невскому, ставший украшением центральных улиц города. Однако восстановление памяти о ратных подвигах Александра Невского и его пребывания на волгоградской земле в средние века началось ещё ранее. В 2005 г. на том месте, где до революции 1917 г., в центре Царицына, находился Кафедральный собор, носивший имя Александра Невского, была построена часовня его имени. На современном этапе в центре Волгограда заканчивается строительство и обустройство Собора Александра Невского, а 19 сентября 2021 года храм был освящен патриархом Московским и Русской Православной церкви Кириллом. Это культовое сооружение своим архитектурным обликом и символичностью возвращает нас к истории Царицына, к предыдущему времени сохранения культурных традиций русского народа. При этом, ради справедливости, стоит отметить, что «что ценность новоделов с точки зрения охраны культурного наследия невелика - они не могут быть памятниками. Стремление возвести их на прежнем месте наталкивается на то, что современные архитектурные решения городского пространства приходят в диссонанс с возможными соседями, которые не будут высотными и смысловыми доминантами места» [3, с. 176]. Все объекты, посвященные памяти Александра Невского, располагаются в самом центре Волгограда, в местах, где шли активные боевые действия, как в годы Гражданской войны, так и в дни Сталинградской битвы. Территория Центрального района города включает в себя места воинских погребений, братские могилы, памятники и обелиски воинской славы. Культурное пространство центральной части Волгограда создает все условия для формирования в сознании подрастающего поколения целой цепочки военных событий, где российский народ, проявил выдающуюся стойкость, выдержанность и неподдельный патриотизм к своей земле, начиная от времен Александра Невского до защитников Сталинграда в годы Великой Отечественной войны. Одним из путей и средством формирования представлений о военных подвигах Александра Невского и ценностных отношений к героической стойкости, памяти героев России и Отечеству может быть использована историко-биографическая экскурсия с использованием иллюстративного материала через интернет-платформы и изложения цитат из литературных произведений: «Поучения» А. Невского, «Жития Александра Невского», повестей о жизни и военно-политической деятельности ратного князя. Весь иллюстративный материал и маршрут экскурсии представляется на платформе Padlet, использование которой платформы позволяет мобильно взаимодействовать с участниками экскурсии и получить обратную связь. Данная форма внеурочной деятельности предусмотрена для обучающихся средних школ в 6-х классах и преследующая такие цели, как: - формирование представления о жизни и воинских подвигов Александра Невского; - подведение к пониманию роли и значения политической деятельности Александра Невского в жизни российского общества и государства; - формирование ценностного отношения к Отечеству (на примере героической борьбы за независимость русского народа в условиях становления монгольского иго). Реализация данных целей может происходить в четыре этапа: - первым, основополагающим этапом является проведение урока по теме: «Борьба с западными завоевателями» и анализ карт сражений, цитат из «Поучения» и выдержек из «Жития» А. Невского, комментирование фрагментов фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»; - на втором этапе, учащиеся ближе знакомятся с исторической информацией о жизни князя после покорения Руси и приобретают опыт поиска новой информации о военно-политической деятельности условиях монголо-татарского иго при выполнении домашнего задания; - на третьем этапа происходит обобщение ранее изученного материала в форме пешей экскурсии, включая объекты культуры Волгограда; - четвертый этап заключается в закреплении дидактических единиц и учебного материала по средствам выполнения сочинения о жизни Александра Невского и памятных местах Волгограда, посвященных его имени. Экскурсия, как форма внеурочной работы с обучающимися, для формирования образа Александра Невского по объектам культуры Волгограда может быть разделена также на несколько этапов: 1-й этап, направлен на актуализацию знания о жизни и деятельности Александра Невского у храма Всех святых на Мамаевом кургане; в изложении материала повествуется о начальных этапах жизни Невского, его воспитании, его военно-государственной деятельности и оставленном «Поучении» потомках и причинах канонизации. 2-й этап, освящает борьбу Александра Невского со шведскими и немецкими рыцарями, необходимость защиты исконно русских северо-западных территорий России территорий, где зародилась государственность и значении его побед в устье р. Невы, в обороне Пскова и на Чудском озере у входа в часовню Александра Невского на Аллее героев (необходимо обратиться к картине В.А. Серова «Ледовое побоище», а также картам сражений «Невская битва» и «Ледовое побоище»). 3-й этап, по логике маршрута переходит к входу Нового экспериментального театра, напротив памятника Александра Невского; он направлен на развитие причинно-следственных связей о взаимоотношениях русских земель и Орды, характере иго, как системе зависимости земель и княжеств от восточного покорителя и роли Александра Невского в урегулировании отношений, выстраивании политики сотрудничества и «вынужденного мира» с агрессором; в процессе повествования необходимо включить цитаты из «Повести о житияАлександра Невского», характеризующие правильно выбранную тактику взаимоотношений с Ордой и значение сохраненного мира для русских удельных земель. 4-й этап, у восстановленного собора Александра Невского, заканчивается рассказом о праздновании 800-летия со дня рождения Благоверного Святого, о литературных произведениях, кинофильмах, картинах и воинских орденах, и наградах, которые отражают воинскую доблесть князя и аккумулирует память о защите Отечества от врагов и агрессоров. Обозначенные объекты культурного пространства Волгограда: храм всех Святых на Мамаевом кургане, часовня Александра Невского на Аллее героев, памятник Александру Невского на улице Мира у входа в Новый экспериментальный театр и восстановленный собор Александра Невского, представляются не просто частью пространственной и художественной среды города, а как средства формирования исторического мышления и ценностных отношений. Их можно «читать» как текст «Поучения», «Жития Александра Невского», проводить с каждым отдельным объектом параллели с разными этапами и событиями из жизни Александра Невского. Если исходить из мысли о том, что «города говорят с нами своими улицами, площадями, водами, садами, людьми, памятниками, зданиями, историей, идеями, на основании которых может быть реконструирована некая система знаков, некий текст», то установленные объекты культового и мемориального назначения, находящие в культурном пространстве Волгограда, могут многое рассказать об Александре Невском и сформировать его героический образ. Культурное пространство центральной части Волгограда позволяет рассмотреть сложные этапы жизни и деятельности князя Александра Невского и реализовывать не только учебные цели урока в рамках школьных учебных программ, но и способствовать формированию ценностного отношения к Человеку, к Отечеству, к Миру.
×

About the authors

A. V Lipatov

Volgograd State Physical Education Academy

Ph.D.

O. A Kazakevich

Volgograd State Technical University

References

  1. Вербовой О.И., Сыров А.А. Святой заступник Отечества (к 797-й годовщине со дня Рождения Александра Невского) // ХХI Царскосельские чтения: материалы международной научнойконференции (г. Санкт-Петербург, 25-26 апреля 2017 года). СПб., 2017. С. 152-160.
  2. Галинская И.Л. Александр Невский // Культурология. 2014. № 3(70). С. 195-196.
  3. Галкова О.В., Савицкая О.Н. Культовая архитектура Волгоградской области: история и современные проблемы изучения, сохранения и использования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2(97). С. 171-178.
  4. Мастеница Е.Н. Культурное пространство города: пути постижения и интерпретации // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Т. 212. Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. СПб., 2015. С. 223-237.
  5. Ранне А. Святой благоверный великий князь Александр Невский и Великий Новгород // Родина. 2013. № 8. С. 7-10.
  6. Русакова О.В. Воспитательный потенциал изучения жизненного пути святого Александра Невского в образовательном пространстве Санкт-Петербурга // От Александра Невского до наших дней: урок истории: материалы VIII Международных Александро-Невских чтений (г. Псков, 08-09 июня 2017 года). Псков, 2017. С. 92-93.
  7. Терехова В.И. Александр Невский: подвиг и святость // Исторический путь России: из прошлого в будущее: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 02 апреля 2021 года). В 3-х т. СПб., 2021. С. 525-526.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Lipatov A.V., Kazakevich O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies